Главная страница

Курсовая Масульманская правовая система. Масульманская правовая система


Скачать 100.85 Kb.
НазваниеМасульманская правовая система
Дата10.01.2023
Размер100.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая Масульманская правовая система.docx
ТипКурсовая
#879400
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Понятие мусульманского права.


Мусульманское право в своей основе сложилось и оформилось в VII - X веках в Арабском халифате. Границы халифата определились уже к середине VIII века, просуществовал же он до XIII века. В него в разное время входили Аравия, Сирия, Ирак, Испания, Северная Африка, Египет, Иран, Афганистан, Средняя Азия, Северная Индия, Азербайджан, Армения. Грузия, острова Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр и др. Образование Арабского государства было связано с возникновением новой религии – ислам (покорность). Основателем её стал пророк по имени Мухаммед (около 570 - 632 гг.). Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право. Уже изначально оно стало важнейшей частью религии ислам, который включает теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб. шариат - «надлежащий путь», «дорога к источнику», «путь следования»), то есть предписаний верующим о том, что они должны делать и что не должны, чтобы попасть в рай. По исламу шариат своим происхождением связан с верховным единственным божеством Аллахом. Именно он создал шариат и довёл его до всего арабского общества через своего посланника и пророка Мухаммеда.

Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат стал сводом правил поведения для правоверного мусульманина от его рождения до смерти, то есть своеобразным сводом законов мусульманского права. Он содержит религиозные, нравственно-этические и правовые нормы, не разделяя их отдельно на религию, мораль и право. Представляя слитность религиозной и светской власти, шариат включает в себя право, моральные наставления, а также предписания мусульманского культа – регламентацию молитв, проведение поста, праздников, обязанностей мусульманина. По шариату у каждого мусульманина существует 4 вида обязанностей: во-первых, обязанности перед Аллахом; во-вторых, обязанности перед самим собой; в-третьих, обязанности перед рабами Аллаха; в-четвёртых, обязанности перед тем, кто принадлежит ему в этом мире. Шариат содержит множество рациональных предписаний, регулирующих почти все сферы жизни мусульман: жить честно, своим трудом; не убивать; помогать бедным, нищим и сиротам; не воровать; не обижать детей; сдерживать данное слово; заботиться о родителях; кормить жену и детей; уметь прощать обиды; быть терпеливым и праведным; не пьянствовать; не увлекаться азартными играми и др. Это гуманистическое содержание шариата содействует тому, что он продолжает оставаться одной из крупных правовых систем современного мира и содержит нормы, регулирующие все основные стороны человеческих взаимоотношений – в сфере семьи, общества, государства.

В общем, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в самих истоках зарождения мусульманского права стояла теократия и теология, то есть подчинение в основных вопросах воле Аллаха.

2. Этапы развития мусульманского права.


Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения верующим мусульманам. Эти нормы формировались им главным образом в публичных проповедях, нашедших свое отражение в Коране. Другая часть юридически значимых норм – сунна (“священный обычай”) - сложилась на основе преданий об изречениях и поступках Мухаммеда. Позднее и те, и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений мусульманской общины, а потому после смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники – “праведные халифы” Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они сформировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же “молчания” Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

В VIII-X ве ка х суще стве нное  влияние  на  ра звитие  мусульма нского пра ва  ока за ли исла мские  пра вове ды и мусульма нские  судьи - ка ди. Их роль в формирова нии мусульма нской пра вовой систе мы была  столь зна чите льной, что не которые  иссле дова те ли ста ли опре де лять мусульма нское  пра во ка к пра во юристов. В этот пе риод за рожда ются гла вные  ве тви (толки) исла ма , восполняются пра вовые  пробе лы, на  основе  толкова ния Кора на  формулируе тся множе ство новых пре дписа ний.

К концу X ве ка  мусульма нское  пра во было ка нонизирова но, и “ворота  иска ний” для е го иссле дова те ле й и ре форма торов за крылись. На ступил “ве к тра диций”, пе риод де йствий согла сно уста новившимся пра вовым норма м и доктрина м. Мусульма нские  судьи лишились пра ва  выносить ре ше ния по свое му усмотре нию при отсутствии в Кора не , сунне  и других источника х нужных норм. Они должны были руководствова ться принятым на се ле ние м стра ны толком. К XIII ве ку мусульма нское  пра во пра ктиче ски утра тило свою це лостность и ста ло пра вом полидоктрина льным, ра зде ле нным на  ра зные  ве тви. Обяза нность приде ржива ться конкре тной юридиче ской школы диктова ла сь госуда рством, е го пра вовой политикой. В ре зульта те  на дна циона льное  мусульма нское  пра во ока за лось ра здробле нным. Подобно рома но-ге рма нскому пра ву пе риода  кодифика ции, оно ста ло пра вом на циона льным.

Да льне йше е  ра звитие  мусульма нской пра вовой доктрины шло по пути после дова те льного устра не ния внутре нних противоре чий, не согла сова нносте й, суще ствова вших в ра мка х того или иного толка , а  та кже  созда ния общих положе ний, принципов, е диных для все х мусульма нских пра вовых школ. Эти нормы-принципы прида ли мусульма нскому пра ву логиче скую це лостность, стройность и зна чите льно повысили е го ре гулятивный поте нциа л.

IX ве к зна ме нуе т принципиа льно новую ступе нь ра звития мусульма нского пра ва , ста новле ние  за конода те льства  в ка че стве  са мостояте льного источника  норма тивного ре гулирова ния приве ло к посте пе нному выте сне нию юридиче ской доктрины, сниже нию е е  роли, хотя в соде ржа те льном пла не  она  продолжа ла  ока зыва ть возде йствие  на  пра вовую систе му.

Со второй половины IX ве ка  происходит а ктивное  за имствова ние  е вропе йского пра ва , в ча стности, рома но-ге рма нского, которое  в на стояще е  вре мя в отде льных а ра бских стра на х (на приме р, в Турции) пра ктиче ски выте снило мусульма нские  пра вовые  нормы. В других стра на х (А лжир, Е гипе т, Сирия и др.) мусульма нское  пра во сохра нилось в отде льных сфе ра х социа льных отноше ний, в ча стности, сфе ре  “личного ста туса ” мусульма н. В те х стра на х, где  доминируют исла мско-фунда ме нта листские  позиции (Ира н, Па киста н, ЙА Р, Ливия, Суда н), гра ницы мусульма нского пра ва  боле е  широки, включа ют ра зличные  институты, подотра сли гра жда нского, уголовного пра ва  и др. Зде сь на блюда е тся свое обра зный ре не сса нс исла мско-пра вовой культуры, возвра т к тра диционным исла мским це нностям, что за кономе рно вле че т за  собой ра сшире ние  пре дме та  ре гулирова ния мусульма нского пра ва .

На иболе е  яркой че ртой мусульма нского пра ва  являе тся е го открове нно ре лигиозное  соде ржа ние . Оно влияло на  природу и источники этой пра вовой систе мы, на  способы ре гулирова ния обще стве нной жизни. Мусульма нское  пра во являе тся совокупностью норм, порожде нных ре лигиозно-этиче скими постула та ми и це нностями. Собра ние  изре че ний пророка  Муха мме да  выступа е т гла вным источником пра ва , а  е го за пове ди, поуче ния, пре дписа ния, ритуа лы приобре ли смысл юридиче ских обяза нносте й. Пра вда , им не  хва та е т е вропе йской структурирова нности, строгости и точности, не  ясны и пра вовые  после дствия их исполне ния или не исполне ния. Но обще е  социа льно-психологиче ское  послуша ние  га ра нтируе т не зыбле мость подобных пра вил пове де ния.

Иссле дова те ли отме ча ют большую роль толкова те ле й Кора на  - пропове дников и их уче ников, уче ных-юристов, ре лигиозных судов. Оче видна я “не подвижность” исла мского пра ва  в де йствите льности включа е т в се бя и не которую дина мичность, достига е мую путе м собира ния и хра не ния сужде ний ре лигиозных, ре лигиозно-пра вовых школ.

Поэтому пробле ма  норма тивно-логиче ского оформле ния пра ва  многие  ве ка  не  возника ла  в стра на х мусульма нского мира . Лишь с се ре дины прошлого ве ка  на чина ются кодифика ционные  ра боты, и торговые  коде ксы, коде ксы торгового море пла ва ния, гра жда нско-проце ссуа льные  коде ксы формулируются по моде ли фра нцузского гра жда нского за конода те льства . И зде сь колониа льный тип отноше ний пре допре де лял влияние  систе мы контине нта льного и - ре же  - обще го пра ва .

В на ча ле  ХХ ве ка  кодифика ция ра спростра няе тся на  сфе ры се ме йного и на сле дстве нного пра ва . А  с се ре дины ныне шне го ве ка  инте нсивне е  ра звива ются конституционное  и а дминистра тивное  пра во, систе ма  све тского судоустройства . Особе нно это проявляе тся в Турции. Влияние  обще мировых те нде нций пра вового ра звития за ме тно и в мусульма нском мире . Е сте стве нно, эти проявле ния, ра вно ка к и ме ра  тра диционно мусульма нских принципов и норм, не  одина ковы в ра зличных стра на х.

Ве сьма  пока за те льны в этом пла не  положе ния Конституции Исла мской Ре спублики Ира н, принятой в 1979 и обновле нной в 1989 году. Ста тья 2 гла сит: Исла мска я Ре спублика  - “это систе ма  пра вле ния, основа нна я на  ве ре  в:

1)    е диного Бога , в то, что он уста на влива е т за коны ша риа та  и что че лове к долже н покоряться е го воле ;

2)    боже стве нные  открове ния и их основопола га ющую роль в толкова нии за конов;

3)    стра шный Суд и е го конструктивную роль в че лове че ском сове рше нствова нии на  пути к Богу”.

Гла ва  о пра ва х на рода  ка к бы ра створяе т ка ждого в ира нском этносе . Ста тья 57 уста на влива е т, что упра вле ние  осуще ствляе тся за конода те льной, исполните льной и суде бной вла стями под контроле м има ма .

Иссле дова те ли исла мского пра ва  е динодушны в оце нке  исла ма  одновре ме нно ка к ве ры и доктрины госуда рства , а  пра ва  - в собстве нном и ре лигиозном смысле . Та ка я униве рса льна я ха ра кте ристика  исла ма  и е го норма тивных пре дписа ний не  исключа е т спе цифики мусульма нского пра ва  в отде льных стра на х. Та к, в ряде  стра н Юго-Восточной А зии почти не т па рла ме нтских институтов.

Изуче ние  совре ме нных источников мусульма нского пра ва , те кстов за конода те льных а ктов свиде те льствуе т о больше й сте пе ни их сходства  с е вропе йским пра вом. Но вне шне е  сходство не  устра няе т внутре нних, нра встве нно-ре лигиозных источников, которые  по-пре жне му устойчиво опре де ляют пове де ние  люде й.

Ита к, подве дя итог, можно ска за ть, что ге не зис мусульма нского пра ва  за ключа е тся в е го «пла стичной» сущности. С за рожде ния иде ологии Муха мме да  и до конца  XX ве ка  а ра бска я пра вова я мысль выде ржа ла  гне т внутре нних (ме жна циона льных и ме жкультурных) противоре чий и суме ла  ра звиться в са мостояте льную пра вовую систе му (что не  уда лось, на приме р, христиа нству и иуде йству).
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта