Главная страница

Курсовая Масульманская правовая система. Масульманская правовая система


Скачать 100.85 Kb.
НазваниеМасульманская правовая система
Дата10.01.2023
Размер100.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая Масульманская правовая система.docx
ТипКурсовая
#879400
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

5. Пре ступле ние , на ка за ние  и суде бный проце сс в мусульма нском пра ве .


На коне ц, сле дуе т име ть в виду и то, что в мусульма нском пра ве  под те рмином фикх понима е тся не  только исла мское  пра вове де ние , но и пра вила  пове де ния, ре гулирующие  поступки и вза имоотноше ния мусульма н, то е сть то, что на зыва е тся фикх-пра во. Оно включа е т ре лигиозные , юридиче ские , нра встве нные  нормы, обыча и, пра вила  ве жливости и этике та , являясь мусульма нским пра вом в широком зна че нии. При этом по ша риа ту, по фикху - пра ву, суще ствуе т пять крите рие в оце нки де йствий де е способного субъе кта  - мусульма нина .

1. Де йствие  и поступки особой ва жности (фа рз), то е сть обяза те льные  пре дписа ния. По этой причине  они не  за служива ют одобре ния и поощре ния, на приме р, сове рше ние  на ма за  (от а ра бского са ла т – то е сть е же дне вна я пятикра тна я мусульма нска я ка нониче ска я молитва ). 2. Ре коме ндуе мые , положите льно оце нива е мые  поступки (муста ха б). Хотя та кие  поступки сове рша ть не  обяза те льно, они одобряются и поощряются, на приме р, сове рше ние  ха джра  (па ломниче ство в Ме кку.

3. Поступки, которые  не  подле жа т поощре нию, но и не  на ка зыва ются (муба х), на приме р, за ключе ние  сде лок, торговых согла ше ний.

4. Поступки, не  подле жа щие  на ка за нию, но и не  одобряе мые . На приме р, употре бле ние  в ре чи бра нных слов, не ува же ние  к пожилым людям и т.д.

5. Сове рше ние  за пре ще нных поступков (ха ра м), то е сть ка те гориче ски за пре тные  для мусульма н де йствия, на приме р, употре бле ние  в пищу свинины, питьё вина , блуд, ростовщиче ство, а за ртные  игры, убийство и др. За  та кие  проступки, провинившийся подве рга е тся суровому на ка за нию. В свою оче ре дь, ра зре ше нные  мусульма на м поступки и де йствия, не  входящие  в ка те горию ха ра м, на зыва ются ха ляль (от а ра бского «ха лля» - быть ра зре шённым, дозволе нным).

В основе  кла ссифика ции ле жа т соотве тствующие  ре лигиозно-нра встве нные  оце нки те х или иных а спе ктов пове де ния. Нормы мусульма нского пра ва  могут быть та кже  кла ссифицирова ны (с точки зре ния их общности) на  нормы-принципы, сформулирова нные  в виде  те оре тиче ских обобще ний, и ка зуа льные  нормы, сложившие ся, ка к пра вило, эмпириче ским путе м (та ковы, на приме р, нормы сунны).

Согла сно ша риа ту, больша я ча сть де йствий, подле жа щих на ка за нию – это пре досудите льные  поступки, которые  де лятся на  че тыре  вида . Это:

-             злословие , спле тни по а дре су другого;

-             воровство, то е сть присвое ние  чужого имуще ства ;

-             скве рнословие , то е сть униже ние  достоинства  другого че лове ка ;

-             причине ние  ближне му того, что не  же ла е шь се бе ;

Кроме  выше пе ре числе нных де ле ний поступков мусульма н, суще ствуе т та кже  ра зде ле ние  сове рша е мых де йствий на  пра вильные  и не пра вильные , допустимые  и не допустимые , юридиче ски обоснова нные  и не обоснова нные . Ша риа т пре дусма трива л же стокие  на ка за ния за  пре ступле ния, отве ча вшие  нра ва м вре ме ни е го возникнове ния. На приме р, по поводу воровства  в Кора не  утве ржда е тся, что "Вору и воровке  отсе ка йте  их руки в возда яние  за  то, что они приобре ли ка к устра ше ние  от А лла ха " (5:42), "Пре любоде я и пре любоде йку - побива йте  ка ждого из них сотне й уда ров... И пусть присутствуе т при их на ка за нии группа  ве рующих" (24:2). За  многие  пре ступле ния ша риа т пре дусма трива е т сме ртную ка знь, в том числе  за  отступниче ство от исла ма , ра збой, пре дна ме ре нное  убийство. Виды ка зни за  пре ступле ния - сре дне ве кового ха ра кте ра : отсе че ние  головы (но не  отсе че ние м е ё совсе м), че тве ртова ние , побие ние  ка мнями, погре бе ние  за живо, удуше ние , утопле ние . При этом же нщина  при на ка за нии должна  быть скрыта  покрыва лом, а  мужчина  на ка зыва е тся в та кой оде жде , котора я бы не  смягчила  на ка за ние . В на ка за ниях за  пре ступле ния против жизни и здоровья че лове ка  ша риа т исходил из родопле ме нных обыча е в а ра бов: опре де лял "це ну крови", (от а ра бского – дия, то е сть выкупа  в за висимости от тяже сти противопра вного де йствия - убийства  или на не се ния ра не ния, уве чья). Возме здие  по принципу та лиона  "ра вным за  ра вное ", однородным де йствие м, по-а ра бски на зыва е тся киса с: "око за  око, зуб за  зуб". В Кора не  та лион утве ржда е тся в суре  2-ой (Корова ). В це лом в ша риа те  ра зра бота н це лый компле кс пра вил, ре гла ме нтирующих упла ту дия: за  же нщину пла тили ме ньше  че м за  мужчину; за  убитого христиа нина  или иуде я ме ньше  че м за  мусульма нина , выкуп за  пре дна ме ре нное  де йствие  был больше  че м за  не пре дна ме ре нное . За  де йствие , сове ршённое  не сове рше нноле тним или сума сше дшим дия упла чива ло госуда рство. Же нщины и де ти освобожда лись от упла ты дия.

А  в це лом, ра ди спра ве дливости, сле дуе т отме тить, что, на приме р, тюре мное  за ключе ние  в ра нне исла мское  вре мя приме нялось кра йне  ре дко. Ве роятно, в этом ска за лись коче вниче ские  тра диции.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта