Главная страница

Курсовая Масульманская правовая система. Масульманская правовая система


Скачать 100.85 Kb.
НазваниеМасульманская правовая система
Дата10.01.2023
Размер100.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая Масульманская правовая система.docx
ТипКурсовая
#879400
страница8 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

11. Основные  постула ты мусульма нского пра ва .


В исла ме  в це лом и ша риа те  в ча стности, е сть не ма ло эле ме нтов, связа нных с па триа рха льным укла дом и пле ме нным де мокра тизмом, с позитивным соде ржа ние м пра ва . Сре ди них особо сле дуе т выде лить:

  1. ра ве нство мусульма н пе ре д А лла хом – (муса ва т);

  2. относите льна я социа льна я спра ве дливость (а да лят);

  3. выборность гла вы ре лигиозной общины (има ма т);

  4. бла готворите льный на лог (за кят) и добровольна я милостыня (са да ка );

  5. тре бова ние  от ка ждого пра вове рного мусульма нина , чтобы он собстве нным трудом обе спе чива л се бя и свою се мью;

  6. ша риа т, выступа е т против того, что вре дно для люде й: а лкоголизма , а за ртных игр, проституции; он за пре ща е т производить не че стные  опе ра ции, бра ть ростовщиче ские  ссудные  проце нты (риба ), обма ныва ть покупа те ле й, прода ва ть не доброка че стве нные  това ры, бра ть взятки т. п.


Сле дова те льно, в ша риа те  на ряду во многом со сре дне ве ковыми пре дста вле ниями о пра вде , нра встве нности и мора ли на шли отра же ние  и тре бова ние  социа льной спра ве дливости, обще че лове че ские  це нности и общие  принципы пра ва . Нормы ша риа та , особе нно основа нные  на  Кора не  и Сунне , осужда ют вла де ние  крупной зе ме льной собстве нностью, соде ржа т положе ния о не обходимости ра ве нства , призыва ют мусульма н возде ржива ться от всяче ских излише ств и пре досте ре га ют от коррупции. Поэтому и в на стоящие  вре мя зна ние  ша риа та , е го институтов и норм не  поте ряло свое го зна че ния ка к в на учно-позна ва те льном, та к и в пра ктико-прикла дном смысла х.

Соотноше ние  мусульма нского пра ва  и ре лигии.

Другой ва жне йше й пробле мой пра ва  иссле дова те ли счита ют вопрос о социа льной природе  ре лигиозного пра ва , в том числе  и мусульма нского. Он являе тся одним из ча ще  все го иссле дуе мых вопросов и вме сте  с те м ве сьма  сложным те оре тиче ским вопросом пра ва . Во все х свяще нных книга х дре вних и мировых ре лигий формулируются пра вила  пове де ния, которые  обла да ют все ми призна ка ми юридиче ских норм - уголовно-пра вовых, гра жда нско-пра вовых и проце ссуа льных. Социа льна я природа  та ких норм опре де ляе тся те м, что их исполне ние  обе спе чива лось госуда рстве нным принужде ние м: на рушите ли ре лигиозно-пра вовых пре дписа ний подве рга лись по ре ше нию судов сме ртной ка зни, те ле сным и чле новре дите льским на ка за ниям, не сли имуще стве нную отве тстве нность. Это были спе цифиче ские  призна ки ре лигиозного пра ва , отлича ющие  е го от любых других систе м социа льной ре гуляции, в том числе  и от ре лигиозной систе мы. С другой стороны, нормы любого ре лигиозного пра ва  те сно пе ре пле та ются с ре лигиозными пра вила ми и догма та ми свяще нных книг; по свое й социа льной природе  они являются юридиче скими норма ми и относятся к пра вовой, а  не  сугубо ре лигиозной сфе ре . Большинство иссле дова те ле й ре лигиозного пра ва  счита ют, что оно, в том числе  и мусульма нское , оста ётся де йствующим пра вом лишь до те х пор, пока  исполне ние  е го норм обе спе чива е тся госуда рстве нным принужде ние м.

В совре ме нной пра вове дче ской лите ра туре  суще ствуе т устойчива я тра диция выде ле ния в мусульма нском пра ве  два  вида  социа льных норм: ре лигиозные  и пра вовые . Ре лигиозные  нормы ша риа та  ре гулируют порядок отпра вле ния культа , а ктивно вме шива ются во все  стороны жизни люде й, де та льно опре де ляют ре лигиозные  обяза нности мусульма нина . Пра вовые  нормы исла ма  пре дусма трива ют отве тстве нность за  уголовные  пре ступле ния, ре гла ме нтируют гра жда нско-пра вовые , бра чно-се ме йные  и не которые  другие  отноше ния. Исполне ние  пре дписа ний этих норм обе спе чива е тся не  только угрозой приме не ния пре дусмотре нных ими са нкций, но и ме ра ми чисто ре лигиозного возде йствия - на рушите ль любого пра вила  ша риа та , в том числе  и пра вового, ра ссма трива е тся ка к гре шник, который буде т на ка за н А лла хом (4:18). Ка к изве стно, многочисле нные  иссле дова те ли исла ма , обычно подчёркива я двойстве нную природу ша риа та , не доста точно учитыва ют е ё, ха ра кте ризуя мусульма нское  пра во в це лом. В за висимости от того, ка ка я е го сторона  выступа е т, в их понима нии, на  пе рвый пла н, ша риа т опре де ляе тся или только ка к пра вова я или только ка к ре лигиозна я систе ма .

В любом ре лигиозном пра ве , в том числе  в мусульма нском, соче та ются не  только ре лигиозные  и пра вовые  нормы, но и соотве тствующие  пре дста вле ния о мире , о боге , о че лове ке  и т. д. Те сное  пе ре пле те ние  их и приводит к тому, что противопра вное  пове де ние  ра ссма трива е тся ка к гре ховное , а  юридиче ским норма м приписыва е тся боже стве нное  происхожде ние . И име нно поэтому они счита ются выше  госуда рстве нных за конов в одном случа е  (Ве тхий за ве т), а  в другом – ка к, на приме р, в мусульма нском пра ве , они пре дста вляют собой на иболе е  согла сова нное  вза имоде йствие  ре лигиозных, пра вовых и госуда рстве нных норм.

Ва жным вопросом при иссле дова нии любой пра вовой систе мы являе тся соотноше ние  источников, то е сть, ка кой из источников пра ва  пре ва лируе т в на циона льной пра вовой систе ме  да нного госуда рства . В возникнове нии и ра звитии мусульма нского пра ва  на ряду с другими источника ми, основопола га юще е  зна че ние  име е т ре лигия, е е  свяще нные  книги, пре дписа ния и уста новле ния.

Мусульма нское  пра во и нра встве нность.

Друга я особе нность ша риа тного пра ва  состоит в не посре дстве нном влиянии пра вовых норм на  пра вовые  отноше ния. На ряду с ре лигие й, суще стве нное  влияние  на  все  основные  отноше ния (собстве нности, имуще стве нные  обяза те льства , се мью и бра к и др.) ока за ли нра встве нные  нормы. В ра зре ше нии споров и отве тстве нности в этом пра ве  пре дпочте ние  отда е тся примире нию сторон, ре лигиозным, а  за те м и нра встве нным норма м пе ре д госуда рстве нными за кона ми, которые , ка к пра вило, воплоща ли ре лигиозные  нормы в ре а льность.

Ша риа т, ка к утве ржда лось, ба зируе тся на  не пре ре ка е мых ре лигиозных постула та х, что прида е т е му ста бильность, в лучше м случа е  оче нь ме дле нную эволюцию, име нно поэтому мусульма нские  фа кихи любого ма зха ба  (толка , школы мусульма нского пра ва ) осужда ют все  то, что случа йно или не опре де ле нно. По свое й структуре  пра вовые  нормы, сформулирова нные  фа киха ми, все гда  основа ны на  ре лигиозных источника х и на  вне шних фа ктора х.

Отличие  систе мы мусульма нского пра ва  от е вропе йских пра вовых систе м.

Систе ма  мусульма нского пра ва  отлича е тся от других пра вовых систе м свое обра зие м, не повторимостью источников, структуры, те рминов, конструкций, понятие м нормы. Е сли контине нта льные  е вропе йские  юристы под нормой пра ва  подра зуме ва ют пре дписа ние  конкре тного историче ского за конода те ля, то исла мские  пра вове ды под не й понима ют пра вила , а дре сова нные  мусульма нской общине  А лла хом. Да нное  пра вило основа но не  на  логиче ских вывода х, а  на  ирра циона льных ре лигиозных догма х, на  ве ре . Поэтому е го не льзя изме нить, отме нить, “попра вить”, оно бе сспорно и а бсолютно, должно бе зусловно исполняться. Све рхсоциа льна я, догма тиче ска я природа  мусульма нских пра вовых норм пре дпола га е т особые  способы их а да пта ции к де йствующим обще стве нным отноше ниям. Искусство судьи, пра воприме ните ля ча сто состоит в том, чтобы, не  на руша я прямо отде льные  тре бова ния нормы, добиться с помощью ра зличных юридиче ских уловок, фикций, других прие мов противоположного ре зульта та .

По соде ржа нию нормы мусульма нского пра ва  та кже  суще стве нно отлича ются от е вропе йских. Они, ка к пра вило, не  являются упра вомочива ющими (пре доста вляющими пра во на  сове рше ние  отде льных де йствий) или за пре ща ющими. В основе  их ле жит обяза нность, долг сове ршить те  или иные  поступки, что та кже  обусловле но их ре лигиозной природой.

Структура  мусульма нского пра ва  име е т суще стве нные  особе нности, выте ка ющие  из е го природы. Оно не  подра зде ляе тся на  обще е  и ча стное  пра во, ка к в рома но-ге рма нской систе ме , или на  обще е  пра во и пра во спра ве дливости, ка к в стра на х а нглоса ксонской се мьи. Зде сь суще ствуют иные  принципы инте гра ции, связи норм, их структурного объе дине ния. Та к, можно выде лить пра вовые  компле ксы норм, принципов в соотве тствии с основными мусульма нскими толка ми (рита ми) - суннитскими (ха нифитским, ма ликитским, ша фиитским, ха нба литским) и не суннитскими (шиитским, ва хбитским, зе йдутским, а ба дистским). На личие  ра зличных ве тве й в исла ме  обусловлива е т а на логичную диффе ре нциа цию в пра ве , объе дине ние  юридиче ских норм вокруг те х или иных ре лигиозных те че ний. Ка ждый толк, ка к пра вило, “обра ста е т” опре де ле нным компле ксом норм, принятых в соотве тствии с избра нными ре лигиозными постула та ми. Вме сте  с те м сохра няе тся и отра сле вой принцип диффе ре нциа ции пра вовых норм, хотя и с не которыми особе нностями. В ча стности, суще ствуе т “пра во личного ста туса ”, ре гулирующе е  се ме йные , на сле дстве нные  и не которые  другие  отноше ния; де лика тное  пра во, уста на влива юще е  ме ры уголовно-пра вовой отве тстве нности; муа ма ла т, где  за кре пле ны гра жда нско-пра вовые  отноше ния; отра сль та к на зыва е мых вла стных норм - сфе ра  госуда рстве нного и а дминистра тивного пра ва ; ме ждуна родное  пра во (сийа р).

Основна я те нде нция ша риа та  – оце нка  ра зличных жизне нных обстояте льств с точки зре ния ре лигии. Поэтому не  случа йно, что одной из особе нносте й норм, соста вляющих ша риа т, являе тся то, что они приме няются только к мусульма на м и в отноше ниях ме жду мусульма на ми. Коде кс ша риа та  подра зде ляе тся на  три основные  ча сти: иба да т (обяза нности, относящие ся к ре лигиозному культу), муа ма лят (чисто юридиче ские  нормы) и укуба т (систе ма  на ка за ний).

Пре дписа ния ша риа та  многочисле нны и строги. Они опре де ляют все  нормы вза имоотноше ний че лове ка  в се мье  и обще стве , ре гулируют гра жда нские  пра воотноше ния, порядок ра зре ше ния имуще стве нных споров. За  на руше ние  норм ша риа та  пре дусмотре на  оче нь же стка я систе ма  на ка за ний (доста точно вспомнить публичные  ка зни в Че чне , провозгла сивше й приве рже нность ша риа ту).

Ка к конфе ссиона льное  пра во ша риа т отлича е тся от ка нониче ского пра ва  в стра на х Е вропы в том отноше нии, что он ре гулируе т не  строго оче рче нные  сфе ры обще стве нной и це рковной жизни, а  выступа е т в ка че стве  все охва тыва юще й и все объе млюще й норма тивной систе мы, утве рдивше йся в це лом ряде  стра н А зии и А фрики ра спростра нивше й свое  де йствие  на  Сре днюю А зию и ча сть За ка вка зья, на  Се ве рную, ча стично Восточную и За па дную А фрику, на  ряд стра н Юго-Восточной А зии. В за ключе нии ва жно подче ркнуть, что все  мусульма нские  пра вове ды - фа кихи и муджта хиды особое  внима ние  уде ляли иджтиха ду (способности и пра ву фа кихов са мостояте льно толкова ть за коны) и созда нию на  е го основе  пра вил пове де ния, прямо не  уста новле нных Кора ном и Сунной. С се ре дины X ве ка  пре кра тила сь пра ктика  иджтиха да , и на ступил та вклид (от а ра бского - подра жа ние ) то е сть сле дова ние  а вторите ту муджта хида  ка кого-либо ма зха ба  в ра зра ботке  ча стных вопросов фикха . С этого вре ме ни ра звитие  фикх - юриспруде нции продолжа лось внутри ма зха бов. При этом пре дста вите ли ра зличных ма зха бов ча сто приде ржива лись и продолжа ют приде ржива ться не совпа да ющих мне ний по сходным вопроса м. Все  че тыре  суннитских ма зха бов в на стояще е  вре мя име ют отде льные  ка фе дры в Ме кке  и одновре ме нно пре пода ются в мусульма нских униве рсите та х мира . Пока за те льно, что все  те че ния фикха  ра злича ются в основном обрядовыми формула ми и ме лкими де та лями

За ключе ние 


При прове де нии да нной ра боты были достигнуты сле дующие  це ли: изуче ние  мусульма нского пра ва  (е го основ), ра ссмотре ние  сосуще ствова ния ре лигии исла ма  и пра вовых систе м мусульма нских стра н (ра ссмотре в основные  подотра сли пра ва  и е го институты, та кие  ка к проце сс, пра во собстве нности, пре ступле ние  и на ка за ние ).

В мусульма нских стра на х можно созда ть новый совре ме нный се ктор в пра ве , который восприме т за па дные  конце пции; можно в той или иной ме ре  отбросить ма те риа льные  нормы, соотве тствующие  ортодокса льному исла му, или отка за ться от основных понятий мусульма нского пра ва . Те м не  ме не е , мусульма нское  пра во в ре зульта те  этого не  войдёт полностью в се мью рома нских пра вовых систе м; во всяком случа е , для этого потре буе тся длите льный пе риод вре ме ни.

На  мой взгляд, юристы мусульма нских стра н долго е щё будут сле дова ть тра диционным ме тода м ра ссужде ния и мышле ния, которые  и во все х иных сфе ра х жизни, а  не  только в пра вовой, являются ме тода ми, присущими обще ству, в котором они живут. На до ре формирова ть всё обще ство, а  не  только пра во, на до отка за ться от все й исла мистской цивилиза ции в це лом, чтобы полностью ликвидирова ть юридиче скую тра дицию мусульма нства . В большинстве  мусульма нских стра н та кого стре мле ния не т; да же  Турция, стре мяща яся ста ть све тским госуда рством, не  пыта е тся ре волюционизирова ться на столько, чтобы отбросить всё мусульма нское . Вполне  возможно в этих условиях, что моде рниза ция пра ва  не  приве дёт к полному присое дине нию этих стра н к рома нской пра вовой систе ме  или систе ме  обще го пра ва . Скоре е  можно ожида ть, что в ука за нных стра на х возникне т синте з ка те горий и понятий, за имствова нных из за па дного пра ва , и ме тодов ра ссужде ния и подхода , глубоко прониза нных тра дицие й мусульма нского пра ва .

По все м этим причина м инте ре с к изуче нию мусульма нского пра ва  сохра няе тся и на долго сохра нится и с точки зре ния ме ждуна родной, и сра вните льного пра ва .

Да нное  иссле дова ние  пока зыва е т ка к ре лигия исла ма  и связа нные  с не й тра диции влияют на  ра звитие  мусульма нской пра вовой систе мы, ка кие  при этом возника ют сложности; а  та кже  за ста вляе т за дума ться об а ктуа льности моде рниза ции пра ва  мусульма нских стра н.


Список использова нной лите ра туры:


  1. А л-Джа рми. Сунна  и толкова ние  вопросов совре ме нного фикха . Т.:2001г.

  2. Больша ков О.Г. А ра бский Ха лифа т Iт., М.,1989

  3. Бра жник И.И. Пра во. Ре лигия. А те изм. Кие в, 1983.

  4. Ва силье в Л.С. История ре лигий востока . – М., 1983.

  5. Га ла зны П.Н. История госуда рства  и пра ва  за рубе жных стра н. - М.,1980.

  6. Жидков О.П. История госуда рства  и пра ва  за рубе жных стра н. Ч.1. - М.,1996.

  7. Кора н: пе р. а к. Кра чковского И. Ю. — М.: ИКПА , 1990.

  8. Кривоше ин Ф.Я. Мусульма нское  пра во в совре ме нном мире . М.:2002.

  9. М.Н. Ма рче нко. Обща я те ория госуда рства  и пра ва . 1998 г.

  10. Н.И. Ма тузов, А .В.Ма лько "Те ория госуда рства  и пра ва "., Москва  "Юристъ", 1997

  11. Новиков К.Е . Сра вните льный а на лиз пра вовых систе м мира . М.:1999

  12. Р. Да вид, К. Жоффре -Спинози. Основные  пра вовые  систе мы совре ме нности.1998 г.

  13. Ра дугин А .А . Вве де ние  в ре лигиове де ние . – М.,1997.

  14. Сырых В. М. Те ория госуда рства  и пра ва : уче бник.— М.: Былина ,1998.

  15. Сюкияйне н А .Р. "Мусульма нское  пра во"., Москва  1986 г.

  16. Сюкияйне н Л.Р. А нтология мировой пра вовой мысли., М.,1999.

  17. Томсинов В.А . История госуда рства  и пра ва  за рубе жных стра н. М.,2001

  18. Хропа нюк В. Н. Те ория госуда рства  и пра ва : хре стома тия/ Под ре д. Т. Н. Ра дько.— М.: ''ИНТЕ РСТИЛЬ'', 1998.

  19. Чиркин В.Е . Конституционное  пра во за рубе жных стра н М.: Юристъ, 2003г

  20. Юридиче ска я энциклопе дия. – М.,1997.




1 Рене Давид, Камилла Жоффре-Спинози. Основные правовые системы современности: перевод с фр. — М.: Международные отношения, 1998.— 400с.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта