Главная страница
Навигация по странице:

  • Пример.

  • Академическое красноречие

  • Судебное красноречие

  • Вид социально-бытового красноречия.

  • Духовное (церковно-богословское) красноречие

  • "Чистое сердце"

  • Учебник по стилистике. Материалы к курсу лекций Стилистика культура речи Оглавление


    Скачать 1.42 Mb.
    НазваниеМатериалы к курсу лекций Стилистика культура речи Оглавление
    АнкорУчебник по стилистике.doc
    Дата03.02.2017
    Размер1.42 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник по стилистике.doc
    ТипДокументы
    #1912
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница17 из 40
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   40

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И МАСТЕРСТВО УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПОДГОТОВКА НАУЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

    РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ


    Риторика определяется сегодня как искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия ли аудиторию. наука о законах подготовки и произнесения публичной речи, умение говорить доходчиво, увлекательно, правильно и убедительно.

    Традиционно риторика подразделяется на общую и частную. Общая риторика - это учение об общих правилах подготовки, построения и произнесения речи. Частная риторика - это учение о правилах построения речи в разных видах современной устной и письменной словесности.

    Социально-функциональная классификация родов и видов красноречия. Современное ораторское искусство многообразно, его можно подразделить на различные роды (разделы) и виды (жанры) в зависимости от конкретной сферы применения: еще Аристотель в своей "Риторике" подразделял речи на совещательные, судебные и эпидейктичсскис (торжественные).

    1) социально-политическое красноречие - доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическая дипломатия, военно-патриотическая, митинговая, агита горская речь, политическое обозрение;

    2) академическое (научное) и лекционное красноречие - лекция, научный доклад или обзор, научное сообщение или информация (И.С. Рижский называл академическими речами те, "которые бывают сочиняемы и произносимы в ученых обществах членами оных или сторонами, но имеющими к ним отношение мужами");

    3) судебное красноречие - прокурорская (обвинительная) речь, адвокатская (защитная) речь, общественно-обвинительная или общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого;

    4) социально-бытовое красноречие - юбилейная, застольная или поминальная речь, "светская болтовня" как нечто легкое, естественное и приятное, без дискуссий, споров и полемик;

    5) богословско-церковное (духовное) красноречие - проповедь, речь на соборе.

    Некоторые специалисты выделяют еще дискутивно-полемическое (или диалогическое) красноречие - спор, дискуссия, диспут, полемика, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, вечер вопросов и ответов.
    Типы и виды ораторского искусства формировались постепенно. Так, например, в России XVII-XVIII веков авторы риторик выделяли пять основных типов красноречия придворное красноречие, духовное, военное, дипломатическое, народное красноречие.

    Современные виды ораторской речи


    ТИП

    ВИД

    АКАДЕМИЧЕСКАЯ

    Лекция (вузовская, школьная, научно-популярная)

    Научный доклад

    Научный обзор

    Научное сообщение

    СУДЕБНАЯ

    Прокурорская (обвинительная)

    Адвокатская (защитительная)

    СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

    Доклад (на конференции, собрании) Парламентская речь

    Митинговая речь

    Военно-патриотическая речь Дипломатическая речь

    Агитаторская речь

    Политическое обозрение

    СОЦИАЛЬНО–БЫТОВАЯ

    Юбилейная речь

    Приветственная речь

    Застольная речь (тост и т п )

    Надгробная речь

    Речь на приеме

    ДУХОВНАЯ

    (ЦЕРКОВНО-БОГОСЛОВСКАЯ)

    Слово (проповедь) Официальная церковная (обращение)



    Политическая речь. Или стилевые черты, которые характеризуют официальный стиль: безличность или слабое проявление личности, книжная окраска, функционально окрашенная лексика, политическая лексика, политические, экономические термины. Или используются самые разнообразные изобразительные и эмоциональные средства для достижения нужного оратору эффекта. Скажем, в митинговых речах, имеющих призывную направленность, часто используется разговорная лексика и синтаксис.

    Пример. Отрывок из речи П. А. Столыпина "О праве крестьян выходить из общины", произнесенной в Государственном совете в 1910 году: "Я так настоятельно возвращаюсь к этому вопросу потому, что принципиальная сторона законопроекта является осью нашей внутренней политики, потому что наше экономическое возрождение мы строим на наличии покупной способности у крепкого достаточного класса, на низах, потому что на наличии этого элемента зиждутся и наши законопроекты об улучшении, упорядочении местной земской жизни, потому, наконец, что уравнение прав крестьянства с остальными сословиями России должно быть не словом, а должно стать фактом".

    Среди ораторов в жанре военной речи можно назвать Петра I, полководца А. В. Суворова, русского полководца конца XVIII-начала XIX в. М. И. Голенищева-Кутузова (1812). Петр Болотников, Степан Разин, Емельян Пугачев – ораторы из народа.

    Академическое красноречие - тип речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. Вузовская лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция. Близко научному стилю речи, но используются и выразительные, изобразительные средства.

    Например. А. Ф. Кони говорит о "чудесном русском языке" Ключевского, "тайной которого он владел в совершенстве". Словарь Ключевского очень богат. В нем множество слов художественной речи, характерных народных оборотов, немало пословиц, поговорок, умело применяются живые характерные выражения старинных документов. Ключевский находил простые, свежие слова. У него не встретишь штампов. А свежее слово радостно укладывается в голове слушателя и остается жить в памяти"

    Отрывок из лекции В.О. Ключевского. "О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица", прочитанной им в Училище живописи, ваяния и зодчества в 1897 года: "Говорят, лицо есть зеркало души. Конечно так, если зеркало понимать как окно, в которое смотрит на мир человеческая душа и через которое на нее смотрит мир. Но у нас много и других средств выражать себя. Голос, склад речи, манеры, прическа, платье, походка, все, что составляет физиономию и наружность человека, все это окна, чрез которые наблюдатели заглядывают в нас, в нашу душевную жизнь. И внешняя обстановка, в какой живет человек, выразительна не менее его наружности. Его платье, фасад дома, который он себе строит, вещи, которыми он окружает себя в своей комнате, все это говорит про него и прежде всего говорит ему самому, кто он и зачем существует или желает существовать на свете. Человек любит видеть себя вокруг себя и напоминать другим, что он понимает, что он за человек".

    Судебное красноречие - это тип речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан. Обычно выделяют прокурорскую, или обвинительную, речь и адвокатскую, или защитительную, речь.

    Отрывок из речи Н. П. Карабчевского в защиту капитана парохода "Владимир". В ночь на 27 июля 1894 года на Черном море произошло столкновение парохода "Владимир", следовавшего из Севастополя в Одессу, с итальянским пароходом "Колумбия", Последствием столкновения было потопление парохода "Владимир" и гибель находящихся на нем людей - семидесяти пассажиров, двух матросов и четырех человек пароходной прислуги.

    Вот начало этой речи: "Гг. судьи! Общественное значение и интерес процесса о гибели "Владимира" выходит далеко за тесные пределы этой судебной залы. Картина исследуемого нами события так глубока по своему содержанию и так печальна по последствиям, что да позволено мне будет, хотя на минуту забыть о тех практических целях, которые преследует каждая из сторон в настоящем процессе. Вам предстоит не легкая и притом не механическая, а чисто творческая работа - воссоздать происшествие в том виде, в каком оно отвечает действительности, а не воображаемым обстоятельствам дела. Здесь немало было употреблено усилий на то, чтобы грубыми мазками при помощи искусственного освещения представить вам иллюзию истины. Но это была не сама истина. Все время шла какая-то торопливая и грубая работа импрессионистов, не желавших считаться ни с натурою, ни с сочетанием красок, ни с историческою и бытовою правдою, которую раскрыло нам судебное следствие. Заботились только о грубых эффектах и терзающих нервы впечатлениях, рассчитанных на вашу восприимчивость"

    Вид социально-бытового красноречия. "Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755-го года" М. В. Ломоносовым: "Священнейшее помазание и венчание на Всероссийское Государство всемилостивейшей Самодержицы нашей, празднуя, слушатели, подобное видим к ней и к общему отечеству Божие снисхождение. А ты, великая душа, сияющая в вечности и героев блистанием помрачающая, красуйся! Мы тобою возвышены, укреплены, просвещены, обогащены, прославлены. Прими в знак благодарности недостойное сие приношение. Твои заслуги больше, нежели все силы наши!"

    Речь С. А. Андреевского на юбилее В. Д. Спасовича, произнесенная в 1891 г.: "Владимир Данилович! Я бы мог в вас приветствовать все, что угодно, - только не юбиляра. Простите мне мою ненависть к времени! Вы глава нашей адвокатуры, славный ученый, большой художник, вечно памятный деятель, - лично для меня: дорогой друг и человек, - все, что хотите, - но только не завоеватель двадцатилетней пряжки, не чиновник-юбиляр! Упаси Боже!" Вы - поэт", "Ваш сильный язык поучал", "Ваши слова западали в чужие сердца.").

    Духовное (церковно-богословское) красноречие

    "Слово о законе и благодати" Илариона (XI в.), проповеди Кирилла Туровского (XII в.), Симеона Полоцкого (XVII в.), Тихона Задонского (XVIII в.), митрополита Московского Платона (XIX в.), Митрополита Московского Филарета (XIX в.), Патриарха Московского и всея Руси Пимена (XX в.), митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (XX в.).

    Отрывок из слова митрополита Крутицкого и Коломенского Николая "Чистое сердце", сказанного им в церкви Даниловского кладбища Москвы: "Чистое сердце - это наше богатство, наша слава, наша красота. Чистое сердце - это хранитель благодати Святого Духа, место рождения всех святых чувств и желаний. Чистое сердце - это та брачная одежда, о которой говорит Господь в Своей притче и только в которой мы можем стать участниками небесной трапезы в вечной жизни. С чем можно сравнить чистое сердце? Его Можно сравнить с плодоносной Землей: на земле растут деревья, богатые своими плодами, золотые злаки, благоухающие цветы. И в сердце христианина произрастают украшающие его добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение. Мы любуемся цветущим садом и нам приятно вдыхать аромат цветов. Еще более мы любуемся духовной красотой носителя чистого сердца. Легко представить перед своим духовным взором преподобного Серафима, Саровского чудотворца: вот он идет со своей неизменной улыбкой любви на лице, весь - сияние чистоты, кротости, любви, благожелательности, безгневия. Ко всем подходящим к нему - у него одинаковое слово привета, с любовью открытые объятия. И кто даже издали видел его - на всю жизнь сохранил в своем сердце прекрасный светлый образ праведника-старца. Это носитель чистого сердца".
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   40


    написать администратору сайта