Учебник по стилистике. Материалы к курсу лекций Стилистика культура речи Оглавление
Скачать 1.42 Mb.
|
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В РОССИИКрасноречие Древней Руси, воспринявшей высокие традиции ораторского искусства античности, Византии и южнославянских стран, зарождается в XI веке. В историческом аспекте развитие отечественной риторики проходило через определенные этапы: 1) ораторское искусство Древней Руси; 2) учение о красноречии в трудах М. Ломоносова и его последователей; 3) риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия, сложившаяся в конце 18 — начале 19 веков; 4) риторические сочинения 30-40 гг. XIX века (работы А.И. Галича, А. Мерзлякова, К. Зеленецкого); 5) русское судебное красноречие в 60-е годы XIX в. (труды А.Ф. Кони, П.С. Пороховикого, В.Д. Спасовича); 6) новые формы ораторского искусства в России в начале XX века, развившиеся в связи с деятельностью Государственной Думы, законодательных органов и др. С искусством ораторской речи Русь познакомилась уже в конце Х - начале XI веков по лучшим образцам византийской и южнославянской культуры. После принятия христианства в истории древнерусской культуры начинается период освоения духовных богатств христианских стран. Важную роль в этом сыграли жанры ораторской прозы. Важно подчеркнуть, что в истории древнерусского ораторства отсутствует период ученичества и уже сочинения первых русских риторов — Иллариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского (Х1-ХП вв.), как подчеркивают исследователи, (Черторицкая Т.В- Ораторское искусство Древней Руси. М., 1987 г. - С. 5-9), поражают совершенством формы, глубиной и оригинальностью идей, новизной поэтических находок. Характерно, что на Руси не получила распространения практика устного публичного выступления. Красноречие Киевской Руси является фактом литературы, принадлежит литературе. По аналогии с византийским красноречием в ораторской прозе Киевской Руси выделяется два стиля — красноречие дидактическое или учительное, преследовавшее цели морального воспитания, и красноречие панегирическое, торжественное, посвященное праздникам церковным или событиям государственного значения. К примеру, «Слово о Законе и благодати» митрополита Иллариона - памятник торжественного красноречия XI, прославляющий Русскую землю, утверждающий независимость Руси от Византии, ее равноправие со всеми христианскими странами. Золотым веком русской литературы и периодом расцвета древнерусского красноречия стал XII в. Его вершиной являются «Слова» Кирилла Туровского. При монастырях, являющихся центрами культуры и грамотности, в XIV — ХУвв. начинается обучение риторике. В качестве учебников используются европейские риторики, написанные на латинском языке. Самая ранняя ич дошедших до нас отечественных риторик относится к началу XVII в., ее автор - митрополит Новгородский и Великорусский Макарий. В основу первой русской «Риторики» положен перевод учебника немецкого гуманиста (сподвижника Лютера) Филиппа Меланхтона, который был написан на латинском языке. Первый оригинальный учебник на русском языке принадлежит М.В. Ломоносову. Он называется «Краткое руководство к красноречию» (1748). Вот как Ломоносов определяет риторику: «Риторика есть наука о всякой сложной матери красно говорить и писать». Риторика Ломоносова состоит из трех частей: «О изображении», «О украшении», «О расположении». Основные теоретические положения в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, средневековья. Возрождения и нового времени, данными в авторском переводе. Для красноречия, по М.В. Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое дыхание», приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований является знание законов построения публичной речи, а также умение аргументировать. Все позднейшие русские риторики опирались на труды М.В. Ломоносова. Обобщенным для своего времени на рубеже XVIII - XIX вв. стал «Опыт риторики» И.С. Рижского, который преподавал риторику в 1786 — 1796 гг. в Санкт-Петербурге ком горном корпусе и обратил на себя внимание опубликованными трудами. Вопросы чистоты и правильности русской речи оказываются в центре внимания «Опыта риторики« И.С. Рижского, которая, опираясь на традицию, сохраняла тесную связь с русской действительностью, с языковой практикой русских поэтов, писателей, ученых и деятелей эпохи Просвещения. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком есть долг всякого благовоспитанного россиянина,» — писал он. Многие из общих соображений И.С. Рижского и сейчас не утратили своей актуальности. Даже в самой композиции его риторики и оглавлении ее частей заметно отступление от традиций в одну сторону: усилить работу над русским словом. Поэтому глава, посвященная вопросам чистоты языка, правилам смешения славянской и русской речи, вынесена в первую часть книги. Именно с нее и начинается риторика. Это было новшеством, которое отвечало назревшей уже во времена Ломоносова потребности проводить работу по нормализации и усовершенствованию литературного языка. Чистота речи, как считал Рижский, может быть нарушена, если используются немотивированное иностранные слова вместо русских, словосочетания, нарушающие правила русского языка, иностранные выражения, свойственные только иностранному языку, простонародные, областные (диалектные) слова, а также неологизмы, не отвечающие законам русского языка. «Риторика» Рижского не пятичастная, в отличие от классической, и не трехчастная, как у Ломоносова. Она содержит четыре части. Среди других теоретических работ следует назвать «Краткую риторику» А.Ф. Мерзлякова, учебники по риторике Н.Ф. Кошанского, А.И. Галича. Уже в конце ХУШ в. в Европе упал интерес к риторике. В России же пик развития риторики пришелся на первую половину XIX века. Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. Как уже отмечалось, после принятия христианства на Руси развивалось духовное красноречие. Искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможность свободно развиваться и совершенствоваться. В России академическое красноречие зародилось в XVIII веке. Начало этому передовому жанру русского ораторского искусства было положено нововведением президента Российской Академии Наук Дашковой Е.Р., которая добилась разрешения открыть общедоступные курсы «на российском языке» по основным отраслям наук для всех желающих. Ежедневно в течение четырех месяцев крупные специалисты читали публичные лекции по основным отраслям наук: математике, химии, минералогии, физике. Это нововведение должно было способствовать распространению просвещения. В первой своей речи на заседании ученых Дашкова выразила надежду, что наука распространится из Академии по всему Отечеству. Расцвет академического красноречия в России приходится на XIX в. и связан с пробуждением общественно-политической жизни страны. Наибольшую популярность приобретает вузовская лекция, которая постепенно превращается в общедоступную, публичную. Со второй половины XIX в. лекции уже читаются учеными специально для широкой аудитории, т.е. возникает научно-популярная лекция. Многолюдные аудитории собирали на свои лекции замечательные ученые-историки профессора Московского университета Грановский Т.Н. и Ключевский В.О. Во второй половине XIX в. - начале XX в. с блеском читали свои вузовские научно-популярные лекции физик И.М. Сеченов, химик Д.И. Менделеев, биолог И.И. Мечников, анатом П.Ф. Лесгафт, ботаник К.А. Тимирязев, геохимик В.И. Вернадский, минеролог А.Е. Ферсман, биолог Н.И. Вавилов, физик Л.Д. Ландау и другие. М.В Ломоносов, называя три известных в античном мире рода красноречия (эпидейктическое, совещательное, судебное), подчеркнул, что судебное красноречие отсутствует в России. Так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства. Слушание дел стало гласным, в процесс судопроизводства ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседаний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Благодаря этим изменениям во второй половине XIX века русское судебное красноречие выдвинулось на первый план и достигло высокого уровня развития, как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевский. Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия «Искусство речи на суде» был написан П.С. Пороховщиковым (псевдоним - П. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка выступления, организации материала, приемов поддержания внимания слушателей актуальны и сегодня. Работам П.С. Пороховщикова по ораторскому искусству близки труды известного русского юриста, литератора и общественного деятеля А.Ф. Кони («Приемы и задачи прокуратуры», «Советы лекторам» и др.). Политическое красноречие не упоминается авторами русских риторик в числе распространенных в России. Школой политического красноречия в России стала Государственная Дума (1906-1917 гг.), где рождались основы парламентской речи. В годы революции и гражданской войны получили большое распространение агитационные и митинговые речи. Известными ораторами революции стали В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий, А.М. Коллонтай, А.В. Луначарский, С.М. Киров. Интересным явлением в истории отечественной риторической мысли было открытие в Петрограде Института Живого Слова (1918 - 1924). У истоков которого стояли выдающиеся общественные и политические деятели: В.Э. Мейерхольд, Н.А. Энгельгард, А.Ф. Кони, Л.В. Щерба. Была начата разработка теории красноречия, теории спора. Однако к началу 30-х годов институт прекратил свое существование. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, и риторика как учебная дисциплина была исключена из школьного и вузовского образования. Лишь с конца 70-х годов (и особенно в конце 80-х - начале 90-х годов) в отечественной лингвистике вновь пробудился интерес к риторике, который в значительной мере поддерживался достижениями неориторики в Европе и США. Таким образом, в течение каждого из выделенных периодов развития русской риторики при сохранении определенных традиций предыдущего периода все же происходил известный сдвиг в осмыслении речевой деятельности и преодолевались те стилистические представления, которые были господствующими в предшествующее время. Эволюция риторической концепции происходила в тесной связи с изменением литературной нормы языка и новыми складывающими вкусами. Ренессанс риторики, наблюдающийся в лингвистике в последние десятилетия, не может не оказать влияния на дальнейшее развитие культуры речи как научной дисциплины, призванной определить способы достижения максимальной эффективности общения. Под эффективностью общения понимается оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Риторическое знание и риторика как форма обобщения действительности словом для России начинались на основе усвоения опыта античной и западноевропейской традиции. Общность европейского культурного фонда восходила к древнейшему периоду истории: «Богослужебная, проповедническая, церковно-назидательная, агиографическая, отчасти всемирно-историческая (хронографическая), отчасти повествовательная литература была единой для всего православного юга и востока Европы» (Д.С. Лихачев. Поэтика древнерусской литературы). Благодаря трудам Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана в древности риторика стала нормативной дисциплиной и входила в число 7-ми «избранных» наук. В средневековье риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. В Европе в то время происходила «литературизация» риторики и переосмысление античного культурного наследия. В средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли Россию. В историческом аспекте развитие отечественной риторики прошло несколько этапов. Первым памятником, предшествовавшим первым русским риторикам считается славянский перевод трактата византийского ученого Георгия Херобоска «О образах», вошедший в «Изборник Святославов 1073 г.». Как уже было сказано выше, первые на Руси занятия риторикой сосредотачивались в монастырях. Так, «Риторика» Макария (1617-1619 г.г.) считается первым опытом обобщения русского красноречия. Однако об ее происхождении до сих пор ведутся среди ученых споры. Сейчас известны 34 списка этой риторики с 1620 . и до петровского времени. Риторические сочинения, написанные в Киево-Могилянской академии и в Чернигове сохранились на латинском и польском языках. Таков «Компедиум по риторике» Слуцкого (1629-1631 гг.). В 1659 г. было написано первое печатное руководство по гомилетике ректором Киево-Могилянской академии И. Галятовским. Судьба риторики в последней трети XVII – начала XVIII вв. была связана с именами А.Х. Белобоцкого, Н. Спафария, С. Лихуда, С. Яворского. Однако подлинных вершин в теории поэтики и риторики в доломоносовский период достиг Феофан Прокопович в двух сочинениях: Поэтика (1705) и Риторика (1706). Хотя это риторическое сочинение было задумано как руководство к созданию церковных проповедей, по существу оно представляло собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Феофан Прокопович расширил круг традиционных жанров- «видов красноречия», включил в риторику раздел о «способе писания истории», использовал в обобщениях свой собственный писательский опыт. Особый этап в развитии отечественной риторики составил ломоносовский и послеломоносовский период (середина и последняя треть XVIII в.). Именно в это время сложился канонический тип русской риторики, в которой отражалась и обобщалась практика двуязычия: русского и церковно-славянского языков. Систему взглядов на красноречие М.В.Ломоносов изложил в двух Риториках – краткой (1743) и «пространной» (1748). Это были первые русские и общедоступные руководства по красноречию. «Пространная» Риторика выдержала 9 изданий. Ломоносов не раз подчеркивал благотворную силу воздействия античной и европейской культур, но всегда при этом стремился к утверждению прежде всего национально-исторической темы в русской культуре. В Риторике выделены три основных традиционных раздела: о изобретении, о украшении, о расположении. Однако в рамках традиционных схем М.В. Ломоносов изложил немало новаторских идей – о взаимоотношениях русского и церковно-славянского языка, о классификации стилей, об установлении закономерностей употребления языковых единиц, наконец, о проблеме языкового мастерства оратора, писателя, поэта. Именно в Риторике были высказаны мысли, которые в дальнейшем составили программу всей филологической деятельности Ломоносова. Оценивая Риторику, академик В.В. Виноградов писал: «Можно без преувеличения утверждать, что Ломоносовым были не только заложены основы стилистики русского языка, но и предначертан проект ее будущего величественного здания. Это здание до сих пор еще не возведено, хотя материалы для него собирались многими русистами» (Проблемы стилистики русского языка в трудах М.В. Ломоносова// Виноградов В.В Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.; 1963. С.212.) В последующие годы появилось немало трудов и теоретических руководств по красноречию, но равного по значению ломоносовскому все же не было. Влиятельными и популярными были книги учебно-воспитательного направления: Риторика Амвросия(1778), Детская риторика (1787), учебное пособие Глинки Риторика в пользу молодых девиц…(1797). Грамматика, риторика и пиитика - три кита, на которых, как на прочном фундаменте держались гносеологические основы теории словесности этого времени. Одним из таких известных трудов был «Сокращенный курс российского слога» В.С. Подшивалова (1796). Хороший стиль, писал в этой книге автор, должен быть: «1) ясен, 2) не груб, 3) без всякого принуждения, 4) натурален, 5) благороден, 6) обилен,7) хорошо связан». В конце XVIII – начале XVIV вв. сложилась риторическая школа российских академиков. Риторика М.М. Сперанского под названием «Правила высшего красноречия» вышла в свет в 1844 г. и была посвящена искусству церковной проповеди. Автор особое значение придавал эмоциональной стороне речи: «Красноречие есть дар потрясать души, переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий». Более всего автора интересовала стилистика индивидуальной речи, о которой он говорил, излагая теорию слога. Выдающейся для своего времени следует признать риторику академика И.С. Рижского. Его «Опыт риторики» вышел в свет в 1796 г. Вопросы чистоты и правильности русской речи занимали в этой книге особое место. Культура национальной речи была в то время одной из самых центральных проблем эпохи. В своей основной части риторика Рижского приближалась к практической стилистике. В ней присутствовали параграфы о пристойности слов и выражений, о точности слов, о ясности сочинений, о благозвучии речи. При этом подчёркивалось значение такого эстетического понятия, как вкус («вкус времени или века, вкус народа»). Учение о красноречии в труде И.С.Рижского, как писал академик В.В. Виноградов, обобщалось «до значения нормативной системы литературной речи» (Виноградов В.В. Поэтика и риторика). Наиболее продуктивным для развития русской риторики был период первой половины XIX в., ознаменованный реформой Н.М. Карамзина. Именно на этот период приходится не менее 16 риторик широкой практической и теоретической ориентации. Структурно они все имели другую форму, нежели все предшествующие. Учебная риторика, излагающая основы красноречия, существовала в двух формах: общей и частной. Наиболее показательны в этом смысле риторики Н.Ф. Кошанского и К. Зеленецкого. Эти авторы создали, по сути, по две риторики: и у того и у другого вышли и «Общая риторика» и «Частная риторика», в которых излагались теоретические и практические вопросы, связанные с общим учением о красноречии и с теорией отдельных видов прозы. Особого внимания заслуживает труд А.И.Галича «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (СПб., 1830). Раскрытие А.И. Галичем признаков «совершенного» языка – это, по существу, теоретическое обращение к основным категориям и принципам, определяющим и характеризующим образцовый язык с точки зрения лучших качеств речи. Автор трактует понятие чистоты речи, ее правильности, ясности, точности, благозвучия. Пересматривая орнаментальную часть риторики, А.И. Галич отказался от традиционного разделения фигур на «фигуры слов» и «фигуры мыслей» и выделил три типа фигур по их функции и характеру образования – грамматические, ораторские и поэтические. Употребление фигур ставилось в прямую зависимость от содержательного плана текста, его функционально-стилистического своеобразия. Правила общей риторики, по мнению А.И. Галича, распространяются на такие прозаические произведения, которые обращены к адресату или слушателю. Это – «1) монологи, 2) разговоры, 3) письма, 4) деловые бумаги, 5) исторические сочинения, 6) сочинения поучительные, 7) ораторские речи». В этой работе давались основные характеристики этим видам прозы и предлагались рекомендации к их созданию и организации. Когда в конце XVIII в. в Европе угасал интерес к риторике, в России начался пик ее расцвета. К концу XIX – началу XX вв. появились интересные работы обобщающего характера А.Г.Тимофеева «Очерки по истории красноречия» (СПб., 1899) и И.П. Триодина «Принципы красноречия и проповедничества» (Екатеринослав, 1915). Наиболее яркие публикации по риторике появились в «Записках Института Живого Слова» (1919): «Программа курса лекций по теории красноречия» Н.А. Энгельгардта, «Психологические основания античной риторики» Ф.Ф. Зелинского, «Живое слово и приемы обращения с ним в различных областях» А.Ф. Кони. Особые импульсы развитию риторики в России во второй половине XIX в. дала судебная реформа 60-х годов. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков, К. Луцкий, Б. Глинский. Интересен труд П.С. Пороховщикова «Искусство речи на суде» (СПб., 1910). Главы «О слоге», «О психологии речи», «О пафосе» свидетельствуют о прямой связи с общей античной, европейской и русской риторической традицией. Но вопросы теории и практики русского судебного красноречия написаны оригинально и свежо. В 20-ые годы ХХ в. риторика была исключена из школьного и вузовского курсов. Но наука о культуре речи не останавливалась в своем развитии. В 20-70-ые годы она развивалась в пределах ортологического направления, но не только в этом довольно узком аспекте рассматривались проблемы стилистики речи, общественно-речевого общения, практические задачи культуры речи. Внимание таких ученых, как Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, Б.В. Томашевский, Б.А. Ларин, Г.О. Винокур, Е.Д. Поливанов, Д.Н. Ушаков, А.М. Селищев, С.И. Ожегов и др., было привлечено к культурологическим проблемам, к неотложным для того времени задачам речевого воспитания общества, к идее создания нормативных трудов ХХ в. – прежде всего толкового словаря и академической грамматики, отражавших языковые реалии новой жизни страны. С.И. Ожегов был инициатором и редактором научно-популярной серии «Вопросы культуры речи» (1955-1967 гг.). Теоретическое осмысление опыта работы коллектива соратников С.И. Ожегова уже после его смерти (в 1964) было предпринято в обобщающем труде «Актуальные проблемы культуры речи» (под ред. В.Г. Костомарова и Л.И. Скворцова. М., 1970). В книге рассматривались теоретические, практические, историографические вопросы культуры речи как научной дисциплины: понятие языковой нормы; литературный язык и его взаимоотношения с диалектами, профессиональным языком и терминологией; методы и приемы исследования. После изменений 1985 года в стране стали выходить в свет и работы по риторике. «Основы риторики» (К., 1988), «Общая риторика» (Пермь, 1992), «Практическая риторика» (Воронеж, 1993) и др. Эти риторики относятся к разным жанрам: теоретической и прикладной, общей и частной, приближенной к исторической и синхронной. В наши дни возрождается интерес к риторике и в США и в Европе. Зарубежные ученые развивают в своих трудах два традиционных направления: 1) организация языкового материала, ориентированная на современные проблемы аргументации; 2) искусство украшения речи, близкого к проблемам художественной стилистики и поэтики. М.В. Ломоносов (1711-1765)–основоположник материалистической философии и опытной науки в России, русской литературы и литературного языка. Гениальные исследования и теоретические обобщения Ломоносова открывают новый период в развитии передовой науки всех стран XVIII века. К моменту прихода Ломоносова в науку Россия уже располагала богатыми ценностями материальной и духовной культуры. Достаточно назвать Ив. Посошкова, А.Нартова, Ф.Прокоповича, А.Кантемира, В.Татищева и других российских ученых, которые содействовали проведению петровских преобразований и развитию отечественной науки. М.В.Ломоносов в своих работах, в практической деятельности выражал прогрессивные тенденции в развитии науки. Его идеи направлены в защиту народных масс, ибо он как нельзя лучше и глубже понимал и знал запросы народа. Патриотизм, любовь к народу, стремление содействовать экономическому и культурному прогрессу России – были основной побудительной причиной деятельности Ломоносова. После учебы в Марбургском университете и написания двух выдающихся трудов «О различии смешанных тел» (1739) и «Элементы математической химии» (1741), где он обосновывает материалистические взгляды на естественные науки, ученый возвращается в Россию и начинает вести напряженную плодотворную научную и общественную деятельность в интересах процветания России, ее науки и культуры. Будучи великим тружеником, М.В.Ломоносов постоянно боролся за самостоятельное развитие российской науки, за преодоление экономической и культурной отсталости России, против иностранного засилья. Однако его, самого выдающегося ученого в России того времени долго не признавали в императорской Академии наук и только в 1745 году утвердили профессором химии. Двадцать лет трудился Ломоносов в Петербургской Академии, которая, благодаря его стараниям, стала крупным центром передовой научной мысли. А.С.Пушкин справедливо писал о Ломоносове как о «величайшем уме новейших времен, о человеке, произведшем в науках сильнейший переворот». Велики заслуги М.В.Ломоносова перед русской и мировой наукой. Так, величайшим его открытием был « закон сохранения вещества и движения» 1748 (всеобщий закон природы), сделанный им задолго до французского ученого Лавуазье. На основе открытого закона Ломоносов создает механическую теорию теплоты, закладывает основы атомно-молекулярной теории, теорию о природе электрических явлений. Научно объясняет происхождение гор, минералов, каменного угля, растительных и животных организмов. Как ученый, государственный деятель, Ломоносов выдвигал следующие общественно-политические задачи: о размножении и сохранении российского народа; об истреблении праздности; об исправлении нравов, о просвещении народа; о исправлении земледелия; о исправлении и размножении ремесленных дел, художеств; о лучших пользах купечества; о лучшей государственной экономии; о сохранении военного искусства во время долговременного мира. Ломоносов был крупнейшим просветителем-патриотом середины 18 века, он один из первых стал читать лекции на русском языке, а создание им русского литературного языка и научного стиля способствовало распространению просвещения в России. Главный подвиг Ломоносова в области художественной культуры – поэтическое творчество и преобразование русского языка. Круг лингвистических интересов Ломоносова чрезвычайно широк: грамматика, нормы нового литературного языка, сравнительно-историческое изучение родственных славянских языков, работы по диалектологии, стилистика, поэтика художественной литературы, ораторское искусство, теория прозы и стихосложения. А.С.Пушкин так сказал о Ломоносове: «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». В славяно-греко-латинской академии, где учился Ломоносов, риторику преподавал Порфирий Крайский, автор риторики. Он приучал учеников к овладению Демосфена, Цицерона, Плиния, Ливия, Тацита, Сенеки. Спасские школы был в то время центром литературной образованности. Именно эти превосходные знания позволили Ломоносову стать реформатором литературного русского языка и стиля. Изучая риторику, Ломоносов учился строить речь по принципу наибольшего эмоционального воздействия на слушателя, чтобы поразить его воображение. В «Риторике» Ломоносов характеризует свою прозу сам. Высокая проза, по мнению Ломоносова, требует умения вести борьбу за душу адресата. Все риторики того времени ставили три задачи: учить; услаждать; поражать воображение. В ходе работы над «Риторикой» Ломоносов теоретически склонялся в пользу эмоционально-влияющего ораторского слова по сравнению с убедительно-логическим. Говоря об ораторе, Ломоносов утверждал, что тот должен обладать природным дарованием; быть ученым человеком; уметь подражать другим авторам; упражняться в сочинении; знать другие науки. В целом, «Краткое руководство к красноречию» построено по традиционному принципу, но объединяет в себе вопросы как «Общей», так и «Частной» риторик. Помимо рассуждений о способах построения и расположения материала в ораторской речи, Ломоносов говорит и о способах украшения речи, об изобразительно-выразительных средствах, а также и о том, каким стилем должна быть написана та или иная речь. |