Главная страница
Навигация по странице:

  • НОРМА КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

  • АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

  • ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ И КОЛЕБАНИЯ УДАРЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РУССКОГО УДАРЕНИЯСЛОВОУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

  • ЯЗЫКОВЫЕ И РИТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ РЕЧИ

  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И МАСТЕРСТВО УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПОДГОТОВКА НАУЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

  • СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФАКТОРЫ ЛОГИКО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРОЙ­НОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

  • КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ И ЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ

  • ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ ПОЛИТИКА. КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧИ.

  • ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В АНТИЧНОСТИ

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И РИТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА, ОСКОРБЛЕНИЯ И НЕНОРМАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ

  • Учебник по стилистике. Материалы к курсу лекций Стилистика культура речи Оглавление


    Скачать 1.42 Mb.
    НазваниеМатериалы к курсу лекций Стилистика культура речи Оглавление
    АнкорУчебник по стилистике.doc
    Дата03.02.2017
    Размер1.42 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник по стилистике.doc
    ТипДокументы
    #1912
    КатегорияЯзыки. Языкознание
    страница1 из 40
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


    Материалы к курсу лекций

    «Стилистика – культура речи»
    Оглавление


    ОСНОВНЫЕ ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

    ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ КАК НАУКИ И ИСКУССТВА

    ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В РОССИИ

    НОРМА КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

    ПРИРОДА НОРМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

    ВАРИАНТНОСТЬ НОРМ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

    ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ НОРМ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

    АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

    АКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

    КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

    ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ И МОРФОЛОГИИ

    ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ЖАРГОНИЗМОВ

    АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ УДАРЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    ОСОБЕННОСТИ УДАРЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

    ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ И КОЛЕБАНИЯ УДАРЕНИЯ

    ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

    СЛОВОУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

    НОРМЫ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ И ТИПИЧНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

    КУЛЬТУРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ

    ЯЗЫКОВЫЕ И РИТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ РЕЧИ

    ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

    ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ

    ОСНОВЫ КОМПРЕССИИ ТЕКСТА

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И МАСТЕРСТВО УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПОДГОТОВКА НАУЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

    РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

    ОСНОВНЫЕ СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

    ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ; ТЕМА, ЦЕЛЬ, ВИД И ФОРМА РЕЧИ

    ТРЕНИРОВКА ПАМЯТИ

    СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

    КЛАССИФИКАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

    ФАКТОРЫ ЛОГИКО-КОМПОЗИЦИОННОЙ СТРОЙ­НОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЯ

    КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ И ЕЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ

    КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ И ЕЕ ОБРАЗНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

    ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: ТРОПЫ, ФИГУРЫ, ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И АФОРИЗМЫ

    ЭТИКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

    ОРАТОР И АУДИТОРИЯ

    ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ

    ПОДСТИЛИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ

    ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ

    ТИПОЛОГИИ АРГУМЕНТОВ. ЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ) АРГУМЕНТЫ

    ЗАКОНЫ ЛОГИКИ

    РАСПОЛОЖЕНИЕ АРГУМЕНТОВ

    КУЛЬТУРА РЕЧИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

    О НЕКОТОРЫХ АКТИВНЫХ ПРОЦЕССАХ В РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ СМИ

    СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ В СФЕРЕ СМИ

    РОССИЯ И ЗАПАД КАК АСПЕКТ АНАЛИЗА ЯЗЫКА СМИ

    СМИ – КУЛЬТУРА РЕЧИ – СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

    КУЛЬТУРА РЕЧИ ПОЛИТИКА. КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОЙ РЕЧИ.

    КУЛЬТУРА СЛУЖЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

    КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЛУЖЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ

    СПЕЦИФИКА ЯЗЫКА СЛУЖЕБНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

    ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО В АНТИЧНОСТИ

    ОРАТОРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

    СТРАТЕГИИ УБЕЖДЕНИЯ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОСТРОЕНИЯ БЕСЕДЫ И РЕЧЕВЫЕ ФОРМУЛЫ.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И РИТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

    ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА, ОСКОРБЛЕНИЯ И НЕНОРМАТИВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ

    ФАКТ И СУЖДЕНИЕ

    СОБЫТИЕ И ТЕКСТ



    ОСНОВНЫЕ ВЕХИ СТАНОВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

    ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ КАК НАУКИ И ИСКУССТВА


    Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме в теории и практике ораторского искусства. Оратор - слово латинского происхождения от глагола orare - говорить. Это тот, кто произносит речь, а так же тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием. В связи с ораторским искусством существует еще термин риторика - теория и искусство красноречия.

    В истории европейской риторики выделяются следующие этапы:

    1) древнегреческая риторика (софисты, Платон, Аристотель, ораторы демократического полиса);

    2) древнеримская риторика (Цицерон, Квинтилиан, риторика времен раннего христианства);

    3) средневековая европейская риторика;

    4) новые европейские риторики (XVI - XIX вв.);

    5) неориторики (XX в).

    Риторика (ораторское искусство) - одна из древнейших гуманитарных наук. Риторика создала первую в истории человеческой гуманитарной мысли теорию речевой деятельности. Начало мировой риторики обычно связывают с греческой цивилизацией. Красноречие стало искусством в условиях рабо­владельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом афинской рабовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Во всех трех учреждениях искусство живого слова играло существенную роль, помогая раскрытию сути дела и его успешному решению. К V в. до н.э., когда вполне сложилась куль­тура ораторской речи, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяс­нять что-либо, побуждать к определенному мышлению, действию и достав­лять слушателям удовольствие.

    Известно, что под влиянием греческой риторики стало развиваться красноречие в Древнем Риме.

    Огромный творческий потенциал риторики раскрывался на протяжении долгих веков существования европейской цивилизации.

    В классических риториках обязанности оратора заключаются в сле­дующем: 1) найти что сказать; 2) найденное расположить по порядку; 3) при­дать ему словесную форму; 4) утвердить все это в памяти; 5) произнести.

    Таким образом, с античных времен на риторику смотрели как на часть системы знаний, как на способ познания и толкований сложных явлений жизни. «Красноречие — дитя знаний», — говорили древние.

    Падение рабовладельческой римской империи в конце V в. знаменова­ло собой переход к новой феодальной формации. Новая социально-экономическая организация обусловила существенное изменение во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике. Как отмечают многие ис­следователи, с началом христианства риторика переживает тяжелые времена, однако по мере того, как риторика приспосабливается к нуждам теологии, происходит ее реабилитация. Именно в это время рождается гомилетика — теория церковного красноречия. Господствующим жанром становится цер­ковное красноречие, главной особенностью, которого является догматизм и схоластика. Учить, нравиться и убеждать - такие задачи ставили перед собой античные и средневековые риторики. Учить и нравиться - для того, чтобы убеждать, через ум и чувства воздействовать на волю, увлекать, возбуждать к действию. Оратор - учитель и наставник, писалось в риториках, должен уметь говорить просто и возвышенно, выражать справедливые и добрые мысли так, чтобы слово его стало доходчивым, служило к воспитанию нра­вов.

    На поприще церковного проповедничества выросли крупные богослов­ские ораторы. Знаменитый Иоанн Златоуст считался идеальным византий­ским проповедником. Само прозвище Златоуст свидетельствует об уважи­тельном отношении к публичному слову, о почитании проповедника людь­ми. Другой выдающийся оратор средневековья - Фома Аквинский (1225-1274), чьи труды легли в основу гомилетики. В ней на первый план вступает форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становит­ся не убеждение, а внушение. Важнейшее приобретение риторики в средние века - это умение овладевать чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовались именно этими умениями проповедника.

    Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой была средневе­ковая университетская лекция. Она, хотя и читалась в буквальном смысле этого слова прямо по книге, все же была обращена к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась за­конам знания. Позже, с развитием книгопечатания (ХУ-ХУ! вв.), читаемая лекция стала активно вытеснять устную, по сути, превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения риторики, оформи­лась как новый жанр риторики.

    Эпоха Возрождения знаменуется подлинным триумфом риторики, что объясняется возрождением античного идеала человека. Как только личность попадает в центр культуры, возникает риторический ренессанс. Характерной приметой дальнейшего развития средневековой риторики является ее «литературизация», отрыв от философии, логики и права. Среди выдающихся ора­торов этого времени следует назвать Яна Гуса (1369-1415 гг.) — ректора Пражского университета и религиозного проповедника, выступившего про­тив монополии латыни. Заметный вклад в развитие риторики внесли евро­пейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтель, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гете и другие. Как и в античных риториках, в трудах по ораторскому искусству эпохи Возрождения и Просвещения вновь уделяется серьезное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуля­ции, мимике.

    В XX веке начинается период неориторики. К нашему времени в не­ориторике сохранились два аспекта: 1) организация языкового материала, ориентированная на современные проблемы аргументации; 2) аспект, свя­занный с развитием одного из разделов традиционной риторики - искусство украшения речи. Возникает осознание того, что риторика должна входить в школьное гуманитарное образование. Практическая значимость риторики для поднятия речевой культуры общества на Западе достаточно очевидна, но в отечественной гуманитарной науке в XX в. риторика развивалась слабо из-за сложных политических условий.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


    написать администратору сайта