Шпаргалка. Место философии в системе культуры. Функции философии Культура
Скачать 79.4 Kb.
|
Место философии в системе культуры. Функции философии Культура- область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности. Это все, что создано человеком и передается из поколения в поколение. Культура выражается в духовных и материальных ценностях, а субъектами культуры является общество и человек. Материальная культура – совокупность предметов, созданных человеком для удовлетворения своих материальных потребностей. Духовная культура – все, что создано людьми, стремлением к воплощению идеалов в различных областях деятельности. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах. Элементами культуры являются: язык, орудия труда, наука, искусство, мораль, религия, образ жизни и поведения, политика, идеология, философия. Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходимо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований. Фундамент культуры составляют: — знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке; — ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы. Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности. Философия- учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, форма общественного сознания. Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: мировоззренческую, методологическую, мыслительно-теоретическую, гносеологическую, критическую, аксиологическую,(оценка вещей, явлений). социальную, воспитательно-гуманитарную, прогностическую Функции философии. Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. 1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром. 2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. 3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать. 4. Гносеологическая – это познавательная функция философии. 5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача – разрушение догм, увеличение достоверности знания. 6. Аксеологическая заключается в том, что философия учит оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей. 7. Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества. 8. Воспитательно-гуманитарная заключается в том, что философия, культивируя гуманистические ценности и идеалы, стремится привить их человеку и обществу, способствует укреплению морали. 9. Прогностическая состоит в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития сознания, познавательных процессов человечества и общества. 10. Общекультурная – функция, которую философия выполняла с момента своего зарождения; философия согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта. В настоящее время философия является важнейшим духовным элементом культуры человечества. 11. Практическая функция заключается в том, что теоретические достижения подтверждаются на практике, тем самым доказывая правильность теоретических суждений. Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества. Исторические типы мировоззрения: миф и религия. Мировоззрение- это обобщенная система, взглядов, убеждений, мыслей, чувств, стремлений человека на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В структуре мировоззрения выделяют 2 уровня: чувственный и рациональный. Мифологическое мировоззрение. Это мировоззрение первобытного общества. Миф – предание, сказание. Человек не выделяет себя из окружающей среды. Мифологич. мировоззрению присущ антропосоциооморфизм – очеловечивание природы, одушевление космоса. Мифология – попытка объяснения мира из размышления о снах, смерти, болезни. Это путь познания воли богов. Ей присущи: Синкретизм- слитность человека и природы. Мир не безличен, а есть совокупность живых сил. Связь с магией, с практикой воздействия на «сверхъестественный мир» (шаманы, колдуны), обряды, танцы. Черты мифологического сознания: мышление носит чувственный характер, антропоморфизм, оборотничество, отсутствие случайностей – на все ест причина, космогония- мир возник из хаоса, неоднородность пространства и времени. Религиозное мировоззрение. Религия- особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер, и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви), с определенной структурой ,правилами жизни последователей, моралью, культом. Структура религии: Религиозное сознание Религиозная деятельность Религиозные отношения Религиозные организации Виды религий Политеизм – многобожие Монотеизм – единобожие Пантеизм – Бог растворен в природе Вера в абстрактный идеал.(джайнизм) Мировые религии Христианство – возникло в 1 в н.э в Палестине. Ислам – возник в 7 в н.э на Аравийском полуострове. Буддизм – возник около 6 в до н.э в Древней Индии. Исторические типы мировоззрения: философии и наука. Философию и науку объединяет то, что Философия и наука – способы познания мира Философия и наука – формы логического бытия знаний Философия и наука – это системы знаний о мире Философия и наука – это система знания, оперирующая категориями и законами А различие в том, что Наука изучает объекты, где человек может не присутствовать, а предмет изучения философии – человек В науке понятия – форма отражения действительности, в философии – форма ее существования Наука неидеологична, а философия идеологична Наука опирается на опытную проверку, философия не ставит опытов и экспериментов Содержание науки задано объектом исследования, понятия философии имеют собственное содержание Наука – это знание частное, а философия – всеобщее Наука выносит за скобки личностное, эмоциональное, ценностное отношение ученого в отличие от философии Наука нуждается в строгой организованности, а кредо философии: «подвергай все сомнению» Наука – сфера необходимости, а философия – свободы Наука стремится к накоплению знаний прошлого, философия – это стремление к переформулировке, она обратима и личностна Структура философского знания. Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам: • онтологической; • гносеологической; • аксиологической; • праксеологической; • антропологической., а также этика, эстетика, теология и социальная философия. Эти пять групп проблем формируют структуру любого философского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Аксиология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания существуют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия искусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и принципы, формулируемые в «ядре» философского знания — онтологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропологии. В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раздел философского знания, тогда как другие продолжали существовать на периферии. Генезис философии: от мифа к логосу. Переход от социально однородного родового общества к социально дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления. Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни, т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным регулятором их поведения. Впоследствии, при распаде мифологического сознания, из него выделились как самостоятельные формы духовного освоения мира: религия, философия, литература, искусство. При переходе древних греков от родового патриархального общества к цивилизации миф был представлен уже не в своем первозданном виде, а в систематизированной и рационализированной форме: героическом эпосе Гомера, «Теогонии» Гесиода и др. Космогонический процесс, т. е. процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали, олицетворяли природные и социальные силы. Связи между ними представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и социальные явления становились понятными и объяснимыми при сопоставлении их с соответствующими богами античного пантеона. Божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер. Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, расплывчатый, неопределенный характер. Картина мира строилась на основе принципа генетизма, т. е. принципа порождения.. Сам процесс генезиса предстает как переход «от мифа к логосу» (формула Деррера и Нестле) В рамках этой формулы генезис философии предстает как естественноисторический линейный процесс. Философия возникает путем происхождения из предшествующей ей формы сознания. Первой задачей философского мышления стала уяснение противоположности между реальным, существующим по своим законам миром, космосом и человеком с его сознанием и волей, т. е. между объективным и субъективным в более поздней философской терминологии. Проводя грань между миром и человеком, философия преодолевала прагматический подход. Раз мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир и сообразовывать свои действия с его законами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает формироваться теоретический интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретическое отношение к миру предполагает отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отражающих наиболее общие характеристики предметов. Конечно, процесс теоретизации мышления был очень долгим, растянувшимся на века. Философии приходилось пользоваться тем мыслительным материалом, который был уже накоплен, но философия не просто позаимствовала у мифологии некоторые образы и символы, а переработала их, включив в новые мыслительные схемы и наполнив новым содержанием. Основной вопрос философии и главные философские направления. Основной вопрос философии- это вопрос об отношении сознания к бытию, тела к душе, бытия и мышления, духовного к материальному. Основные философские направления: 1 Материализм – философское течение, говорящее о первичности материи, природы, бытия, физического, объективного, а сознание, дух, мышление, психическое, субъективное рассматривают как свойство материи. Пространство, время, движение – объективно существующие формы бытия материи. Единство мира в его материальности. Основные виды материализма: -Наивный, стихийный, натурфилософия. -метафизический -диалектический 2 Идеализм – философское течение, признающее, что сознание, мышление, духовное, психическое – первично, а материя, природа, физическое – вторично, производно, зависимо. Виды идеализма -объективный идеализм- идеальное начало существует вне субъекта -субъективный идеализм – идеальное начало существует внутри субъекта. 3 Агностицизм – агностики отрицают познаваемость мира. (Юм, Кант, Протагор, софисты) 4 Скептицизм – сомнение в возможности получения достоверного знания. 5 Дуализм – телесное и духовное существуют самостоятельно и независимо друг от друга(Декарт) 6 Пантеизм – идея растворенности Бога в природе(Бруно) Исторические типы философии. Античная философия 6 в до н. э по 6 в – онтология, космоцентризм, гилозоизм ( материя является одушевленной), становление диалектики, тесная связь с научным знанием того времени, появление первых философских систем, умозрительность. Средние века 5 -14 в – теоцентризм, традиционализм , геоцентризм, креационизм, авторитаризм, концепция двойственной истины, борьба номинализма и реализма, особая постановка проблем появления человека и его сущности. ( Августин Блаженный, Фома Аквинский) Философия Возрождения 14-16 в – синтез искусства, философии и бурно развивающейся науки, новый взгляд на человека и природу, борьба против теологии. Философия Нового времени 17-19 в – исследование природы, вера в разум человека, формирование тенденций рационализма, формирование теории общественного договора ( Бэкон ,Декарт, Локк, Ньютон, Беркли, Юм, Кант, Гегель, Вольтер, Руссо, Дидро, Ломоносов) Новейшая философия конец 19 – 21 в – рассматривает мир, принципы его познания в неразрывной связи с субъективными особенностями индивидуального бытия, направляя свое внимание на практические потребности человека. (Конт, Спенсер, Мах, Ницше, Бергсон) Проблема субстанции в натурфилософии древней Греции. Фалес из Милета 625 – 547 в до н.э. – выдвинул идею субстанции – первооснову всего. Он считал, что все происходит из воды и в воду обращается, Вода носитель всех изменений. Он отходил от мифологического мышления и был на пути естественного объяснения мира. У него булла идея единства мироздания. Бог – разум мира. Парменид конец 7 – 6 в до н. э – был автором сочинения «о природе» - это описание пути познания мира, где основную роль играет разум, а чувства – это знания, которые не носят истинный характер. Он считал, что критерий истины – это разум. По его мнению, бытие соотносится с мышлением, небытия нет, т.к не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Идея о едином Бытие как истинном Бытие. Телесное и духовное совпадает в Боге. Зенон Элейский (490 – 430 г до н.э) – он развил логику как диалектику. Сформировал апории против движения (парадоксы), такие как « Ахилесс и черепаха», «Дихотомия», «Летящая стрела», «Стадион». Гераклит – рассвет творческих сил Гераклита приходится приблизительно на 504-501 гг до н.э. Еще при жизни его прозвали темным. Он написал сочинение «о природе», которое отличалось трудностью изложения. Философия Сократа (469—399 до н. э.), излагавшего свое учение только устно, в форме беседы или спора, дошли до нас в изложениях его учеников Сократ разработал специфическую концепцию диалектики как искусства исследования понятий с целью постижения истины. Суть его метода заключалась в том, что сначала наводящими и уточняющими вопросами собеседник приводился к противоречию с выказанной им точкой зрения, а затем начинался совместный поиск истины. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. Диалог- основной метод нахождения истины. Философия Платона ( Мир идей. Душа. Государство). Теория идей. По мнению Платона, мир двойственен: видимый мир изменчив , мир идей невидим и неизменяем. Идея центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Мир идей – подлинное бытие, а вещи лишь тени идей, слабые копии. Идеи вечны и неизменны, это божественные сущности. Высшая идея – это идея абсолютного добра. Идеи обладают самостоятельным бытием. Идея – причина, основание, сущность, цель любого существования. Само Сущее познается через конкретность Сущих. Он вводит понятие «идеальное» - царство идей, умопостигаемое, отличное от зримого мира. Теория Души. По Платону, душа до рождения пребывает в царстве красоты и чистой мысли. Попадая на землю в тело человека, она становится узницей, вспоминающей о мире идей. До своего рождения в теле душа знает все, что ей нужно знать. Душа бессмертная сущность, состоящая из 3-х частей: разумной, страстной и вожделяющей. Источник гармонии – мировой разум, который мыслит сам себя ( кормчий души). В мышлении душа активна, внутренне противоречива, диалогична. Смерть – разделение с телом, преодоление ограниченности души, сближение с высшим началом. Государство. Теория идеального государства. Лучшая форма правления – аристократия. Стремление к благу является общим, как для государства, так и для личности. Когда общество стремиться к благу, оно становиться справедливым, а личность добродетельной. Тирания – самая худшая форма правления. Основные сословия в государстве: ремесленники земледельцы, войны стражи и правители философы. Основная добродетель – справедливость, Цель человека – познать истинное благо, истинное добро для обретения гармонии с высшим началом, а высшее благо – это разум. |