Главная страница
Навигация по странице:

  • Системообразующим принципом ОЭФ является способ производства.

  • Производительные силы включают в себя предмет труда, орудия труда (средства производства) и рабочую силу.

  • Бердяев (идея свободы и творчества)

  • Современная философия (неопозитивизм, постмодернизм, философия существования.) Неопозитивизм.

  • Философская онтология. Понятия: бытие, субстанция, материя. Онтоло́гия

  • Материализм

  • Экзистенциализм

  • Современная научная картина мира. «Антропный принцип» в современной космологии.

  • Фундаментальные основы новой картины мира

  • «Антропный принцип» в современной космологии. АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП

  • Философское и естественнонаучное представление о пространстве и времени.

  • Субстанциальная концепция

  • Реляционная концепция

  • Шпаргалка. Место философии в системе культуры. Функции философии Культура


    Скачать 79.4 Kb.
    НазваниеМесто философии в системе культуры. Функции философии Культура
    АнкорШпаргалка
    Дата27.12.2021
    Размер79.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #319250
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью. Системообразующим принципом ОЭФ является способ производства. Смена способов производства определяет смену ОЭФ.

    Исторически конкретное единство производственных от­ношений и производительных сил характеризует специфиче­ский для каждой общественно-экономической формации спо­соб производства (деятельность по преобразованию и созда­нию экономических благ). Производительные силы включают в себя предмет труда, орудия труда (средства производства) и рабочую силу.

    .

    Все было направлено на совершение социальной революции в обществе, для того, чтобы заменить его более справедливым.

    Основные философские идеи марксизма

    * Идея практики; Под ней они понимали чувственно-предметную, целенаправленную деятельность человека, ориентированную на освоение и преобразование условий его Практика первична и определяет духовный мир человека, его культуру.

    * Идеи и принципы материалистической диалектики; Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека.

    * Диалектико-материалистическое понимание истории; Диалектико-материалистическое понимание истории можно представить через такие основополагающие его тезисы:

    - Общество есть не результат произвола правителей или божественного вмешательства, а является продуктом деятельности людей.

    -Общество исторично, оно развивается во времени.

    - В системе разветвленных видов человеческой деятельности есть основополагающая, производственно-материальная деятельность. Люди в первую очередь создают материальные условия жизни, а уже потом пишут стихи, занимаются политикой и т.п.

    * Концепция отчуждения; выделялись такие формы отчуждения:

    -Отчуждение условий труда от самого труда.

    - Отчуждение результатов труда.

    - Отчуждение идеологии от жизни.

    1. Русская философия

    Основные вопросы русской философии: о смысле и целях истории, о человеческой природы, о его судьбе и жизненном пути, обусловленном духовными стремлениями, развитие идеи общенациональных особенностей русской души

    Бердяев (идея свободы и творчества)

    Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в. Он является одним из важнейших представителей русской религиозной философии. Суть философии Бердяева — познание смысла бытия через субъекта, т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог,. Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность — с его природной стороной. При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным . Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели. Если же человек есть Бог. То это самое безнадежное и ничтожное. Таким образом, Бердяев выступает против такого гуманизма, который превращает в отрицание Бога и самообожествление человека.

    Федоров

    Он является ярчайшим представителем русского космизма и гуманизма .. Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.

    Флоренский

    . Флоренский принадлежал к софиологическому направлению русской религиозной философии,. Именно православная церковь и оказывается «столпом и утверждением истины». Он утверждает, что как человечество является душой и совестью твари, так церковь является душой и совестью человечества. Флоренский противопоставляет божественный и тварный миры. Божественный мир внутренне един, целен благодаря наличию софийного единства трёх ипостасей божественной Троицы. Земной мир лишён изначальной целостности и поддерживается силами мира божественного. Весь тварный мир рассыпается в антиномических противоречиях, преодолеваемых не рассудочным познанием, а верой. Сам рассудок не является цельностью, а распадается на ряд антиномических противоречий.

    Циолковский,Чижевский (русский космизм)

    Чижевский (1897—1964) биофизик, изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Изучал влияние космических физических факторов на процессы в живой природе, в частности, влияние циклов активности Солнца на явления в биосфере, в том числе, на социально-исторические процессы. Впервые ввёл в научный лексикон понятие «космическая погода

    Циолковский (1857—1935). Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

    1. Современная философия (неопозитивизм, постмодернизм, философия существования.)

    Неопозитивизм.

    Неопозитивизм — одно из распространённых направлений философии XX века, современная форма позитивизма.

    Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — направление в методологии науки, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

    Основные представители:

    1) Философы «Венского кружка» (Шлик – основатель, его последователи – Карнап, Нейрат, Рейехенбах)

    2) Представители Львовско-Варшавской школы (Тарский, Лукасевич)

    3) Рассел

    4) Виттенштейн

    Основные идеи:

    1. Главная идея неопозитивизма – философия должна заниматься логическим анализом языка науки, т.к. язык – главное средство, через которое человек позитивно (достоверно) воспринимает окружающий мир.

    2. Логический анализ языка – это анализ текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантика (смысл) знаков.

    3. Основной принцип неопозитивистов – принцип верификации – сравнения положений науки с фактами опыта.

    4. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) должно быть исключено из философии, т.к. они не подлежат верификации и являются проблемами, не имеющими научного разрешения.

    5. Другой основной целью неопозитивизма является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.
    Постмодернизм

    Философия постмодернизма – одно из самых новых философских течений, сложилось оно во второй половине ХХ в. Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство.

    остмодернистская философия отказывается от категории бытия, которое в прежней философии означало некий «последний фундамент», добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано.

    Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли.

    Философия существования

    Одно из наиболее значительных направлений соврем философии – «философия существования». Крупные представители: Н.Бердяев, Л.Шестов, А.Камю, К.Ясперс и др. Появление этого течения обусловлено кризисом европейского обществава 20в, связанного с мировыми войнами, заменой в ряде стран демократ режимов фашистскими, тоталитарными.

    Важнейшие особенности:

    1. разработка нового понятийного аппарата, т.е. замена понятий традиционной фил-и (бытие, материя, движение) понятиями, связанными с переживаниями отдельной личности, отчужденной от общества ва и др людей в условиях кризисной ситуации (страдание, отчаяние, страх, тревога, заброшенность, абсурд, ответственность, болезнь, смерть, свобода выбора).

    2. утверждение идеи неповторимости, уникальности человека и его судьбы

    3. утверждая уникальность человеческого бытия, подчеркивает особую роль активности человекака в осознании самого себя, своей сущности

    Проблема свободы – одна из центральных проблем.

    1. Философская онтология. Понятия: бытие, субстанция, материя.

    Онтоло́гия - раздел философии, изучающий бытие.

    Основные исторически сложившиеся позиции в онтологии:

    Релизм – признание реальности, существующей вне сознания, познающего субъекта и независимо от него (объективная реальность).

    Объективный идеализм считает объективно реальным и идеи, и вещи, и духовное, и телесное. Духовное – высший род бытия. Бытие духовного вечно, телесного –временно.

    Материализм отрицает самостоятельное, независимое от материи существование душевных явлений.

    Субъективный идеализм – реальность в рамках опыта.

    Феноменология ХХ в. Э. Гуссерль. Вещи – часть содержания самого сознания, на которую направлены акты самого сознания: это то, что мыслится, воспринимается. Бытие феноменов, сущностей.

    Экзистенциализм – бытие человека – бытие вещей.

    Философия для осмысления онтологических вопросов применяет особые формы мышления – категории (бытие-небытие, качество-количество, сущность и явление, целое-часть)

    Бытие – философская категория, обозначающая реальность, действительность, т.е. все, что существует тем или иным способом, это общая характеристика мироздания. Антитезой бытия является Ничто.

    Виды бытия:

    - Бытие природы

    - Бытие человека

    - Бытие общества

    - Бытие понятий (идей)

    В античности бытие рассматривалось как поиск первоначала мира, оно было едино и неизменно.

    В средние века истинное бытие – Бог.

    В эпоху возрождения бытие совпадало с природой.

    Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: Субстанция – первооснова всего существующего, то, из чего все существует (протяженность, мышление)

    В эпоху просвещения бытие отождествлялось с материей и веществом.

    А в марксизме бытие – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека.

    Материя – объективная реальность, данная в ощущениях.

    В античности материя – это первоначала.

    В возрождении материя одухотворена

    В просвещение материя – это вещество.

    Согласно материализму материя внутренне противоречива и это противоречие станосится источником ее изменения.Основное свойство материи – движение.

    1. Современная научная картина мира. «Антропный принцип» в современной космологии.

    Современная научная картина мира – находится в периоде, который называется постнеоклассицизм. Она характеризуется междисциплинарностью.

    Современную научную картину мира сформировали прежде всего крупнейшие открытия физики, сделанные в конце XIX — начале XX в. Это открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязи вещества и энергии. Если раньше последними неделимыми частицами материи, своеобразными кирпичиками, из которых состоит природа, считались атомы, то в конце прошлого века были открыты электроны, как собственные части атомов. Позднее было исследовано и строение атомных ядер, состоящих из протонов (положительно заряженных частиц) и нейтронов (частиц, не имеющих заряда).

    .      Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков). Ее обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил действующих между неизменными объектами можно объяснить все явления природы».

    Фундаментальные основы новой картины мира:

    1.      общая и специальная теория относительности

    2.      квантовая механика

    Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах

    Свойства современной научной картины мира:
    - объективность – направлена на изучение сущности самой вещи;
    - строгость, достоверность, обоснованность, доказательность;
    - динамичность – постоянное стремление к развитию;
    - закономерность – представляет мир как совокупность причинно обусловленных событий.


    1. Революции в разных науках, внося изменения в конкретные науки, порождают измениние картины мира, приводят к пересмотру ранее сложившихся в науке представлений. При этом новые картины сначала выдвигаются в форме гипотез. Картина мира в такой форме проходит этап обоснования и сосуществует рядом с традиционной картиной мира. Для сохранности центрального теоретического ядра образуется ряд дополнительных моделей и гипотез для адаптации к аномалиям. Затем утверждается новая картина, благодаря тому, что ее принципы, проверенные в опыте, становятся базой для новых фундаментальных теорий. «Антропный принцип» в современной космологии.

    АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП (греч. anthropos - человек) - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов - ядер, атомов и т. дОсмысление этих зависимостей и привело к выдвижению в науке и философии Антропного Принципа. Существуют различные формулировки , но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых в 1973 специалистом по теории гравитации Б. Картером. «Слабый» . гласит: «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». «Сильный» говорит о том, что «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Иными словами, наш мир оказался «устроенным» так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться. Очевидно, что в мировоззренческом плане Антропный Принцип воплощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума, выдвинутую еще в античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей (Протагор, Анаксагор, Бруно, Циолковский, Вернадский, Чижевский, Тейяр де Шарден, Ф. Крик, Ф. Дайсон, Ф. Хойл и др. Значение Антропного Принципа возрастает в наше время, для которого характерны космическая активность человека и все более серьезный поворот современной науки к гуманистической проблематике.

    1. Философское и естественнонаучное представление о пространстве и времени.

    Пространство и время – фундаментальные понятия философии. Движущаяся материя существует в двух основных формах - в пространстве и во времени. Понятие пространства служит для выражения свойства протяженности и порядка сосуществования материальных систем и их состояний. Оно объективно, универсально (всеобщая форма) и необходимо. В понятии времени фиксируется длительность и последовательность смены состояний материальных систем. Время объективно, неотвратимо и необратимо. Следует различать философские и естественнонаучные представления о пространстве и времени. Собственно философский подход представлен здесь двумя основными концепциями пространства и времени: субстанциальной и реляционной.

    Субстанциальная концепция – пространство есть пустое вместилище для вещей, оно абсолютно, однородно, неподвижно, а время есть совокупность равномерных моментов , следующих один за другим, оно тоже абсолютно.

    Реляционная концепция – пространство и время приобретают свойство относительности(время процессов зависит от системы отсчета, свойства пространства зависят от свойств движущейся материи)

    Свойства пространства: протяженность, однородность, трехмерность.

    Свойства времени: необратимо, однородно, одномерно.

    Естественно-научные представления о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития. Вершиной классического естествознания стало творчество И. Ньютона. Именно он ввел господствовавшие в науке до начала XX в. представления о пространстве и времени, известные как абсолютное пространство и абсолютное время.

    Современное понимание пространства и времени было сформулировано в теории относительности В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции.. Основное философское значение теории относительности состоит в следующем:

    1. Теория относительности исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени.
    2. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя.


    1. 1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта