Главная страница
Навигация по странице:

  • Философские идеи средневековья Аврелий Августин Фома Аквинский и др.

  • Основные философские идеи эпохи Возрождения (антропоцентризм гуманизм пантеизм соц утопизм) Антропология

  • Эмпиризм в философии нового времени. Индуктивный метод познания.

  • Рационализм Декарта (1596 – 1650)

  • Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро

  • Дидро Он утверждал, что все есть материя в движении. Душа – это продукт единства организма, его целостности. Теория познания и этика Канта.

  • Теория познания

  • Объективный идеализм и диалектика Гегеля. Объективный идеализм

  • Антропологический материализм Фейрбаха. Материализм Фейрбаха

  • Основные идеи марксистской философии.

  • структуру: способ производства, базис и над­стройку.

  • Шпаргалка. Место философии в системе культуры. Функции философии Культура


    Скачать 79.4 Kb.
    НазваниеМесто философии в системе культуры. Функции философии Культура
    АнкорШпаргалка
    Дата27.12.2021
    Размер79.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #319250
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Аристотель как систематизатор наук.

    Аристотель – ученик Платона, но по ряду вопросов он расходился со своим учителем. Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей. Ему принадлежит изречение « Платон мне друг, но истина дороже». Он считал, что философия – всеобщее знание, она состоит из 3 частей: теоретическая, практическая, поэтическая. Аристотель считал материю вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве. Однако сама по себе материя пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться действительной. Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм. Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех форм, как вершина мироздания. Единство материи и формы – идея единичного бытия вещи. Энтелехия – сила, которая определяет действительность существования, цель бытия конкретной вещи. Душа человека – энтелехия тела. Бог есть первая причина движения, начало всех начал. Целостность вещи-Сами вещи, конкретные явления имеют 4 основания, причины для своего существования: 1 Формальную причину (что?) 2 Материальную причину (из чего?)3 Движущую причину ( как и кем создано?)4 Целевую причину (для чего?). Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была сущность или субстанция, а остальные считались ее признаками. Категории – это фундаментальные понятия философии. Идея души-Аристотель считал, что душа, обладающая целеустремленностью, есть ни что иное, как неотделимый от тела, его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. Душа – движущая сила тела. Согласно Аристотелю смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни. Душа вечна и бессмертна. Есть 3 типа души: растительная, животная и разумная. Разумная душа в человеке бессмертна. Аристотель создает образец совершенного полисного государства. Государство – естественное образование, порядок жизни в нем соответствует человеческой природе. Он был против отмены частной собственности у семьи, но как Платон считал рабство справедливым. Три правильных Г. : монархия, аристократия, полития – народное представительство. Цель государства – счастливая жизнь граждан. Счастье в добродетельной жизни.

    1. Философские идеи средневековья Аврелий Августин Фома Аквинский и др.

    Главная особенность философской мысли периода Средневековья — это теоцентричность, ибо единственной реальностью, определяющей в этой философии все сущее, провозглашался Бог (то есть сверхъестественное начало, а не Космос, природа). Принцип теоцентризма проявлялся:

    — в учении о бытии — через принцип креационизма (творение мира Богом из «ничего», актом собственной воли);

    — в учении о человеке — через принцип антропологизма (человек — венец творения, «образ и подобие Бога»);

    — в учении о познании — через принцип богоуподобления (цель человека — не познание мира, а обретение через процесс познания своего первоначального, «догреховного» облика, то есть «обретение образа и подобия Бога»). Уподобление Богу — это самоотречение человека; отказ от своих претензий, от своего «я»; переход в подчинение Богу. Формой такого перехода становится вера в Бога.
    — в истории философии — через принцип провиденциализма (все происходит по промыслу божьему) и эсхатологизма (цель истории — это переход через очистительную катастрофу к царству Эсхатона, то есть к «царству Божию»). Для своего утверждения христианство нуждалось в теоретическом обосновании. Этому послужили: в первые века христианства апологетика и патристика, а в период средневековья — схоластика.

    Наиболее известным представителем апологетики и патристики был Аврелий Августин Блаженный (354–430). Он учил, что весь мир пронизан разумом, светом, логосом. Но источником всего этого выступает Бог и только Бог. Вся история по Августину есть борьба между приверженцами Бога, строящими «град Божий», и приверженцами сатаны («града земного»).

    Главным методом на определенном этапе патристики стал мистицизм, выступавший против рассудочного подхода (Иоан Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский). Однако преимущественным влиянием в средневековой философии пользовался религиозный интеллектуализм, реализованный в схоластике, главной задачей которой стала выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опираясь не только на церковный авторитет, но и на доводы разума. Схоласты ориентировались на учение Аристотеля.

    Схоластика имела два направления: номинализм и реализм. Номиналисты (Росцелин, Дунс Скот и др.) полагали, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными. Это лишь названия общих групп предметов. Реалисты (Фома Аквинский и др.), наоборот, утверждали, что общие понятия по отношению к индивидуальным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе.

    В XIII веке с философским обоснованием истинности догматов священного писания выступил итальянский схоласт Фома Аквинский (1225–1274). Он выдвинул пять рациональных доказательств бытия Бога.

    1. Основные философские идеи эпохи Возрождения (антропоцентризм гуманизм пантеизм соц утопизм)

    Антропология – идея антропоцентризма, возрождение идеалов античности провозглашение идеи гуманизма, реабилитация телесного начала человека, ценность земной жизни, свобода человека, культ человека творца.

    В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм- воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания . Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. В узком смысле слова гуманизм - идейное движение, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Пантеизм-большинство представителей философии Возрождения могут быть названы в том или ином смысле «пантеистами», если считать пантеистическим тезис Дионисия: «Бог есть все во всем и ничто из всего». Но пантеизм Возрождения отличается от пантеизма, например, Спинозы, тем, что Бог — не только «начало» и «конец», но и «середина» Вселенной в целом и каждой вещи: начало — как первопричина и бесконечно глубокое основание бытия и сущности; конец — как предел совершенства, цель всех стремлений и всеохватывающая целостность универсума; и середина — как индивидуальная сущность каждой вещи, рассмотренная «с точки зрения вечности». Индивидуальность каждой вещи заключается в том, каким образом Бог (бесконечная основа) развертывает себя в данной вещи. Социальные утопии- период позднего Возрождения расцвел такой жанр социальной мысли, как утопии. В буквальном переводе термин «утопия» обозначает место, которого нет (от греч. и — нет и top os — место). Понятие «утопия» стало нарицательным для обозначения различных проектов нереальных социальных преобразований. В истории социальной мысли в жанре утопий осуществлялась критика существующего строя, осмысливался социальный идеал, делались попытки предвосхитить будущее общества.

    1. Эмпиризм в философии нового времени. Индуктивный метод познания.

    Философское направление - эмпиризм (от греч. empiria опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. В основе лежит опыт: « нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте» При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Родоначальником эмпиризма является английский философ Ф. Бэкон.

    Индуктивный метод- (движение мысли от частного к общему), построенный не столько на фактах, подтверждающих доказываемое, сколько на фактах, противоречащих доказываемому суждению. Бэкон выступает против схоластической философии средневековья, полагая, что философия и наука должны служить жизни и практике. Именно в этом они находят свое оправдание. Цель научного знания - приносить пользу и увеличивать власть человека над природой. Наука является средством, а не целью самой по себе. Она должна познать причинную связь природных явлений, чтобы затем использовать эти знания для блага людей. Знание, не приносящее практических плодов, - ненужная роскошь. Любое истинное знание может и должно быть применено на практике.

    1. Рационализм Декарта (1596 – 1650)

    - в основе познания лежит разум (рациональная интуиция), а опыт – это практическая проверка данных интеллекта.

    - разрабатывал универсальный дедуктивный метод, признавал существование врожденных идей в уме, определяющих результаты познания.

    -Вселенная – механизм, первоначальный импульс которой был дан Богом, но дальнейшее развитие определяется самостоятельной творческой силой – деизм.

    -Дуализм – существование двух независимых субстанций: материальной и духовной

    -Основная субстанция – Бог, он обладает атрибутами мышления и протяженности, все остальное производное, то есть модусы мышления или протяжения.

    -Врожденные идеи – идея Бога, большинство оснований математики и логики.

    -Метод методологического сомнения как способ получения достоверного знания (сомнение в теориях, ощущениях, но не в самом мышлении)

    1. Дидро'>Философия Просвещения (Вольтер, Руссо, Дидро).

    Основные идеи :

    -Все должно предстать перед судом разума

    -Культ науки и прогресс человечества

    -Имей мужество мыслить самостоятельно

    -освобождение от предрассудков и метафизических догм

    -пересмотр интеллектуальных ценностей

    -защита естественных прав человека (свободы и равенства)

    -критика суеверий

    -борьба против тирании и сословных привилегий

    -издание энциклопедий научного знания

    -личные качества человека зависят от окружающей среды, пороки – это также результат влияния среды, поэтому от избавления от них необходимо преобразовать окружающую общественную среду.

    -Деизм.( бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий)

    Вольтер

    Он ввел в научный оборот термин «культура». Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, устного и печатного слова. Он признавал необходимость веры в бога как перводвигателя вселенной. Ему принадлежит фраза: Осмельтесь мыслить самостоятельно!

    Руссо

    Он призывал назад к природе, цивилизация испортила человека. Развивал теорию общественного договора, клал в основу отношений между людьми не вражду, а дружбу и гармонию. Был представителем демократического крыла идеологов просвещения, и сторонник естественного права

    Дидро

    Он утверждал, что все есть материя в движении. Душа – это продукт единства организма, его целостности.

    1. Теория познания и этика Канта.

    Теория познания

    -необходимые условия, формы познания заложены в самом разуме и составляют основу знания

    - Феномены – воспринимаемые явления вещей(мир явлений, составляющий содержание нашего опыта) «ВЕЩИ ДЛЯ НАС»

    -Ноумены – (вещи сами по себе, умопостигаемая, не данная в опыте, сущность) – непознаваемая часть мира «ВЕЩИ В СЕБЕ» вызывают у нас хаос ощущений, которые упорядочиваются разумом

    - мы познаем мир не сам по себе, а как он нам является

    - Высшая познавательная способность – рассудок как способность создания правил.

    -Познание – взаимодействие рассудка и чувств

    - Разум- способность мыслить предельное (свобода воли, бессмертие души, бытие Бога)

    -Формы чувственности и рассудка находятся в нас, а не в самом мире, они упорядочивают впечатления

    - при попытке постигнуть сущность вещи разум впадает в противоречия – антиномии (сущность «вещи в себе» лишь частично высвечивается в явлении, это место веры)

    Этика

    -«Две вещи наполняют душу благоговением – звездное небо надо мной и моральный закон во мне»

    - Долг – центральная категория этики, долг перед человечеством и самим собой

    - Моральный долг (внутренний императив) – желание добра ради него самого, а не чего-то другого.(добрая воля имеет цель сама в себе.

    -Гипотетический императив – это поступок, обусловленный целью (чтобы стать врачом нужно изучать медицину)

    -Нравственный закон, не обусловленный внешней целью – категорический императив «поступай только согласно той максиме, руководствуясь которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом… поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку, как цели, и никогда как к средству»

    -Свобода- необходимое условие морального закона в поисках совершенства.

    -Религия – нравственное единение людей.

    1. Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

    Объективный идеализм Г. Гегеля Гегель был объективным идеалистом и основателем диалектики. По Гегелю существует некая мировая идея, мировой дух, или объективная идея, которая обладает способностью к развитию. Развиваясь, этот мировой дух порождает на каждом этапе своего развития природу, общество, человека. Гегель разрабатывает диалектику как мировой дух. Этот мировой дух развивается, изменяется, а остальной мир меняется за духом. 
    Разработал три закона диалектики, в которых и выражается развитие: 
    1)отвечает на вопрос об источнике развития – единство и борьба противоположностей; 
    2)показывает механизм развития – закон перехода количественных изменений в качественные;
    3)показывает путь развития – закон отрицания отрицания.
    В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления, лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 
    Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 
    1. Логика: возникновение понятия, развитие идеи, начиная с чистого бытия, которое есть чистая мысль как таковая, лишённая каких либо определений, характеристик. 
    2. Природа: Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 
    3. Дух. На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности.

    Диалектика Гегеля (он был против «вещи в себе»)

    Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

    Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.

    Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходит по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.


    1. Антропологический материализм Фейрбаха.

    Материализм Фейрбаха

    АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – центральной проблемой которого стал человек. В центре его философских взглядов - человек как “единственный, универсальный и высший предмет философии”. Человеку нужен идеал, подчеркивал Фейербах, но человеческий, а не сверхъестественный. Человек неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологической, физиологической деятельности. Основой антропологии Фейрбаха является материалистическое учение о природе. Природа является единственной реальностью, а человек ее высшим продуктом. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна. Дух вторичен, природа первична. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве.

    1. Основные идеи марксистской философии.

    Марксистская философия - это система философских идей Маркса, Энгельса и их последователей, в основе которой лежит диалектико - материалистический подход к познанию и практике. Познание - центральный процесс в диалектике Гегеля - в марксистской философии становится подчиненным, вторичным моментом практики, которая, собственно и является главной философской идеей Маркса и Энгельса.

    Согласно марксизму существовало 5 основных типов общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. . Каждая формация, представляю­щая собой особую ступень в историческом развитии общества имеет следующую структуру: способ производства, базис и над­стройку.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта