Главная страница
Навигация по странице:

  • Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика и синергетика Диалектика

  • Проблема человека. Основные характеристики человеческого бытия.

  • Человек – главная тайна мироздания, венец творения природы и вселенная во Вселенной! Труд – сущностный признак человека

  • Основные характеристики бытия человека

  • Сознание как философская проблема. Происхождение сознания

  • Структура сознания и проблема бессознательного.

  • Проблема бессознательного

  • Гносеология как раздел философского знания. Гносеология

  • Гносеология, или теория познания

  • Основные ступени и формы познания: их взаимосвязь.

  • Формы рационального познания

  • Чувственное и рациональное познание

  • Виды познавательной деятельности Научное познание

  • Шпаргалка. Место философии в системе культуры. Функции философии Культура


    Скачать 79.4 Kb.
    НазваниеМесто философии в системе культуры. Функции философии Культура
    АнкорШпаргалка
    Дата27.12.2021
    Размер79.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #319250
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Понятие движения. Движения и развитие.

    Движение – это способ существования сущего. Быть – значит быть в движении в изменении. Движение многообразно. Нет в мире неизменных вещей, свойств и отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолютно, непреложно и всеобще, проявляется в виде конкретных форм движения. Каждой форме движения присущ определенный носитель – субстанция. Движение любой вещи осуществляется только в отношении некоторой другой вещи. эмпирические наблюдения(ощущение движения в органической и неорганической природе, в социальной материи) и здравый смысл не оставляют сомнения в том, что весь мир находится в движении, изменении и развитии.

    Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Как мы знаем развитие бывает прогрессивным и регрессивным. А также эволюционным, революционным и скачкообразным.

    В метафизическом материализме движение понимается как пространственное перемещение объекта, и при этом объект качественно не изменяется; в диалектическом материализме движение понимается как любое изменение объекта. Диалектический материализм рассматривает движение (развитие, изменение) как способ существования материи, атрибут. Материя не теряет и не приобретает способности к развитию, оно присуще материи всегда. Движение выступает как единство относительного и абсолютного. Движение относительно в том смысле, что изменение места или состояния объекта всегда происходит относительно другого объекта. Движение абсолютно в том смысле, что движение универсально, несотворимо и неуничтожимо; нет абсолютно покоящегося движения.

    1. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Диалектика и синергетика

    Диалектика (искусство вести спор) – учение о развитии, основанное на взаимодействии противоположностей (Гераклит, Сократ, Платон, Гегель, марксизм)

    Диалектика- это теория и метод познания действительности, учение об единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

    Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей (об источнике развития), закон перехода количественных изменений в качественные (внутренняя определенность предмета) – т.е. о механизме развития, закон отрицания отрицания ( направленность развития)

    Синергетика – современная теория, связанная с исследованием феноменов самоорганизации, нелинейности, неравновесности, глобальной эволюции, изучением процессов становления «порядка через хаос» (Хакен, Пригожин 20 в), необратимости времени, неустойчивости как основополагающей характеристики процессов эволюции.

    Главными посылками синергетического видения мира выступают тезисы:

    А) практически недостижимое жесткое обусловливание и программирование тенденций эволюции сложноорганизованных систем.

    Б) созидающий потенциал хаоса самодостаточен для конституирования новых организационных форм

    В) любой сложной системе присуща альтернативность сценариев ее развития в контексте наличия известной предопределенности ее изменений

    Г) неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильного и динамического развития – лишь такого рода системы способны к самоорганизации.

    1. Проблема человека. Основные характеристики человеческого бытия.

    Проблема человека – одна из основных, если не центральная, во всей мировой философской мысли.

    • Человек – микрокосм (Античность)

    • Человек – «образ и подобия Бога» (Средневековье)

    • Человек – существо мыслящее и разумное (Новое время)

    • Человек – машина (фран. Просвещение)

    • Человек – существо морально-нравственное (Кант)

    • Человек – существо духовное (русская философия)

    • Человек – существо природное (Фейербах)

    • Человек - носитель мирового разума (Гегель)

    • Человек – главная тайна мироздания, венец творения природы и вселенная во Вселенной!

    • Труд – сущностный признак человека

    Человек – целостная система, соединяющая в себе биологическое, социальное и космическое

    Основные характеристики бытия человека:

    • Индивид - Это представитель высшего биологического вида Homo sapiens и отдельный «атом» социальной общности

    • Личность - обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъект исторического творчества

    • Индивидуальность– устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека

    • Свобода личности. Свобода – философская категория, характеризующая сущность человека и его существование, состоящее в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими желаниями, а не принуждениями.

    • Проблема соотношения свободы и необходимости

    • Проблема жизни и смерти

    • Проблема смысла жизни. Материалистические концепции – смысл жизни заключается в реальной жизнедеятельности людей

    Идеалистические – находят его в Боге, душе, спасении, вере

    • Творчество




    1. Сознание как философская проблема. Происхождение сознания

    Сознание – одна из форм проявления нашей души, преисполненная глубокого содержания. Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий.

    Сознание реализуется в виде различного рода практической и теоретической деятельности. Потребности, возникающие под влиянием внешнего мира, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель – это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека. Способность к целеполаганию – это специфическая человеческая способность. В ее основе лежит неудовлетворенность миром и потребность изменить его, придать ему формы, необходимые человеку, обществу.

    В разные эпохи проблема сознания вызывала живой интерес:

    В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга

    В культуре христианства сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека.

    В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире.

    Можно выделить три основополагающие теории происхождения сознания:
    • сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
    • сознание присуще всем живым организмам;
    • сознание — свойство исключительно человеческое.

    1. Структура сознания и проблема бессознательного.

    В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. В структуру сознания входит:

    • Чувственный уровень сознания – ощущения, восприятия, представления

    • Рациональный уровень – понятия, суждения, умозаключения

    • Чувства, эмоции, внимание

    • Память – способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию

    • Движущая сила человеческого сознания – потребности, интересы, воля – это желание и возможность удовлетворения потребностей

    Проблема бессознательного:

    Следует различать два вида неосознанных действий. К первому виду относятся действия никогда не осознававшиеся, а ко второму – ранее осознававшиеся действия. Так многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии, что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически.

    Проблема бессознательного интересовала ученых в разные эпохи:

    • По Платону , Познание – это припоминание

    • Идея тождества психики и сознания, за пределами сознания протекают физиологические процессы, а не психические говорил Р. Декарт

    • Бессознательное – низшая форма духовной деятельности считал Лейбниц

    • Бессознательное – темные представления в человеке по И. Канту.

    • По Фрейду, Бессознательное – это скрытые желания и стремления, страсти человека, реализоваться которым в отдельном человеке мешает общество. Фрейд рассматривает сознание личности как систему внешних запретов и правил, а истинное содержание индивидуального составляет нечто надсознательное, содержащие импульсивные влечения и страсти.

    1. Гносеология как раздел философского знания.

    Гносеология - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания как таковая. Учение о познании

    Проблемы познания: условия его возможности и адекватности, пути достижения истины, соотношение научного и вненаучного знания, познание и переживание, т.е. весь круг вопросов, касающихся познавательной реальности, изучается гносеологией.Гносеология, или теория познания, — раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылки, условия достижения адекватного знания. Гносеология — раздел философского знания, поэтому ее предметом остается всеобщее в системе «человек — мир». Однако гносеология изучает только познавательные аспекты этого отношения, выявляя фундаментальные и универсальные предпосылки познания.

    Познание — ключевое понятие гносеологии. Этот термин может употребляться в разных смыслах. Во-первых, познание часто интерпретируется как родовая сущностная способность человека, отличающая его от животных. В этом смысле познание — одна из способностей человека, которая помогает ему адаптироваться к реальности в условиях недостаточности биологических приспособлений для выживания.

    Во-вторых, познание может пониматься как творческий процесс получения знаний. В этом смысле познание — это один из видов культурной деятельности, осуществляющийся как на уровне отдельного индивида, так и всего человечества.

    В-третьих, познание может приравниваться к знанию. В этом случае особая деятельность человека и ее результат отождествляются. С точки зрения строгого философского мышления последнее понимание термина «познание» является не совсем корректным, однако в обыденной жизни мы часто приравниваем познание к знанию.

    В гносеологии изучается и сам процесс познания, и знание как данность, уже достигнутый результат. Причем в теории познания рассматриваются любые типы знания: философское, научное, обыденное, художественное и т.п. Гносеология призвана обосновывать любое знание, выяснять условия его возможности, сущность и содержание.

    Познание следует отличать от познаваемости. Познаваемость — это возможность получения знаний об объекте. В зависимости от ответа на вопрос о том, достижимо ли адекватное познание мира и в какой мере, философы разделились на агностиков, скептиков и познавательных оптимистов

    Гносеологию следует отличать от эпистемологии — раздела теории познания, в котором рассматриваются только проблемы научного познания. Поскольку знание может существовать не только в научной форме, а гносеология должна изучать сущность любой познавательной деятельности независимо от типа знания, ошибочно отождествлять гносеологию и эпистемологию. Конечно, современная гносеология во многом ориентирована на постижение именно научного знания, однако эта тенденция не дает основания для полного отождествления гносеологии и эпистемологии.

    В современных теориях познания выделяют следующие разделы:

    - учение об условиях достоверности и адекватности познания;

    -учение об истине, о связи истины и ценности, истины и заблуждения, истины и лжи;

    - теория различных видов знания, их взаимодействия и взаимовлияния;

    - эпистемология, теория научного знания;

    - учение о знании как инструменте влияния, подавления или, напротив, достижения свободы.

    В разделах, касающихся вопросов соотношения истины и ценности, гносеология напрямую смыкается с аксиологией, в разделе о знании как инструменте влияния — с праксеологией, а проблема достоверности и адекватности познания требует решения онтологических вопросов. Таким образом, гносеология, как и любой раздел философского знания, не существует в отрыве от других разделов, неразрывно с ними связана.

    Одна из важных проблем гносеологии – проблема выяснения природы самого познания, другими словами выяснения того, почему человек ищет объяснений происходящего.

    1. Основные ступени и формы познания: их взаимосвязь.

    Субъект познания — это носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.

    Субъектом познания могут быть:

    — индивид,— группа (коллектив)— общество в целом.
    Объект, это то, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.
    Познание —процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека, совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: мифологическое, религиозное, художественное, философское, обыденное и научное.

    Существует 2 ступени познания: чувственная и рациональная

    Познание начинается на чувственном уровне и реализуется в ощущениях, восприятиях и представлениях. Для этого этапа познания необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга.

    Органы чувств человека — это своеобразные окна, которые позволяют воспринимать мир

    Ощущение – простейший чувственный образ, отражение отдельных свойств предмета. На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания — восприятие, которое является результатом синтезирования разных ощущений и представляет предмет или явление в его целостной форме.

    Восприятие – целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы.

    Представление — это высшая форма чувственного отображения предмета, который в данный момент непосредственно не воздействует на органы чувств человека.

    А также существуют такие формы чувственного познания, как память и воображение.

    Рациональное познание строится на способности человека в мыслительной деятельности отходить от чувственно-конкретных предметов и их особенностей, чтобы находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты, качества. Это значит, что рациональное познание дает такие знания, которые не совпадают ни с одним из предметов, втянутых в познавательный процесс, а дают их обобщенный образ.

    Формы рационального познания (формы мышления) — понятия, суждения и выводы (умозаключения) это собирательные, абстрактные, умственные образы действительности, с помощью которых и осуществляется отображение и познание мира.

    Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства предметов.

    Суждение – форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о предмете.

    Умозаключение – получение нового суждения или вывода из ряда посылок.

    А также существуют такие формы, как Логический закон – обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе практики.

    Стоит отметить, что чувственное познание осуществляется с помощью таких методов, как наблюдение, эксперимент и описание. А рациональное – сравнение, анализ, синтез, обобщение, ограничение, аналогия, индукция и дедукция.

    Чувственное и рациональное познание – две стороны одного феномена – познания, следовательно, они не разделимы, т.е. чувственное познание невозможно без рационального и наоборот.

    Абсолютизация рациональной ступени познания дает начало рационализму (лат. ratio - разум) — философскому учению, согласно которому все достоверные знания идут от разума и мышления, разум является основой бытия и познания (рационализм Р. Декарта).

    • Абсолютизация чувственной ступени познания дает начало сенсуализму. Сенсуализм (от лат. sensus — восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущение и восприятие — основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах»

    1. Виды познавательной деятельности


    Научное познание

    Описание

    Представленная категория существенно отличается от предыдущего варианта своей направленностью на определённый объект, явление или область знаний, а также формой существования. Для записи и правильного оформления существуют специальные требования и нормы, согласно которым происходит систематизация научных знаний. Исходя из этого выделяют несколько характерных признаков для научного познания:

    • Чёткая структура и систематизация полученных сведений об окружающем мире.

    • Особенный подход к доказательству справедливости вынесенных суждений и законов. К числу наиболее интересных методов принято относить эксперимент, лабораторные исследования, создание гипотез и теорий.

    • Формирование дополнительных знаний об используемых методах изучения. Несмотря на то что за основу берутся обыденные вещи, наука далеко отходит за пределы повседневной жизни. Поэтому необходимо систематизировать подходы и способы получения информации о различных вещах.

    • Для формирования соответствующей базы знаний необходима обязательная подготовка человека к данной работе. При отсутствии подготовленности человек не сможет заниматься научной деятельностью.

    Также помимо представленных вариантов существуют антинаучные и псевдонаучные методы, которые зачастую идут наравне с основным методом изучения окружающего мира, однако, не несут пользы и фактических знаний. Для понимания разницы и разделения направлений существует специальная методика оценки, которая берёт за основу проверку достоверности, доказательности и универсальности полученных сведений.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта