Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема истины в философии. Критерии истины.

  • Критерии истины

  • Рационалисты

  • В эмперической традиции

  • Отличительные черты практики

  • Функции науки

  • Этапы развития науки, смена типов рациональности

  • Доклассический . Классический (

  • Философское понимание общества и его истории.

  • Материалистическое, идеалистическое и натуралистическое понимание истории

  • Материалистическое понимание истории

  • Идеалистическое понимание истории

  • Натуралистическое понимание истории

  • Формационный и цивилизационный подход к развитию общества.

  • Теория стратификации. Понятие соц. мобильности

  • Политическая сфера жизни общества. Признаки и функции государства. Политическая сфера

  • Политическая сфера включает в себя

  • Шпаргалка. Место философии в системе культуры. Функции философии Культура


    Скачать 79.4 Kb.
    НазваниеМесто философии в системе культуры. Функции философии Культура
    АнкорШпаргалка
    Дата27.12.2021
    Размер79.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_ekzamen.docx
    ТипДокументы
    #319250
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Художественное познание

    Описание

    Одной из наиболее интересных форм проявления познавательной деятельности является художественный тип. Он обобщает в себе методы обыденного и научного познания и стремится объединить их. При этом в качестве объекта изучения выступает конкретный единичный случай или явление, но художественный подход старается выразить через частное проявление общую картину человеческой жизни.

    Основной проблемой данного метода является сложность в поиске единичного, на примере которого можно отобразить общее понимание происходящих событий. При этом художественный подход позволяет не только запечатлеть происходящие явления, но и дать им оценку, поэтому данный метод тоже вносит свой вклад в формирование знаний.

    Религиозное познание

    Описание

    В данной области за основу изучения берётся человек, при этом все знания и принципы существования переворачиваются и имеют иносказательный смысл. При религиозном подходе все представления о земной жизни и произведённые научные исследования берутся в качестве сверхъестественного проявления действительности. В данной системе существует Бог и вера людей в Него. Также основным направлением является решение нравственных проблем и вечных вопросов существования людей в мире и согласии.

    Образование

    Описание

    Под образованием понимают специальную форму и методику систематизации полученных знаний. Оно необходимо для постоянного развития и понимания основных вопросов науки. При этом образование стремится объединить и наиболее широко охватить спектр ключевых вопросов в жизни человека. Основываясь на обыденных проявлениях окружающей действительности, образование формирует в человеке научное понимание и представление об окружающем мире.

    Принято разделять по уровню сложности и объёму затрагиваемых вопросов на дошкольное, школьное (начальное, среднее), среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, которое, в свою очередь, имеет деление на бакалавриат и магистратуру.

    1. Проблема истины в философии. Критерии истины.

    Истина – это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного и интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Ценность знания определяется мерой его истинности, истина есть свойство знания, а не объекта познания.

    Проблему истины затрагивали философы разных времен:

    Например Парменид говори, что истина – это соответствие бытия и мышления, а Платон, что истина есть сверхэмпирическая идея, ну а Аристотель, что истина- соответствие действительности. В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его откровении. В Новое время в качестве истинного знания рассматривали сведения, содержащиеся в чувствах (Бэкон, Локк), а также в ясных идеях (Декарт, Лейбниц).В 20 веке истина рассматривалась, как особый идеальный объект

    Истина обладает такими свойствами:

    -истина – это всегда процесс

    -истина – исторична, «дитя эпохи»

    - истина – единство процесса и результыта.

    - истина относительна

    - истина конкретна

    Виды истины по объему:

    - относительная – ограниченно верное знание о чем-либо

    - абсолютная – это исчерпывающее, предельное знание об объекте.

    Виды истины по содержанию:

    - объективная – отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе.

    - субъективная – то, как видит и воспринимает мир каждый человек.

    Критерии истины:

    - ясность и отчетливость мыслимого

    - общезначимость

    - прагматичность

    - Эстетичность

    - Реализуемость

    - практика

    Рационалисты в качестве критерия истинности рассматривали очевидность.

    Сенсуалистическая традиция в качестве критерия истины называет ощущения.

    В эмперической традиции роль критерия истины выполняет опыт.

    Диалектический материализм – практика, которая не сводится к опыту отдельного человека. Отличительные черты практики: целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразовательный характер.

    1. Наука и научные революции. Смена типов рациональности

    Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний и природе, обществе и мышлении. Это деятельность направленная на производство нового знания, а также особый социальный институт.

    Задачами науки являются: сбор научных фактов, обновление, систематизация и критический анализ научных фактов, синтез новых научных знаний или обобщений, установление причинно-следственных связей между явлениями, прогнозирование получения нового знания.

    Функции науки: гносеологическая, практическая, методологическая, прогностическая, социальная, критическая.

    Революция в науке – это период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпритации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

    Революций было всего 4:

    Первая революция. К этому времени относятся Коперник, Галилей и Ньютон. Она сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания.

    Вторая революция конец 18 в – первая половина 19 в. происходит переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

    Третья революция конец 19 в- середина 20. Знание стало зависеть от применяемых исследователем методов, появление неоклассического естествознания, относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

    Четвертая революция 90-е года 20 в. (Степин В.С) Характерна междисциплинарность науки, развитие синергетики, изучающей процессы самоорганизации.

    Этапы развития науки, смена типов рациональности

    Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности

    Доклассический.

    Классический (16- 19 век, появление мощной экспериментальной базы, стремление к обнаружению абсолютной истины, субъект-объектные отношения) –Ньютон, Галилей. Этому этапу характерен классический тип рациональности.

    Неоклассический (19-20 в, появление мощных научных теорий, разработка теории относительности, поиск относительной истины.) – Бор, Энштейн. Соответственно неоклассич. Тип рациональности

    Постнеоклассический (20-21 в, появление синергетики, расширение предметного поля познания) Постнеоклассич. Тип рациональности.

    1. Философское понимание общества и его истории.

    Предметом социальной философии является общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, т.е. как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества. Это значит, что социальная философия рассматривает и объясняет различные общественные явления и процессы на макроуровне, т.е. на уровне всего общества как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся социальной системы. Ее в первую очередь интересуют не столько специфические особенности, скажем, экономических, политических или же духовных явлений — это главным образом предмет других наук, сколько их место в целостной структуре общества и та роль, которую они играют в его существовании и развитии.

    Социальная философия рассматривает также взаимодействия между собой различных обществ. В поле ее зрения находятся и те явления и процессы общественной жизни, которые характеризуют развитие всего человечества. В этом случае предметом социальной философии выступает исторический процесс в его целом, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, закономерности его развития.Внимание социальной философии не могут не занимать практическая деятельность людей и их общественные отношения. Ведь именно в процессе своей практической деятельности — производственно-экономической, духовной, социально-политической, научной, нравственной, эстетической — люди производят необходимые для своего существования материальные и духовные блага, преобразуют природу, создают необходимую для себя духовную атмосферу и социокультурную среду.В процессе своей совместной деятельности люди вступают между собой в различные отношения, чтобы решать насущные вопросы их общественной жизни. Речь идет о производственных, семейно-бытовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, которые в своей совокупности образуют структуру общества. Ведь общество — это прежде всего люди в их общественных отношениях друг к другу. Подобное понимание общества имеет место в целом ряде социально-философских теорий, которых мы еще коснемся. В рамках общественных отношений людей реализуются все виды их практической деятельности, создаются государственные, экономические, нравственные и прочие социальные институты, развиваются все стороны культуры общества.

    Таким образом, различные виды деятельности людей и их общественных отношений составляют основное содержание общественной жизни и определяют развитие общества. Они представляют собой исходные начала и основные факторы становления, функционирования и развития любого общества. Именно поэтому они являются предметом внимания и изучения социальной философии.

    1. Материалистическое, идеалистическое и натуралистическое понимание истории.

    История – это общественная помять человечества, его самосознания и самопознания: исчезнувшее в действительности живет в сознании. Жизнь – это синтез прошлого, настоящего и будущего.

    Материалистическое понимание истории(Маркс, Энгельс) – общественное производство – производительные силы и производственные отношения – определяет весь ход истории, основа развития общества – общественно-экономические отношения, классовая борьба, общественное бытие первичнее общественного сознания.

    Идеалистическое понимание истории(Платон, Гегель) – развитие общества объясняется действиями великих людей (субъективизм) или действиями надличностных сил – абсолютная идея, мировой дух (объективизм) - понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению о общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории

    Натуралистическое понимание истории(Монтескье ,Гумилев, Мечников)- географический детерминизм, социальный дарвинизм, фрейдизм. В качестве общенаучной предпосылки выступили выдающиеся успехи биологии, превратившие ее к середине XIX века в лидера естествознания (открытие клетки, закона естественного отбора и борьбы за существование, достижения физиологии).

    1. Формационный и цивилизационный подход к развитию общества.

    Рассмотрим два основных подхода к развитию общества - формационный ицивилизационный.

    В основе формационного подхода лежит марксистское учение об общественно-экономических формациях (ОЭФ) как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит все человечество.

    ОЭФ – тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. О-ЭФ = способ производства (=базис) + соответствующая ему надстройка (=политическая структура + духовная сфера общества). Способ производства = производительные силы + производственные отношения. Производительные силы = средства производства + рабочая сила. Согласно этому подходу, движущей силой исторического развития являются противоречия между динамичными, постоянно развивающимися производительными силами и не склонными к изменениям производственными отношениями. Противоречия приводят к социальной революции. Происходит слом старого базиса (старые производственные отношения заменяются новыми) и переход к новой ступени общественного развития - к новой ОЭФ.

    Высшая ступень развития общества в данном подходе – коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого - по способностям, каждому – по потребностям”. Всего К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм).

    Недостатки: не выявлено прямой зависимости между базисом и надстройкой; не работает схема пяти ОЭФ; она не применима к восточным странам.

    Достоинства: - выделено то общее, что было в историческом развитии различных народов, история человеческого общества представлена как единый процесс, предложена периодизация всемирной истории и истории отдельных стран.

    Внутри цивилизационного подхода существуют два направления: линейно-стадиальная теория цивилизаций и теория локальных цивилизаций. Цивилизация - уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.

    Сторонники линейно-стадиальной теории цивилизаций, как и сторонники формационного подхода, выделяют определенные ступени цивилизации: традиционную, индустриальную и информационную или постиндустриальную цивилизации. Отличие данного подхода от формационного только в том, что определяющим критерием стадий-ступеней выступает не материальное производство, а система культурных ценностей.

    Сторонники второго направления в рамках цивилизационного подхода – теории локальных цивилизаций - не выделяют в истории человечества каких-то единых ступеней-стадий. Локальной цивилизации свойственны единое пространство, единая система ценностей и определённый архетип

    Локальные цивилизации делят на две группы: восточные и западные. Для восточных цивилизаций характерны:

    - зависимость человека от природы;

    - связь человека с социальной группой;

    - низкая социальная мобильность;

    - значимость традиций и обычаев.

    Для западных цивилизаций характерны:

    - власть человека над природой;

    - соблюдение прав и свободы личности;

    - высокая социальная мобильность;

    - демократический политический режим;

    Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он позволяет выявить своеобразие и уникальность исторического развития каждого конкретного общества.

    1. Теория стратификации. Понятие соц. мобильности

    Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака). Это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали

    Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).

    Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).

    Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

    В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Неравенство определяется разным отношением к собственности. Социальная структура: 2 основных класса – пролетарии и буржуазия + остаточный класс – крестьянство. Один класс эксплуатирует другой – в результате между двумя классами возникает социальный антогонизм, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность.

    Теория М. Вебера. Он поддерживал идею К. Маркса по поводу деления общества на 2 класса. В основе этого деления лежит экономический фактор, его дополняет еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность.

    В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места , занимаемого в стратификационной структуре общества.

    Социальная мобильность — это ситуация, при которой у человека или группы людей меняется социальный статус. При этом человек может поменять свой социальный слой или остаться в том же слое и изменится лишь статус.

    1. Политическая сфера жизни общества. Признаки и функции государства.

    Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

    Политическая сфера включает в себя:

    - политические организации (партии, профсоюзы)

    - политические институты

    - нормы политического поведения

    - нормы политической культуры

    - политическая идеология, политические интересы

    -власть
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта