Главная страница

Метафорический перифраз как форма выражения


Скачать 1.27 Mb.
НазваниеМетафорический перифраз как форма выражения
Дата28.01.2023
Размер1.27 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаMetaforicheskij_perifraz_kak_forma_vyrazheniya_problemnoj_situac.docx
ТипДокументы
#909732
страница11 из 15
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

2.6. Методы обработки данных исследования


Методы статистической обработки: анализ средних, частотный анализ, корреляционный анализ Спирмена, анализ данных в Excel.

Методы качественного анализа: сравнительный анализ ответов, категоризация.

Глава III. Анализ эмпирических данных

3.1. Качественный анализ

3.1.1. Анализ полученных метафор и ответов на вопросы анкеты


Качественная обработка данных производилась, исходя из изначального предположения о существовании сходных тенденций, стратегий, участвующих в создании метафор. Когда метафоры были получены, они анализировались с точки зрения поиска общих, сходных элементов, паттернов, характеристик. В результате чего были выделены и описаны следующие категории полученных метафор:

  1. По способу подачи:

  1. Монолог

  2. Диалог

  1. По ведущей репрезентативной системе:

  1. Визуальные

  2. Аудиальные

  3. Кинестетические

  1. По количеству единиц-носителей образа:

  1. Простой образ

  2. Развёрнутый образ

  1. По оригинальности:

  1. Оригинальный

  2. Стереотипный

  1. По доминирующему аспекту, отражённому в метафоре:

  1. Эмоциональное состояние клиента

  2. Уточнение ситуации клиента

  3. Указание на предполагаемую причину проблемы клиента

  4. Способ решения проблемы клиента

При выделении данных категорий большое внимание уделялось ответам респондентов, учитывались те мотивы и стремления, которые побудили участников исследования придумать ту или иную метафору. Например, если при ответе на вопрос «Что вы хотели передать в метафоре клиенту?», автор метафоры «Это как будто Вам сковывает горло в тот момент, когда Вы хотите сказать близким что-то приятное?» подчёркивал, что хотел, чтобы клиент «смог прочувствовать эмоцию физически», то метафора определялась в категорию «Эмоциональное состояние». Таким образом, важным критерием, по которому метафоры распределялись по категориям, являлись ответы самих респондентов.

Также был проведён частотный анализ полученных данных с целью посмотреть, какие категории оказались более популярными среди респондентов. Процентное распределение представлено в таблице 1.

Категория

Подкатегория

Количество в процентах (%)

По способу подачи

Монолог

71

Диалог

29

По ведущей репрезентативной системе

Визуальные

71

Аудиальные

11

Кинестетические

17

По количеству единиц-носителей образа

Простой образ

74

Развёрнутый образ

26

По оригинальности

Оригинальный

60

Стереотипный

40

По доминирующему аспекту, отражённому в метафоре

Эмоциональное состояние клиента

20

Уточнение ситуации клиента

46

Указание на предполагаемую причину проблемы клиента

23

Способ решения проблемы клиента

11

Таблица 1. Процентное распределение выделенных категорий метафор

Итак, внутри категории под названием способ подачи метафоры располагались два типа метафор – монологичные («Чайник, который кипит, но пару некуда выходить») и диалогичные («Как давно вы сидите за закрытой дверью?»). Здесь обращалось внимание на тот способ сообщения метафоры клиенту, которые выбирал психолог. Было замечено, что некоторые метафоры «адресовались» непосредственно клиенту, казалось, что психолог ведёт с ним внутренний диалог. Другие же метафоры не относились непосредственно к клиенту. В качестве маркёров диалогичной метафоры выступали местоимения «Вы», «Вас», «Ваши», «Вам». Помимо личных и притяжательных местоимений характер вопросительного предложения «говорил» о диалоге с клиентом: к нему обращались, его спрашивали, что-то уточняли.

Согласно полученным данным монолог как способ подачи метафоры был представлен в 71% случаев, диалог – в 29% случаев. Такие результаты не противоречат обшей логике, т.к. диалогичный способ подачи метафоры придумать и выдержать сложнее, он требует более творческого подхода, большей эмоциональной включённости.

Категория, в основе которой лежала ведущая репрезентативная система, состояла из трёх типов: визуальной, аудиальной и кинестетической. Фундаментом этой категории послужила идея о разных видах коммуникативных систем как о мощном инструменте психотерапии. Например, воздействуя на «спящие» репрезентативные системы (включая их в психологическую работу), психолог может избавить клиента от страхов и фобий. [32, с. 92-93]

Параметры, по которым производилась оценка метафоры в соответствии с доминирующей репрезентативной системой, были выбраны по модальностям глаголов – индикаторов систем данной категории. Также немаловажный акцент делался на образ, вызываемый предложенной метафорой: являлся ли он звуковым («Это похоже на то, как птица, которая умеет петь потеряла голосах, и при этом желание петь у неё осталось»), зрительным («Это как будто дамба, которую закрыли и вода не может через неё прорваться») или осязательным (Как будто бы внутри вас, может быть, прямо внутри горла находится какой-то барьер, фильтр, который мешает, не дает вырваться наружу словам, выражающим ваши эмоции, словам, которые вы хотели бы сказать своим близким, что-то важное и искреннее, что отражает ваше внутреннее состояние».)? Однако здесь нужно отметить, что речь идёт именно о ведущей репрезентативной системе, поскольку сами по себе метафоры настолько многогранны, что могут объединять в себе все репрезентативные системы и вызывать у клиента самые разные типы образов.

Несмотря на это положение каждая метафора в своём первом впечатлении от неё ориентирована на активизацию какой-то одной репрезентативной системы. Например, метафора «птица в клетке» при знакомстве с ней вызывает у человека зрительный образ, следовательно, будет отнесена к визуальным метафорам. Тем не менее, этой метафоре не чужды и отсылки к аудиальной и кинестетической системам: клиент может представить звуки от полёта птицы, её пение, ощущения от движений крыльев. При этом основным является зрительный образ, в пользу чего может говорить и отсутствие соответствующих глаголов (чирикать, звучать или, в случае кинестетического образа, чувствовать, застрять и т.п.).

В данных полученных в нашем исследовании наибольший процент получили метафоры с ведущей визуальной репрезентативной системой – 71%. Кинестетические образы использовались в 17% случаев, аудиальные – только в 11%.

Результаты оказались довольно любопытными. Во-первых, если проанализировать текст клиентки, произносимый ею на видео, то можно заметить, что в нём много глаголов, относящихся к аудиальной системе («говорить», «говорит», «рассказать»). Также клиентка упоминает словосочетание «фраза «Я тебя люблю», что расценивается с позиций звукового образа. С другой стороны, в монологе клиентки очень много слов и высказываний про чувства, ощущения («эмоциональным», «о своих чувствах», «чувствует», «тяжело выразить», «некомфортно», «холодность»). Но самое интересное, что в тексте клиентки нет ярких визуальных образов, хотя сам факт наличия видео и возможности увидеть клиентку, её телесные проявления, позу, изменения в движениях во время рассказа, позволяет с большей лёгкостью создавать зрительные картины и, как следствие, визуальные метафоры.

Другая причина, по которой визуальная репрезентативная система составила больший процент в выборке, кроется в феномене метафоры. Метафора в самом традиционном понимании этого явления представляет собой яркий красочный образ, который можно «увидеть», отделив его таким способом от клиента. В подтверждении данной гипотезы стоит привести слова одной из респонденток. На вопрос о том, чем были вызваны сложности при создании метафоры, психолог ответила: «Нужно создать или вспомнить такую отвлеченную образную ситуацию, которая соответствовала бы параметрам ситуации заданной. Нужно превратить одни элементы в другие, но чтобы при этом неизменным сохранялся смысл их взаимодействия и самих элементов. При этом я старалась "превратить" нематериальные объекты (мысли, неясная психологическая преграда, сознание, речь) в материальные (транспорт, шлагбаум и т.д.)». Следовательно, визуальный образ – наиболее часто встречающийся и эффективный способ продемонстрировать клиенту элементы его психической жизни (чувства, эмоции, мысли), то есть всё то, с чем обычно работает психолог, в виде конкретных предметов реального мира.

Наконец, третья причина, объясняющая полученные результаты – это сама по себе частота использования визуальной репрезентативной системы в жизни и в психологической практике.

Следующая категория, в основе которой лежит количество единиц-носителей образа, поделена на две группы – простой и развёрнутый образ. Единица-носитель образа – это минимальное число объектов, содержащихся в метафоре, рассматриваемых как один образ. Соответственно, когда, прочтя метафору, можно тотчас представить себе образ, то это тип простого образа. Если, чтобы вообразить заключённый в метафору образ, приходится задействовать представление не один раз, а несколько, то мы можем отнести такой образ к развёрнутым. Если, разъясняя смысл идеи данной категории, обращаться к тем же метафорам, простой образ напоминает картинку («лесная фея в стеклянной банке»), а развёрнутый – фильм («Я представила себе полную немоту и ещё это было похоже на много птиц, бьющихся внутри сосуда с узким горлышком, я представляла, как они погибают внутри и превращаются во что-то отравляющее.»).

Обобщая сказанное, подчеркнём: простой образ представляет собой симультанный процесс перевода текста метафоры на язык образа, развернутый образ являет собой сукцессивный процесс. Главным критерием для выбора типа образа считается количество его единиц-носителей.

В данном исследовании показатели распределились совсем не равномерно: 74% респондентов продемонстрировали простой образ, 26% - развёрнутый. Хотя в инструкции не оговаривалось чётких критериев, по которым респондентов просили создавать метафоры, как показывают полученные данные, предпочтение отдавалось простым образам. Сложившаяся ситуация может быть объяснена тем фактом, что свою главную задачу респонденты видели в поиске изоморфного ситуации и/или личности клиентки объекта, явления. И осуществить эту задачу вполне способен простой образ: он в любом случае отвечает необходимым требованиям.

Развёрнутый образ, возможно, был призван решать несколько другие задачи. Такой тип образа в состоянии привлечь к себе больше внимания клиента хотя бы тем, что время, затрачиваемое на прочтение развёрнутой метафоры и на представление описанного образа, обычно нужно больше, в сравнении с простой метафорой. Кроме того, развёрнутый образ может требовать от клиента больше усилий для его воспроизведения в своём воображении и для сопоставления со своей проблемной ситуацией.

Продолжая размышления дальше, возникает гипотеза: психологи, использующие развёрнутый образ, хотели тем самым акцентировать его внимание на чём-либо, например, на его эмоциональном состоянии или на предполагаемой причине проблемы; либо же что-то уточнить, стараясь максимально погрузить человека в мир образов, предоставляя возможность посмотреть на всё со стороны.

Не стоит отрицать фактор выборки: участники, которые выбрали развёрнутый образ, могли иметь более богатую фантазию или просто отличаться большей эмоциональностью, впечатлительностью и другими характеристиками, позволяющими им создавать такие типы метафор. К тому же они могли быть сильнее заинтересованы в выполнении задания или для них оно оказалось привлекательнее.

Что касается полученного распределения, то проинтерпретировать его можно было так: создание развёрнутого образа занимает больше времени, усилий, воображения, нежели простой образ. Вероятно, большая часть участников была ориентирована на сам результат создания метафоры, описывающий проблему клиента, а не на процесс создания метафоры: детали метафорического образа опускались.

Следующая категория состояла из двух типов метафор, отличающихся друг от друга качеством образа с точки зрения его оригинальности. Выделялось два типа: стереотипный и оригинальный. Второй тип, в отличие от первого, объединял в себе авторские варианты метафор, обладающие самобытностью и новизной идеи. Критерием отбора метафор в ту или иную группу послужила, во-первых, частота встречаемости образа в данной выборке, а, во-вторых, наличие или отсутствие данного образа среди существующих образов массовой и элитарной культуры («Птица в клетке»). Кроме того, учитывались стереотипные идеи, находящие своё применение в психотерапевтической практике («ком в горле», «что-то сковывает горло» и т.п.)

Распределение по стереотипности-оригинальности выглядит так: 60% причислены к оригинальному образу, 40% - к стереотипному. Причиной полученного распределения мог стать фактор выборки – её состав и его немногочисленность -, поэтому в этом, как и во всех остальных случаях, результаты нуждаются в повторной проверке на другой выборке. Тем не менее, есть и иные объяснения данного распределения. Например, психологи в своём большинстве очень добросовестно выполняли задачу, изложенную в инструкции: не старайтесь вспомнить подходящие крылатые выражения, образы из книг или кинофильмов, а придумайте собственную метафору.

Вторая причина может состоять в наличии у респондентов эмпатии, позволяющей им, выслушав клиента, проникнуться его переживаниями и сформулировать их, пользуясь не шаблонными образами, а оригинальными продуктами собственного мышления и воображения на основе профессионального и личного опыта. То есть преобладание в выборке оригинальных образов может указывать на хорошо развитые профессионально-важные качества эмпатии, внимательности к клиенту, уважения к нему. И наличие этих качеств помогает психологу находить свой подход к каждому клиенту. У такого психолога нет необходимости оперировать имеющимися в культуре и социуме метафорами, то есть его профессиональные возможности позволяют ему видеть в клиенте индивидуальность и, исходя из этого, создавать индивидуальные метафоры.

В-третьих, психологи, принявшие участие в исследовании, могли обладать высоким уровнем креативности, что помогало им создавать уникальные метафорические образы.

Наконец, последняя категория, которая была выделена в ходе обработки качественных данных, - это типы метафор в зависимости от доминирующего аспекта, отражённого в метафоре. В этой категории представлено четыре типа метафор: описание эмоционального состояния, уточнение ситуации, предполагаемая причина проблемы и возможный способ решения.

Критерием отнесения метафор к одному из четырёх видов стал тот основной аспект (важно оговориться, что речь идёт именно об основном, доминирующем аспекте, поскольку метафора в силу своей многогранности вполне способна отражать разные аспекты), отражённый в метафоре. Главным маркёром отбора служили пояснения в анкете самих респондентов, использовались ответы на такие вопросы: что вы хотели передать клиенту в метафоре? Перечислите сложности, с которыми вы столкнулись в процессе создания метафоры. Чаще всего в перечисленных вопросах содержался «ключ» к тому, что подвигло психолога придумать данный метафорический образ.

В ответах на вышеназванные вопросы респондент обычно указывал на мотивы своего выбора и на то, что значила для него эта метафора, то есть на чём он ставил акцент. Например, одна из участниц, автор метафоры «Это похоже на заморозку в присутствии другого. Похоже на выключение, как электроэнергию отключили, так чувства выключаются.» отвечая, что выражала метафора для клиента, писала: «Мне хотелось показать, что чувства и эмоции можно "включать" и "выключать", "замораживать" и "оттаивать". Таким образом, мы видим, что психолог предложила клиенту некий способ решения его проблемы. Её идея состояла в том, что чувства и эмоции не изначально данная статичная константа, а что клиентка сама – хозяйка своих переживаний, в её воле их выражать или не выражать. В этой глубокой мысли заключён своеобразный способ преодоления проблемы, следовательно, метафора этой респондентки была отнесена к числу метафор «способ решения» (встречается в 11% случаях).

Группа «эмоциональное состояние» (20%) образовалась в результате того, что некоторые психологи особую значимость придавали актуальному эмоциональному фону клиентки. Для авторов этого типа метафор было важно показать клиентке сопереживание, понимание и разделить с неё её переживания. Чаще всего в метафорах этой группы в фокусе внимания оказывались негативные чувства клиентки. Пример метафоры из этой группы: «Это как будто на ваше горло надет железный ошейник с шипами, который причиняет боль и не дает сказать самое важное. Вы бы хотели снять его, но он царапает и вонзается шипами в кожу, вы хотите его снять, а он еще больше дерет кожу. И никто не помогает, никто не видит вашей боли.»

К третьей группе относятся метафоры, содержащие предположение о причине трудности клиентки, поэтому группа и называется «причина» (23%). Например, психолог, сформулировавший проблему клиентки в метафоре «Это как будто бы я убегаю от своих чувств и пытаюсь соответствовать тем чувствам, которые от меня ожидаются, боясь не попасть в " нужные" чувства.», пишет о том, чтобы он хотел передать в метафоре клиенту так: «Хотела обратить внимание клиента на такой процесс, как" убегание от своих чувств", поставить перед ним вопрос "имеет ли место быть данный процесс, по мнению клиента?"». Мы видим, что психолог, исходя из теоретических идей своего направления, профессионального опыта, включила в метафору предполагаемую причину проблемы клиентки (в попытке соответствовать ожидаемым от неё чувствам, девушка убегает от своих чувств, то есть ожидания и мнения окружающих близких людей тормозят естественные чувства клиентки).

Четвёртая группа этой категории, она же самая многочисленная – «ситуация» (46%). Входящие в неё метафоры строятся на описании, уточнении ситуации клиента, как её понял психолог. Например, «Это похоже на шлагбаум, который опускается и преграждает путь каждый раз, когда Ваши мысли, связанные с чувствами и эмоциями по отношению к Вашим близким, приближаются к тому месту, где наши мысли готовы трансформироваться в речь?».

Тот факт, что эта группа составляет почти половину выборки, вполне закономерен. Обычно на первой консультации, когда клиент делится с психологом своей проблемой, для психолога очень важно установить контакт с клиентом и уточнить детали проблемной ситуации, причём установление контакта зачастую происходит с помощью прояснения проблемы.

Кроме того, участники исследования нередко признавались, что хотели в своей метафоре показать клиенту «ситуацию со стороны», следовательно, они должны были описать её.

Подводя итоги качественного анализа данных, заключим: полученные данные были объединены, проанализированы и систематизированы на основе принципиальных различий в ответах респондентов. В результате оказались выделены пять категорий метафор, каждая из которых, в свою очередь, включает в себя несколько типовых групп. Был произведён анализ частот типовых групп и тем самым предоставлена возможность увидеть, насколько часто те или иные особенности метафор отражаются психологами.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


написать администратору сайта