подвижные игры. методичка. Методические особенности подготовки и проведения подвижных игр. Выбор игры
Скачать 74.11 Kb.
|
Введение Среди средств и методов физического воспитания школьников одно из ведущих мест принадлежит подвижным играм, способствующим оздоровлению и содержательному отдыху детей в оздоровительных лагерях. Условия в лагере позволяют проводить подвижные игры в самых разнообразных формах под руководством воспитателей, педагогов и тренеров. Игры планируются с учетом распорядка лагерного дня в сочетании с другими занятиями по физической культуре или проводятся как отдельные мероприятия между звеньями, отрядами в лагере и самодеятельным порядком по инициативе детей. Работающие в оздоровительных лагерях в качестве руководителей физвоспитания, инструкторов по плаванию, тренеров должны быть знакомы с особенностями организации игр на площадках, на воде, а также в помещении, в дождливую погоду с детьми различного школьного возраста. Методические особенности подготовки и проведения подвижных игр. Выбор игры зависит от задачи, которую ставит проводящий перед началом игры. Немаловажное значение для выбора игры имеет подготовленность играющих (физическая, техническая). Необходимо также учитывать и наличие имеющегося инвентаря. Подготовка к проведению игры Обязанность руководителя игры - продумать все до мельчайших деталей, прежде чем сообщить задачу и ход игры своим подопечным. Помимо ознакомления и изучения игры в обязанности руководителя входит подготовка места для ее проведения и обеспечение игры необходимым инвентарем. По усмотрению руководителя разметку для игры (мелом, с помощью стоек или флажков) могут сделать и назначенные им помощники, но об этом должен позаботиться сам руководитель и проинструктировать помощников. Организация занимающихся Разместить играющих на площадке и правильно выбрать место для объяснения игры - первое важное условие. Перед объяснением игры выбирают водящего и разделяют играющих на команды. Роль водящего в игре - самая ответственная. Медлительный и нерасторопный водящий не предрасполагает остальных игроков к активным действиям. Вот почему лучше всего, если водящего выберут сами играющие или его назначит руководитель. Перед этим руководителю важно объяснить, какими качествами должен обладать водящий. Иногда можно для выбора водящего применить “считалку”. Капитанов же команд выбирают сами члены команды. Объяснения игры Объяснение игры следует начинать непосредственно в исходном положении для игры, а не в строю. Объяснение надо сопровождать показом. Это помогает лучше понять игру, и после объяснения у играющих не возникает лишних вопросов. Любую игру нужно объяснять по следующей схеме: название игры; роль играющих и их расположение на площадке; ход игры; цель игры (определение победителя); правила игры. Объяснение заканчивается ответами на вопросы играющих. Руководство процессом игры Обязанность руководителя - начать игру, разумно ее дозировать и во время закончить. В ходе игры важно опросить помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах, нельзя допускать пререканий, грубой игры. Руководитель может остановить игру и сделать играющим замечания по технике выполнения игровых действий; Давать сигнал к окончанию лучше всего тогда,'когда участники получили удовольствие, но не переутомились. Неожиданное окончание, непредвиденный конец игры может вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворенность, играющих. Руководитель игры должен не допускать- со своей стороны ни малейшего произвола и быть объективным, добиваться, чтобы играющие приучались к самостоятельной деятельности, и сами направляли ход игры и следили за точным исполнение принятых правил. Подведение итогов игры Определение результатов игры, выявление, неверных действий имеет большое воспитательное значение, при подведении итогов игры важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. Полезно отметить тех, кто. лучше остальных действовал на площадке. Объективный разбор приучает играющих к правильной самооценке. К разбору можно привлекать как помощников, так и самих играющих. Если игра сложная или проводится впервые, то необходимо ее разобрать более подробно, чтобы при повторном проведении было меньше ошибок. Формы организации подвижных игр в оздоровительном лагере разнообразны: от игры-зарядки, проводимой после подъема, до соревнований типа "Веселые старты”. 1. ИГРА-ЗАРЯДКА Наряду с обычной утренней зарядкой 2-3 раза в неделю можно проводить игровую зарядку. Игровая зарядка проводится в течение 15-20 минут и состоит из 4-5 игровых заданий, которые должны быть просты и хорошо известны ребятам. Перерывы между играми длятся не более 1 минуты, и заполняются подсчетом очков, мест в команде. Игра-зарядка проводится по типу соревнований. Каждой команде - это могут быть звено, отряд, начисляются очки за определенное упражнение соответственно занятым местам. Например: за первое место - 3 очка, за второе место - 2 очка, за третье - 0 очков. По сумме набранных очков объявляется команда победительница. Можно определить команду победительницу и по наименьшой сумме мест во всех игровых заданиях при проведении игры-зарядки. Подобную зарядку лучше проводить с 2-3 помощниками, которые могут быть не только воспитатели, но и временно освобожденные от зарядки дети. К концу лагерной смены можно определить, какое звено в отряде (или отряд) сумело опередить остальные команды и добиться лучших результатов. Краткое описание комплексов игры-зарядки: Комплекс № 1 Внимание, начинаем! Гонка мячей в колоннах. Ритмическая эстафета с гимнастической палкой. Вызов номеров. ВНИМАНИЕ, НАЧИНАЕМ! Руководитель показывает несколько несложных упражнений (2-3). Каждому упражнению соответствует свой номер по команде; “Первое (2-3) упражнение, начинай!” Все дети выполняют задание. Ошибавшиеся получают штрафные очки. ГОНКА МЯЧЕЙ В КОЛОННАХ. По сигналу руководителя впереди стоящие игроки передают мяч над головой стоящим сзади их до конца колонны. Каждый раз последний игрок в колонне, получив мяч, бежит справа от своей колонны, становится первым и передает мяч назад над головой, так продолжается до тех пор, пока игрок, начавший игру, не вернется на свое место в колонне. Игрок, уронивший мяч на пол получает штрафное очко. РИТМИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ Игрок стоящий первым в колонне, дает второму конец находящейся у него гимнастической палки, и они вдвоем проносят ее под ногами играющих, которые перепрыгивают через палку, бежит в начало колонны и с третьим номером снова проносят палку в конец и т.д. Заканчивается игра, когда впереди колонны снова окажется первый игрок. Штрафные очки засчитываются: за перешагивание (вместо перепрыгивания) через палку; если палку нес один игрок, а второй не успел схватить конец; если кто-то наступил на палку. ВЫЗОВ НОМЕРОВ У каждого игрока колонны свой номер. Руководитель называет любой номер. Названные номера должны выполнить определенное задание (пробежать до отметки бегом, прыжками, перенести до отметки какой предмет и т.д.). Выполнивший задание быстрее, получает очко. Комплекс № 2 1. Отряд, смирно! 2. Гонка мячей в колоннах. 3. Ритмическая эстафета со скалкой 4. К своим капитанам. 1. ОТРЯД, СМИРНО! Руководитель называет упражнения и показывает их. Все ребята повторяют их вслед за руководителем, если он перед упражнением сказал слово ‘отряд’. Если такой команды нет, упражнение не выполняется. Ошибавшиеся получают штрафное очко. 2. ГОНКА МЯЧЕЙ В КОЛОННАХ То же, что и в комплексе № 1, но мяч передают под ногами из рук в руки. 3. РИТМИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА СО СКАКАЛКОЙ Игрок, стоящий первым в колонне передает конец скакалки второму игроку, и они вдвоем проносят ее под ногами стоящих, которые должны перепрыгнуть через скакалку и сразу же присесть (принять положение “упор присев”). Дойдя до конца колонны оба игрока проносят скакалку над головами (играющих в начало колонны. Затем второй игрок передает конец третьему и они повторяют то же, а первый становится в конец колонны и т.д. Штрафные очки засчитываются: если кто-то из игроков наступил на скакалку; если кто-то из игроков перешагнул, а не перепрыгнул, через скакал- ку; если скакалку/ нес один человек, а второй не успел схватить конец. К СВОИМ КАПИТАНАМ Каждая команда по сигналу преподавателя должна построиться в колонну за своим капитаном. До сигнала все играющие стоят спиной к руководителю и не должны видеть куда поставил руководитель их капитанов. Выигрывает команда, которая быстрее построится за своим капитаном. Комплекс № 3 Запрещенное движение. Ритмическая эстафета с обручем. Гонка мячей в колоннах. Передал - садись. Ухо - горло - нос. ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ Руководитель называет любые несложные упражнения, которые должны повторить все играющие. Но есть одно запрещенное упражнение, которое никто из играющих повторять не должен. Ошибавшиеся получают штрафное очко. 2.РИТМИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА С ОБРУЧЕМ Первый и второй игроки, взявшись за обруч проносят его сквозь колонну, «игроки которой должны пролезть через него поочередно. Первый игрок остается в конце колонны, а второй бежит в начало колонны, и вместе с третьим игроком они выполняют то же и т.д. Заканчивается игра, когда впереди колонны окажется первый игрок, Штрафные очки засчитываются: а) если обруч нес один игрок, а второй не успел взяться за обруч; б) если кто-то из играющих наступил на обруч. 3. ГОНКА МЯЧЕЙ В КОЛОННАХ Игрок, стоящий первым передает мяч над головой сзади стоящему, а сам поворачивается кругом, широко расставив ноги, то же делают остальные. Последний, приняв мяч, поворачивается кругом и передает (прокатывает) мяч под ногами играющих. Затем все играющие опять принимают и.п. На протяжении всей игры все остаются на своих местах. Гонка проводится 2- 4 раза подряд, и после этого выявляется победитель. Штрафные очки засчитываются, если игрок потерял мяч. 4.ПЕРЕДАЛ - САДИСЬ Построение - в колонну, первый игрок лицом к колонне в 2-х метрах от нее с мячом. По сигналу руководителя игрок с мячом передает его первому игроку колонны, который возвращает мяч назад и принимает положение "упор присев”, затем мяч передается второму, третьему и т.д. игрокам, которые выполняют то же. Последний, приняв мяч бежит на место игрока с мячом и продолжает передачи, стоящим игрокам. Игра заканчивается, когда первый игрок с мячом вернется на свое место. За потерю мяча - штрафное очко. 6.УХО - ГОРЛО - нос Руководитель называет любую часть лица (ухо, горло или нос), а взяться рукой может за любое место. Играющие должны взяться только за названное место. Ошибавшиеся получают штрафное очко. II. ИГРЫ-АТТРАКЦИОНЫ, ИГРЫ-ПОЕДИНКИ Этот вид игр всегда привлекает много зрителей, и участников. Аттракционы – это короткие игровые упражнения, которые, позволяют участникам проявить свою смелость, ловкость, быстроту, глазомер и т.д. и проверить свои умения и навыки. Игры-аттракционы доступны детям любого возраста, в них охотно играют и мальчики и девочки. Для их проведения не требуется много места и сложного инвентаря. В отрядах очень часто проводят вечера-аттракционы в виде состязаний между звеньями. Из каждой команды (звена) выходят по очереди, чтобы выполнить то и ли иное игровое задание. Результат оценивается определенным количеством очков. Команда, набравшая большее количество очков» выигрывает. В лагерной жизни нередко организуются и парные аттракционы, проходящие в виде игр-поединков на выявление самого ловкого, самого меткого, самого сильного и т.д. Хотя, как правило, мальчики соревнуются друг с другом, а девочки – со своими сверстницами, в некоторых играх-поединках (не силовых) девочка может оказаться хладнокровной ловкой и сообразительной, нем мальчик, что и обеспечит ей победу. Игры-поединки занимательные для детей и развивают целый ряд полезных качеств: волю, смекалку, сноровку и т.д. Ниже приведены игры-аттракционы и игры-поединки, которые без особого труда можно организовать в пионерском лагере. СКВОЗЬ ОБРУЧ Играющий держит в одной руке ракетку, на которой лежит мяч для настольного тенниса, а в другой - гимнастический обруч. Задача играющего - надеть на себя обруч сверху вниз, а затем снять, не уронив мяч. “С МЕШОЧКОМ НА ГОЛОВЕ” Небольшой мешочек набивают песком (горохом) и завязывают или зашивают. Вес мешочка (с небольшую ладошку) 150-200г. Задача играющего - пройти с мешочком на голове 5 шагов, присесть, выпрямиться, повернуться крутом и вернуться обратно. “ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ” На земле чертят круг диаметром 40-60 см. В него с завязанными глазами становится играющий. Его задача - выйти из круга, сделать 8 шагов и опять вернуться в круг. Если нога на черте, то упражнение не считается выполненным. “ХЛОПНИ ПО ШАРУ” К вбитой в земле палке или табуретке привязывают хорошо надутый шарик. В 8-10 шагах от него становится играющий с закрытыми глазами. В руках у него гимнастическая (или любая другая) палка. Игрок без чьей-то помощи делает поворот кругом, затем идет вперед. Задача: остановиться перед шаром и хлопнуть по нему палкой. ПО КРУГУ На столе (желательно круглом) ставят 6-8 кеглей (городков). Вокруг него становятся игроки, соответственно количеству кеглей, но на одного больше. По команде руководителя они двигаются по кругу. Внезапно подается сигнал, по которому каждый игрок хватает кеглю. Тот, кому кегля не досталась, выбывает из игры. А руководитель снимает одну кеглю. И это он делает каждый раз, когда выбывает очередной игрок. Побеждает самый ловкий, кому достанется последняя кегля. ЛОВКИЕ РУКИ На середине веревки длиной 5-6 м повесить ленточку, а к краям привязать палочки. За эти палочки, растянув веревку, берутся 2 участника. Они должны по сигналу намотать на палочку свою часть веревки так ловко, чтобы у цели (у ленточки) быть первым. ЖОНГЛЕР Поставить гимнастическую палку вертикально на ладонь. Сесть и встать, не роняя палку и не поддерживая ее второй рукой. ЗАБЕГ ПО ВИРАЖУ Две табуретки ставят на расстоянии 4-6 м друг от друга. Под ними наматывается веревочка. Два участника садятся на табуретки спиной друг к другу. По сигналу руководителя участники обегают вокруг табуретки в условленную сторону. Затем каждый садится на свой стул, наклоняясь вперед, старается вытянуть веревку. ОРИЕНТИРОВКА На двух табуретках или стульях, стоящих на одной линии кладут по 4-5 одинаковых предметов. Напротив каждой на расстоянии 5-6 м также ставят табуретку. Два участника с завязанными глазами должны перенести на свой стул по одному, все предметы. КОМИЧЕСКИЙ ФУТБОЛ Два стула, ножки которых служат воротами, ставят на расстоянии 5-8 см. Играют два человека. Их задача со связанными ногами загнать в ворота противника волейбольный мяч. ПОПАДИ попасть одним из трех теннисных мячей в качающееся на веревке ведро; набросить 3 мешочка с песком на табуретку с расстояния 3-4 шагов; бросить теннисный мяч вперед так, чтобы он рикошетом отскочил от пола и попал в ведро, стоящее на расстоянии 5-7 м. ПЕРЕНЕСТИ НОГУ ЧЕРЕЗ ПОЛКУ Поставив гимнастическую палку на пол перед собой и придерживая ее верхний край рукой, надо перенести ногу через палку, не уронив ее. В момент переноса ноги игрок отпускает руку. Победителем считается тог, кто за 30 сек. сумеет большее число раз выполнить задание, не уронив палку. ПОПАДАНИЕ В ПОДВИЖНУЮ ЦЕЛЬ В центре круга диаметром. 3 м находится руководитель с баскетбольным мячом в руках. За кругом друг против друга становятся 2 участника. У каждого в руках по теннисному мячу (резиновому). Руководитель подбрасывает мяч вверх, а играющие стараются попасть теннисным мячом в цель на лету. Если никто из них не попал в мяч, то за круг с мячами становится следующая пара участников. Побеждает тот, кто большее число раз сумел поразить цель. ОБРУЧ - ЮЛА Каждый участник держит гимнастический обруч вертикально на полу. По сигналу игроки энергично вращают обручи. Побеждают, те, чей обруч будет вращаться дольше. ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ ВТРОЕМ Участники становятся в затылок друг другу по трое. У каждого направляющего скакалка. По сигналу они начинают прыгать через нее. Побеждает тройка, которая выполнит подряд больше прыжков, не задев скакалку. ЧЕЙ УДАР СИЛЬНЕЕ? Соревнуются по парам. Стоя друг против друга играющие одновременно по сигналу сильно ударяют теннисными мячами о землю. Игрок, мяч которого, отскочив от земли, позже приземлится, продолжает поединок с очередным участником. Побеждает тот, кто участвовал в большем числе поединков. |