Методические рекомендации для обучающихся по изучению дисциплины 24 Контроль знаний 29 материалы к лекционным занятиям по дисциплине
Скачать 427.58 Kb.
|
Категоризация культуры. Концепции Э. Холла, Г. Хофстеде, теория «ценностных ориентиров» Вопросы 1. Возможно ли изучение и сравнение разных культур с точки зрения неких стандартных критериев, параметров? 2. Почему концепция изучения культур Э. Холла называется «культурной грамматикой»? 3. Какие категории выделяет Э. Холл для характеристики культур? 4. Какие параметры сравнения культур устанавливает в концепции «ментальных программ» Г. Хофстеде? 5. В чём состоит смысл теории «ценностных ориентаций» Ф. Клакхона и Ф. Стродбека? Задания 1. Проанализируйте русскую и китайскую (или другую) культуры по параметрам теорий Э. Холла и Г. Хофстеде. Заполните данную ниже таблицу. Сделайте вывод, по какому параметру на- блюдается больше сходства или различий между сопоставляемыми культурами. Русская культура Параметры культуры Китайская культура Теория Э. Холла время контекст пространство Теория Г. Хофстеде индивидуализм коллективизм дистанция власти степень боязни неопределённости маскулинность - феминность 2. Представьте себе, что вам поручено опекать иностранного студента или студентку, кото- рый недавно прибыл на учёбу в ваш университет. В ваши задачи входит помочь ему (ей) сориен- тироваться здесь. Какие ответы вы бы дали на следующие вопросы? До которого часу мне можно звонить домой… сокурснику / сокурснице; близкому другу / подруге; преподавателю; начальнику на работе. Если я опаздываю на встречу, сколько времени меня будут ждать… сокурсник / сокурсница; близкий друг / подруг; преподаватель. Если я опаздываю на встречу, начиная с какого времени мне нужно будет извиниться за опо- здание? Какую причину нужно привести, чтобы извинение было принято? Тема 4. Инкультурация и социализация как основные формы освоения культуры 1. Что понимается под инкультурацией? 2. Какие стадии выделяются в процессе инкультурации? 3. Оказывает ли влияние окружающая среда на процесс инкультурации? 4. Можно ли рассматривать инкультурацию и социализацию как синонимичные понятия? 5. Что является результатом процесса социализации? 6. Что такое этноцентризм? 7. Что такое идентичность? Какие виды идентичности вы знаете? 8. Какую роль играет физическая идентичность в процессе межкультурной коммуникации? Какие могут возникнуть коммуникативные сбои? Задания 1. Можете ли вы в потоке людей выделить иностранца? А соотечественника в группе ино- странцев? Если да, то по каким признакам? Дайте объяснения. 2. Как вы считаете, имеет ли смысл выражение типичный русский? Если да, то что означает это выражение для вас? А как вы себе представляете типичного немца / англичанина / француза / испанца / итальянца / американца и т.д.? Что, по-вашему, отличает их друг от друга и от типично- го русского? 3. Являются ли тождественными понятия «чужой» и «другой»? Обоснуйте своё мнение и приведите примеры для «чужого» и «другого» в «своей» культуре? Считаете ли вы правомерным противопоставлять «чужое» «другому»? Почему? 4. В русской культуре часто говорят: Сор из избы не выносят. Имеет ли это выражение ка- кое-либо отношение к оппозиции «свой-чужой»? Проиллюстрируйте ваши рассуждения примера- ми. Тема 5. Аккультурация как процесс освоения чужой культуры Вопросы 1. Что такое аккультурация? 2. Каковы основные стратегии аккультурации? 3. Что является результатом аккультурации? 4. Что понимается под культурным шоком? 5. Кто впервые ввёл в научный оборот термин «культурный шок»? 6. Каковы симптомы и формы проявления культурного шока? 7. Какие пять ступеней адаптации выделяются при описании механизма культурного шо- ка? 8. Какие внутренние (индивидуальные) факторы влияют на культурный шок? 9. Какие внешние (групповые) факторы влияют на культурный шок? 10. Что такое «обратный культурный шок» или реадаптация? Задания 1. Выпишите из толкового словаря русского языка и словаря иностранных слов дефиниции слов мигрант, иммигрант, эмигрант. Установите разницу в лексическом значении слов? 2. Постройте схему протекания «обратного культурного шока». Кто может испытывать со- стояние реадаптации? В чём оно проявляется? 3. Выполните письменный анализ 2-3 ситуаций культурного шока (непонимания) на основе жизненных впечатлений, а также по материалам книг, фильмов. Тема 6. Процесс социальной категоризации и стереотипизации Вопросы 1. Что такое стереотипы? Как возникают стереотипы? 2. Какими характерными признаками обладает стереотип? 3. Кто впервые научно определил понятие «стереотип»? 4. Какие виды стереотипов различаются в теории межкультурной коммуникации? 5. В чём сущность предрассудка? Каков механизм формирования предрассудков? Задания 1. Этнические стереотипы активно используются для характеристики личности в одной культуре, и имеют другое значение, или совсем отсутствуют в другой. Как носители русского язы- кового сознания, напишите, что мы пониманием в следующих случаях: Чукча – Поляк – Сделать что-то по-татарски- Горячие финские парни – Кавказский темперамент- 2. Прочитайте, как определяет исследователь С.А. Сухих автостереотип русских. Согласны ли вы с приведённым мнением? Почему русские идентифицируют себя именно таким образом? «… мы оцениваем себя как ориентированных: 1) на коллектив; 2) на духовные ценности; 3) на идолопоклонство; 4) на лучшее будущее – всё само собой, «авось»; 5) на быстрое решение жиз- ненных проблем» Тема 7. Межкультурные конфликты, их природа и причины возникновения Вопросы 1. Какую роль играет физическая идентичность в процессе межкультурной коммуникации? Какие могут возникнуть коммуникативные сбои? 2. Что является основой мирного разрешения межкультурного конфликта? 3. Каковы способы формирования позитивного отношения к иным культурам, признание ценностей культурного многообразия современного мира? 4. Что такое межкультурная толерантность? Задания 1. Что такое культурный конфликт? Прочитайте тексты. Можно ли описанные в тексте си- туации определить, как конфликт культур? А) Одна фармацевтическая фирма рекламировала свои таблетки при помощи серии рисун- ков: на первом: очень грустный человек; на втором, правее, тот же человек принимал таблетку, а на третьем, самом правом, тот же человек изображал радость и безудержное веселье по поводу собственного здоровья. Во многих странах эта реклама полностью оправдывала возложенные на нее надежды. До тех пор, пока ее не разместили в одной из арабских стран. Там эффект был прямо противоположным. Б) Американская преподавательница английского языка в МГУ на церемонии выдачи ди- пломов выпускникам, получив в подарок альбом по русскому искусству, вручила свой прощаль- ный подарок – огромную коробку в красивой «западной» упаковке, перевязанную ленточкой. Её открыли прямо на сцене. В ней оказался…унитаз. Таким «оригинальным» способом она хотела, по-видимому, показать, что ей не нравится состояние наших туалетов. Все были шокированы. На следующий год её на работу не пригласили… (Тер-Минасова С.Г., 2008, с. 27). 2. Выпишите из фразеологического словаря иностранного языка фразеологизмы, отобра- жающие образ человека. Сравните их с фразеологизмами родного языка. Есть ли какие-нибудь не- совпадения в значении и употреблении этих фразеологизмов? Тема 8. Язык как элемент культуры Вопросы 1. Какие теории связи языка, мышления и культуры известны вам? 2. Какова роль языка в межкультурном общении? 3.Чем отличаются языковая картина мира и культурная картина мира? 4. Какие стили коммуникации вы знаете? 5. Отражается ли в языке национальная картина мира? Каким образом? Задания 1. В разных культурах отмечаются различия в употреблении зооморфных характеристик че- ловека. Так, у японцев свинья ассоциируется с нечистоплотностью, а не с полнотой; барсук – с хитростью и корыстью, щенок для испанца – злобный и раздражительный человек, кот для англи- чан – свободолюбивое животное и т.д. А у русских?Приведите письменно свои примеры. 2. Задание: напишите эссе «Ценности моей культуры» 3. выполните письменный анализ фольклорных, прецедентных текстов как источников куль- турной информации конкретного народа. Тема 9. Русская культура в контексте МКК Вопросы 1. Какие факторы формируют русскую культуру? 2. Что понимается под «русским национальным характером»? 3. Каковы ценности русской культуры? 4. Каковы авто- и гетеростереотипы русских? 5. Каковы стереотипные представления о русских в Европе? Задания 1. Каждая культура имеет свою систему значимых символов. Знаете ли вы, какое значение и в какой культуре имеют, например: -определённые виды цветов (хризантемы, гвоздики, лилии, розы и т.д.), их цвет и количество в букете; -встреча с определённым человеком или животным (например, с трубочистом, священником, человеком, несущим пустое или полное ведро, с чёрной кошкой, зайцем и т.д.); -метафорическое употребление названий животных (например, козёл, собака, курица, гусы- ня, корова и др.)? Напишите, совпадает ли интерпретация этих и подобных символов в разных культурах? К чему может привести незнание культурной специфики такого рода символики? 2. Подберите выдержки статей из интернета, газет и журналов с репортажами иностранных корреспондентов о русском быте, а также о жизни и поведении русских, проживающих за рубе- жом. Систематизируйте и проанализируйте подобранный материал. 3. Подготовьте доклад-презентацию на одну из следующих тем: «Русские глазами англичан», «Ценности русской культуры», «Стереотипные представления о русских в других культурах», ««Проявление национальных особенностей в рекламных текстах» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина состоит из лекционных и практических занятий, углубленное изучение и закре- пление пройденного материала требует от обучающихся большой самостоятельной работы. Цель проведения самостоятельной работы со студентами – освоение теоретического мате- риала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний; систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков студентов; формирова- ние умений по поиску и использованию справочной и специальной литературы, а также других источников информации; развитие познавательных способностей и активности студентов, творче- ской инициативы, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мыш- ления, способностей к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию и самореализа- ции; развитие научно-исследовательских навыков; формирование умения применять полученные знания на практике (профессиональной деятельности). Изучение курса непосредственно в аудитории обусловливает такие содержательные элемен- ты самостоятельной работы, как умение слушать и записывать лекции; критически оценивать лек- ции, выступления однокурсников на практических занятиях, групповых занятиях; продуманно и творчески строить свое выступление, доклад; продуктивно готовиться к зачету или экзамену. К самостоятельной работе вне аудитории относится: работа с книгой, словарем; доработка и оформление лекционного материала; подготовка к практическим занятиям. Методические рекомендации подготовки к лекциям Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность сту- дента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Кон- спект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это са- мим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формули- ровками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для прора- ботки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподава- телям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замеча- ниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью раз- ноцветных маркеров или ручек. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно та- кая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знания- ми. Методические рекомендации подготовки к практическим занятиям Структура практических занятий содержит такие элементы, как опрос по теоретическому ма- териалу, выполнение практических и тестовых заданий для закрепления теоретических знаний. При подготовке к практическим занятиям важно изучение соответствующих разделов учебников, учебных пособий и конспектов лекций. Это поможет овладеть теорией. Подготовку к практическим занятиям следует начинать с уточнения темы и составления плана работы, в котором намечается последовательность повторения и закрепления изученного нового материала, соотнесение теории и содержания практических заданий, для выполнения кото- рых требуются соответствующие теоретические знания; прогнозируется и примерное время, необ- ходимое для каждого из этих видов работы. Работа с литературными источниками. В процессе подготовки к семинарским занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной учебно-методической (а также научной и популярной) литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, науч- ной, справочной и популярной литературой, материалами периодических изданий и Интернета, статистическими данными является наиболее эффективным методом получения знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому ус- воению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме. Более глубокому раскрытию вопросов способствует знакомство с дополнительной литера- турой, рекомендованной преподавателем по каждой теме семинарского или практического заня- тия, что позволяет студентам проявить свою индивидуальность в рамках выступления на данных занятиях, выявить широкий спектр мнений по изучаемой проблеме. Из всех видов работы основным для студентов является изучающее чтение – именно оно по- зволяет в работе с учебной литературой накапливать знания в различных областях. Вот почему именно этот вид чтения в рамках учебной деятельности должен быть освоен в первую очередь. Кроме того, при овладении данным видом чтения формируются основные приемы, повышающие эффективность работы с научным текстом. Цельизучающего чтения – максимально полно и точно понять содержащуюся информацию. Текст читается целиком, темп – медленный, отдельные места перечитываются. Чтение научного текста должно сопровождаться словарной работой: непонятные и незнако- мые слова, а также неизвестные термины в ходе чтения должны уточняться по словарям и записы- ваться в тетрадь. В процессе чтения необходимо периодически останавливаться, вдумываясь в прочитанное. Если непонятен какой-либо фрагмент, следует перечитать его еще раз и уяснить, что именно вам непонятно: слово, выражение, мысль. Важно получить ответы на все возникшие вопросы: ли- бо найти ответ в словарях, либо в других книгах, либо обратиться к специалистам. По окончании изучающего чтения каждого параграфа необходимо записать в тетрадь опре- деления понятий, основные положения, примеры. Чтение с записью прочитанного – условие серь- езного и осознанного обучения. Рекомендуются следующие формы работы с учебной и научной книгой: 1) выделение наиболее важных понятий и повторное чтение их определений; 2) запись в тетрадь точных формулировок основных понятий; 3) составление конспекта параграфа одного из пособий: 4) заучивание определений наиболее важных понятий; 5) повторение определений наиболее важных понятий; 6) заучивание примеров, приводимых в пособиях для подтверждения наиболее важных по- ложений данной темы. При выполнении домашних заданий необходимо следовать рекомендациям к каждому зада- нию, анализировать предлагаемые образцы, на основе которых будет выполняться задание, ис- пользовать теоретические материалы, справочники и материалы интернет-ресурсов. Методические рекомендации по составлению конспекта Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта. Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень заголовков, подзаго- ловков, вопросов, последовательно раскрываемых затем в конспекте. Это первый элемент кон- спекта. Вторым элементом конспекта являются тезисы. Тезис - это кратко сформулированное поло- жение. Для лучшего усвоения и запоминания материала следует записывать тезисы своими сло- вами. Тезисы, выдвигаемые в конспекте, нужно доказывать. Поэтому третий элемент конспекта - основные доводы, доказывающие истинность рассматриваемого тезиса. В конспекте могут быть положения и примеры. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мыс- ли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произве- дения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля. Конспектирование - наиболее сложный этап работы. Овладение навыками конспектирова- ния требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы. Конспект ускоряет повторение материала, экономит время при повторном, после опреде- ленного перерыва, обращении к уже знакомой работе. Учитывая индивидуальные особенности каждого студента, можно дать лишь некоторые, наиболее оправдавшие себя общие правила, с которыми преподаватель и обязан познакомить сту- дентов: Главное в конспекте не объем, а содержание. В нем должны быть отражены основные прин- ципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические по- ложения работы. Умение излагать мысли автора сжато, кратко и собственными словами приходит с опытом и знаниями. Но их накоплению помогает соблюдение одного важного правила – не то- ропиться записывать при первом же чтении, вносить в конспект лишь то, что стало ясным. Форма ведения конспекта может быть самой разнообразной, она может изменяться, совер- шенствоваться. Но начинаться конспект всегда должен с указания полного наименования работы, фамилии автора, года и места издания; цитаты берутся в кавычки с обязательной ссылкой на стра- ницу книги. Конспект не должен быть «слепым», безликим, состоящим из сплошного текста. Особо важ- ные места, яркие примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамочку, пометками на полях специальными знаками, чтобы можно было быстро найти нужное положение. Дополни- тельные материалы из других источников можно давать на полях, где записываются свои сужде- ния, мысли, появившиеся уже после составления конспекта. |