методическик рекомендации сочинение итоговое. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
Скачать 2.86 Mb.
|
Комментарий эксперта Ошибочная, вульгарная трактовка произведения, привлеченного для аргументации, свидетельствует о непонимании экзаменуемым авторской позиции или пренебрежительном отношении к ней, об утилитарном подходе к тексту, при котором взятые из него эпизоды, отдельные сюжетные линии, образы рассматриваются обособленно, вне проблемно-тематического содержания первоисточника, и трактуются совершенно произвольно. Приведем несколько фрагментов сочинений для подтверждения этого наблюдения: Пример 1. В доказательство своей точки зрения, приведу пример из произведения Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Отец Сони Мармеладовой много пил, тем самым оставил свою дочь без хорошего воспитания и примера, как правильно жить. Бросив ее на произвол судьбы она пошла зарабатывать своим телом. Возможно этого бы не было, если он рассказывал, а в дальнейшем показывал как можно жить и зарабатывать в доступных и нормальных сферах, не торгуя своим телом. В произведении «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева идет вечный конфликт поколений, казалось бы, из-за пустяков, но нет. Эти проблемы намного серьезнее, чем кажутся. В этих ссорах кроются вековые проблемы отцов и детей. Взрослые считают, что они больше прожили, больше повидали на своем веку. Но ведь и взрослые были детьми, которые так же не слушались, не уважали старшее поколение. Так, например, был конфликт между Гриневым и Павлом Петровичем с первой встречи. Гринев не подал руку в знак своего уважения к Павлу. Павел принял это на свой счет и к Гриневу относился неуважительно, посчитав, что он молод и глуп. Соответственно, уважения не было ни с одной, ни с другой стороны. Павел мог бы научить, показать на своем примере, как стоит уважать. А Гринев мог бы показать, как живет нынешнее молодое поколение. Пример 2. Обратимся к роману И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой – это отличный пример человека, которого можно назвать праздным мечтателем. Илья живет по очень своеобразному графику: поздно просыпается, до двенадцати не встает с постели; завтракает и принимает гостей тоже, не вставая с дивана, после того, как встает с дивана, сразу же располагается в кресле. И это только утро! В общем он вел довольно апатичный образ жизни. Но несмотря на это, у него была мечта об его собственном идеальном имении. Обломов обдумал все: длину и ширину комнат; в какой стороне будут окна; сколько гостей он будет принимать; какие деревья будут в его саду. Илья садился за стол, чтобы начать писать план. Но ему вечно что-то мешало: то чернила плохие, то бумага не такая. Почему так происходит? Почему он настолько ленив? Пример 3. Возьмем, к примеру, книгу «Тарас Бульба». Его сын предал народ, за это Тарас сказал тогда такие слова: Я тебя породил, я тебя и убью!». Но вот в чем вопрос – а дал ли он своему сыну то воспитание, в котором тот так сильно нуждался, ту любовь, что ребенку была так необходима? Ведь, если бы он действительно любил своего сына, слушал и слышал его, все могло быть иначе. Особенно в подростковом, переходном возрасте дети хотят быть услышанными, но, к сожалению, не все родители готовы освободить свое время, чтобы поговорить со своим чадом, либо они просто не готовы услышать, что же тревожит их ребенка, дать совет. Пример 4. В качестве примера предалгаю вспомнить героя П.П. Ж. из романа А.Куприна «Гранатовый браслет». Влюбленный в княгиню Веру, он присылает ей в качестве подарка на именины коробочку с украшением. Это украшение было символом его любви к ней. Княгиня не осмеливалась брать в руки украшение так как считала это неправильным. Разговор между Василием, Николаем и Желтковым, не возвращает последнего в реальность. Мечту разделить чувство любви с княгиней не было возможным из-за отсутствия смелости, тем самым он сам сделал свою мечту невозможной. К проявлениям читательской некомпетентности следует также отнести тот факт, что при написании сочинения участники в основном не демонстрируют интереса к произведениям, выходящим за пределы образовательной программы (об этом уже говорилось выше). Во многих работах ощущается недостаточное владение литературоведческой азбукой. В критериях требование обязательного использования литературоведческих терминов отсутствует. Однако участники, все-таки применяя определенные общеизвестные понятия, допускают фактические ошибках («мечта, фантазия – эти и другие эпитеты…»). Проявляется указанная тенденция и в избегании ситуаций, где могло бы проявиться незнание соответствующих терминов. Характерным примером может служить частое потребление слова «жанр» вместо названия конкретного жанра. «Стирание» жанровой характеристики произведения помогает выпускнику избежать фактической ошибки. Если речь идет, например, о «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, то опасения выпускника понятны, хотя автор сочинения с высокой мотивацией может понимать, что оба определения жанра – роман и повесть – будут приняты экспертами. В том случае, когда жанровая принадлежность произведения очевидна, нарочитое избегание нужного термина свидетельствует о терминологической неуверенности выпускника. Другим явным проявлением читательской некомпетентности многих участников со средней и низкой мотивацией является отсутствие навыков аналитической работы с художественным текстом. Даже если выпускник внимательно прочитали и хорошо поняли литературный первоисточник, необходимость анализировать его в определенном аспекте вызывает у них серьезные затруднения, несформированность аналитических навыков не позволяет им продвинуться дальше его пересказа. Сравним два фрагмента из сочинений с опорой на драму А.Н. Островского «Гроза». В первом участник анализирует текст, доказывая свою мысль о том, что дети часто не хотят следовать советам родителей: Советы родителей не всегда принимаются детьми с благодарностью и используются. Даже когда дети говорят спасибо родителям за эти подсказки, это еще не значит, что они будут так делать. Например, Варвара из «Грозы» не хочет делать то, что говорит мать, потому что Кабаниха всех замучила своими запретами, придирками и старинными правилами быта. А Варвара обладает сильным независимым характером и хочет жить по-своему. Она гуляет с Кудряшом, организовывает свидания Катерины с Борисом, насквозь видит слабого Тихона, который тайком от матери ходит пить с Диким, боится защищать Катерину. Но атмосфера родительского дома научила ее хитрить. Она не хочет перечить матери в открытую, чтобы не осложнять себе жизнь, и давно решила делать все так, лишь бы шито и крыто было, о чем и говорит бедной Катерине. В следующем фрагменте сочинения видно, что выпускник пытается привести пример, доказывающий его тезис, и внешне оформляет его именно как аргумент. Но для выполнения задачи ему нужно анализировать текст драмы, а он не владеет этим умением и незаметно для себя подменяет анализ пересказом: Мечты многое могут рассказать о человеке. То, к чему он стремится, показывает, какие у него черты характера, как он относится к людям. Это, например, относится к Кулигину, персонажу пьесы «Гроза». Он хочет, чтобы в Калинове использовались громоотводы, чтобы были солнечные часы. Еще он мечтает создать вечный двигатель. Но у Кулигина нет денег на все эти идеи. Тогда он идет к Дикому, начинает его уговаривать, просит денег. А Дикой не понимает пользы этих идей, считает их лишней тратой себе в ущерб и кричит на Кулигина. Так мечтам талантливого самоучки не пришлось сбыться. В работах многих участников проявляется неумение строить аргумент к сформулированному тезису на основе литературного примера. В работах выпускников с хорошей мотивацией данная проблема проявляется в минимальной степени. Анализ сочинений 2018/19 учебного года показывает, что по-прежнему актуальными остаются типичные способы привлечения литературного материала для аргументации, используемые авторами сочинений: подробный аспектный анализ художественного произведения с опорой на конкретные фактологические подробности; выбор отдельного персонажа или микросюжета, рассматриваемого в ракурсе темы; анализ конкретного эпизода в ракурсе темы; если эпизод рассматривается изолированно от остального произведения, как самостоятельный текст, не исключено, что таким образом неначитанный выпускник старается создавать иллюзию полноценной опоры на литературный источник; общее рассуждение о содержании произведении в ракурсе темы без отсылок к конкретным микросюжетам, героям, деталям, особенностям изобразительной манеры писателя; пересказ литературного произведения (выборочный, сжатый и др.). Очевидно, что последние два пути свидетельствуют о низком уровне подготовки выпускника к сочинению. Однако и они дают ему возможность получить «зачет» по критерию 2, поскольку превышают нижнюю границу требований. Участник итогового сочинения вправе избирать любой способ и уровень привлечения литературного примера для аргументации. Рассмотрим более внимательно типичные варианты обращения к литературному произведению для аргументации на конкретных примерах. 1. Выпускник обращается к произведению, в котором есть та же тема, проблема, аспект, что и в его собственном рассуждении, в самых примитивных случаях литературный пример выбирается на основе соответствия его содержания ключевым словам темы сочинения, к тому же пример трактуется примитивно и часто неверно. Например, в сочинении на тему: «Всякая ли мечта достойна человека?» после своего рассуждения обучающийся пишет: «Так в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников мечтает убить старуху-процентщицу, чтобы освободить людей от долгов. Это справедливо, хоть и жестоко. Но дело в том, что старушка помогала людям не умереть от голода, тем самым спасая их». Такую отсылку к тексту нельзя назвать аргументом, так как суть «безобразной мечты» героя, идейное содержание романа искажены. В сочинении на тему «Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?» выпускник обращается к рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и некорректно, с грубыми ошибками «приспосабливает» его содержание к своей теме: «В этом произведении рассказывается о жизни господина, у которого есть семья, богатство., которое он копил, работая всю жизнь. И вот когда его мечта наконец сбылась, он отправился в путешествие. На корабле было свое расписание. Сначала завтрак, потом еще один завтрак и наконец долгожданный обед, и так каждый день. Спустя некоторое время господин и его семья прибыли на место, которое, по их мнению, должно было быть самым прекрасным, но там была плохая погода. После принятия решения они отправились на Кипр (нужно: Капри). И вот когда они приплыли на долгожданный Кипр, он прошел в зал покушать, в ожидании Господин читал газету и в этот момент произошло страшное, он умер. Господин из Сан-Франциско мечтал о богатой старости и долгой жизни после многих лет работы, которая отобрала у него здоровье и молодость, что является суровой реальностью». 2. Автор сочинения подкрепляет свои тезисы общими рассуждениями об избранном им тексте в нужном для обоснования ракурсе, то есть сделанный им анализ конкретного литературного источника выполняет функцию аргумента; однако текст осмыслен на уровне самых общих вольных рассуждений о его содержании, без отсылки к конкретным микросюжетам, героям, деталям, особенностям изобразительной манеры автора, что не позволяет судить о подлинной начитанности автора сочинения и знании им конкретного литературного произведения; нередко высокая степень обобщенности коррелирует с вполне предсказуемыми фактическими ошибками в деталях и частностях текста. Иногда в трактовке участника содержание произведения меняется до неузнаваемости. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека? В романе Достоевского Соня – обычная девушка, которая мечтает жить беззаботно и радоваться каждому дню. Но ее семья на грани выживания…Соне это все надоело, поэтому она и хочет изменений. Она, несмотря на внутренние противоречия, презрение к себе и стыд, работает «по желтому билету». Будучи такой юной, Соня окунулась во взрослую жизнь, выдержала ряд трудностей, который будет непосилен и некоторым взрослым». Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность? В романе «Отцы и дети» Базаров был нигилистным, отрекся от некоторой реальности, был несторонником любви. Он не верил, что мечты могут стать реальностью. Когда он встретил любовь, он в глубине души верил, что любовь взаимна. Но когда он понял, что это не так, что его мечты далеко не реальны, он уехал в деревню. Там он погрузился в работу, начал менять свою жизнь и вдруг смертельно заболел и понял, что его мечты оборотились в совершенно другую реальность. И он понял, что из-за невзаимной любви он бросил все и уехал, а не начал добиваться своей мечты. Погрузившись в работу, он хотел поменять жизнь, забыть ту самую невзаимную любовь, и его мечты так и не воплотились в суровую реальность». 3. Часто авторы сочинений для аргументации выбирают конкретный эпизод произведения. Например, повесть В.А. Закруткина «Матерь человеческая» (Мария жалеет раненого немца, ухаживает за ним), Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (герой учится танцевать на протезах). В удачных работах эта отсылка действительно становится убедительным аргументом; в слабых сочинениях можно выделить две типичных для такого пути крайности: а) выпускник не знает текста, поэтому ограничивается несколькими скупыми фразами о нем; б) текст оказывается «сильнее» его автора (начав с его аспектного упоминания, автор сочинения сбивается на подробный пересказ всего эпизода или характеристику образа, излишние для его задач). Ниже приведены соответствующие примеры. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека? Главная героиня рассказа Солженицына «Матренин двор» всю свою жизнь помогает другим людям. Она всегда готова прийти на помощь к любому человеку –- даже к своим жадным и алчным родственникам, которые пользуются ее добротой. Каждый поступок Матрены наполнен благородством и состраданием. Она никогда не делала что-либо из-за корыстных целей, а лишь по зову сердца. Нелегкая судьба Матрены не позволила ей очерстветь душой. Даже погибает она, попадая под поезд во время того, как помогает близкому человеку…». В приведенном примере нет ни одного конкретного факта, использованы общие слова: «каждый поступок» (какой именно?); «что-либо «(что именно?) «по зову сердца» (какому?), «нелегкая судьба» (что именно произошло?) Всякая ли мечта достойна человека? В произведении Гоголя «Шинель» повествуется о человеке, у которого испортилась шинель. Главный герой обратился к мастеру, чтобы он ее подлатал, но мастер сказал, что с ней уже ничего нельзя сделать, нужно шить новую. И теперь для Акакия главная мечта в жизни – это новая шинель. Все это характеризует его как маленького человека, для которого важны лишь несущественные вещи. Акакий ничем не интересуется, ничем не занимается, кроме как накоплением средств на новую шинель. И в произведении говорится нам о том, к чему именно могут привести такие мечты. Акакий, купив заветную вещь, становится счастлив, но не надолго, ведь шинель у него украли. Акакий, не сумев выдержать такого горя, умирает. О чем это говорит? Да о том, что если ты будешь мечтать, а не желать о пустяках, то ни к чему хорошему все это не приведет. Выбранные эпизоды могли бы стать опорой в рассуждениях на заданную тему, если бы обучающийся не путался в типе героя, не пытался «притянуть» повесть Н. В. Гоголя как доказательство своего ответа на вопрос темы сочинения. Нередки ситуации, когда выпускник ссылается на небольшой конкретный эпизод произведения и, что особенно важно, рассматривает его совершенно изолированно от остального текста, как самостоятельный текст. Можно предположить, что так выходят из затруднительного положения неначитанные выпускники, создавая иллюзию полноценной опоры на литературный источник. Незнание контекста всего художественного произведения и легкомысленное отношение к художественному произведению в принципе приводят к фактическим ошибкам вплоть до псевдолитературного мифотворчества: Почему настоящее произведение искусства переживает своего создателя? Также можно вспомнить Сашку гитариста из всем нам известного кабачка в порту, ведь когда он играл, то можно сказать затрагивал струны и успокаивал души людей, а когда он ушел на войну и его заменили Лешкой баянистом, то разница на лицо. (Можно предположить, что речь идет о скрипаче Сашке и гармонисте Лешке из рассказа А.И. Куприна «Гамбринус»). Почему желание мстить опустошает душу? В произведении «Отцы и дети» автор повествует о том, что Петр который держал обиду на друга и хотел отомстить, увидел, как другу плохо. Месть сразу улетучилась, в душе появилось чувство доброты. Месть – это не выход, и то, что может сделать черствыми в конце разрушить тебя… Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека? Пример «своеобразного» прочтения финала романа «Евгений Онегин»: «Татьяна-идеал великодушной женщины. Когда-то она влюбляется в приезжего дворянина. Он не принял ее любовь. Но Татьяна сохранила свои чувства в своем сердце навсегда. Она выходит замуж за генерала, но не любила его, но уважала и была благодарна ему за то обожание, с которым он относился к ней. Через много лет Евгений приезжает в Петербург и влюбляется в Татьяну. Но она великодушно отказывает ему, так как она не могла предать родного человека. Татьяна отказалась от любви ради сохранения семейного благополучия». Наконец, сочинения начитанных выпускников (которые, к сожалению, далеко не составляют большинства) характеризуются использованием аспектного анализа (не без погрешностей) литературного текста для подтверждения рассуждений по теме сочинения. В таких работах нет грубых фактических ошибок. Например, в сочинении на тему «Что мешает человеку проявлять великодушие?» выпускник пишет: «Широта души определяется готовностью делать добро, сострадать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Великой становится душа у того, кого трогают проблемы других людей, кто сочувствует горю ближнего, кто способен простить врага и проявить благородство к своему обидчику. Однако каждый ли из нас имеет такую душу? Думаю, что нет. Что мешает человеку быть великодушным? «Совершенство духа нельзя не взять взаймы, ни купить», -- говорил Сенека. На пути добродетели всегда что-то встает: то обида, то гордыня и эгоизм, то цинизм и выгода, то легкомыслие и отсутствие благородства. Так, героиня рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья» живет в мире искусства, ее окружают представители творческой богемы, которые находят ее талантливой, но какого-то особого дарования выявить в ней не могут. В тени этих поклонников находится ее муж, доктор Дымов. Он любит свою жену, исполняет ее капризы, прощает измену. Ценой собственной жизни Дымов спасает больного мальчика. Если бы Ольга Ивановна смогла разделить с мужем его страдания, проявила бы интерес к его работе, любовь к нему и понимание важности его дела, доктор был бы счастлив. Но равнодушие Ольги Ивановны, ее легкомыслие, малодушие, эгоизм усугубили смертельную болезнь Дымова. Героиня, считающая себя тонкой натурой, увлечена только собой, она отдавалась пустым и глупым забавам, легко порхая по жизни, а ее муж в это время умирал. Иногда человеку мешает проявить великодушие мстительность как крайне эмоциональная реакция на несправедливость. В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Болконский не смог простить Анатолю Курагину то, что тот воспользовался наивностью Наташи.» Что помогает мечтам сбываться? У каждого человека есть мечта. Кто-то мечтает о чести и славе, кто-то о счастье и богатстве, кто-то о большой и крепкой семье. У всех мечты разные, но кое-что их все же объединяет – это стремление и цель. Если к мечте не стремиться – она не сбудется. Чтобы мечта сбылась, нужно иметь такие качества, как мудрость, упорство, уверенность в себе и в своих силах. Существуют и обратные качества человека, которые точно не помогут мечте сбыться – лень, трусость, пассивность. Особенно трудно идти к цели, когда нет единомышленников. Но все же, если человек сильно жаждет чего-то, ему никакие трудности не помеха. Так в произведении А. Грина «Алые паруса» Артур Грей не получал поддержки от своих родителей в своей мечте стать моряком и отправиться в дальние странствия. Они были против мечты сына. Кроме того, отец хотел, чтобы Артур стал депутатом. Артур не захотел мириться с желаниями отца, не хотел отказываться от своей красивой мечты. У него было много твердости и храбрости, поэтому он сбежал из родительского дома навстречу своей мечте. В итоге он стал тем, кем так хотел быть и был счастлив. На этом примере можно сделать вывод о том, что для того, чтобы мечта стала реальностью, надо быть смелым, идти к своей цели, всеми силами пытаться ее добиться. Примером качеств, при которых мечта вряд ли осуществится, может служить герой романа И. А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич Обломов вырос в семье, где приоритетами были еда, сон и покой. Все, что их заботило, – что будет на обед и чтобы после обеда их никто не будил. Обломов вырос ленивым человеком, склонным к мечтаниям. Днями лежал он на диване и фантазировал. Его друг Штольц полная противоположность Обломову. Он был трудолюбив и упорен, что и помогло ему многого добиться в жизни. Действительно, если человек хочет чего-то добиться, он не должен пассивно мечтать, как Обломов, лежа на диване грезить о несбыточном. Необходимо упорно трудиться и идти к своей цели, даже если трудно, не искать оправданий своей лени. Мечта важна для человека. Если не будет мечты, не будет смысла жить. Жизнь будет бесцельной. Но и мечта тоже не наполнит вашу жизнь смыслом, если будет отсутствовать стремление к ней. Нередко в конкретном сочинении сочетаются разные способы привлечения литературного материала для аргументации. Принципиально важным остается главное требование – пример должен «работать» на аргументирование позиции пишущего. Следовательно, главной ошибкой является отсутствие связи между примером и тезисом, для обоснования которого он используется. Именно так и происходит в приведенном выше сочинении, посвященном мечтам Кулигина. Начав с аспектного рассмотрения текста, автор сочинения сбивается на его пересказ, связь с тезисом утрачивается, аргумент разрушается. Иными словами, в работе проявляется неумение выпускника связывать отсылку к тексту произведения со своим тезисом так, чтобы она стала доказательством этого тезиса, то есть аргументом. Избежать формального привлечение текста, искусственного соединения содержательных элементов текста с тезисом выпускнику поможет микровывод, сентенция, в которой будет объяснено, как именно он подтверждает суждение. Слабая связь литературного материала с системой аргументов – типичный недостаток многих работ. В них отсылка к произведению не иллюстрирует позицию, не углубляет рассуждение, а существует автономно, сама по себе, в виде краткого аналитического разбора или комментария к фрагменту, то есть аргументация не имеет непосредственного отношения к тезису, а иногда вообще с ним не связана. Так, в теме «Какого человека называют великодушным?» выпускник приводит в качестве примера Сашку, героя рассказа В.Л. Кондратьева «Сашка», но дальше общих слов не идет: «В рассказе нам дается яркий пример великодушия Сашки к пойманному немцу. Сашка обычный солдат, который ради чести родины убьет любого. Но все же нам писатель показывает, что даже в годы войны можно встретить доброго человека, а злость и ненависть – гнилые чувства». К разрушению аргументации приводят и другие ошибки. Часто пример из текста приводится как иллюстрация к ключевому понятию темы, а не к тезису: Думаю, что великодушие требует от человека внутренней силы, потому что для совершения великодушного поступка нужно уметь прощать обиду, делиться своими ценностями, безвозмездно делать что-то хорошее другим людям. Примеров великодушных поступков немало в произведения русской литературы. Например, великодушие проявляет Платон Каратаев, когда к плену сам угощает Пьера картошкой». В данном сочинения автор в первом абзаце сформулировал основную мысль своего рассуждения, являющуюся ответом на вопрос темы. Но литературный пример он связал не с этой мыслью, а только с понятием «великодушие». Неудачным оказывается аргумент и в том случае, когда выпускник неправильно выбирает литературный материал, пытается приспособить знакомый ему пример, обычно заготовленный заранее, к конкретной теме, «вчитать» в него смыслы, которых нет: Конфликта между отцами и детьми можно избежать. Для этого все должны захотеть уважительно относиться друг к другу, понимать интересы противоположной стороны. Если этого не происходит, то конфликт становится очень острым, и его уже нельзя погасить. Пример можно увидеть в романе Толстого «Война и мир». Николай Ростов проиграл большую сумму Долохову, хотя знал, что денег в семье немного. Он дерзко и даже развязно разговаривает с отцом, когда просит у него средств, чтобы расплатиться за проигрыш, что могло бы привести к непреодолимому конфликту. В романе Николай не раз проявляет неуважение по отношению к старшим. Например, он дерзко вел себя с полковым командиром, потому что не понимал его позиции в истории с воровством Телянина. И это также привело к их конфликту. В приведенном фрагменте сочинения выпускник дважды обращается к разным эпизодам из «Войны и мира», но в каждом случае неверно интерпретирует литературный материал, необоснованно пытаясь увидеть в приведенных примерах проявление непримиримого конфликта поколений. Неудачной следует также признать стратегию вынужденного «нанизывания» легковесных аргументов вместо подлинного обоснования тезисов. Не зная текста, автор сочинения пытается это скрыть и ограничивается несколькими общими фразами о нем. Эта стратегия чревата оценкой «незачет» по критерию 2, так как пример в такой ситуации может «похудеть» до простого упоминания источника. Таким образом, типичными недостатками сочинений, выявленными при оценке по критерию 2, являются: узкий читательский кругозор выпускника, незнание им программных художественных текстов из курса русской и зарубежной литературы; формальное привлечение для аргументации литературного произведения (книга только названа, и выпускник, знающий ее содержание поверхностно, заполняет свое сочинение общими словами и фразами); неумение перерабатывать на экзамене в соответствии с ракурсом темы и особенностями своего рассуждения выученные заранее примеры к открытому тематическому направлению; неудачный подбор литературного материала для аргументации, неумение использовать литературные примеры для построения аргумента; пересказ содержания книги без убедительной аргументации и комментариев, несоответствие приведенных примеров выдвинутым тезисам и аргументам; отсутствие культуры цитирования; примитивное понимание художественного текста, вульгарное толкование произведений или образов героев; непонимание авторской позиции; отсутствие выраженного интереса к поэзии, а также к дневникам, публицистике, мемуарам и фольклорным жанрам и неиспользование их в качестве примеров; наличие фактических недочетов разных типов, грубых фактических ошибок, связанных с плохим знанием художественных произведений, узким кругозором и непониманием эпохи, о которой пишет выпускник. В подготовительный период можно предложить обучающимся не только самостоятельно сформулировать главную мысль сочинения на определенную тему, но и оценить готовые формулировки главных мыслей высказывания, выбирая из них наиболее удачные, а также обосновать свою формулировку или свой выбор. Четкое формулирование главной мысли сочинения поможет в выборе литературного материала, на котором она может быть доказана. Обширный литературный контекст, привлеченный поверхностно, на уровне перечисления авторов и названий книг, совершенно не нужен и может увести от темы. Уместнее провести аспектный анализ созвучных теме проблем в одном литературном произведении. Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, выпускник должен научиться использовать его рационально: не увлекаться пересказом содержания книги, забывая при этом об аргументации своих мыслей и комментировании литературных примеров. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; не следует перегружать работу литературным материалом, который только упомянут, но не проанализирован. Необходимо размышлять над прочитанными книгами в ракурсе темы, обращаясь к характеристике героев и сюжетов, проблематике произведения, его конфликту, системе образов, сопоставлению героев и событий разных произведений и т.д. Наиболее уместными способами привлечения литературного материала в итоговое сочинение являются: комментированный пересказ содержания литературного произведения (использование пересказа будет удачным, если выпускник перескажет только те ключевые эпизоды, которые необходимы для раскрытия темы, и не введет в работу пересказ фрагментов, к теме не относящихся; будет сочетать в сочинении краткий и подробный пересказы, подтверждая свои мысли не только передачей сюжета, но и включением необходимых для раскрытия темы описаний – портретов, пейзажей и др., актуализируя важные смысловые детали; прокомментирует сведения о героях и событиях в русле той проблемы, которая обозначена в теме сочинения); актуализация проблематики литературного произведения (литературный материал должен быть привлечен в формате размышлений о проблемах художественного произведения, связанных с формулировкой темы; для этого важно подобрать для аргументации такое произведение, где можно выделить проблемы, созвучные теме; нужно вначале сформулировать главную проблему, т.е. выделить главный вопрос, ответом на который станет текст сочинения, а затем обозначить более частные вопросы и соотнести их с проблемами, поставленными в произведении); аспектная характеристика литературного героя (если выпускник хочет построить свое высказывание на основе аспектной характеристики какого-либо литературного героя, то нужно выбрать такого персонажа, жизнь и поступки которого связаны с формулировкой темы, а также хорошо знать подробности жизни и судьбы героя, детали его портрета, речи, связанных с ним пейзажей и интерьеров, понимать авторское отношение к персонажу, видеть динамику развития его образа, изменения в его характере и поступках); обращение к системе образов произведения (из системы образов должны быть выбраны главные или второстепенные герои, характеризуя которых, выпускник сможет обосновать свою позицию, размышления о них нужно строить в контексте темы сочинения; пересказ фрагментов, связанных с поступками героев, обязательно должен сопровождаться оценками и комментариями в русле темы); сопоставление фрагментов и героев разных произведений (в итоговом сочинении достаточно обратиться всего к одному произведению, но если выпускники хотят сопоставить эпизоды или персонажей разных произведений, то не следует выбирать такие книги, в которых героев и события трудно сопоставить по сходству или различию в ракурсе темы; нельзя только упоминать героев или эпизоды, не демонстрируя знания текста и не аргументируя выдвинутых тезисов; размышления о героях и событиях разных произведений не должны вестись изолированно, нужно обязательно найти основания для их сопоставления). В подготовительный период следует сориентировать обучающихся на выполнение различных тренировочных упражнений, предупреждающих неудачный выбор литературного материала и его неумелое включение в сочинение, например: включить в пересказ фрагмента из произведения комментирование и оценку поступков героев; сформулировать несколько аргументов для доказательства своих мыслей, подкрепив их примерами из текста; исключить из сочинения литературные примеры, не относящиеся к теме; заменить перечисление произведений и авторов литературными примерами, обратившись к системе персонажей, проблематике произведения и т.д.; определить, соответствуют ли литературные примеры выдвинутым тезисам и аргументам; аргументировать тезис примерами, используя характеристику литературного героя; доказать свою мысль, сопоставив героев и события разных произведений; исправить фактические ошибки (найти неточности в названиях книг, в указании имен, фамилий, инициалов писателей и литературных героев; проверить правильность указания дат, места действия, географических названий; восстановить последовательность событий; выявить ошибки в пересказе содержания и передаче авторской позиции, в указании жанра и литературоведческих терминов; найти неточности в цитировании и постановке знаков препинания в цитатах). Для предупреждения фактических ошибок следует научить обучающихся проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений. Важно ориентировать обучающихся на формат итогового сочинения и на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, акцентируя внимание на философских и нравственно-психологических проблемах произведений из образовательного курса и самостоятельно прочитанных книг. Выбор текста для аргументации является очевидным показателем читательской культуры выпускников. Встречаются отдельные случаи использования выпускниками примеров из интернет-постов; текстов, составленных интернет-пользователями и размещенных на сайтах для непрофессиональных писателей; текстов, бытующих в молодежной музыкальной культуре и проч. Задача учителя – разъяснить обучающимся не только установление соответствия проблематики произведения теме сочинения, но и учет его художественных достоинств. |