методическик рекомендации сочинение итоговое. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
Скачать 2.86 Mb.
|
Выполнение условий критерия № 3 «Композиция и логика рассуждения»В соответствии с критерием 3 от участника итогового сочинения требуется умение логично и последовательно разворачивать рассуждение на предложенную тему, выстраивая систему тезисов и доказательств в соответствии со спецификой выбранной темы. «Незачет» может быть получен в том случае, если грубые логические нарушения мешают полноценному пониманию смысла авторского высказывания или если в сочинении отсутствует необходимая тезисно-доказательная часть. Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 3При написании работы в подавляющем большинстве случаев выпускники обращались к жанру сочинения-рассуждения, имеющего широкое распространение в практике изучения русского языка и литературы. Значительная часть работ свидетельствует об умении их авторов строить развернутое высказывание, содержащее логически выстроенное размышление на заданную тему. Как правило, выпускники имеют представление о специфике трехчастной структуры сочинения-рассуждения и стремятся с той или иной степенью успешности ее соблюдать. В тексте сильных работ легко вычленяются вступление, основная часть и заключение: во вступлении ставится проблема, основная часть содержит тезисы (утверждения) и аргументы, приводимые в их доказательство, в заключении представлены выводы и дается ответ на вопрос, изначально сформулированный в теме. При наличии в сочинении хотя бы минимального коммуникативного замысла в нем обычно присутствуют первые две части указанной триады. Знакомство с работами выпускников дало основание констатировать, что итоговое сочинение хорошо вписано в систему текущего и итогового контроля в старших классах, поскольку актуализирует метапредметное умение строить развернутое монологическое высказывание в жанре «рассуждение-доказательство», востребованное в сочинении по литературе, ЕГЭ по русскому языку, литературе и некоторым другим предметам. Выпускники в целом продемонстрировали умение выстраивать логические связи между выдвинутыми в сочинении тезисами, выявлять возникающие между ними отношения сопоставления, противопоставления, причинно-следственную зависимость, умение использовать примеры из литературных произведений для подтверждения своего мнения в рамках предложенной проблемы. Среди работ, написанных в 2018/19 учебном году, можно выделить немногочисленную группу сочинений, в которых упор на выполнение требований к композиции дал пишущему возможность написать вполне состоятельную работу, несмотря на достаточно примитивное толкование темы и содержательную слабость аргументации. При этом требования критерия 3 авторами подобных сочинений соблюдались достаточно формально, но положительный результат, приведший к оценке «зачет» за сочинение, был достигнут. Следуя общим правилам построения трехчастного текста-рассуждения, выпускники интуитивно пошагово двигались к ответу на вопрос, поставленный темой и втягивались в процесс доказывания своих тезисов. Таким образом, следование внешней канве рассуждений влияло на качество ее внутреннего наполнения и приводило к раскрытию темы. Вместе с тем, примеры сочинений, в которых грубые логические нарушения препятствовали пониманию смысла авторского высказывания, оказались единичными и не оказали существенного влияния на положительные результаты выполнения работ по критерию 3. Типичное «зачетное» сочинение в целом строится так: вступление начинается с нескольких общих фраз по теме работы, указывающих на ее современность, актуальность, значимость; за ними следует толкование смысла ключевого слова (одного или нескольких, взятого из формулировки темы или, в слабой работе, из открытого направления); далее, используя вопрос, цитату, апелляцию к эмоциональному восприятию или своему личному опыту, выпускник формулирует главную мыль сочинения; основная часть включает размышление по теме и литературные аргументы; качество аргументации может быть разным, далеко не всегда привлечение примера из художественного произведения становится полноценным аргументом, доказывающим сформулированные тезисы, но позиционно этот пример, как правило, располагается в соответствии с требованиями композиции; в заключении коротко обобщается основной смысл рассуждения и делается вывод, перекликающийся со вступлением и главной мыслью сочинения. По объему вступление, как правило, бывает больше заключения, основная часть превышает их суммарный объем. Если выпускнику удается выстроить достаточно содержательное рассуждение, соотносимое по объему с аргументом, то в сочинении на композиционном уровне уравновешиваются метапредметность и литературоцентричность: сначала дается развернутое понимание темы, а затем выстраиваются параллели на литературном материале. Приведем пример достаточно удачной работы, в которой реализована традиционная композиционная схема. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека? Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с великодушием. Что же такое великодушие? Я думаю, что великодушие – это делать добрые поступки. Оно свидетельствует о внутренней силе человека. Ведь только великодушные люди умеют прощать и отпускать старые обиды, делиться последним. Я думаю, что такие люди никогда не причинят боли другим. Хочу привести аргументы из художественной литературы. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы можем увидеть пример великодушия и убедиться, что в нем проявляется сила характера главного героя. Петр Гринев вызвал на дуэль Швабрина, офицера, с которым он вместе служит в Белогорской крепости, потому что подлый Швабрин оскорбительно отозвался о Маше Мироновой, хотел опорочить ее доброе имя. И во время дуэли поручик тоже поступил нечестно: он ранил Гринева, воспользовавшимся тем, что он повернулся к Савельичу, когда он его внезапно окликнул. Казалось бы, у Гринева есть все основания презирать Швабрина или ненавидеть его. Но все происходит иначе. Во время выздоровления он понимает, что Маша любит его. От счастья Гринев даже выздоравливает быстрее, это чувство придает ему сил. Он и раньше не проявлял себя слабым человеком. Но теперь Гринев особенно легко прощает Швабрина, в этом великодушном поступке проявляется его превосходство над Швабриным, его душевная сила. Хочу обратиться еще к одному литературному примеру. В произведении А.И. Солженицына «Матренин двор» Матрена – самый добрый и великодушный человек из всех остальных героев. Матрена никогда не отказывает односельчанам в помощи. Она искренне радуется урожаям на огородах других, хотя сама довольствуется малым: тем, что вырастила на собственной грядке. Матрена сильна своей внутренней добротой, которой она даже не замечает. Не случайно в рассказе ее называют праведницей. Матрена легко делится с людьми тем немногим, что у нее есть. При этом она очень внутренне сильный человек. Героиня пережила много невзгод и несправедливостей и поэтому умеет щедро, с любовью относиться к окружающим. В доброте и заключается ее сила. И горницу она отдает тоже из доброты и неиссякаемого великодушия. Но при перевозке дома через железную дорогу женщина погибает под колесами поезда. Рассказчик отмечает, что в селе стало трудно без Матрены. Это произошло потому, что исчезло то светлое великодушие, которое несла в себе сильная, но и смиренная Матрена. Этот пример показывает, что великодушие Матрены ко всем окружающим людям основано на ее внутренней силе. В заключение хочется сказать, что великодушие – это очень важное качество в любом человеке. Я думаю, что в любой ситуации надо оставаться понимающим человеком, и человеком, который умеет прощать. Мне хотелось бы, чтобы каждый человек был великодушным. (394 слова) Комментарий эксперта В этом сочинении хороша видна композиционная схема, характерная для многих работ. Очевидна также его перекличка с сочинением 15.3 ОГЭ по русскому языку, где в основе темы лежит абстрактное понятие из нравственно-этической или социально-психологической сферы, в первой части своей работы девятиклассники обычно дают его определение и комментируют свое толкование. То же самое сделано и в первом абзаце данного сочинения. К сожалению, автор сочинения не сумел развить свое размышление и ограничился лишь несколькими фразами. Однако элемент рассуждения есть, и оно подкреплено двумя уместными литературными примеры. Положительные и отрицательные черты соединились в заключении. С одной стороны, автор работы не делает вывода по сути темы. Он словно забыл к концу сочинения, что размышлял над взаимосвязью великодушия и внутренней силы человека, и сконцентрировался только на великодушии. В то же время в последних предложениях нет банального повтора высказанных ранее тезисов, мысль развивается и обогащается новыми оттенками, что «размыкает» и украшает заключение. К сожалению, сочинение несвободно от речевых и прочих ошибок. Приведем еще один пример сочинения с типичной трехчастной композицией. Всякая ли мечта достойна человека? Что такое мечта? Мечта – это фантазии о будущем, стремление к недосягаемому, но очень желанному и прекрасному. Грёзы окрыляют человека. Он, словно, попадает в иллюзорный мир, наполненный счастьем и радостью. Но всякая ли мечта достойна человека? Я считаю, что да. Мечты бывают разными: заветными, великими, несбыточными, и лишь от человека зависит их значимость. Если человек грезит о низменных мечтах, это говорит лишь о его пустом внутреннем мире, но если он мечтает о чем-то действительно важном и прилагает немало усилий для реализации своих желаний, то такие мечты, однозначно, достойны человека, как и он их. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из художественной литературы. В произведении А.П. Чехова «Ионыч» главный герой мечтал о своей реализации в профессии. Он хотел внести огромный вклад в медицину, помогать людям, нести добро в этом мире. Но Дмитрий попадает в глухую провинцию. Все окружение его затягивает в болото скуки и однообразия. Здесь никто ни к чему не стремится, никто ничего не жаждет. Все идет своим чередом. Так и Старцев предает свою мечту. Он грубит и ворчит, обслуживая надоевших пациентов, которых он рассматривает исключительно в качестве заработка. Ему хочется только посидеть в клубе и поиграть в азартные игры. На этом примере мы видим, что мечта то у Старцева была достойная, только он был ниже её, так как не делал ничего для её реализации. Все ушло в заработок. Таким образом мечта играет важную роль в жизни, но, к сожалению, не все мечты достойны человека. Люди, грезящие только о материальных ценностях и социальном положении, обречены на духовную деградацию. Поэтому необходимо выбрать себе достойную мечту. Так, в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» главная героиня прошла через многое, чтобы её мечта сбылась. Она страстно желала найти своего любимого человека, который пропал. Маргарита сделала все возможное, но так ничего и не узнала о его судьбе. Однажды на прогулке она встретилась с незнакомцем, который сделал ей пугающее предложение: взять крем, намазать на все тело и ждать звонка. После этого она должна встретится с иностранцем, который знает о Мастере то, что так хочет узнать Маргарита. Девушка испугалась, но решилась на этот шаг. Она раз и навсегда решила оставить мужа и всю прежнюю жизнь в довольстве и праздности. Также ей пришлось познакомиться с дьяволом и стать хозяйкой на его балу. Маргарита прошла через страх и боль ради любви, но все-таки смогла найти Мастера. Это говорит о том, что мечта, действительно, достойна человека, ведь Маргарита сделала все для её осуществления. Подводя итоги сказанному можно сделать вывод о том, что ценность мечты зависит от человека. Если человек достойный, его мечты будут соответствующими. (415 слов) Комментарий эксперта Скелет силлогизма (тезис – доказательство – вывод) просматривается в этой работе достаточно явственно, хотя он и оброс словесной плотью. Освоение стандартной композиционной схемы, безусловно, является важным достижением большинства участников итогового сочинения. Для участников с высокой мотивацией она оказалась наиболее удобной формой организации размышления над темой и создания письменного высказывания. Постепенное наполнение этой формы содержанием – собственным рассуждением и примерами – можно рассматривать как алгоритм работы выпускника над сочинением. В случае низкой мотивации трехчастная композиция, которую сравнительно легко может освоить и оснастить клишированными заготовками практически каждый старшеклассник, становится для него спасательным кругом. Она позволяет имитировать полноценное сочинение и наличие в нем коммуникативного замысла, даже если в содержательном плане работа оказывается осень слабой. Результат в такой ситуации достигается путем натаскивания. Если выпускник заучил типовые формулировки вступления и заключения, усвоил, в какой момент надо обращаться к примерам, то есть натренировался выполнять определенные алгоритмические действия, то его работа перестает быть творческой и более напоминает сборку примитивного конструктора. Соблюдение требований формальной логики не способствует развитию ассоциативного мышления, оригинального, самобытного взгляда на мир, эмпатии, литературного вкуса, но позволяет выпускнику добиться сугубо прагматической цели – получить «зачет» за итоговое сочинение и допуск к ГИА. Особую ценность представляют работы, авторы которых отступают от стандартных усредненных правил. В них не содержание наполняет готовую форму, а форма чутко подстраивается под содержание, чтобы способствовать его наиболее полному выражению. В выборке 2018/19 учебного года ярких, во всех смыслах отличных сочинений с самобытным композиционным решением выявлено не было. Однако есть работа среднего уровня, содержащая определенные ошибки и несовершенства по другим критериям, но в композиционном аспекте достаточно оригинальная. К сожалению, в ней чувствуется влияние заготовок, но использованы они уместно и умело. Опишем ее. Без чего любые мечты бесплодны? Сначала автор сочинения дает свое определение понятия «мечта» и собственный комментарий к нему, расширяющий границы этого краткого толкования: о важности умения мечтать, о своей мечте, о необходимости прилагать усилия для воплощения мечты и о средствах, помогающих не опускать руки, когда что-то мешает ее реализации. Затем следует отсылка к литературному примеру – повести А.С. Грина «Алые паруса», в которой оба главных героя, Ассоль и Грэй, как пишет участник, «верили в исполнение своей мечты и не отступались от нее, несмотря на разные жизненные трудности». На примере Грэя автор сочинения показывает, что человек должен прилагать осознанные усилия для достижения своей мечты. Комментируя историю Ассоль, выпускник отмечает, что она не совершила никаких действий, чтобы помочь мечте сбыться, а ее главная заслуга заключалась в неотступной вере в предсказание и непохожести на обывателей Каперны. Завершая работу, автор сочинения делает вывод: «Я считаю, что именно верность своей мечте помогла ей сбыться для каждого из героев. Без этого качества они не нашли бы свое счастье». Таким образом реализуется «перевернутая» композиция, при которой ключевой тезис работы, ее главная мысль, дающая прямой ответ на вопрос темы, формулируется в заключении, и в результате все предшествующие содержательные части сочинения, казавшиеся ранее достаточно разрозненными, обретают свое место в единой логике индуктивного способа организации рассуждения – от частного к общему. Данная работа соответствует требованиям критерия № 3 и свидетельствует об определенной свободе пишущего в интерпретации литературных примеров и построении собственного логичного рассуждения. Особенностью композиционных решений 2018-2019 г. стало частое использование приема «от противного» на разных уровнях организации рассуждения. Например, применительно к отдельным тезисам это может использоваться для их логического соединения: «Люди часто проявляют агрессию, мстят. Но многие забывают, что все зло, которое они принесут в этот мир, отразится на них самих», «Почему же великодушие свидетельствует о внутренней силе человека? Этот вопрос очень непрост. Многие ошибочно полагают, что на зло люди обязаны ответить злом. На самом деле доброе отношение может действовать значительно сильнее». На уровне аргументации это проявляется в сочетании примеров «за» и «против» в одной работе: Что такое мудрая родительская любовь? Родительская любовь, пожалуй, одно из самых сильных чувств. И действительно, чем старше становишься, тем отчетливее понимаешь, что родители – это единственные люди, которые будут любить тебя, несмотря ни на что, что бы ни случилось. Но вырастить и воспитать детей – задача не из легких. Можно ли обойтись в этом деле одной лишь любовью? И что такое мудрая родительская любовь? <…> Мудрые родители сделают все для того, чтобы их ребенок вырос достойным человеком. Если они и не всегда бывают добрыми и ласковыми, это совсем не значит, что они не любят своих детей, скорее даже наоборот. Далее в сочинении дается краткая характеристика Андрея Петровича Гринева, в которой подчеркивается его строгость в вопросах чести и мудрая требовательность к сыну. От этого положительного примера автор сочинения переходит к размышлению об опасности слепой родительской любви: Противоположную позицию занимает в вопросах воспитания госпожа Простакова. Она балует своего сына Митрофана, буквально сдувает с него пылинки и от всех в доме требует того же. Мать не утруждает его усердной учебой или хоть какой-нибудь ответственностью. Она обожает свое чадо и защищает его в любой ситуации. Но все это портит Митрофана, делает его избалованным самодовольным человеком. Немудрость такой любви становится понятна в конце комедии, когда Митрофан оказывается в слабой позиции и даже отрекается от матери. Отметим также, что приведенную выше работу выгодно отличает достаточно свободное, содержательное рассуждение, представленное и во вступлении, и в основной части. Типичной особенностью сочинений по-прежнему остается наличие в основной части двух аргументов. Как отмечалось выше, эта устойчивая закономерность обусловлена несколькими причинами: второй аргумент является запасным: если первый не будет по каким-то причинам засчитан, он застрахует выпускника от «незачета» по критерию 2, который автоматически привел бы к неудовлетворительной оценке за работу в целом; второй (иногда даже третий) аргумент позволяет увеличить объем сочинения; авторы сочинений ориентируются на требования некоторых вузов, где поощряется наличие второго аргумента. Остановимся несколько подробнее на особенностях вступления и заключения. Вступление представлено практически во всех работах. Первый вариант типичного вступления выглядит примерно так: ключевое слово темы (например, «отцы и дети», «мечта и реальность», «искусство и ремесло»), затем – несколько тезисов (или вопросительных предложений) с этим словом, цепочка которых заканчиваем вопросом темы. Это построение вступления хорошо знакомо выпускникам не только в связи с итоговым сочинением, но и благодаря рекомендациям к сочинению ЕГЭ по русскому языку: Как искусство помогает понять действительность? Что такое настоящее искусство? Почему оно сильно на нас воздействует? Может ли мнимые произведения искусства формировать нашу личность? Почему (как?) искусство помогает нам понять действительность? В доказательство приведу пример… Второй вариант типичного вступления представляет собой прямой ответ на вопрос: Какого человека называют великодушным? Великодушный человек умеет прощать, принимать людей с их плюсами и минусами. Но главное, я уверена, что абсолютно в каждом из нас есть частичка великодушия. Зная это, человек все более совершенствует это качество в себе и встает на истинный путь… К оригинальным вариантам вступления можно отнести следующий: автор сочинения по-своему раскрывает смысл ключевого слова темы и сразу переходит к предъявлению литературного источника, а затем, уже в контексте художественного произведения, делает акцент на вопросе темы. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека? Ответ на этот вопрос дает Д. И. Фонвизин: «Имей душу, имей сердце и будешь человек во всякое время». Позволю себе уточнить, что такой человек – богатый, потому что он имеет великую душу и великое сердце. В этом заключается истинное богатство людей. В романе А. С. Пушкина таким является Пугачев. Несмотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Гринева, который когда-то спас его во время сильной метели. Это проявление великой души и большой силы». |