методическик рекомендации сочинение итоговое. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
Скачать 2.86 Mb.
|
Выполнение условий критерия № 4 «Качество письменной речи»Критерий 4 нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Положительные стороны сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 4Обращаясь к критерию, связанному с качеством речевого оформления сочинения-рассуждения, следует отметить, что работы, высоко оцененные с точки зрения уровня сформированности речевой культуры выпускников, получили положительную оценку и по другим критериям (содержательному, композиционному, критерию грамотности). Подобная закономерность не является случайной. В данном случае понятие культуры речи целесообразно рассматривать не в узком его значении (только как следование речевым и языковым нормам), а в достаточно широком – как «такой набор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения… позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Е.Н. Ширяев). Кроме того, по утверждению О.Б. Сиротининой «хорошая речь – речь не стереотипная, повторяющая набившие оскомину штампы, затасканные выражения, а творческая, выражающая интенции ее автора и вызывающая адекватное понимание у адресата». Таким образом, коммуникативный замысел автора сочинения, намерение пишущего убедить читателя в справедливости высказываемых в сочинении суждений реализуется в полной мере только в том случае, если выпускник обладает высоким уровнем развития речевой культуры. Приведем фрагменты сочинений, наиболее удачные как в речевом, так и в содержательном отношении: «Мечта – самое сокровенное человеческое желание. У каждого есть своя мечта. Она должна способствовать самореализации личности, обогащению духовного облика человека». «Невозможно однозначно определить, чем является месть – «уничтожением» или «умножением» зла. В некоторых случаях она оказывается единственным способом добиться справедливости, успокоить свою душу». «Именно великодушие способно показать всю красоту и могучую силу людского рода вне зависимости от всяких внешних и ментальных составляющих. Я считаю, что великодушие нужно проявлять при первой удобной возможности невзирая на последствия, ведь это выбор достойного человека. Многие известные писатели отображают это человеческое свойство в своих произведениях, а кинорежиссеры снимают о нем фильмы». «Какие неведомые силы помогают нам в осуществлении мечты? Что является катализатором реакции, в результате которой сбывается то, чего мы так желали? У каждого свой собственный мотив, ведущий к цели. Я считаю, что человеком движет то, о чем он мечтает, то невозможное и недостижимое, та картина, которую он представляет в своем воображении, то, что он хочет доказать миру и кем хочет стать». «Можно сказать, сама судьба дала родителями задание – воспитать детей добрыми и отзывчивыми. Страшно даже представить, что родители отнесутся к его выполнению безответственно». «Глава семьи Бодони мечтал полететь в космос, но денег хватало на то, чтобы отправить только одного человека. В семье Бодони все любят друг друга и не хотят никого обидеть. Поэтому когда отец принимает решение создать иллюзию полета для детей, дети в восторге от полета, а жена – от поступка своего мужа». «Нужно ли современному человеку классическое искусство? Нужно! Читая классику, слушая старинную музыку, ты остаешься один на один с собой, своей душой. Классика дает нам повод задуматься». В ряде случаев свободное выражение мысли, разговорные фразы придают сочинению живость и непосредственность, хотя, конечно, и нарушают стилевое единство текста: Великодушие не чуждо персонажам романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Писатель рассказывает, что Пугачев – разбойник, но и он, со своим диким жестоким нравом, иногда поступает великодушно. Например, спасает жизнь Гриневу, который когда-то по-доброму и с благодарностью отнесся к бунтовщику – подарил заячий тулуп со своего плеча, хотя правда бережливый дядька Савельич упирался и возражал против этого. Из великодушия и желания показать, что он защищает обиженных простых людей, Пугачев освобождает бедную сироту Машу Миронову из рук Швабрина и отпускает из крепости, хотя и узнает в последний момент, что она дочка казненного им же капитана Миронова. Гринев тоже способен на великодушный поступок, именно поэтому он после дуэли простил Швабрина за совершенные им подлости. Типичные недостатки сочинений, выявленные при их оценивании по критерию 4, и пути их преодоленияПри оценке сочинений по критерию 4 учителя по-прежнему игнорируют указание: «Незачет ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется зачет». Приведем пример сочинения, демонстрирующего, что несовершенное владение письменной речью явно затрудняет процесс формулирования выпускником своих мыслей: Мысль о женитьбе (Гринев) стала мечтой. Нужно ли бороться за свою мечту? Ответ таков. Да, нужно! Мечта – это та сторона реальности нашего сознания, где мы чувствуем себя комфортно, и мы счастливы. В данном случае человеку нужен человек. Мечта должна стать реальностью, перепробовать массу вариантов для достижения ваших желаний, это первый путь к успеху. Однако и в тех случаях, когда учителя по критерию 1 ставят «плюс» (то есть речевые ошибки не затруднили понимания смысла сочинения и даже позволили признать содержание сочинения соответствующим теме), по критерию 4 они ставят «минус», по-видимому, на основании обнаруженных в работе речевых ошибок. Анализ показал, что учителя неправомерно (в нарушение требований критерия) поставили «минус» при оценке 22% сочинений. Ниже причислены и снабжены примерами типичные речевые ошибки, допущенные в сочинении. Немотивированное повторение в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов. Сначала начнем с романа Толстого «Война и мир». Кто-то мечтает о хорошей мечте… Каждая мечта характеризует каждого по-разному… Проблему мечты описывает писатель Ф.М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание». Герои для достижения своей мечты переступали все границы, разрушая всю человеческую нравственность в себе. Родительскийпример является важнейшим при воспитании ребенка. Каждый родитель, представляя будущее ребенка, желает видеть его успешным и счастливым человеком, и потому должен подавать ему достойный родительскийпример. И мы всегда вспоминаем, что между поколением отцов и детей всегда возникает какой-нибудь конфликт; Неточное словоупотребление (часто по причине незнания лексического значения слова или реалии, наименованием которой является слово), как следствие – нарушение лексической сочетаемости. Она нарушила основную заповедь учителя – играла на деньги. Когда читаешь такие произведения, думаешь одной мыслью… Но важно помнить свою мечту в первозданном виде, и не переступать ее. Не каждый способен запечатлеть эту красоту в камере фотопленки. Искусство заставляет задуматься над разными аспектами. Если ты назначил себе мечту… … выполнять свою мечту… Людям нужно самим ставить перед собой мечту. Искусство – это творческое отображение действительности в хозяйственных образах. Даже не пожалела горницу от своего дома для племянницы мужа. Пассажиры таким методом совершили справедливость над убийцей. Страшная реальность произошла и в романе Островского «Гроза». Когда месть характерна низким умом людям, великодушие характерно людям с более выраженной силой воли… Художник передает через мольберт реалистическую картину жизни и людей. Понятия, гармонизирующие между собой. И дети вырастают достойным примером своих родителей. Всякая ли мечтадостойна человека?Я думаю, что в одночасье трудно ответить на этот сложный вопрос. Обломов был ужасно ленив, за него с детства все и всегда делали его придворные. Он не опекал сына чрезмерной лаской. Тем самым он оберёг мечту на погибель. Промежутки между поколениями выдают нам недопонимание. Для получения желаемого результата человеку требуется лишь неопределенное [непреодолимое] желание. Единственное, к чему тяготило Павла Чичикова, было материальное обогащение. Ведь человек со слабой внутренней силой не умеет прощать. Примеры для ребенка необходимы, как для дома фундамент, на который он может всегда равняться. Илья Ильич лежал на кровати и лицезрел сны и мечтания; Ошибки в построении и употреблении фразеологических оборотов. Ему обернулась удача… Не отпуская рук… И эти самые временные отрезки вносят свою лепту в недопонимание между поколениями. Она окутывала многих бедных людей долговыми сетями; Использование плеоназмов. Раскольников выбирает очень страшный и ужасный путь. Обратимся к художественным произведениям литературы. Для человека очень необходимо показать пример. Он продолжает трудиться и работать. Моя мечта – добиться намного лучших результатов. Сочинения, представленные к анализу в 2019 году, актуализировали ряд ошибок, которые ранее не были отмечены нами как наиболее частотные. Искусственное усечение слов: бытопроблемы, самовыбор. Создание окказионализмов: присущественно, саморучно, самодостоинство. Стилистически немотивированное употребление глагольной связки «есть». Это не есть хорошо. … но простить и забыть – это есть большое проявление силы воли. Каждой мечте человека есть место быть. По-видимому, это проявление канцелярита в речи выпускников, вызванное несформированностью стилистического чутья. Другим объяснением этой ошибки может быть влияние английского языка (связка is); Немотивированное использование разговорной лексики, просторечий и вульгаризмов. Ночлежники Горького все убоищи… Лука жжот своей добротой… Запилил проблему... Думаю так авторы с помощью своего искусства дают нам понять, что не стоит грузить себя проблемами, а лучше жить настоящей жизнью. Наше общество это солянка состоящая из разных личностей… Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» рассказывает нам о судьбе несчастного парнишки по имени Родион. Он был отчислен из университета из-за бедноты. Но в то время, когда он расправлялся со старухой, нагрянула в гости к ней сестра… Монтекки и Капулетти уже даже и не помнили, почему и с чего началась их вражда, ссоры и разборки, однако продолжали это делать. Эта ошибка также вызвана несформированностью стилистического чутья учащихся. Она усугубляется влиянием интернет-коммуникации (в частности, общением в социальных сетях), в пространстве которой размываются границы устной и письменной речи, официального и неофициального стилей общения; Ошибки в употреблении личных местоимений. … мечтать нужно, ведь она дает нам силы покорять новые горизонты. … великодушный человек не ждет, когда его позовут на помощь, а сам идет навстречу нуждающимся. Но человечество всегда помнит их имена. Искусство само задает вопросы человечеству, оно будто бы меняет их жизни. Своей семьей она недовольна. Она постоянно их пилит. Каждый человек на Земле мечтает, но не каждый способен до нее дойти. Мечта иметь сад крыжовника вполне допустима, но как Николай Иванович достиг его, это не приемлемо. Мечта может стать целью, обычно она формируется еще в далеком детстве, но не все из них исполняются. Причину частотности этой ошибки мы видим в несформированности контекстного мышления выпускников при осуществлении речевой деятельности (при этом КИМ ЕГЭ по русскому языку содержат задания, направленные на проверку умения употреблять местоимения и видеть местоимение как средство связи предложений в тексте). Логические ошибки, состоящие в искажении причинно-следственных отношений и связей явлений. Андрей Болконский рассказывает о том, как любил и не ненавидел возлюбленную, предавшую его. Однако перед смертью он все же смог проявить великодушие и простить девушку… … Великодушный человек не ждет, когда его позовут на помощь, а сам идет навстречу нуждающимся. Но человечество всегда помнит их имена. Всё имеет свой конец. Но после него всегда наступает новое начало. Отомстить – значит продолжить отвечать на зло злом. Однако искоренить зло может лишь великодушие. Великодушие должно проявляться не в поступках, а в делах; Неумение вербализовать чувства, найти точный словесный эквивалент для характеристики эмоций, состояний, переживаний (своих, других людей или литературных героев) Родион Раскольников, огорченный классовым неравенством… … казнь Пугачева вызывает у Петра грусть. Ошибки вызваны, в частности, отсутствием читательского опыта, умения сопереживать героям, выражать свои чувства и эмоции по поводу прочитанного; Использование канцелярита. Приобретя новую шинель, Акакий Акакиевич вливается в коллектив. Для появления данной мечты… Делая вывод и объединяя все вышесказанное… Хочу подвести итог всему вышеизложенному… Из всего выше написанного следует… Данный передо мной вопрос заставил нас задуматься… В погоне за материальной ценностью… Герой посвятил себя мечте о приобретении частной собственности. Данный проблемный вопрос часто поднимается писателями. В качестве первого примера можно взять произведение… Следующим аргументом своего рассуждения я возьму произведение… Сбываться мечтам помогают человеческие факторы. Подобная расстановка приоритетов в воспитании девушки, личный пример Фамусова оказывает решающую роль в формировании ее дурных последствий. Использование выпускниками канцелярита свидетельствует не только о несформированности их речевой культуры, но и об их отчужденном отношении к сочинению как к учебной задаче, об отсутствии личной заинтересованности в выражении своего мнения; зачастую, по мнению выпускников, сочинение пишется с непонятной целью, неопределенному адресату, «в основе письма как процесса не просматривается четкой смысловой задачи, осознается только прагматическая необходимость представить в срок продукт нужного объема» (Я.Э. Ахапкина). Именно канцелярский стиль, предполагающий отсутствие субъективности, личностного начала в тексте, да еще и создающий иллюзию наукообразности, «взрослости», официальности, кажется выпускникам наиболее приемлемым для решения отчужденной от них задачи создания текста нужного объема в заданном тематическом направлении. Согласимся с мнением коллег, что «с помощью таких оборотов <канцелярита> школьник сможет убедительнее всего продемонстрировать речевой контраст между официальным и неофициальным и доказать самому себе, что пишет сочинение “правильно”, то есть совсем не тем языком, каким пользуется для личных сообщений в социальных сетях. Деловые штампы играют в этом случае роль языкового маркера официальности, и количество их в работах последних лет увеличивается пропорционально тому, как усиливается внимание организаторов к формальным, процедурным моментам экзамена» (О.В. Соболева). Ниже сформулированы основные выводы по итогам оценивания сочинений по критерию 4. Как и в предыдущие годы, в ряде сочинений продемонстрирован высокий уровень коммуникативной культуры авторов, качественное речевое оформление письменных работ, единство формы и содержания. Однако по-прежнему мало работ, авторы которых демонстрируют свободу выражения мысли, индивидуальный стиль, использование изобразительных средств. Анализ сочинений свидетельствует о недостаточно высоком уровне сформированности речевых компетенций выпускников. В качестве тревожных тенденций по-прежнему можно отметить следующие: – скудность словарного запаса; – неточное словоупотребление; – нарушение лексической сочетаемости; – неуместный повтор слова, тавтология и плеоназм. Тревогу вызывает тот факт, что работа над предупреждением этих ошибок входит в подготовку к ЕГЭ по русскому языку, однако в итоговых сочинениях этих ошибок не становится меньше. По-видимому, необходим серьезный пересмотр принципов и подходов к совершенствованию речи обучающихся. Для сочинений характерны также следующие типы ошибок: – немотивированное использованное разговорной лексики, объясняемое, в частности, влиянием интернет-коммуникации, в пространстве которой размываются границы устной и письменной речи, официального и неофициального стилей общения; – ошибки в употреблении личных местоимений; – логические ошибки, связанные с нарушением причинно-следственных связей в предложении. Последние две ошибки мы объясняем несформированностью контекстного мышления выпускников при осуществлении речевой деятельности. Налицо недостатки в методике обучения чтению и письму; – неумение найти точный словесный эквивалент для характеристики чувств, состояний, переживаний (своих, других людей или литературных героев), связанное с отсутствием читательского опыта и несформированностью рефлексивных умений в процессе чтения; – возрастающая тенденция к использованию в сочинении канцелярита, что свидетельствует об отсутствии у выпускников личной заинтересованности в выражении своего мнения и предъявления его адресату, сформированных импровизационных речевых умений и свободного владения речью. Необходимо, на наш взгляд, при оценке сочинения поощрять проявление в нём свободного речепорождения, наличие сформированного индивидуального речевого стиля и пр. Следует последовательно вести работу по предупреждению ошибок, связанных с низким качеством речи. Для любой письменной работы обучающегося должны быть приняты следующие установки: следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняло понимание смысла высказывания. Для профилактики речевых ошибок полезно предлагать обучающимся тренировочные упражнения следующих видов: найти и заменить слова, употребленные в несвойственном значении, речевые штампы, канцеляризмы; обнаружить и устранить неоправданные речевые повторы, нарушения лексической сочетаемости; указать и исправить необоснованные пропуски слов, удалить лишние слова во избежание плеоназма; исправить порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию фразы. После того как черновик сочинения в основном написан, следует его отредактировать: выделить все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные смысловые повторы одних и тех же мыслей; обратить внимание на уместность логических переходов между смысловыми частями высказывания; исключить все сомнительные случаи, ведущие к фактическим ошибкам; заметить и устранить речевые ошибки и недочеты. |