Главная страница
Навигация по странице:

  • .

  • Глава 1 Теоретические основы развития образной речи детей дошкольного возраста Особенности развития образной речи в дошкольном возрасте

  • 1.2 Влияние произведений А.С. Пушкина на развитие речи у детей дошкольного возраста

  • Глава 2. Прикладные аспекты развития образной речи детей дошкольного возраста посредством использования произведений А.С. Пушкина

  • 1. Образовательная ситуация, которая может организовываться как во время занятий, так и во время досуговой деятельности.

  • РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА. КУРСОВАЯ. Методические рекомендации по развитию образной речи старших дошкольников Заключение


    Скачать 97.05 Kb.
    НазваниеМетодические рекомендации по развитию образной речи старших дошкольников Заключение
    АнкорРАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С. ПУШКИНА
    Дата30.11.2022
    Размер97.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКУРСОВАЯ.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #821890
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    2022

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Теоретические аспекты развития образной речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….6

    1.1. Особенности развития образной речи в дошкольном возрасте……………6

    1.2. Влияние произведений А.С. Пушкина на развитие речи у детей дошкольного возраста…………………………………………………………...12

    Глава 2. Прикладные аспекты развития образной речи детей дошкольного возраста посредством использования произведений А.С. Пушкина………….16

    2.1. Проект по развитию образной речи посредством использования произведений А.С. Пушкина……………………………………………………16

    2.2. Методические рекомендации по развитию образной речи старших дошкольников……………………………………………………………………23

    Заключение………………………………………………………………………28

    Список использованных источников и литературы…………………………..30

    Приложения……………………………………………………………………...33

    Введение
    Дошкольное детство – уникальный период в жизни, когда мир предстает перед юным человеком полным загадок и тайн, каждодневных открытий. В материалах ФГОС дошкольного образования говорится о сохранении уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Ребенка нельзя рассматривать как некого «неполноценного» человека, как черновой вариант личности – наоборот, дети подчас оказываются более талантливыми, интересными людьми, чем взрослые с их багажом опыта и сложившегося мировоззрения.

    Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте[1].

    К сожалению, уникальные возможности развития образной речи в дошкольном детстве далеко не всегда учитываются педагогами современных дошкольных образовательных учреждений. Речевое развитие детей раннего и дошкольного возраста, как предписывает ФГОС, помимо углубления в развитие речевого творчества, включает в себя обязательные компоненты: обогащение активного словаря детей, развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи, фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры, овладение речью как средством общения и культуры, знакомство детей с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, а также формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.[5]

    За множеством задач речевого развития, которые обязаны решать педагоги в современном ДОУ, задача развития речевого творчества, и конкретно, образной речи ребенка, к сожалению, ставится педагогами на второстепенное место или вовсе игнорируется.[16] В результате создается ситуация, когда ребенок, возможно, будет говорить грамотно, правильно, различать звуки, понимать тексты – и этим ограничатся его достижения. А ведь он мог бы говорить еще красочно, образно, талантливо!

    Образцом правильной речи является классическая литература.[20] В русской художественной литературе ревностным трудом писателей – гениев и просто талантливых художников – собрано много сокровищ. И, может быть, самым удивительным среди них – сказки.

    Творчество А.С. Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, сказки и стихи А.С. Пушкина воздействуют на личность малышей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.[10] Сказки, написанные в стихотворной форме, помогают ребенку развивать память. Дети быстро запоминают текст и могут прочитать наизусть. Творчество А.С.Пушкина способствуют развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Формирование грамматического строя речи через сказки А.С. Пушкина способствует составлять целое высказывание.

    Учитывая актуальность данной проблемы, темой нашего курсовой работы стала тема «Развитие образной речи дошкольников посредством использования произведений А.С. Пушкина».

    Цель работы – рассмотреть приемы развития образной речи дошкольников посредством использования произведений А.С. Пушкина.

    Объект исследования – образная речь детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования – произведения А.С. Пушкина как средство развития образной речи дошкольников.

    Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

    1. Проанализировать особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста.

    2. Изучить роль произведений А.С. Пушкина в развитии речи дошкольников.

    3. Составить комплекс мероприятий по развитию образной речи дошкольников посредством использования произведений А.С. Пушкина.

    4. Разработать методические рекомендации по развитию образной речи детей дошкольного возраста.

    В ходе работы нами был использован комплекс методов:

    - изучение теоретической, методической и практической литературы;

    - анализ передового педагогического опыта;

    - анализ и обобщение изученного материала.

    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, в котором раскрыта актуальность темы, цель, объект и предмет исследования; две главы, заключение с выводами по проведенной работе, списка использованных источников, приложений.

    Глава 1 Теоретические основы развития образной речи детей дошкольного возраста

      1. Особенности развития образной речи в дошкольном возрасте


    Образность речи является составной частью культуры речи. Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

    В речи старших дошкольников возрастает количество распространенных предложений с однородными членами, увеличивается объем простых и сложных предложений, а к концу дошкольного детства ребенок овладевает почти всеми союзами и правилами их употребления. Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений, что является свидетельством развития у старших дошкольников отвлеченного мышления [8].

    Проанализировав работы психологов и методистов в данной области, можно выделить следующие особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста:

    1. Звуковая культура речи: дети возраста 5-6 лет способны четко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные; дифференцируя их в речи, они закрепляют трудные звуки в произношении; отчетливая речь становится нормой для пятилетнего дошкольника не только во время специальных занятий с ним, но и в повседневной жизни; у детей совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух; они могут различать определенные группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки; дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: читают стихи грустно, весело, торжественно; в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями; старшие дошкольники способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и так далее; умеют уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах; дети пяти лет могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах [15].

    2. Грамматический строй речи: речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи; в этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием; в старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов; пятилетние дети начинают овладевать и синтаксической стороной речи, правда, это трудно дается, и поэтому взрослый как бы ведет за собой ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов; дети этого возраста умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс; у детей пяти лет появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь; в этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

    3. Лексическая сторона речи: к пяти годам прием сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, и выделять из них существенные; дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку; развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов [15].

    4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка): дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы; дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку; кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы;иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно; дети пяти лет уже способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и тому подобное; дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ-инсценировку по набору игрушек; в диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение); в процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

    Исследования А.М. Бородич [5], О.С. Ушаковой [20], показали, что детям дошкольного возраста еще недоступно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами художественной выразительности вполне им доступно. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям при этом не дается. Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются так называемые тропы - приемы изменения основного значения слова. Они помогают автору по-новому показать самые 20 обычные предметы (хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, т. е. комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию старших дошкольников.

    Исследования психологов Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методистов (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) показали, что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями [2, 5, 20и др.]. Речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. К.И. Чуковский называл это особым «языковым чутьем»[23].

    В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

    Согласно исследованиям А.А.Леонтьева, А.А Люблинской, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности [24].

    С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность[13].

    Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что для маленького ребенка выразительные моменты являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к так называемой сознательной выразительность. Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы, в том числе русской народной сказки [13].

    Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал, что как ни существенна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности,... так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли» [13].

    Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания.

    Некоторые особенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительности детской речи: «Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле». Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности [7].

    Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества старших дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.

    Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.

    Дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в тексте художественной литературы.

    1.2 Влияние произведений А.С. Пушкина на развитие речи у детей дошкольного возраста

    Образцом правильной речи является классическая литература. В русской художественной литературе ревностным трудом писателей – гениев и просто талантливых художников – собрано много сокровищ. И, может быть, самым удивительным среди них – сказки.

    Первым открыл для литературы поэзию сказочных чудес Александр Сергеевич Пушкин. Творчество А.С.Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, сказки и стихи А.С. Пушкина воздействуют на личность малышей ,развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Сказки, написанные в стихотворной форме, помогают ребенку развивать память. Дети быстро запоминают текст и могут прочитать наизусть [3].

    Сказки А.С. Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Сегодня нельзя представить русскую детскую литературу без волшебных сказок А.С. Пушкина. Их появление совпало с периодом наиболее яркого расцвета творчества великого русского поэта. Как известно, А.С. Пушкин писал свои сказки для взрослых, но очень быстро они стали любимыми и среди детей. На сегодняшний день сказки А.С. Пушкина воспринимаются как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления [4].

    Знакомство с произведениями А.С. Пушкина начинается уже в дошкольном возрасте. Помогая детям открыть для себя А.С. Пушкина, педагоги, прежде всего, знакомят дошкольников с его сказками, которые проникают в сердца детей и развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Читая детям, сказочные произведения великого поэта, с первых минут события сказки захватывают детей своей занимательностью. Созданный воображением гения фантастический мир притягивает и очаровывает ребенка.

    В сказках А.С. Пушкина есть внутренняя энергия, драматизм событий. Благодаря глагольной поэтике и многообразию существительных, ограниченному количеству прилагательных, действия развиваются быстро, поэтому дети не устают, и сказка слушается на одном дыхании. Наличие в сказках героев, воплощающих представление о Красоте и Добре, привлекают детей. В сказках присутствует определенность нравственной позиции поэта, и дошкольники чувствуют, как автор относится к своим героям, например, поэт немного подтрунивает над царем Салтаном [8].

    Сказки несут образ Красоты, Добра и дети хотят быть похожими на князя Гвидона и царевну Лебедь. Собранная педагогами в группе видеотека мультфильмов и фонотека аудиозаписей сказок А.С. Пушкина дает возможность многократно смотреть и слушать в исполнении мастеров художественного слова сказки, в которых благодаря сплаву лирики, сатиры и иронии, присутствуют богатство интонаций, красивый язык, легкий быстро запоминающийся стих пушкинских строк.

    Анна Ахматова писала о А.С.Пушкине: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность».Важно также отметить, что дошкольник берет из сказки А.С. Пушкина ощущение радости жизни, светлую веру в свершении чуда, в реальность мечты. Ребенок любит сказки поэта, и они постепенно входят в душу и становятся достоянием его внутреннего мира [22].

    Стихотворные сказки А.С. Пушкина – это образец русского языка. Трудно отрицать роль сказок А.С. Пушкина в воспитании правильной устной речи. Они расширяют словарный запас, помогают строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих главных задач, не менее важно, делают нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой и приобщают к богатству родного языка. Творчество А.С.Пушкина помогают ребенку развить высокий уровень культуры речи, в которую входят три признака: богатство, точность и выразительность. Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения педагоги используют упражнения на звукопроизношение. Взрослый читает текст сказки, а дети включаются и повторяют отдельные звуки, слова и словосочетания.

    Развитие поэтического слуха является важным фактором формирования словесного творчества. Однако само по себе развитие поэтического слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито только на основе специальной работы, направленной на создание условий для творческих проявлений.

    Творчество А.С.Пушкина помогают ребенку развить высокий уровень культуры речи. В него входят три признака: богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств. Точность речи– это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения[10].

    Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Формирование грамматического строя речи через сказки А.С. Пушкина способствует составлять целое высказывание.

    У детей развивается мышление и воображение, обогащение эмоций, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

    Сказочное творчество А.С.Пушкина способствуют и развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Очень много крылатых выражений содержится в сказках А.С. Пушкина. Без пушкинских выражений наша речь была бы в черно-белых красках. Педагогами и детьми группы была оформлена картотека крылатых выражений по сказкам поэта. Очень быстро запомнились и понравились детям следующие крылатые выражения: «А во лбу звезда горит», «Белка песенки поет да орешки все грызет», «Я ль на свете всех милее?», «Сказка-ложь, да в ней намек!» и др. Большинство крылатых выражений используется в современном языке в новом значении.

    Трудно переоценить значение сказочных пушкинских творений для дошкольника: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к культурным общечеловеческим ценностям и богатству родного языка. Открыть дошкольнику этот удивительный мир сказок А.С. Пушкина, несомненно, помогает взрослый, который находится рядом с ребенком.

    Глава 2. Прикладные аспекты развития образной речи детей дошкольного возраста посредством использования произведений А.С. Пушкина

    2.1 Проект по развитию образной речи посредством использования произведений А.С. Пушкина
    Развитие образной речи может происходить как в ходе проведения занятий, так и в рамках кружковой работы, проектной деятельности, создании игровых ситуаций.

    С целью мотивации детей на употребление в речи средств художественной выразительности, можно разработать систему поощрений. Например, когда на первом занятии детям читается одна и та же короткая сказка (или отрывок из сказки, например «О рыбаке и рыбке»), при первом прочтении из текста умышленно убираются все средства художественной выразительности. Путем рассуждений воспитатель вместе с детьми приходит к выводу, что эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, метафоры украшают речь, делают ее живой [13].

    Проект по развитию образной речи посредством использования произведений А. С. Пушкина рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и является краткосрочным – срок 3 месяца.

    Символом речи без образных слов и выражений может выступить рисунок девочки в сером платье или же настоящая кукла в невзрачном платье. Детям может быть предложено сделать платье нарядным. Осуществляется это путем приклеивания на платье кружочков из фольги, которые являлись жетонами или же украшением платья настоящей куклы значками, бусинками и т.д. Серебряный жетон (значок, бусы, броши и т.д.) ребенок получает в случае использования образного слова или выражения при ответе на специально организованном занятии. Золотой жетон получал ребенок, использовавший красивое слово в обыденной речи. В конце дня каждый ребенок приклеивает свой жетон на платье, начиная с подола. Рисунок куклы в сером платье можно использовать в дальнейшем индивидуально для каждого ребенка, на первых двух занятиях кукла может быть в виде игрушки и ее украшение станет делом всей группы. Таким образом, мы поощряем использование в речи образные слова или выражения, чтобы получить жетон.

    Как мы уже писали выше, система работы по формированию образной речи велась в двух направлениях:

    1. Обучение в непосредственно образовательной деятельности.

    2. Обучение и закрепление знаний детей в других режимных моментах.

    Знакомство ребенка с произведениями А.С. Пушкина начинается с выразительного чтения взрослым. После первого прочтения воспитатель задает ряд вопросов, с целью выяснения того, насколько дети поняли сюжет. Далее педагог совместно с детьми рассматривает, какими средствами А.С. Пушкин добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические моменты, драматические повороты сюжета. Дети сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно находят в тексте произведения красивые слова и выражения [17].

    Также детям предлагается подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету); найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; придумать похожие слова (синонимы); подобрать определения, сравнения к словам (отрывки из сказки, где встречаются эти слова, можно перечитать с использованием образных слов и выражений, придуманных детьми).

    Особую заинтересованность у детей может вызвать предложение придумать главному герою необычное определение, придумать красивое, интересное слово самостоятельно. Интересен прием словесного рисования по прочтении текста характеров героев сказки.

    Метод узнавания и воспроизведения стилистических особенностей включает в себя узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге (сказки) или узнавание места в книге (сказке), к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное. Показывая иллюстрацию к сказке, важно добиться от детей не просто ответа на вопрос, «что изображено?», но и вспомнить как об этом явлении или герое говорится в сказке. Как еще можно красиво об этом сказать. Чтобы ребенок не только запомнил, но и осмыслил средства образности языка, можно использовать имитации. Например, при обсуждении слова «резво» детям предлагается не только сказать по-другому, т.е. подобрать синонимы, но и изобразить, как молодец резво подскочил. А как будет выглядеть действие наоборот (медленно встал)? [20].

    Эффективным будет и метод проведения игр-бесед. В гости к детям приходят персонажи сказок, с которыми дети вели диалог. В ходе данной беседы дети используют образные слова и выражения, услышанные ими в сказке. Например, к детям пришли герои сказки «Сказка о Рыбаке и Рыбке» - рыбак и его старуха. Сначала воспитатель зачитывает характеристику персонажа словами из сказки, и спрашивает детей, о ком это сказано, а затем просит детей припомнить, а как в сказке говорилось об этих героях.

    Перечисленные методы и приемы работы с произведениями А.С. Пушкина можно использовать в непосредственно организованной деятельности. В повседневной же жизни с детьми организуются сюжетно-ролевые игры, драматизации по прочитанной сказке. Беря на себя роль какого-либо персонажа, ребенок невольно использует в речи характерные для него образные слова и выражения.

    Рассмотрим кратко, какие формы развития образной речи дошкольников можно использовать, опираясь на произведения А.С. Пушкина, в частности, на примере его «Сказки о Рыбаке и Рыбке» [11].

    1. Образовательная ситуация, которая может организовываться как во время занятий, так и во время досуговой деятельности.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта