Главная страница
Навигация по странице:

  • Таблица ASCII

  • Сравнение текстовых переменных

  • Сравнение текстовых переменных: равенство Равны Не равны Причина

  • Сравнение текстовых переменных: неравенство Больше

  • Методич_стат-исправлено. Методические указания по курсу Информатика


    Скачать 2.11 Mb.
    НазваниеМетодические указания по курсу Информатика
    АнкорМетодич_стат-исправлено.doc
    Дата12.03.2019
    Размер2.11 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМетодич_стат-исправлено.doc
    ТипМетодические указания
    #25584
    страница14 из 23
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5
    Символьные переменные

    Цель работы


    Ознакомление с принципами программирования задач с символьными переменным.

    Алгоритмы обработки текстовых величин

    Текстовыми (символьными, строковыми, литерными) называют переменные, которые содержат в качестве значения текстовую информацию. В отличие от числовых переменных, хранящих только число, текстовые содержат буквы, цифры и специальные знаки. В одной такой переменной можно разместить целый текст.

    Переменные текстового типа широко используются в задачах обработки символов, создании шифров; баз данных и многих других. Логика программного решения, таких задач несколько отличается от рассмотренных ранее алгоритмов, поэтому знакомство с нею играет важную роль в подготовке программиста.

    Текстовые переменные могут содержать только символы из таблицы ASCII (American Standard Code for Information Interchange). Таблица ASCII. У компьютера нет отдельного участка памяти для хранения текста. Все, что поступает в память машины, преобразуется в числовой формат, то есть в двоичное представление. Формат ASCII состоит в том, что каждый выводимый

    на экран символ имеет номер в интервале от 0 до 255. В это количество входят как видимые знаки, такие как буквы, цифры, знаки пунктуации, так и управляющие символы — табуляция, перевод строки и пр; Управляющие символы имеют номера от 1 до 32.

    Различают два типа строковых переменных — переменной и фиксированной длины.

    Присвоение значения текстовой переменной может быть осуществлено несколькими способами в зависимости от решаемой задачи.

    1. Ввести текст с клавиатуры. INPUT A$

    2. Присвоить текст в кавычках. А$ = "BASIC"

    3. Присвоить значения других переменных или текста в кавычках.
    В$ = А$ + "for ever! "

    4. Присвоить результат расчета символьного выражения.
    D$ = LEFT$( A$, 3)

    5. Присвоить значение с помощью операторов DATA READ.
    DATA "Терек": READ A$

    Если строковой переменной не присвоено никакого значения, но она указана в тексте, то программа считает ее пустой — А$ = " ". Так можно «обнулять» текстовые переменные.

    Таблица ASCII

    128

    А

    144

    Р

    160

    а

    176



    192



    208



    224

    р

    240

    Ё

    129

    Б

    145

    С

    161

    б

    177



    193



    209



    225

    с

    241

    ё

    130

    В

    146

    Т

    162

    в

    178



    194



    210



    226

    т

    242

    Є

    131

    Г

    147

    У

    163

    г

    179



    195



    211



    227

    у

    243

    є

    132

    Д

    148

    Ф

    164

    д

    180



    196



    212



    228

    ф

    244

    Ї

    133

    Е

    149

    Х

    165

    е

    181



    197



    213



    229

    х

    245

    ї

    134

    Ж

    150

    Ц

    166

    ж

    182



    198



    214



    230

    ц

    246

    Ў

    135

    З

    151

    Ч

    167

    з

    183



    199



    215



    231

    ч

    247

    ў

    136

    И

    152

    Ш

    168

    и

    184



    200



    216



    232

    ш

    248

    °

    137

    Й

    153

    Щ

    169

    й

    185



    201



    217



    233

    щ

    249



    138

    К

    154

    Ъ

    170

    к

    186



    202



    218



    234

    ъ

    250

    ·

    139

    Л

    155

    Ы

    171

    л

    187



    203



    219



    235

    ы

    251



    140

    М

    156

    Ь

    172

    м

    188



    204



    220



    236

    ь

    252



    141

    Н

    157

    Э

    173

    н

    189



    205



    221



    237

    э

    253

    ¤

    142

    О

    158

    Ю

    174

    о

    190



    206



    222



    238

    ю

    254



    143

    П

    159

    Я

    175

    п

    191



    207



    223



    239

    я

    255




    Сложение текстовых переменных

    Текстовые переменные можно складывать и сравнивать между собой. Сложение текстовых переменных называется конкатенацией. Для сложения используют знак +. Фактически сложение является сцеплением текстовых строк — вторая записывается вплотную за первой.

    Пример: Сложить слова «Мой» и «компьютер», поставив между ними пробел А$ = "Мой"

    В$ = "компьютер"

    С$ = А$ + " " + В$

    PRINT C$

    Результат: Мой компьютер

    Другие математические действия с текстовыми переменными проводить нельзя. Если указан знак, отличный от +, то будет выдано сообщение об ошибке Type mismatch (Несоответствие типа).

    Сравнение текстовых переменных

    Сравнение текстовых переменных проводится с помощью стандартных операторов сравнения: =, >, <, >=, <=, <>. В ходе сравнения компьютер анализирует три основных параметра: количество символов, последовательность ASCII кодов и номера ASCII - кодов. Программа анализирует только соответствующие знаки: первый знак первой переменной сравнивается с первым знаком второй переменной, второй знак со вторым и так далее.

    Переменные равны, если они содержат равное количество одинаковых знаков, расположенных в одинаковой последовательности.

    Сравнение текстовых переменных: равенство

    Равны

    Не равны

    Причина

    "aa"="aa"

    "aa"" aa"

    Разное число знаков

    "10"="10"

    "10""01

    Нарушена последовательность знаков

    "Аврора"="Аврора"

    "Аврора""аврора"

    "А" и "а" имеют разный код

    "QB" = "Q" + "B"

    "norma""почта"

    На разных языках



    Сравнивать переменные на равенство и выводить сообщение о результате можно в алгоритмах на основе оператора IF: INPUT A$: INPUT B$ IF A$ - В$ THEN PRINT "Равны" ELSE PRINT "He равны"

    Одна текстовая переменная больше другой, если в ходе опарного сравнения, соответствующих знаков очередной ее символ имеет ASCII-код больше, чем соответствующий знак сравниваемой переменной. Как только обнаруживается знак, ASCII-код которого больше или меньше, чем у соответствующего знака второй переменной, процесс сравнения заканчивается и программа выводит результат.

    Этот же принцип используется при сортировке списков. Сначала машина сравнивает первые знаки. Если они равны, то сравниваются вторые, третьи и так далее. Таким образом, сортируют даже строки, имеющие в начале одинаковые наборы символов.


    Сравнение текстовых переменных: неравенство

    Больше

    Причина

    "ww2" > "ww"

    Три знака больше двух, если первые два знака равны

    "ww2" > "wwO"

    ASII-код 2 (50), больше ASII-кода 0 (48)

    "f > "p"

    ASII-код буквы f (102) больше F (70)

    "A" > "A"

    ASII-код русской буквы А (128) больше ASII-кода латинской буквы А (65)

    "file.dat" > "file.bas"

    ASII-код буквы d больше b

    "21" > "2"+"00"

    ASII-код цифры 1 больше, чем ASII-код цифры 0



    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   23


    написать администратору сайта