Главная страница
Навигация по странице:

  • 3 тема. Искусство Древнего Египта (3 ч)

  • Методическое пособие для преподавателей и учащихся дхш составитель Марченко ив


    Скачать 2.86 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие для преподавателей и учащихся дхш составитель Марченко ив
    Дата26.05.2022
    Размер2.86 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла1_KLASS._Uchebnik2_compressed.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #550779
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Скифия Бронзовый веки железный век — новые, величественные ступени в развитии человечества. Уже неудержима поступь его на путях прогресса. Металл совершенствует способы производства. Искусство приобретает новые формы. В долинах больших рек Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ — уже в IV—III тысячелетиях дон. э. возникли первые рабовладельческие государства. Их башни и стены стали памятниками нового искусства — архитектуры. И это искусство было призвано служить не только укреплению городов, но и их украшению, восхваляя богов, которым поклонялись правители и их подданные. Так возникновение первых же государств породило храмовое строительство — в масштабах, соответствующих мощи этих государств. В Европе первыми зачатками архитектуры, первыми монументами культового характера были сооружения из громадных камней, называемые мегалитическими четырехугольные постройки из плит (дольмены, вертикальные столбы, иногда покрытые рельефами (менгиры, к которым относятся каменные бабы нашего юга, и столбы, расставленные вокруг жертвенного камня (кромлехи). В зодчестве тогдашняя Европа не дала ничего, что могло бы сравниться с памятниками Египта или Двуречья. Однако уже на самом закате родового строя искусству первобытного общества суждено было явить миру новое свидетельство своей великой творческой силы.
    Мегалиты, огромные сооружения из массивных каменных глыб, встречаются ив нашей стране. В России подобных сооружений достаточно много, только вот известны они не так, как знаменитый Стоунхендж в Великобритании или Ольянтайтамбо в Перу. Расцвет скифского искусства относится к VII—VI вв. дон. эВ Скифии были тогда всего лишь зачатки государственности, зачатки рабовладельческого строя, не было изжито родовое начало, долго не было четкого классового деления и не было письменности. Так что ив железный век на степных просторах нашей страны, как, впрочем, чуть лине во всей Европе, долго сохранялось первобытное общество. Не башни и не грозные стены, а могильные курганы вождей — типичные памятники ранней скифской культуры, соприкасавшейся с культурой мощных рабовладельческих государств, но, несмотря на заимствования, утвердившей свою неповторимую самобытность. О скифах мы знаем прежде всего от Геродота, причем археологические исследования, давшие богатейший материал, в общем

    19 подтверждают сведения, сообщаемые древним греческим автором, прозванным отцом истории.
    Скифы-кочевники жили в кибитках. Конина и кобылье молоко были их главной пищей. Конь и бранные потехи определяли их быт. Почитали бога войны, символом которого был меч. Когда вождь умирал, умерщвляли его жен, оруженосцев, виночерпиев и боевых коней и хоронили их вместе с ним. В своих набегах скифы доходили до Египта, разрушали крепости и города, победно отражали вражеские нашествия, и даже закаленное и хорошо организованное персидское войско терпело от них поражения. Огромные табуны лошадей и стада рогатого скота были основным богатством скифов. Но скотоводство они сочетали с охотой. Зверь — опять-таки зверь — главный их соперник в мире. Зверь, часто чудовище, созданное их воображением, представлялся им выразителем таинственных и могучих сил. На какие же земли распространялась скифская культура Можно сказать так это культура огромного мира, преимущественно кочевых и полукочевых племен, живших в I тысячелетии дон. э. в Северном Причерноморье, на Кубани, на Алтае ив Южной Сибири, те. на территории, простирающейся от Дуная до Великой Китайской стены. По качеству и по богатству Эрмитаж обладает единственным в мире собранием скифских древностей (свыше сорока тысяч предметов, среди которых произведения искусства мирового значения. Вот перед нами один из прославленнейших шедевров этого собрания — золотая фигура оленя из кургана у станицы Костромской (Прикубанье, VI в. дон. э. Это рельефная пластина, найденная прикрепленной на круглом железном щите в погребении вождя. Образ оленя был связан для скифов с представлением о солнце, о свете. Вся фигура оленя подчинена художником какому-то особенному, напряженному ритму. В ней нет ничего случайного, лишнего трудно представить себе более законченную, продуманную композицию. Ну хотя бы гармоническое сочетание чудесной в своем мягком изгибе шеи оленя с тонкой его мордой, над которой величественно возвышаются завитки откинутых назад огромных рогов, каких нет в природе и которые торжественно стелются вдоль всей его спины Зверь лежит, настороженно прислушиваясь к малейшему шороху, нов нем такой порыв, такое стремление вперед, только вперед, что кажется, будто его подняло с земли ион не лежит, а летит как стрела, рассекая воздух. Все в этой фигуре условно ив тоже время предельно правдиво, значит, реалистично. Мы даже не замечаем, что у оленя не четыре ноги, а две, так плотно поджатые друг к другу, что создают впечатление всех четырех.
    3 тема. Искусство Древнего Египта (3 ч)

    20 Среди рабовладельческих государств, возникших в долинах больших рек после распада родового строя, Египет первый достиг подлинного могущества, стал великой державой, главенствующей над окружающим миром, первой империей, претендующей на мировую гегемонию пусть ив масштабе всего лишь той ничтожной части земли, которая была известна древним египтянам. Фараон считался богочеловеком и сочетал обе природы – божественную и смертную. Он появлялся на свет в результате священного брака Ра (или Амона-Ра) и земной матери фараона, возмужав, правил страной как воплощение сокола-Хора, а после смерти превращался в Осириса – владыку подземного мира.

    Хепреш – к эпохе Нового царства у фараонов появился ярко-голубой кожаный шлем, покрытый множеством мелких золотых дисков – символов солнца. Он отображал силу и мощь фараона как преемника Атума.
    Атеф - Фараона изображают ив белой короне Верхнего Египта, украшенной
    страусиными перьями. Это был убор для торжественных богослужений.
    Немес - Фараоны носили и длинный полосатый платок. Как и короны, сверху он был увенчан головами коршуна и кобры – Нехбет и Уаджит, покровителей царя. Крепко опаянное, прочно организованное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Сознание силы, желание ее сохранить и приумножить определили все мировоззрение правящего класса и легли в основу религии египтян. Юная египетская великодержавность и страх, который она внушала соседям, юная египетская государственность и страх, который верховной власти надлежало внушать самому египетскому народу, требовали рази навсегда установленных представлений и верований. Незыблемость и непостижимость — вот основные принципы, служившие опорой верховной власти в Египте принципы, с самого возникновения единой египетской державы определившие обожествление ее полновластных правителей — фараонов. Ибо царь почитался сыном бога воплоти, а служители религии учили Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе.

    21 На росписях и рельефах фараоны изображены с царскими регалиями (символами) в руках. Самые важные из них – посохи серп. Посохом изначально пользовались пастухи, а серпом земледельцы снимали урожай пшеницы, так что оба предмета символизировали покровительство египетским подданным. Существовали также и другие символы вовремя битвы царь обычно изображался с булавой (древком с шаровидным наконечником, которым сокрушал врагов. На саркофагах он держит в руках анх – крест с петлей, символ жизни, а также ключ для ворот подземного мира. Многие боги тоже изображены с анхом в руках. Во славу царей, во славу идей незыблемых и непостижимых, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Опять-таки оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон
    — бог благой, согласно его официальному титулу. Но этого мало. Власть фараона над народом Египта, превосходство египетского государства над соседними племенами и царствами утверждались все крепче. Но как же сочетать это с самым страшным, что ожидает человека, — со смертью Такое невиданное могущество — такая власть, и вдруг все это уничтожается смертью. Не может этого быть и не будет Нив одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Раз удалось создать на земле такую, все себе подчинившую мощь, неужели нельзя ее увековечить, те. продолжить за порогом смерти Ведь природа обновляется ежегодно, ведь Нила Египет, как писал
    Геродот, это дар Нила разливаясь, обогащает своим илом окрестные земли, рождает на них жизнь и благоденствие, а когда уходит обратно, наступает засуха но и это не смерть, ибо затем — итак каждый год — Нил разливается снова И вот рождается вероучение, согласно которому умершего ждет воскресение Могила для него лишь временное жилище. Но чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно сохранить его тело и снабдить в могиле всем, что ему было необходимо при жизни, дабы дух мог вернуться в тело подобно тому, как Нил возвращается ежегодно на орошаемую им землю. Значит, надо бальзамировать тело, превратить его в мумию. А на случай, если мумификация окажется несовершенной, надо создать подобие тела умершего — его статую. И потому в древнем Египте ваятель назывался «санх», что значит творящий жизнь. Воссоздавая образ умершего, он как бы воссоздавал самую жизнь. Так, опять и опять творчество, которое мы теперь называем искусством, творчество, преображающее видимый мир, обретало в представлении людей великую магическую силу.

    22 Фараона изображают либо в красной короне Нижнего Египта, либо в белой короне Верхнего Египта, но чаще – в двойной короне обеих земель. Страстное желание остановить, побороть смерть, которая представлялась египтянам ненормальностью, нарушением естественного течения жизни, страстная надежда на то, что смерть поборима, породили заупокойный культ, наложивший свою печать чуть лине на все искусства древнего Египта. И хотя смерть признавалась одинаково ненормальной для всех, средства борьбы с ней, те. надежные погребения, недоступные склепы, снабженные в изобилии всем необходимым для покойника, были привилегией только богатых, только власть имущих. А более всего, тратя на это несметные сокровища и принуждая к непосильному труду своих подданных, заботился о прочности, величии и роскоши своей будущей усыпальницы сам верховный правитель Египта — обожествляемый фараон. Так что заупокойный культ неразрывно переплетался с обожествлением царя Красивое украшение, расположенное на крышке саркофага, отливало золотом. Нижняя часть крышки под воздействием тысяч лети в результате падения камней с потолка превратилась в труху. Когда ученые проникли в гробницу и начали открывать саркофаги один за одним ими завладело разочарование, ведь в них хранилась все что угодно, кроме мумии. Гробница словно не хотела выдавать своей тайны. Открыв крышку последнего из саркофагов, ученые все еще надеялись увидеть там мумию, но опять их надежде не суждено было сбыться. Данная гробница содержала вещи, саркофаги, которые, по-видимому, не понадобились при захоронениях. Это переплетение и определяло задачи древнеегипетского искусства. Найдя их решение, оно уже сравнительно мало видоизменялось, оставаясь на протяжении тысячелетий столь же незыблемыми непостижимым, как и выражаемые им идеи. Заупокойный культ в древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием торжества смерти, желанием продлить жизнь, сделать так, чтобы смерть — явление ненормальное и временное — не нарушала бы красоты жизни. Смерть ужасна, когда покойника не ждет достойное погребение, позволяющее душе вновь соединиться с телом, ужасна за пределами Египта, где прах заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой. Искусство заупокойного культа не было мрачным искусством. И все в усыпальнице, в ее архитектуре, в ее росписях и изваяниях, во всех предметах роскоши, которыми ее наполняли для ублажения умершего, должно было выражать красоту жизни, величаво-покойную красоту, как ее идеально рисовало себе воображение древнего египтянина.

    23 То была красота солнца навечно голубом небе, величественная красота огромной реки, дающей прохладу и изобилие плодов земных, красота яркой зелени пальмовых рощ среди грандиозного пейзажа безбрежных желтых песков. Ровные дали — и краски природы, полнозвучные под ослепительным светом, без дымки, без полутонов. Эту красоту взлелеял в своем сердце житель Египта и пожелал наслаждаться ею вечно, поборов смерть. Долина царей в Луксоре Долина царей расположена в Египте забывшим городом Фивы, который сейчас носит гордое название Луксор, среди множества других небольших долин. Когда-то это место было простым нагромождением скал, пока не была открыта Долина Царей, которая, спустя много тысяч лет, хранит в себе загадочные тайны. Долина Царей хранит в своих недрах сразу шестьдесят четыре захоронения, практически все из них являются гробницами царей того времени. Все захоронения предстают взгляду человека в виде вырубленных в скалах гробницах. У всех гробниц конструкция выполнена практически одинаково все начинается с двухсотметрового коридора, который резко спускается вниз на целых 100 метров, спустившись вниз можно увидеть, что здесь расположены 3 или 4 комнаты. Семь чудес света. Пирамида Хеопса Все стены на лестнице ив комнатах украшают красивые яркие рисунки, которые могут поведать о том, что делал при жизни захороненный человек. Эти рисунки не утратили своих красок по прошествии столь многих лет. Великое египетское искусство, воссоздавшее в усыпальницах красоту жизни, живо и посей день. Осирис был мифом, но египетское искусство не миф, и река времен, о которой так торжественно сказано в знаменитых стихах
    Державина, бессильна перед властью незыблемой красоты древних сфинксов и пирамид. Глядя на эти грандиозные усыпальницы, когда в пропасть забвенья» давно уже канула память о самих фараонах, об их мощи и об их делах, мы невольно повторяем крылатое выражение Все на земле боится времени, но время боится пирамид » Историю древнего Египта принято подразделять наследующие периоды

    Додинастический (IV тысячелетие дон. э. Древнее царство (3200—2400 гг. дон. э.

    24 Среднее царство (XXI в начало XIX в. дон. э. Новое царство (XVI—XII вв. дон. э. Позднее время (XI в г. дон. эВ Каирском музее хранится великолепная шиферная плита (конца IV тысячелетия дон. э, знаменующая переход от додинастического периода к Древнему царству. Это знаменитая заупокойная палетка (плита) фараона Нармера
    , памятник огромного значения в истории искусства, признанный ключевым для понимания всего последующего художественного творчества древнего Египта. Изображенные фигуры уже не одиноки, как в эпоху палеолита, и воспринимаются они в своей совокупности, но эта совокупность случайная, неустойчивая у них нет точки опоры, и кажется, будто они всего лишь красивыми пятнами и штрихами прихотливо разбросаны по плоскости. Это мир яркий, прекрасный, но еще неупорядоченный. Плита фараона Нармера показывает нам совсем иной мир. Земледелие налажено рациональным использованием площади, подлежащей обработке. Человек по-новому охватывает взором пространство, все упорнее и последовательнее стремится внести в него свой разумный порядок. В эту эпоху стихийная межплеменная борьба сменяется систематической и упрямой борьбой за главенство. Все области Египта должны объединиться, чтобы образовалось подлинно могучее централизованное государство. Надо установить твердую власть, надо, чтобы рабовладельческий строй, обеспечивающий хозяйственный прогресс, все решительнее определял структуру государства, всю жизнь египетского народа. И надо надежно защитить границы этого государства и единство народа. И вот перед нами произведение искусства, свидетельствующее о переходе в эту новую эру. Какова была цель художника, создавшего этот рельеф Рассказать о величии фараона
    Нармера, победой над северянами завершившего объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ион рассказывает об этом в образах, располагая сцены одна над другой. Фараон, увенчанный короной, невозмутимо раздробляет булавой голову вождю северян. Этот поверженный вождь, покорно принимающий смерть, совсем мал по сравнению с фараоном, что подчеркивает еще более могущество владыки Египта. Но и этого недостаточно ближайшие вельможи царя изображены втрое и вчетверо меньше его. Наверху сокол, олицетворяющий божество, протягивает царю веревку, привязанную к голове вражеского вождя. На другой стороне плиты Нармер торжественно шествует к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Внизу он же, в виде быка, ломает рогами стену и топчет еще одного, а быть может, все того же вражеского вождя. Посередине два гепарда переплетаются гигантски удлиненными шеями, образуя круг, на котором держится вся композиция.

    25 Все заполнено, все рассказано убедительно, с повторами, чтобы крепче входило в сознание содержание рассказа, все стройно, все величаво, и все читается как строка. Стиль найден. Первобытного художника пленяла вера в магическую силу изображения чтобы восторжествовать над зверем, надо запечатлеть его полностью (например, с ясно обозначенной парой рогов, даже если морда показана в профиль. Заупокойный культ внушил египетскому художнику представление, что душа умершего может вселиться обратно в тело, если оно сохранится, либо будет воспроизведено полностью. В круглой скульптуре (Круглая скульптура — обозримая со всех сторон) это выходило само собой. Но как быть в рельефе, те. в скульптурном изображении на плоскости И вот египетский художник уверенно вводит в канон прием, часто встречавшийся в первобытном искусстве. Он показывает не так, как видит с известной точки зрения фигуру, а то, что знает о ней, стремясь выявить при этом самое разительное (например, глаз и бровь целиком при профильном изображении лица. Его задача — добиться наибольшей внушительности и полноты образа в согласии с общей направленностью композиции на плоскости А направленность эта определяется повествовательной лентой чередующихся изображений. Чтобы не нарушать этой направленности, лица главных персонажей, равно как и их ноги, показаны в профиль, а чтобы дать цельный образ, верхняя часть туловища развернута в фас с полным выявлением обоих плеч, руки груди. Богиня Бат изображалась в форме коровы. Ее образ можно увидеть сверху на Палетке

    Нармера. Итак, все приведено в определенный порядок, наиболее соответствующий той задаче, которую поставил себе художник. Фигуры крепко стоят на ногах, упираясь о землю всей ступней их не двинешь с места и даже не пошатнешь. Художник не знает законов перспективы и, очевидно, ими не интересуется величина фигур зависит не от их расположения в пространстве, которое сведено к плоскости, тек двум измерениям, а от значимости каждой из них. Коренное отличие от искусства доисторических времен заключается в том, что каждая сцена одновременно и законченное целое, и составная часть общего замысла, общей композиции. Юная египетская иероглифическая письменность наложила свою печать на изобразительное искусство каждый пояс рельефа или росписи — новая строка, увязывающаяся со следующей, чтобы составить как бы законченный текст, передаваемый образами. Плита Нармера — рельеф. Но египетское искусство едино ив живописи, ив рельефе, ив круглой скульптуре, ибо все эти искусства развивались в древнем Египте как украшение, как дополнение того, что почиталось главным для ублажения богов, для обожествления фараона и для борьбы со смертью, те зодчества. Зодчие древнего Египта находятся в лучшем положении. Имена многих из них высечены в камне на памятниках, ими созданных. Можно заключить, что само непостижимо величественное назначение этих памятников возвеличивало в глазах египтян и их творцов.

    26 Знаем мы и имя создателя пирамиды фараона Джосера, самой ранней из египетских пирамид, воздвигнутой около пяти тысяч лет назад. Его звали Имхотеп. Древние египтяне навсегда сохранили память о нем, почитая его не только как великого зодчего, но и как врача, астронома и мудреца. Пирамида Джосера — ступенчатая, и возвышается она среди песков как лестница к небу. Еще в додинастический период над усыпальницами вождей стали возводить наклонные насыпи, укрепленные кирпичом или камнем. Арабское слово «мастаба», что значит — скамья, служит ныне для обозначения этих могильных построек. Храм

    Мединет-Абу. Луксор, город мертвых, Египет Фараон Джосер пожелал, чтобы его усыпальница скамья за скамьей возвышалась к небу. Имхотеп был первым зодчим, взявшимся за такое сооружение, которое должно было выразить в камне превосходство царя над всей египетской племенной знатью. Эта пирамида высотой в 60 метров состоит как бы из нескольких уменьшающихся кверху мастаб. Впечатление невиданного дотоле величия было достигнуто. Но над ней, над этой горизонталью, все выше возвышались пирамиды — усыпальницы земных владык, возмечтавших сравниться с богами, утвердить себя в вечности, в бесконечности, во всем, что непостижимо для человеческого ума. Уступчатая пирамида Джосера выражала первую такую попытку высокомерного торжества. Последующие пирамиды уже без задержки высятся к небу всей гладью своих неудержимо заостряющихся стен, которые единым порывом сходятся в верхней точке. Самые знаменитые из них и самые значительные по размерам — это пирамиды в Гизе трех фараонов IV по счету египетской царской династии, и среди них выше всех и величественней — пирамида фараона Хуфу, или Хеопса, как называли его греки. Во всем мировом искусстве нет, быть может, памятника зодчества, в котором великий замысел нашел бы более точное, более могущественное ив тоже время более лаконичное воплощение. Трепет восхищения вызывали эти усыпальницы в форме гигантских кристаллов у древних египтян, и те же чувства испытываем мы сейчас передними. Титаническая мощь, грандиозная геометрическая абстракция, навечно воплощенная в камне. Дерзновенное утверждение торжества над непостижимостью смерти. Немеркнущее свидетельство величия человеческого гения, создавшего в коллективном труде сотен тысяч людей такие громады. Они воздвигались во славу царей, нов них нашла выражение могучая, хотя, быть может, и бессознательная творческая воля целого народа.

    27 А теперь сообщим некоторые цифровые данные. Высота пирамиды Хеопса, внутри которой свободно бы мог поместиться любой европейский собор, — около ста сорока семи метров, длина каждой ее наклонной стороны — около двухсот тридцати пяти метров, площадь, ею занимаемая, — около пятидесяти пяти тысяч квадратных метров. Сложена она из блоков известняка весом в две с половиной, а то ив три тонны всего потребовалось на ее сооружение два миллиона триста тысяч таких блоков. Блоки эти так плотно пригнаны друг к другу, что между ними не просунешь и иголку. Вся поверхность пирамиды была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами. Строили саму пирамиду двадцать лета дорогу для доставки каменных глыб из каменоломен на берегах Нила — десять. Прочность постройки изумительная. За сорок семь веков у нее всего лишь оказалась поврежденной верхушка. И долго еще, изумляя людей, будет она возвышаться над гладью сыпучих песков, над гладью вечности, как бы над человеческими страстями, порывами, над самой жизнью. Семь чудес света — так в античном мире были названы семь знаменитейших в те времена памятников зодчества и ваяния. Одним из чудес были пирамиды
    Гизы. Оправдывая приведенные нами слова арабского писателя, время безжалостно расправилось со всеми, всех разрушило без остатка — кроме этих пирамид. Подлинно — дома вечности Кто не знает об этому подножия каменных гигантов
    Гизы в 1798 г. произошло решительное сражение между французами и мамлюками. Французами командовал молодой генерал, возмечтавший затмить славу знаменитейших полководцев всех времени народов. Величие этих гробниц поразило и его. Солдаты Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид, — сказал
    Бонапарт, обращаясь к своему войску, и слова его воодушевили солдат. Как же строились эти пирамиды Мускульная сила приволокла сюда каменные глыбы и по воле зодчего водрузила их в стройном порядке над просторами песков. Величайшие пирамиды, своими размерами значительно превышающие самые пышные храмы нашей эры, которые вмещают тысячи молящихся, были созданы для одного человека и даже не для него самого, а для его праха. Только для того, чтобы душе этого человека было удобнее воссоединиться сего телом, была воздвигнута каждая такая громада, была выполнена титаническая работа, разорявшая казну, подрывавшая всю экономику государства и требовавшая бесчисленных жертв от всего населения. Там, в той же сказочной роскоши, как он некогда жил, должен был покоиться мертвый владыка, убранный в золото и увешенный драгоценностями.

    28 Нас поражает отсутствие нравственного момента в таком проявлении заупокойного культа в эпоху Древнего царства. Жуткое неравенство после смерти, как бы продолжающее и утверждающее неравенство в жизни. Вельможи тоже строили себе роскошные усыпальницы, пусть и уступающие царским. Но тела бедняков, завернутые в циновки с текстом заупокойных молитв, записанном на дощечку, сваливались в кучу на окраинах кладбищ. А между тем по вероучению египетских жрецов всякий человека не только фараон или вельможа, обладал вечной жизненной силой, именуемой Ка, и всякому человеку обеспечивалось бессмертие, если прах его будет окружен полагающейся заботой. И, однако, народ должен был жертвовать всем, чтобы обеспечить эту заботу избранным. Как же относился к этому народ Очевидно, в массе своей он чтил фараона, как бога. Но вот гробницы царей и цариц в подлинных крепостях, которыми были пирамиды, с потайными ходами, замаскированными подземными коридорами и сложной системой всевозможных препятствий, постоянно подвергались разграблению. Итак вовсю историю Египта. Жрецы подчас сами извлекали царские мумии из пирамид, чтобы прятать их в еще более надежное место, скрытое от взора людей, но грабители и там находили их. До нас дошел документ, хотя и относящийся к более позднему времени, но характерный для общей судьбы царских захоронений в древнем Египте. Речь идет в немо суде над восемью грабителями, причем имена пяти из них, равно как и их социальное положение, указаны в документе камнерез, ремесленник, крестьянин, водонос и раб-нубиец — все, значит, простые люди. После того как допрашивающие прошлись двойными розгами по их руками ногам, они полностью признали свою вину. И вот что они показали Мы проникли вовсе помещения. Мы нашли божественную мумию царя. На шее его было великое множество амулетов и украшений из золота. Голова его была покрыта золотой маской. Священная мумия была вся украшена золотом. Покровы ее были вышиты серебром и золотом изнутри и снаружи и украшены всевозможными драгоценными камнями. Мы сорвали золото, которое нашли на священной мумии этого бога, все его амулеты и украшения, висевшие у него на шее, а также покровы, в которых он покоился. Мы нашли и жену фараона. И сорвали с нее также все. Мы унесли их утварь, которую нашли при них. Там были сосуды из золота, серебра и бронзы. Все золото, найденное на мумиях этих двух богов, их амулеты, украшения и покровы мы поделили на восемь равных частей. Эти люди обожествляли фараона ив тоже время грабили его усыпальницу, оскверняли его останки. Массовое поклонение царю, как богу, при массовом же ограблении царских гробниц — одно из разительных противоречий в социальном укладе могущественнейшего рабовладельческого государства. Перед заупокойным храмом при пирамиде фараона Хафра, или Хефрена, как называли его греки, высится над безмолвной пустыней гигантское существо с головой человека и телом льва.

    29 Это самый большой сфинкс он высечен из цельной скалы. Голова его в тридцать раз больше человеческой, а длина тела — пятьдесят семь метров. Быть может, портрет самого
    Хефрена в львином обличии (Русский путешественник В. Андреевский, видевший этот сфинкс в х годах прошлого века, очень ярко запечатлел его образ Засыпанный по грудь песком, изъеденный, курносый, искрошенный веками, обратившись лицом к реке и спиной к пустыне, похожий сзади на баснословный гриба спереди на какого-нибудь титана, низверженного с высот горнего неба, он сохранил еще, несмотря на все свои раны, выражение могучего спокойствия, поражающего вас до глубины души. Родоначальник бесчисленных сфинксов, величаво бесстрастных, с симметрично покоящимися на постаменте передними лапами, которые в последующие века торжественно выстроятся по аллеям, ведущим к храмам (Два таких сфинкса, доставленные с берегов Нила на берега Невы, красуются в Ленинграде перед зданием Академии художеств. Как явствует из надписи с полным титулованием царя («установитель закона, устроитель Египта, бык царей, «обуздатель варваров, подобие Pa» — бога солнца, это — портретные изображения одного из могущественных фараонов Нового царства Аменхотепа III). Говоря о египетском искусстве, да и вообще о Египте, мы часто употребляли слово непостижимость. Как не применить это же слово и к образу сфинкса Ибо в чуть насмешливом взгляде и на невозмутимом челе этого существа блуждает тайна, особенно волнующая в сочетании с могуществом, которым дышит весь образ. Кого сторожат эти сфинксы, утверждая свою сверхчеловеческую мощь Зачем они здесь, среди песков, у входов в храмы, властно возвышаясь головой в царском уборе над широкобедрыми длинным звериным телом Или, подобно гигантским каменным массам пирамид, они возвышаются над самой вечностью Когтями своими проводят черту, за которую не проникает забвение Росписи и рельефы заупокойных храмов и усыпальниц показывают нам жизнь царей и вельмож, их охоты, увеселения и битвы, а равно простых людей, которые им служат полевые работы, рыбную ловлю, постройку корабля, плавление золота, закалывание скота. Но только цари и вельможи выступают на них крупным планом. Как бы полную картину вельможного быта того времени дают, например, знаменитые стенные росписи и рельефы, украшающие усыпальницу знатного сановника Ти близ
    Саккара (Ти у стола, Ти в кругу семьи, Ти за ловлей птиц, Ти охотится на бегемотов и т. д. Как ив самом пейзаже Египта, в стенных росписях и цветных рельефах нет полутонов, красочных нюансов прекрасные минеральные краски, которые употребляли египтяне, доносят

    30 до нас во всей чистоте несложную яркую цветовую гамму. Ив рельефе ив живописи сюжет обычно развертывается перед нами по поясам, повествовательно, с повторами, радуя глаз стройным сочетанием образов, звучной и четкой декоративностью общей композиции. Единый стиль ив гигантских пирамидах, ив монументальных статуях царей, и — несмотря на большую простоту и непосредственность замысла — в бесчисленных статуэтках, называемых «ушебти», изображавших рабов, носильщиков, поваров, всевозможных слуг. Эти статуэтки помещали в усыпальницы, чтобы цари и вельможи располагали в загробном мире обычным штатом прислуги. Искусство Древнего царства утвердило главенствующую роль зодчества. Художественный ансамбль, в котором прочие искусства подчинены архитектуре, достиг в эту эпоху величия, определившего ив дальнейшем основные черты всего египетского искусства. Новый взлет. Египетская держава не была всегда одинаково монолитной и могущественной. Общие внутренние противоречия — баснословная роскошь правящей верхушки и нищета народа, противоречия в самой верхушке, ибо власть фараона сталкивалась с властью жрецов — служителей культа бесчисленных египетских богов и с властью правителей областей, — подчас расшатывали всю структуру египетского государства. А войны с соседями, соперничество других новообразовавшихся мощных государств порой ставили под угрозу целостность империи фараонов. Но все же достаточно крепка была ее внутренняя спайка, раз эта империя в течение чуть лине тридцати веков, всякий раз оправляясь от удара, продолжала олицетворять высшую ступень человеческой цивилизации того времени. Среднему царству, те. правлению XI и XII династий, предшествовали нашествия чужеземцев, междоусобные распри, временный распад древнего государства на отдельные области. Грандиозное строительство во славу предшествовавших фараонов отвлекло массы земледельческого населения от производительного труда, ослабляя тем самым экономическую мощь страны. Все это, вместе с возросшей самостоятельностью вельможи местных правителей да грозными смутами, вылившимися в восстание крестьян и рабов, наложило свою печать и на духовную жизнь египтян. Происходит некая переоценка ценностей, сопровождающаяся заострением критической мысли, стремлением расширить область познания. В заупокойный культ вводится моральный момент вступающий в загробный мир должен предстать перед судом Осириса — покровителя мертвых. Сам этот культ сего заботами о благосостоянии умершего начинает распространяться и на средние классы.

    31 Фараон по-прежнему обожествляется. Но пирамиды строятся уже не из камня, а из кирпича-сырца, что не так разорительно. Зато личность фараона возвеличивается, так сказать, с еще большей наглядностью, чем в Древнем царстве. Статуи царей уже предназначены не только для усыпальниц, они воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской власти, несколько поколебленной в эти века. Самое замечательное из дошедших до нас изваяний Среднего царства — голова фараона Сенусерта III Обсидиан. Лиссабон, собрание Гюльбекиана). Что-то надломилось в незыблемой некогда невозмутимости царского лика. Острая игра светотени на черном камне разительно выявляет индивидуальные черты этого владыки, в котором угадываешь проницательный ум, какое-то внутреннее сомнение и скрытую грусть. Египетская культура на новом взлете. Не меняясь в своей сущности, она питается соками и других культур Крита, Сирии, рабовладельческих государств Двуречья, с которыми широко торгует Египет. Древнее царство было эпохой создания единой египетской державы, подвластной обожествляемым фараонами утверждения этой державы в окружающем мире. Искусство Древнего царства творилось во имя этого утверждения, выражая прежде всего мощь и непостижимость обожествляемой власти. Эпоха Среднего царства была эпохой колебания устоев, вызвавшего переоценку ценностей. Эпоха Нового царства в период расцвета — это торжество египетской мощи, никем уже не оспариваемой, утвержденной. И вместе стем это эпоха баснословной роскоши правящей рабовладельческой верхушки. Одной силы, одного утверждения ей уже мало. И потому грандиозность и пышность в сочетании с изысканной утонченностью, со стремлением к изяществу, к блеску отличают искусство этой эпохи. С пирамидами навсегда покончено. Усыпальницы фараонов сооружаются в так называемой Долине царей, напротив «Стовратных Фив. Но хотя для гробниц отводятся глубокие, тщательно скрытые тайники, их разграбление не прекращается. Грандиозное строительство фараонов имеет по-прежнему целью утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства является храм. Храмы Карнакский и Луксорский по праву считаются самыми грандиозными храмовыми постройками Нового царства. Одним из главных архитекторов первого был знаменитый Инени, автор известной уже нам гордой надписи. Храм этот строился в течение нескольких столетий. Колонный зал его — величайший в мире

    32 сто тридцать четыре колонны, расположенные в шестнадцать рядов высота центральных достигает двадцати трех метров, на капители каждой из них могло поместиться сто человек. В полумраке, царившем между этими каменными гигантами, подданный фараона ощущал, вероятно, с особой силой величие и непостижимость того божественного начала, во славу которого был воздвигнут Карнакский храм и чьим промыслом, в сознании египтянина, держалась египетская империя. Гигантомания Быть может. Нов Луксорском храме, тоже огромном, хоть и несколько меньшем, чем Карнакский, гармоничная ясность замысла скрашивает все чрезмерности, а мощь и стройность колонн с капителями в виде раскрытых метелок папируса производит неизгладимое впечатление мерное чередование столбов, властно обозначающих вехи человеческого бытия. Это — о величии искусства Нового царства. А теперь скажем о его изяществе. В Музее изобразительных искусств им. АС. Пушкина в Москве среди многих первоклассных образцов египетской мелкой пластики выделяются два шедевра, созданные в ранний период Нового царства парные статуэтки из черного дерева жреца Аменхотепа и жрицы
    Раннаи, изображенных в рост. Поступь обоих легка, а весь облик исполнен благородства и грации, их фигуры изящны ив тоже время царственно величавы. И это сочетание бесконечно пленительно. А вот еще два шедевра той же эпохи, в которых изящество и грация, уже без всякого сочетания с величием, доведены, пожалуй, до высшего предела. Это всего лишь туалетные ложечки для косметики, тоже хранящиеся в московском Музее изобразительных искусств. Одна
    — в форме цветка лотоса, поддерживаемого плывущей девушкой. Все чудесно в этой вещице сочетание натурального цвета слоновой кости, черного дерева и светло- розовой раскраски, плавная линия тела и поднятая юная головка, хрупкость, легкость ив тоже время пластическая конкретность образа. Косметическая ложечка в виде богини неба Нут с лотосом в руках. Слоновая кость, черное дерево. А в другой ложечке, столь же бесконечно изящной, — ручка в виде смуглой обнаженной девушки, осторожно ступающей среди цветов лотоса, а над ней — сама ложечка в форме кувшина, поддерживаемого головами газелей. Подлинно непревзойденная тонкость работы и какое высокое вдохновенное художественное творчество

    33 Новое Царство Древнего Египта. Плывущая девушка. Туалетная ложечка. Царствовавший вначале в. дон. э. фараон Аменхотеп IV решил именоваться Эхнатоном, что значит Дух Атона», и перенес столицу из древних Фив в новопостроенный им город Ахетатон, что значит Горизонт Атона» (ныне на месте этого города находится небольшое селение Тель-
    Амарна, отчего и весь период египетской истории, связанный с Эхнатоном, называется амарнским). Такие удивительные поступки этого фараона отнюдь небыли случайны. Египетское многобожие, при котором чуть лине каждая область чтила своего бога, не способствовало духовному подчинению Египту покоренных племен. Жреческое сословие располагало огромными материальными средствами, а своей ролью в государстве ущемляло самодержавную власть фараона. Храмам принадлежали целые города. Опираясь на мелких рабовладельцев и на новую служилую знать, фараон решил нанести удар непомерно разбогатевшему жречеству и вместе с ним всей высшей потомственной знати, склонной к неповиновению. Реформы, им осуществленные, следует признать потому времени прогрессивными.
    Эхнатон установил единобожие, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Культ всех прочих богов был отменен, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано, власть жрецов, ив первую очередь самых могущественных — фиванских, сокрушена, во всяком случае на какое-то время. Подлинная революция, совершенная Эхнатоном, естественно, должна была отразиться на искусстве. Разрыв с древней религиозной традицией знаменует в искусстве отход от застывшей идеализации царского образа, обновление не столько канонов и стиля как самого внутреннего содержания художественного произведения.
    Нефертити – жена Эхнатона. О знаменитом ее портрете в царской тиаре (раскрашенный известняк. Берлин, музей) было сказано, что это самое восхитительное из всех женских изображений. И действительно, тонкость и женственность черт точеного лица, глубина и ясность переживаний, сияющие в прекрасных глазах, чуть открытые нежные губы, естественно-величавая посадка головы, царственная изящность облика и его чудесная духовная раскрепощенность наполняют нашу душу восторгом. Как гений чистой красоты, сама жизнь светится нам в этом дивном изваянии. Отсутствие одного глаза имело под собой магическую причину.


    34 Одна из основных версий - египтяне не делали точные копии лиц людей. Это объяснялось их верой в то, что между человеком и его любым изображением существует связь и если повредить изображение, это может навредить человеку. В том числе ив посмертии. Атак, вроде бы обман судьбы. У человека, правый глаз - излучающий. Из него выходит энергия. И эта энергия активна. Она ощупывает, изучает мири возвращается к нам обратно, неся информацию. Поэтому смотрит именно правый глаз. А левый глаз, это ворота в нас. Левый глаз не излучает, он поглощает энергию. Это очень легко почувствовать. Скульптор таким образом "защитил"
    Нефертити (вернее, её отражение, но так как оно влияет на оригинал, то и саму царицу. По всей видимости, бюст сделали еще при жизни Нефертити. Реформы Эхнатона оказались недолговечными. Слишком сильны были старые навыки преемникам смелого фараона пришлось согласиться на примирение со жречеством иродовой знатью. Культы старых богов были восстановлены. Но, несмотря на противодействие жрецов, живительная струя амарнского искусства не иссякла полностью, так что все искусство Нового царства можно разделить на два периода дои после Амарны. Золотой саркофаг Тутанхамона В ноябре 1922 г. весь мир облетело сенсационное известие английскому археологу Картеру удалось после долгих поисков обнаружить в Долине царей тщательно скрытую усыпальницу фараона
    Тутанхамона, в которой оказались несметные художественные сокровища. Сказочная роскошь погребения Тутанхамона поражает современного человека. А между тем этот фараон, преемник Эхнатона, царствовал очень недолго и умер, когда ему не было и двадцати лет, ничем особенно себя не прославив. Слава увенчала имя Тутанхамона уже в наши дни из всех царских усыпальниц Египта лишь его почти полностью уцелела со своими сокровищами, хоть и ее посетили грабители. Невиданное великолепие Но для Египта Нового царства оно было, вероятно, обычным. Еще пышней и богаче были начисто разграбленные впоследствии усыпальницы могучих фараонов-завоевателей, имена которых при жизни прогремели навесь мир. О художественном уровне предметов, найденных в усыпальнице Тутанхамона. На спинке золотого трона мы видим столь же поэтическое их изображение (сколько ласковой заботливости в жесте юной царицы) с инкрустациями из золота истекла. Роспись одного из ларцов показывает фараона на колеснице, охотящегося на львов или поражающего врагов эти сцены исполнены поразительного для египетского искусства динамизма, стремителен и неудержим бег царских коней. А вот и сама парадная колесница царя с остро реалистическим рельефным изображением коленопреклоненных врагов. И столь же типичны на посохе фараона азиат из слоновой кости и негр из черного дерева, символизирующие северных и южных противников Египта. На спинке кедрового кресла ажурной резьбой дана эмблема вечности в виде застывшей на коленях фигуры с протянутыми в обе стороны руками. Все это — подлинные шедевры не только прикладного, но и изобразительного искусства.

    35 Гробы, вложенные один в другой, с крышкой, изображающей царя в виде Осириса. В своей книге об открытии гробницы Тутанхамона археолог Г. Картер пишет, что он был буквально подавлен величием третьего, внутреннего, гроба Этот чудесный уникальный памятник — гроб длиной 1,85 метра, тончайшей работы, сделанный из листового золота толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра — представлял собой массивный слиток чистого драгоценного металла. Какие сокровища некогда таила Долина. Ограбление царских гробниц легче понять, если измерить степень соблазна золотым гробом
    Тутанхамона...» Изумительна по своему совершенству золотая маска царя со вставками из лазурита. Мумия царя, на которой Картер насчитал сотни украшений (на каждый палец покойника был надет золотой футляр. Портретная голова Тутанхамона, как бы вырастающая из цветка лотоса. Статуэтка фараона на черном леопарде и его же скульптурное изображение в саркофаге. Символы загробного мира золотая голова священной коровы как змеиное божество. Позолоченные статуэтки богинь-охранительниц. Бог загробного мира Анубис в виде шакала, охраняющий вход в сокровищницу. Небесные баржи для следования за солнцем по небосводу. И еще многие и многие изваяния, и художественные предметы, дающие яркое представление о верованиях и мечтах древних египтян. Сундуки и ларцы, наполненные драгоценностями, бесчисленные опахала, ожерелья, перстни, амулеты, скарабеи — изображения священного жука. И на всем печать Амарны (хотя Тутанхамон и перенес свою столицу обратно в Фивы, печать изящества, самого высокого и утонченного мастерства. Все эти бесценные сокровища хранятся теперь в Каирском музее. При Рамсесе II, одном из самых могущественных фараонов Нового царства, были воздвигнуты скальный храм в Абу-
    Симбеле, о спасении которого мы говорили вначале, и громадный колонный зал
    Карнакского храма. Гигантомания, по- видимому, действительно отличает многие памятники этой эпохи. Статуи фараона у входа в скальный храм поражают своими размерами — двадцать метров в высоту. Сфинкс с лицом Хатшепсут – доказательство того что царицы Нового царства укрепились на своих правах, а также этот сфинкс могущественной женщины фараона Нового царства. В I тысячелетие дон. э. искусство Египта отражает общий и на этот раз окончательный упадок великой египетской державы. Создаются отдельные шедевры. Нов целом художественное творчество всего лишь повторяет уже достигнутое в эпохи расцвета, не возвышаясь, однако, до былого уровня.

    36 Покоренный сначала ассирийцами, затем дважды персами, Египет в IV в. дон. э. подчиняется новым завоевателям — греко-македонцам и с этой поры включается в новый, эллинистический мир.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта