диагностика. Методическое пособие Новосибирск 2003 удк 152. 27 (075. 23) 370. 12 (075. 23) Ббк 74. 200. 502 р 30
Скачать 236 Kb.
|
Модель творческого интеллекта по Дж. Гилфорду
Характеристики творческого поведения по Д. Лефбриджу
Уровни творческого поведения по Л. Кохену Научение чему-то новому; Открытие нового для себя; Проявление талантов; Развитие умения решать проблемные ситуации; Открытие нового в области интересов и знаний; Творчество через расширение области деятельности; Творчество через полное переструктурирование области деятельности. Критериальная характеристика творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н. Дроздиковой
Примечание: хотя автор предлагает использовать указанные признаки в процедуре самооценки, мы рекомендуем использовать их и для объективной оценки творческих способностей ребенка методом независимых характеристик. Признаки высокого творческого потенциала у детей в раннем детстве по К. Тэкэксу Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями. Любопытство. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы. Отличная память. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают). Высокая избирательная концентрация внимания. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна. Высокий уровень притязаний в этой сфере. Высокая креативность (творчество) у детей дошкольного возраста по К.Тэкэксу Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат; он склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх. Высокая креативность в сфере художественной деятельности. Изобразительное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших деталях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует средства художественной выразительности; экспериментирует с использованием традиционных материалов; осознанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; чисто подпевает. Социальные проблемы творчески одаренных детей по Холлингуорт и Уитмору Неприязнь к школе. Таким детям учебная программа скучна и неинтересна, учебный план не соответствует их способностям. Сложные игровые интересы. Неинтересны игры, которые нравятся сверстникам средних способностей. Вследствие этого ребенок может оказаться в изоляции, уйти в себя. Несклонность к конформизму. Часто отвергают стандартные требования, особенно если они идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Погружение в философские проблемы. Такие дети гораздо в большей степени задумываются над такими проблемами как смерть, религиозные и философские доктрины. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Чаще предпочитают играть с детьми более старшего возраста. Из-за этого им трудно становиться лидерами, так как они уступают в физическом развитии. Стремление к совершенству (перфекционизм). Очень рано начинает проявляться внутренняя потребность совершенства, стремятся достигнуть высшего уровня. Ощущение неудовлетворенности. Часто, стремясь к совершенству, не удовлетворены своими достижениями, отсюда ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка. Нереалистические цели вследствие высокого уровня притязаний. Сверхчувствительность. Они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, а потому склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Они нередко считаются и отвлекающимися, так как постоянно реагируют на разного рода раздражители и стимулы. Потребность во внимании взрослых. Высокая любознательность монополизирует внимание взрослых. Это порождает трения с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. Нетерпимость. Нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в творческом развитии. Создание экспериментальных ситуаций Эксперимент – метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию изменений в поведении изучаемого объекта. При изучении уровня творческого развития личности экспериментатор намеренно создает ситуацию, выход из которой возможен лишь с помощью проявления творческих способностей. Преимуществом эксперимента перед наблюдением является возможность повторения экспериментальной ситуации, многократное включение нужного фактора, в частности той или иной творческой способности или иного значимого свойства личности. Однако, одна из трудностей применения эксперимента заключается в том, что исследователь зачастую является включенным в ситуацию общения с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение. Особенно часто это обстоятельство является помехой для получения достоверных данных во время работы с детьми. Самой эффективной формой организации экспериментальных ситуаций с детьми является игра. Преимущество игровой ситуации в том, что в ней можно наблюдать творчество во временном развитии. У ребенка собственно мыслительные операции имеют моторное выражение, благодаря чему мы можем наблюдать наряду с интересующим фактором и промежуточные действия ребенка, его пробы и ошибки, перебор вариантов решения. Многие исследователи вообще считают, что в творчестве самым существенным является не результат, а процесс. Как говорил Ж.-П. Сартр: «Воображение – это акт, а не вещь». Творческие задания Предлагаемые ниже творческие задания можно предлагать детям в самых разнообразных учебных ситуациях. Это может быть обычное занятие по изобразительному творчеству или развитию речи в детском саду либо с школе раннего развития, их можно включать в конкурсные задания на праздниках, КВН, викторинах, соревнованиях, можно сделать частью ролевой игры (проверка космонавтов перед полетом). Чем младше дети, тем меньше нужно ориентироваться на вербальные (словесные) задания и больше – на графические (рисование). Таких заданий великое множество, их можно придумывать и самим, мы даем примерные образцы. Задание 1. Нарисуй свой портрет так, чтобы из рисунка можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – нет. Задание 2. Перед тобой 6 прямоугольников. Подумай, на что они похожи. Дорисуй так, чтобы было видно, что это такое. Назови каждый рисунок. Задание 3. Дорисуй 6 кружков, 6 треугольников. Задание 4. Покажи и расскажи нам про свою любимую игрушку. Что нужно в ней переделать, чтобы она стала смешной? Страшной? Непонятной? Новой? Старой? Задание 5. Посмотри на эту картинку, на ней нарисована красивая бабочка. Представь, что это ты, ты тоже бабочка. Где бы ты тогда жил? Что ел? Кто были бы твои родители? Расскажи про свою жизнь. Задание 6. Придумай и изобрази на листе красивую и необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе. Задание 7. Посмотри на эти кляксы. На кого они похожи. Задание 8. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник? Придумай и расскажи. Если хочешь, нарисуй рисунки об этом. Задание 9. Перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Придумай для одной сказки веселый конец, а к другой такой, которому все удивятся. Охотник до сказок Жили-были себе старик со старухой, и был старик большой охотник до всяких сказок и россказней. Приходит зимою к старику солдат и просится переночевать. Пожалуйста, служба, ночуй, - говорит старик, – только с уговором: всю ночь мне рассказывай. Ты человек бывалый, много видел, много знаешь. Солдат согласился. Поужинали старик с солдатом, и легли оба на полати рядышком, а старуха села на лавку и стала при лучине прясть. Долго рассказывал солдат старику про свое житье-бытье, где был и что видел. Рассказывал до полуночи, а потом помолчал немного и спрашивает старика: А что, хозяин, знаешь ли, кто с тобой на полатях лежит? Как кто? – спрашивает хозяин. – Вестимо, солдат. Ан нет, не солдат, а волк. Поглядел мужик на солдата, и точно – волк. Испугался солдат, а волк ему и говорит: Да ты, хозяин не бойся, погляди на себя, ведь и ты медведь. Оглянулся на себя мужик, - и точно, стал он медведем… К.Д.Ушинский Царь и рубашка Один царь был болен и сказал: Половину царства отдам тому, кто меня вылечит. Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: Если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя, - царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы был всем доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто здоров и богат, да жена не хороша; а у кого дети не хороши – все на что-нибудь да жалуются. Один раз едет царский сын поздним вечером мимо избушки, и слышно ему – кто-то говорит: Вот, слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно? Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели снять с него рубашку, но… Л.Н.Толстой Задание 10. Нарисуй и расскажи, что может произойти, если внезапно исчезнет солнце. Задание 11. Придумай как можно больше способов, где в лесу от дождя может спрятаться божья коровка. Задание 12. Что может случиться, если все дети станут взрослыми, а все взрослые – детьми? Задание 13. Что может случиться, если все люди не смогут разговаривать? Как в этом случае они будут общаться? Задание 14. Расскажи и нарисуй, как изменилась бы сказка «Красная шапочка», если бы волк был добрым. Задание 15. В сказке «Золушка» тыква превращается в карету. Как ты думаешь, во что еще можно превратить тыкву. На что она похожа? Задание 16. Что может произойти в городе, в котором сильной бурей будут перепутаны и перевешаны все вывески? Нарисуй этот город. Задание 17. Соедини рассыпанные точки, чтобы получился какой-то узор или какой-предмет. Задание 18.Придумай как можно больше слов на одну букву. Задание 19. Перед тобой пары слов. Найти для каждой пары третье слово, которое могло бы их объединить. Например: хлеб – белый – заяц. Пары слов: иголка – сковорода; мяч – арбуз; стекло – шелк. Задание 20. Какие профессии ты знаешь? Как ты думаешь, какие профессии выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни - Определение уровня развития мыслительных процессов с помощью ключевых слов и фраз В обычном учебном процессе контрольная работа может быть организована таким образом, что педагог определит и уровень развития способностей, в большой степени определяющих творческое развитие личности ребенка. Для этого Блум предлагает формулировать контрольные вопросы и задания, используя определенный набор слов, что обеспечивает включение определенных мыслительных процессов. Любая, вплоть до традиционной пятибалльной, оценочная шкала позволяет соотносить показатели детей не только по знаниям, но и по уровню мыслительных процессов.
Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников)
|