диагностика. Методическое пособие Новосибирск 2003 удк 152. 27 (075. 23) 370. 12 (075. 23) Ббк 74. 200. 502 р 30
Скачать 236 Kb.
|
ПредисловиеДиагностика творческого развития личности до сих пор является не до конца разрешенной проблемой. Это осознают и теоретики, обращающиеся вновь и вновь к изучению творчества, его развития и диагностики этого развития, и практики, нуждающиеся в диагностическом инструментарии.При подготовке пособия авторы ориентировались именно на нужды практиков – педагогов, занимающихся развитием творческой личности в школах, учреждениях дополнительного образования детей, в художественных школах, клубах, детских оздоровительных центрах, а также на родителей, решающих те же задачи в условиях семейного воспитания. Авторы уверены, что сегодня исследовательская культура педагогов находится уже на таком уровне, что каждый, прибегающий к использованию определенных методов изучения того или иного свойства, качества личности, понимает: прежде, чем выбирать определенный способ диагностики творческого развития, необходимо четко представлять себе, по крайней мере, следующее: Что такое творческое развитие; По каким параметрам оно измеряется;С помощью какой шкалы измеряется каждый параметр; Какую качественую характеристику данного феномена обозначают полученные значения. Другими словами, эффективная диагностика невозможно без теоретических знаний и определения своей собственной позиции в понимании проблемы творческого развития личности. С этой целью прежде, чем познакомить педагога с методами и конкретными методиками измерения уровня творческого развития личности, в пособии сообщаются необходимые исходные сведения о понимании креативности как свойства личности, различных, существующих сегодня подходах к ее изучению. В пособии рассматриваются два основных метода изучения творческого развития личности- наблюдение и эксперимент, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения. В отдельный раздел выделены тесты, хотя такая форма организации сбора и обработки данных применяется и для обобщения данных, полученных с помощью наблюдения, и как экспериментальная ситуация. Пусть читатель не сочтет последний раздел эклектичным, мы намеренно старались показать разнообразие методик, пригодных для изучения творческого развития ребенка. Часть 1 Теоретические источники комплексной диагностики творческого развития личности «Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого… не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями». В этом исчерпывающем определении творчества, данным Дж. Родари, содержатся все важнейшие компоненты творческой личности, признаваемые современной наукой. Л.С. Выготский определяет творчество как деятельность, «которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Творчество – очень сложное явление, поэтому с целью изучения ученые стремятся «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми» (Х. Литтон). Исследователи творческого развития личности обращаются к достижениям различных психологических школ и направлений. Сегодня уже известны многие внутренние и внешние факторы, которые определяют творческий потенциал и темпы творческого развития личности. В первую очередь сюда относятся индивидуально-типологические особенности личности, особенности интеллекта и других высших психических функций, а также уровень сформированности ряда умственных операций. Все интеллектуальные способности являются в какой-то мере творческими, но в первую очередь это способность к дивергентному мышлению. Что касается типологических особенностей мышления, то при прочих равных большим творческим потенциалом обладает правополушарный тип. Большинство авторов выделяет высокую продуктивность как критерий оценки креативность, в связи с этим есть смысл соотносить ее с сильным типом высшей нервной деятельности. Таким образом становится понятно, что невозможно создать какую-то одну универсальную методику, с помощью которой можно было бы определить уровень творческого развития. Это многомерный феномен требует комплексного подхода Мы не будем здесь останавливаться на описании разнообразных подходов в понимании природы и методах изучения творческого развития человека, так как эти подходы даны в главе, посвященной наблюдению. Здесь же остановимся на ряде понятий, без которых не обойтись при проведении диагностики. Аффективный (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – относящийся к эмоциональной сфере. Дивергентное мышление (от лат. divergens – расходящийся в разные стороны) – способность видеть одновременно несколько, порой противоречащих друг другу, решений или способов решения задачи. Когнитивный ( от лат. сognitio – знание, познание) – относящийся к познанию. Креативный (от англ. сreative - творческий) – творческий. Критерий (от гр. kriterion) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-то, мерило. Мотив – побуждающая сила и одновременно начальный импульс к действию. Параметр – величина, характеризующая какое-то свойство устройства, процесса, вещества; то же, что показатель. Признак – видимая особенность поведения и деятельности испытуемого, которая однозначно связана с определенным свойством личности. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Творческие способности – личностные особенности, способствующие развитию умения творчески решать задачи. Творческие способности могут быть общими и специальными (проявляющимися в литературной, художественной и иной конкретной сфере). Тесты креативности – стандартизированная методика выявления творческих способностей личности на основе выполнения действий преимущественно со словесным, графическим, числовым материалом. Тесты удобны для обработки и получения статистической информации. Часть 2 Методы диагностики творческого развития личности Разговор о диагностике творческого развития ребенка уместно начать, вспомнив этимологию самого слова. Слово «диагностика» происходит от греческого diagnostikos - способный распознавать. В общем смысле диагностика – это особый вид познания, а точнее – распознавания. Ошибаются те, кто считает, что самыми надежными являются тесты, которые представляют собой стандартизированые методики, с помощью которых можно в балах измерить уровень проявления того или иного свойства - показателя творческого развития. Если решение теста креативности (выполнение соответствующих заданий) и может приниматься как одно из свидетельств наличия творческих способностей у человека, то нерешение их еще не является доказательством отсутствия таковых. Малая прогностичность существующих тестов обусловлена возрастной изменчивостью креативности, ее подверженности внешним влияниям Тестовые методики, несомненно, нужно применять, с их помощью можно дополнить общую картину представлений об особенностях творческого развития ребенка, однако, мы твердо придерживаемся убеждения, что начинать нужно не с тестов. Мы предлагаем следующую последовательность использования диагностических методов для определения уровня творческого развития личности: наблюдение, создание экспериментальных ситуаций, тесты. НаблюдениеПреимущество метода наблюдения в том, что ребенок в момент его изучения находится в естественных условиях, он осуществляет деятельность, диктуемую его внутренней мотивацией. Только при наблюдении мы можем фиксировать такие важные показатели творческого развития как наличие у ребенка желания творческой деятельности, частоту и настойчивость творческих занятий, победу мотива спонтанной творческой деятельности над мотивом выполнения чьих-то заданий и другие. Наблюдение отличается от простого созерцания тем, что это осознанная, целенаправленная, специально инструментированная деятельность педагога. Последнее может быть достигнуто путем создания стандартизированного бланка наблюдений. Преимущество использования бланков заключается в том, что в наблюдении могут участвовать педагоги, не имеющие специального опыта диагностической работы. На бланке указаны качества или признаки поведения, представляющие собой параметры творческого развития личности. Если в диагностической работе участвует группа педагогов (а в таком случае получаются более достоверные результаты), технология работы с бланками для фиксации наблюдений представляет собой следующее. Этапу собственно диагностики предшествует семинар, который психологи либо педагоги - руководители проблемных групп проводят с педагогами. На нем рассматриваются методологические, теоретические и методические вопросы, с тем, чтобы педагоги осознанно участвовали в процессе диагностики. Устанавливается регламент фиксации данных наблюдения. Например: Время наблюдения: начало, середина и конец учебного года; Количество фиксаций: три раза; Число участников наблюдения: пять независимых характеристик. Это значит, что пять педагогов после трех занятий, идущих одно за другим (в начале, середине и конце года) заполняют независимо друг от друга, на основе своих собственных наблюдений, бланки на каждого ребенка. Таким образом, по каждому интересующему нас параметру в течение одного среза мы имеем 15 показателей. Самая простая, количественная обработка данных заключается в том, что степень выраженности каждого качества переводится в баллы в числовом выражении и определяется средняя величина. Сопоставление этих величин в начале, середине и конце года дают представление о динамике развития качества. Более сложная, качественная, обработка данных проводится психологами с учетом особенностей личности и педагогической позиции педагогов, участвующих в диагностике, а также в сопоставлении данных наблюдения с данными, полученными иными методами. Бланк наблюдений состоит из трех частей: параметры творческого развития; признаки, которые можно наблюдать и фиксировать; шкала оценки. Так как любая оценка является относительной, то есть данные конкретного испытуемого всегда соотносятся с фоновыми данными (данные других испытуемых, сходных по большинству параметров, кроме изучаемого, полученные тем же методом), то вы сами можете создать шкалу оценки. Например: Часто – иногда – никогда. Низкий уровень – средний – высокий – очень высокий. (Можно пользоваться привычной для учителя пятибалльной системой оценки). Что касается параметров и признаков, то лучше создавать бланки наблюдений, где указан набор конкретных признаков. Если же в бланках указаны лишь параметры, то возрастает значение количества участников наблюдения, а также их теоретическая подготовка, в течение которой организатору всего исследования необходимо убедиться, что все участники адекватно понимают термины. Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом
Ниже предлагается несколько подходов к выделению параметров и признаков творческого развития личности, на основании которых можно конструировать бланки наблюдений. Классификация творческих способностей по А.И.Луку. Зоркость в поисках. В потоке внешних раздражителей человек обычно воспринимает лишь то, что укладывается в его «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений. Остальное он неосознанно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - нечто большее, чем просто наблюдательность. Способ кодирования информации нервной системой. Мозг облекает любую мысль в ту или иную форму. Способ кодирования накладывает печать на форму внешнего выражения результатов, а если смотреть шире – на выбор содержательной области мышления. Способность к свертыванию мыслительных операций заключается в том, что длинная цепь рассуждений, понятий заменяется одной обобщающей операцией, тем самым мышление переходит на более высокий уровень абстрагирования, использования все более емких в информационном отношении символов. Способность к переносу – способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, способность к выработке обобщенных стратегий. Боковое мышление – способность увидеть путь к решению, используя постороннюю информацию. Цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. В процессе творческой работы необходимо оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более общие картины. Готовность памяти – способность вспомнить о свойствах объекта и соотнести эти знания с задачей. Имеет в виду скоростной момент извлечения информации из памяти. Сближение понятий – легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, «смысловые расстояния» между ними. Гибкость мышления. Быстрый и легкий переход от одного класса явлений к другому. «Смысловые расстояния» – переменная величина, на которую влияет функциональная фиксированность человека; способность к преодолению фиксированность – одно их проявлений гибкости мышления. Гибкость интеллекта – способность вовремя отказаться от ложной гипотезы. Способность к оценочным действиям, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Способность к «сцеплению» – то есть объединение воспринимаемых раздражителей, быстрое соотнесение новых сведений с прежним личным опытом. Легкость генерирования идей. Чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие. Беглость речи. Легкость необходима, чтобы облечь новую идею в слова. При этом важна осмысленность. Способность к доведению до конца. Это не просто настойчивость, собранность и волевой настрой, а способность к доработке деталей, к совершенствованию первоначального смысла. |