Главная страница
Навигация по странице:

  • Желательно, чтобы учитель не употреблял сложных и длинных фраз.

  • Рисование с натуры

  • Если высота предмета больше, чем его ширина, лист кладется вертикально, если же ширина больше высоты – горизонтально.

  • Изо. Методическое пособие по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования


    Скачать 2.15 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
    Дата06.04.2022
    Размер2.15 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаizo-obraz-prog.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #449225
    страница6 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Декоративное рисование
    Выполняя различные упражнения для рук, дети развивают моторику и вырабатывают навыки управления своими действиями. При работе с цветными карандашами у них совершенствуются движения, которые осуществляются с нужной амплитудой, в определенном направлении, темпе, ритме. Это позволяет перейти к систематическим занятиям по декоративному рисованию, а также к рисованию с натуры и на темы.
    Французское слово decor означает «узор». Отсюда декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для украшения различных предметов обихода,

    46
    оформления праздничных плакатов, открыток и т.д. Значение декоративного рисования для развития умственно отсталых детей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности в очень высокой степени способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен учащимся с нарушениями в развитии. Поэтому с этого вида работы и рекомендуется начинать систематическое обучение рисованию. В чем преимущества декоративного рисования по сравнению с другими видами занятий. Декоративное рисование не требует абсолютно точных знаний о форме и конструкции объектов, которые обязательны при выполнении рисунка с натуры. При составлении узоров учащиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя й повторяя их через одинаковые промежутки. Различные комбинации элементов, чередование по цвету, величине, форме позволяют в равной степени всем учащимся создавать большое количество разнообразных орнаментов. Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, т.е. расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Более того, пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно учащиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг), которую необходимо заполнить соответствующим мотивом. Другие же виды работы (рисование с натуры и на темы) требуют от школьника самостоятельного решения непростого для него вопроса о размещении изображения на листе бумаги.
    Декоративному рисованию все учащиеся отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы. Этому способствует возможность подбирать по желанию детали узора, самостоятельно определять их цвет и цветовые сочетания.
    Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует учащихся и тем самым активизирует их деятельность. Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении реального предмета, понять то или иное направление линий, усвоить тот или иной способ деятельности. Во время декоративного рисования учащиеся отрабатывают силу нажима на карандаш, ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду (размах). Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие глазомер несложные рисунки.
    Школьники многократно упражняются в симметричном расположении элементов узора, в

    47
    воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм. Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью техники и использование его во многом может способствовать развитию школьников. Вместе с тем средствами декоративного рисования можно активно воздействовать на учащихся, и прежде всего на их сенсорное развитие. Так, в частности, в процессе декоративного рисования проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений учащихся о геометрических формах.
    Последнее особенно важно, поскольку геометрическая форма как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то на других видах занятий связывается с предметом, т.е. происходит ее опредмечивание. Во время рассматривания какого-либо узора учитель просит рассказать, как он составлен, предлагает найти середину, показать уголки, края. Кроме того, внимание детей направляется с помощью вопроса
    «где?». Это ставит школьников перед необходимостью словесно определять взаимное расположение элементов. Яркость, красочность, ритмичность, характерные для работ декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. В процессе занятий учитель организует целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний, показанных на образце. Учащиеся упражняются не в элементарном цветоразличении (хотя и это важно на первоначальном этапе), а в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном или использовать такие цветовые сочетания, которые принятые декоративно-прикладном искусстве. Большое значение в цветовом решении декоративной композиции имеют ритмичность и симметрия окраски элементов. В процессе решения этих задач важно соблюдать определенную последовательность.
    При этом следует придерживаться следующих психолого-дидактических требований: а) активизировать сенсорные и мыслительные процессы путем организации всестороннего рассматривания и осмысливания деталей узора, выделения их признаков, сравнения и классификации по цвету; б) выдерживать определенный порядок при раскрашивании элементов узора, для чего необходимо: различать цвета (на знакомом детям материале), выделить цвет составной части узора, обозначить его словесно, закрепить его название, соотнести с цветом других частей, выбрать цветной карандаш по названию, назвать заданный цвет, фиксировать внимание учащихся на красивых сочетаниях цветов и цветовых оттенков, усиливая мотивацию деятельности, раскрасить узор (орнамент) согласно образцу; в) в начальный период обучения следует рисовать узоры с небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами (например,

    48
    желтым и синим), а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично расположенные элементы целесообразно давать одинакового цвета; г) надо предоставлять детям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов; д) в 2-3 классах в качестве образцов следует использовать орнаменты не только с контрастными сочетаниями цветов, но и с мягкими переходами оттенков одного и того же цвета; е) с учениками, имеющими отклонения в цветоразличении, надо многократно проводить дополнительную индивидуальную работу; ж) при подведении итогов работы особое внимание следует уделять воспитанию правильной эстетической оценки цвета и цветовых отношений в выполненном рисунке. Декоративное творчество развивается постепенно, и все задания даются в определенной системе: составление узоров по готовым образцам; составление узоров из данных элементов; составление узоров по заданной схеме; самостоятельное составление узоров. Добиться успешного выполнения заданий можно при условии использования разнообразных приемов и методов обучения. Большое значение при этом имеет применение таких методов, которые позволяют развивать технические умения.
    Однако основное внимание учитель направляет на то, чтобы учащиеся овладели умением правильно воспринимать изображение (образцы), определять последовательность выполнения рисунка, представлять конечный результат своей работы и т.д. Поэтому, обучая школьников тому, как надо действовать руками, учитель концентрирует свои усилия на развитии различных сторон личности ребенка: на активизации его восприятия, мышления, воображения, на формировании чувств и эмоционально-волевой сферы.
    Рассмотрим методы, направленные на развитие у учащихся умения составлять орнамент, украшать узорами ту или иную форму. Большое значение при обучении декоративному рисованию имеет беседа, которую учитель проводит с учащимися непосредственно перед началом новой работы. В процессе беседы он знакомит детей с предметами декоративно- прикладного искусства, сообщает тему урока, говорит о содержании предстоящей работы.
    Учитель дает ученикам достаточное время для того, чтобы они могли внимательно, не спеша рассмотреть образец узора (орнамента). В ходе беседы подчеркивается эстетическая сторона рассматриваемого узора, определяется его структура, выделяются основные элементы. При анализе образца дети не только называют декоративные элементы, отмечают их расположение, но и указывают количество этих элементов. Готовясь к беседе, учитель продумывает содержание основных вопросов. Они должны быть кратки по форме, точно сформулированы и понятны детям. Вопросы, которые учитель ставит перед учащимися во время беседы, способствуют повышению активности школьников, побуждают их к мыслительной деятельности. Для чтобы заинтересовать детей предстоящей

    49
    работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисования, учитель показывает, помимо образцов, лучшие рисунки,- выполненные учениками параллельного класса, или аналогичные образцовые работы из коллекции детских рисунков методического фонда школы (класса). Особенно большое место на уроках декоративного рисования занимают объяснение и показ. Объяснение должно быть, как правило, кратким и выражать суть предлагаемого задания. Лаконичность не исключает полного изложения учебного материала. Желательно, чтобы учитель не употреблял сложных и длинных фраз. В противном случае школьники с трудностями в обучении могут отнестись безучастно к объяснению и не поймут инструкции учителя.
    Результативным методом пояснения того, как надо действовать, осваивая тот или иной способ составления узора, является наглядный показ. Наиболее эффективным средством обучения декоративному рисованию является демонстрация постепенно выполняемого (на доске или большом листе бумаги) учителем рисунка.
    В 1-2 классах часть задания может быть выполнена непосредственно вслед за действиями учителя; в этом случае учащиеся рисуют как бы под диктовку. «Как я нарисую на доске, – говорит учитель, – так и вы у себя в альбомах». В 3-4 классах такой способ не должен использоваться. Однако полный показ и развернутое объяснение последовательности выполнения орнамента следует применять систематически. Объяснение и показ как методы обучения дают хорошие результаты в том случае, если учитель постоянно активизирует учащихся, стимулирует их умственную деятельность, стремится повысить у них интерес к занятиям и т.д.
    Исключительно важное значение при обучении декоративному рисованию имеет использование приготовленных к уроку образцов. Они отражают разнообразие декоративных и народных мотивов. В процессе рассматривания узоров формируется понятие о красивом сочетании цветов; наличие образца способствует правильной передаче в рисунке относительной величины элементов узора; следуя образцам, дети легче усваивают технику выполнения рисунка цветными карандашами и красками. Образец является эталоном, к которому стремятся ученики; красочный рисунок увлекает ребенка, побуждает его к активной деятельности, способствует целенаправленному выполнению задания. В течение одного урока целесообразно показать не более трех- четырех образцов, отличающихся друг от друга какой-либо одной особенностью, например подбором элементов или их расположением. Задача учителя состоит в том, чтобы учащиеся смогли понять, что в узорах является одинаковым, а что отличает друг от друга. В связи с этим особое внимание должно быть уделено всестороннему анализу и изучению образца.

    50
    Следует рекомендовать составление узоров на готовых формах, прикрепленных к доске или к мольберту. С этой целью учитель может приготовить (вырезать из цветной бумаги или картона) необходимые для построения орнамента элементы (геометрические: круги, квадраты, треугольники и т.п., или изобразительные: цветы, ягоды, листья и т.п.). Один-два ученика размещают должным образом составные части узора в геометрической форме, а остальные следят за выполнением задания. Аналогичные фигуры (меньших размеров) имеются у каждого ученика. Поэтому после наблюдения за работой своих товарищей каждый составляет орнамент у себя на парте. Этот прием позволяет продемонстрировать детям различные способы составления орнамента, помогает им понять его строение. В ходе подготовительной работы ученики видят, что из одних и тех же элементов можно составить разные узоры, что орнамент получится только в том случае, если составные части будут повторяться ритмически или располагаться симметрично. В процессе обучения декоративному рисованию надо побуждать детей к тому, чтобы они сами могли объяснить, как составить узор в той или иной форме, где расположить детали рисунка. Для некоторых учащихся такая работа представляет определенную сложность, так как требует от них проявления самостоятельности. Особенно затрудняются дети в подборе декоративных элементов. В начальный период обучения им необходимо оказывать некоторую помощь (в частности, целесообразно вывешивать таблицу с изображением листьев, цветов, веток, ягод, бабочек, жуков и т.п.). Рассматривая таблицу, дети отбирают нужные для узора предметы, упрощают их форму и строение, подбирают цвет. На первых уроках, когда ученикам дается задание составить орнамент самостоятельно, можно использовать таблицу с изображением готовых – стилизованных – элементов.
    Стремление учащихся придумать «свой» узор всегда следует поощрять.
    Стремясь к развитию активности школьников, полезно какую- то часть урока посвящать коллективному придумыванию узора. Для этого ученики по очереди выходят к доске и последовательно украшают соответствующую форму. Из большого разнообразия предлагаемых учащимся заданий наиболее простым видом работы является рисование орнамента в полосе. Примером может служить рисунок декоративной вышивки по краю одежды, полотенца, шарфа, скатерти и т.п. Последовательность построения узора в полосе такова: сначала учащиеся рисуют полосу (или получают готовую полоску бумаги), затем делят ее на равные части; после этого заполняют их соответствующими – рисунками, которые могут повторяться или чередоваться. Элементы орнамента размещаются отдельно друг от друга или соединяются между собой. На первых порах обучения младшим школьникам с ДЦП, интеллектуальными нарушениями очень трудно нарисовать полосу на

    51
    листе бумаги. Поэтому, только для них, в их тетрадях учитель заранее ставит опорные точки, показав, например, ширину полосы. Значительную сложность представляет и деление полосы на равные части. В 1-м классе такую работу следует выполнять с помощью трафарета-мерки (квадрата или прямоугольника из плотного картона). Детей необходимо научить, как пользоваться такой меркой, последовательно накладывая ее и проводя вертикальные прямые. Для этого фронтальный показ для всех учащихся на классной доске должен сочетаться с индивидуальной работой с отдельными учениками (эту работу может делать тьютор). На последующих этапах, когда учащиеся с нарушениями в развитии овладевают некоторыми техническими умениями, деление полосы проводится в таком порядке: сначала, найдя середину, делят полосу на две равные части (пополам), после чего каждую из этих частей, в свою очередь, также делят пополам. При необходимости деление можно продолжить. В полученных квадратах (прямоугольниках) рисуют узоры. Узоры в полосе могут быть самыми разнообразными. Важно подобрать такие, чтобы их рисунок не был перегружен чрезмерно сложными элементами. Узоры в квадрате, так же как и узоры в полосе, отличаются большим разнообразием. Широкое применение они находят в архитектуре (роспись плафонов, орнаментика пола, изразцы) и в изделиях текстильной промышленности (украшения платков, скатертей, салфеток, подушек и т.п.). При подготовке к урокам следует учитывать, что оснащение учебного процесса наглядным материалом играет первостепенную роль. Оборудование урока соответствующими образцами позволяет развивать и совершенствовать представления учащихся. Сначала внимание детей обращается на красоту оформления плаката (открытки) в целом, а затем выделяются и называются детали.
    В декоративном рисовании большое внимание следует уделять подбору цветовых сочетаний^ Наряду с белой бумагой надо чаще использовать цветную. Цветной фон вносит в рисунок яркость, сочность, нарядность. Существенная роль в обучении декоративному рисованию принадлежит систематическому рассматриванию и оценке детских работ. В конце каждого урока рисунки учащихся коллективно рассматриваются и анализируются с точки зрения тех задач, которые учитель поставил в начале урока. При этом важно установить: соответствуют ли технические умения учащихся при работе графитными и цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками требованиям учебной программы (проводились ли прямые линии одним неотрывным движением и фиксировались ли они в заданной, опорной точке; равномерно ли закрашивался узор, аккуратно ли накладывались штрихи, сознательно ли изменялось их направление; хорошо ли наложена краска, соблюдались ли контуры рисунка); передана ли ритмичность

    52
    построения узора (чередуются ли элементы по форме, цвету, величине); как композиционно расположены элементы узора в геометрической форме (симметрично ли, заполнены ли середина, края, углы, верх, низ, левая неправая стороны); сумел ли ученик правильно отобрать соответствующие рисунки для оформления открытки, плаката и т.д.; соблюдались ли правила построения узора, использовались ли при этом осевые линии; сочетаются ли между собой подобранные цвета; что в рисунках свидетельствует об элементах творчества; как учащийся сам оценивает свою работу. В ходе просмотра рисунков оценку им дают и ученики и учитель.
    Рисование с натуры
    При определенных условиях в процессе этих занятий удается достаточно эффективно воздействовать на познавательную деятельность каждого ребенка. Неумение в должной степени воспринимать объект изображения не позволяет некоторым учащимся выполнить рисунок, который был бы достаточно сходен с натурой. В связи с этим одна из первоочередных задач состоит в том, чтобы сформировать у них четкие представления о наиболее простых по форме предметах, их пропорциях и размерах. Иначе говоря, их надо научить выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение. Непременным условием такой деятельности является осмысливание наглядно воспринимаемого объекта, которое не может осуществляться без активного анализирующего восприятия. Чтобы организовать такое восприятие на уроках рисования, его необходимо направить на определенные свойства объекта. Анализирующее рассматривание предмета проходит несколько этапов. На каждом из них учащиеся знакомятся с одним из свойств натуры. Последовательность этапов и конкретные цели определяет учитель. Итогом такой работы является целостное восприятие объекта.
    1.
    Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда должны предшествовать процессу рисования. Развивая у детей умение «видеть», учитель задает ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где, применяется предмет? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Как расположены части предмета?».
    2.
    Учащиеся (по очереди) отвечают на вопросы учителя, называют и показывают части предмета, перечисляют их свойства, (ученик с ограничениями никогда не должен отвечать первым по указанию педагога, только по собственной инициативе). Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется использовать таблицы, на которых соответствующая форма изображена в разных пропорциях и положениях. Поиск, называние и сопоставление ее с изображаемым предметом

    53
    активизируют умственную деятельность школьников, повышают интерес к занятиям. Для того чтобы учащиеся смогли выделить больше характерных признаков изображаемого предмета, следует привлекать их внимание к другим сходным объектам. Для более точной передачи пропорций изображаемого предмета можно использовать следующий методический прием. Модель, установленная для рисования, сопоставляется с рядом геометрических форм, представляющих собой варианты общего контура модели. Эти варианты отличаются друг от друга своими пропорциями, и только один из них соответствует натурной постановке. Учащиеся, сравнивая модель с вариантами геометрических фигур, должны найти однотипный (похожий, правильный). Вместо геометрических форм можно предложить для сравнения несколько рисунков изображаемого предмета, один из которых выполнен правильно, а в других пропорции предмета сильно искажены и не соответствуют натуре. Рассматривая предъявленные рисунки, учащиеся обнаруживают, что один рисунок «правильный», «похож», «как настоящий», другие же обычно вызывают единодушный протест и категорически отвергаются. Указанные выше способы изучения объектов базируются лишь на зрительном восприятии, что не всегда обеспечивает формирование у детей полноценных представлений. Особенно трудно учащимся вычленить контур предмета, который затем должен быть изображен на бумаге. Чтобы помочь им в этом, учитель показывает, как следует обвести рукой очертания предмета. После этого такую же операцию проделывают сами ученики, т.е. используют тактильно-моторный способ обследования изображаемого предмета. В данном случае действия учащихся носят ориентировочно-исследовательский, поисковый характер, а это, в свою очередь, значительно улучшает зрительное восприятие объекта. Объяснить это явление можно тем, что зрительные ощущения дополняются тактильно-моторными; соединенные же вместе, они создают более благоприятную возможность для углубленного анализа предмета и передачи в рисунке относительно сложных форм. Такой способ поможет всем ученикам в классе лучше понять переход линий предмета, в том числе и детям с нарушениями, зрения, интеллекта, моторики.
    Рассмотрим еще один из способов изучения натурной постановки. Этот способ применяется в тех случаях, когда объект состоит из нескольких элементов и их можно легко отделить друг от друга. Сущность данного способа состоит в действительном расчленении объекта на части и раскладывании этих частей в определенной последовательности – в такой же, как и создание рисунка. Прежде чем приступить к трудному и сложному процессу изображения после полученного впечатления от объекта в целом, он подвергается тщательному анализу путем членения его на части. Раскладывание,

    54
    являющееся промежуточным этапом между восприятием и анализом, с одной стороны, и воспроизведением рисунка – с другой, исключает известные трудности и сложности изображения. Так, например, использование строительного материала при рисовании с натуры позволяет учащимся проводить такой реальный анализ, в результате которого они четко представляют каждую выделенную часть. Все это способствует более точному изображению объекта. При использовании указанного способа необходимо учитывать следующее обстоятельство. Безусловно, чем резче расчленен предмет, тем лучше учащиеся выделяют свойства, характеризующие его части. Однако в таких условиях признаки предмета в целом устанавливаются значительно хуже. В связи с этим учителю надо побуждать учащихся к изучению не только отдельных элементов, но и конструкции в целом. Например, рисунок куклы или макета натбрморта. Целенаправленные наблюдения, развитие аналитико-синтетической деятельности оказывают сильное воздействие на динамику графических образов. Для дальнейшей активизации учащихся, преодоления пассивности восприятия и совершенствования мыслительных операций в процессе рисования с натуры важно подбирать такие объекцы, которые можно было бы анализировать, расчленяя на части. Очень полезным в этом отношении может быть строительный конструктор, макет дома, макет фигур животных, людей, растений позволяющий составлять из фигур различные варианты композиций. Собирая достройку из элементов учащиеся практически запоминают последовательность выполнения рисунка, так как сам рисунок выполняется в том же порядке, в каком составляется модель. Кроме того, дети могут воспринимать части модели отдельно друг от друга, что позволяет им лучше понимать назначение этих частей и, следовательно, избегать ошибок в изображении.
    Указание учителя на функцию той или иной детали также способствует предупреждению или исправлению неточностей в рисунке. Приведем пример. Несмотря на то что на модели крыша домика выступала над стеной, это не нашло отражения в большинстве рисунков учащихся 2 класса. Но достаточно было спросить их, указав на объект, куда потечет вода с крыши, если пойдет дождь, допущенные ошибки тут же исправлялись. Рисование с натуры невозможно без мыслительной операции сравнения, с помощью которой познаются тождество, сходство и различие между предметами и рисунками. Отмечая достоинство разборных моделей, используемых в качестве натуры, необходимо подчеркнуть, что они позволяют ученикам сравнивать составные части, непосредственно приблизив их друг к другу. Так, например, учащиеся имеют возможность отчетливо видеть, что большая башня в два раза выше, чем маленькие. И это легко проверить практически: если поставить маленькие башенки друг на друга, то их общая высота будет равна высоте большой башни.

    55
    Предварительная работа по сопоставлению величин изображаемых предметов опытным путем (например, дети устанавливают, что высота постройки укладывается ровно три раза по ее длине) является существенным дидактическим средством, так как подводит учащихся к самостоятельному выводу о том, что больше и на сколько. Осознание такого факта помогает им избежать грубых ошибок при передаче соотношения основных размеров объектов изображения. В 3-4 классах условия сравнения предметов или их частей по величине усложняются. Ученикам предлагается проводить такую работу путем наблюдения, т.е. зрительно. Это, естественно, не исключает возможности осуществлять в трудных случаях изучение объекта с помощью соответствующих измерений. Данный способ, однако, является недоступным для детей с нарушениями интеллекта или с глубокими нарушениями зрения. В своих рисунках они не могут точно передать отношения высоты и ширины предмета. В связи с этим приходится использовать некоторые вспомогательные средства, главным образом заранее расставленные опорные точки, лежащие на контуре изображаемого предмета, или предварительно обозначить границы рисунка. Наряду с наблюдением и изучением предмета в натуре иногда целесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета. Рассматривание наглядного пособия помогает учащимся лучше понять строение предмета, соотношение его частей по величине и расположению в пространстве, характер направления линий и т.д. Однако постоянная опора на готовые изображения при рисовании с натуры сильно тормозит развитие самостоятельности учащихся, порождает у них неуверенность в себе. В этом случае они оказываются беспомощными даже тогда, когда требуется нарисовать с натуры очень несложный предмет. Построение любого рисунка требует соблюдения определенной последовательности. В связи с этим большое внимание на уроках рисования с натуры учитель должен уделять методу показа выполнения задания.
    Выполненный учителем на доске объяснительный рисунок – очень эффективное средство обучения.
    Его цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать как технические приемы ра- боты, так и последовательность построения рисунка. Использование такого рисунка в первоначальный период обучения во многом упрощает задачу планирования. Учащиеся достаточно точно соблюдают порядок работы и действуют, подражая учителю, в соответствии с его указаниями. По мере усложнения структуры объектов учитель должен сначала полностью показать весь процесс создания рисунка, а затем, «раздробив» его на этапы, проработать с учащимися каждый этап. В противном случае неизбежно
    «соскальзывание» с правильного пути, нарушение логики построения изображения.

    56
    Каждый этап построения рисунка учащиеся должны понять и запомнить. Для этого они
    повторяют очередность выполнения действий. Речь помогает им лучше осмыслить
    порядок выполнения задания. Только после этого дети переходят непосредственно к
    рисованию.
    Приступая к работе, ученик решает, как правильно положить лист бумаги. Если высота
    предмета больше, чем его ширина, лист кладется вертикально, если же ширина
    больше высоты – горизонтально. Систематический контроль за соблюдением этого правила дает хорошие результаты и учащиеся усваивают его достаточно быстро.
    При установлении очередности этапов работы необходимо соблюдать принцип
    перехода от общего к частному. Этот принцип имеет особое значение, поскольку такие учащиеся как с трудностями в обучении, или эмоционально-восприимчивые учащиеся нередко начинают изображение с деталей, забывая об общей форме предмета. Какое бы пространственное положение не занимал предмет, первое, что ученик должен в нем определить, – это отношение высоты предмета к его ширине. Данная операция является наиболее сложной для детей с интеллектуальными нарушениями. Однако постоянное побуждение таких учащихся с применением индивидуального подхода к ее выполнению приучает детей соразмерять в предмете высоту и ширину, а затем переносить их на бумагу.
    Во время работы над рисунком учитель привлекает внимание детей к объекту изображения, побуждает их к дополнительному рассматриванию натуры, задает контрольные вопросы:
    «Что же вы нарисовали? Что теперь надо рисовать? Что будем рисовать дальше?»
    Закончив рисунок, учащиеся нуждающиеся в индивидуальной помощи наравне с остальными учениками класса рассказывают о том, как они над ним работали.
    Важно приучить всех школьников к тому, чтобы в словесном отчете они сообщали не
    только то, что они делали, но и как решали изобразительные задачи.
    Следующий этап обучения детей планированию работы – совместное составление плана построения рисунка в процессе беседы с учителем. На этом этапе объем помощи учащимся может быть различным. Он зависит от общей подготовленности учащихся, от их возможностей, от степени сложности натурной постановки, от целей и задач самого урока.
    Существенным моментом правильной организации изобразительной деятельности является то, что учитель стремится к максимальной самостоятельности учащихся и поэтому берет на себя только незначительную часть работы, объясняя и показывая отдельные приемы изображения, а не весь процесс рисования объекта от начала до конца. Значительная роль в развитии у учащихся умения планировать свою деятельность принадлежит наглядным пособиям, и в первую очередь схематическим рисункам, на которых показаны основные

    57
    этапы построения изображения. Пользуясь ими, дети под руководством учителя определяют порядок работы, рассказывают о нем и запоминают его. После этого дидактическое пособие убирается; в противном случае школьники будут рисовать, глядя на схему, а натуральный объект останется без внимания. Предварительное планирование имеет важное значение, поскольку побуждает ребенка обдумывать поставленную перед ним задачу и намечать последовательность своих действий. Это, разумеется, не значит, что после изучения плана работы учащиеся его не нарушают. Более того, дети в ходе практической деятельности по-прежнему нуждаются в помощи. Однако эта помощь носит совсем иной характер, да и удельный вес ее значительно сокращается. В итоге учащиеся становятся более самостоятельными, уверенными и могут дать правильную оценку своим рисункам. Отбирая модели, необходимо предусмотреть, чтобы они были достаточной величины, имели четкую структуру и не требовали слишком сложного анализа и синтеза.
    Важно также и то, чтобы предмет изображения был интересным для учащихся.
    Существенную роль играет цвет составных частей предмета. Цветные детали способствуют лучшему осмыслению строения натуры. В связи с тем что некоторые учащиеся испытывают известные трудности в восприятии предметов, находящихся в измененном положении относительно вертикальной оси, особый коррекционный смысл имеют упражнения в рисовании простых предметов, предъявляемых в различных положениях. При подборе объектов изображения не следует забывать и о том, чтобы некоторые из них имели симметричное строение. Это тем более необходимо, что многие дети не могут без предварительного обучения осуществить симметричное дорисовывание какой-либо одной половины изображения (например, бабочки, стрекозы, жука и пр.). В то же время практическое значение симметричного построения рисунка (в равной степени, как и изготовление предмета в процессе трудовой деятельности) является бесспорным.
    Поэтому некоторым ученикам можно предлагать задания где часть предмета-натуры уже изображена, тогда как другим детям предлагается изобразить предмет целиком.
    Важно, чтобы изобразительная деятельность осуществлялась в максимально благоприятных условиях. Необходимо, например, обеспечить хорошее освещение и
    оптимальную удаленность от учащихся изображаемого ими предмета. Необходимо также следить за тем, чтобы фон, на котором находится натура, имел по отношению к ней
    контрастный характер. В противном случае школьники не смогут выделить контур изображаемого предмета и его очертания окажутся «размытыми» и упрощенными. Речь идет о нарушении принципа размещения изображения на осевой линии. Для предупреждения ошибок композиционного характера рекомендуются разные средства. В

    58
    частности, на начальной стадии обучения можно использовать контрольные линии или
    точки (т.е. дополнительные ориентиры); постепенно число таких точек сокращается. Затем детей учат применять среднюю линию, используя простейшие измерения. Для того чтобы школьники быстрее усвоили, как надо размещать изображение на листе бумаги и какова должна быть его величина, полезно демонстрировать серию наглядных пособий такого типа: «Правильное расположение рисунка», «Неправильное расположение рисунка»,
    «Рисунок слишком мал», «Рисунок слишком велик», «Величина рисунка передана правильно». Важным условием является установление тесной связи с другими учебными дисциплинами, и в первую очередь с ручным трудом. Занятия лепкой на уроках труда и последующее рисование вылепленного предмета служат своеобразным этапом на пути от зрительного и мышечно-осязательного восприятия объемного предмета к его плоскостному изображению. Это способствует более прочному усвоению знаний и ускоряет процесс формирования элементарных навыков рисования. В результате установления преемственной связи между уроками рисования и ручного труда учащиеся более активно осуществляют анализ и синтез изображаемых предметов. Предшествующее рисованию изучение объектов изображения является надежным средством развития восприятия.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта