Главная страница
Навигация по странице:

  • Ф О Н Д Е В Р А З И Я ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ EFCA Изобразительная деятельность и ручной труд на уроках в начальной школе

  • 1. Применение изобразительной деятельности в учебном процессе в школе работающей на идеях инклюзивного образования.

  • Нетрадиционные техники

  • 2. Используемые методы при работе по изобразительной деятельности

  • Словесный метод

  • Метод проблемного изложения

  • Изо. Методическое пособие по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования


    Скачать 2.15 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
    Дата06.04.2022
    Размер2.15 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаizo-obraz-prog.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #449225
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    Бишкек 2020
    Изобразительная деятельность
    и ручной труд на уроках
    в начальной школе
    Методическое пособие по работе с детьми
    с ограниченными возможностями здоровья
    в условиях инклюзивного образования
    Министерство образования и науки
    Кыргызской Республики
    Ф О Н Д Е В Р А З И Я
    ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
    EFCA

    Изобразительная деятельность и
    ручной труд на уроках в начальной
    школе
    Методическое пособие по работе с детьми с ограниченными
    возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
    Бишкек 2020

    УДК 376
    ББК 74.3
    И 38
    Авторы-составители: к.п.н., профессор Тилекеев К.М., к.п.н., профессор Быковченко Н.С., ст. преподаватель кафедры СП и ПК факультета педагогики Джапарова З.Б., преподаватель кафедры СП и ПК факультета педагогики Байдуева Н.Б., зав. ПМПК МОН КР Романова
    Т.Н., Зав. Учебной работой Нижнечуйской школы для детей с НПР Бердигул уулу Улан, олигофренопедагог ПМПК МОН КР, преподаватель ИПК и ПК КГУ им. И. Арабаев
    Балиева Г.Т., исполнительный директор ФЕЦА Надирбекова А.
    Рецензенты: к.п.н, доцент Омуралиева Э., к.п.н, доцент Кыргызско-Российского
    Славянского Университета им. Б.Н. Ельцина Чжен И.Н.
    Утверждено Ученым советом КГУ им. И.Арабаева
    И 38 Изобразительная деятельность и ручной труд на уроках в начальной школе.
    Методическое пособие по работе с детьми с ограниченными возможностями
    здоровья в условиях инклюзивного образования
    -Б.: 2020. -73 стр.
    ISBN 978-9967-11-675-7
    Материалы отражают содержание образовательной программы по предмету Изобразительная деятельность и ручной труд для обучения детей в условиях индивидуального подхода. В методическом пособии представлены материалы по проблематике и методологии обучения рисованию детей в инклюзивном образовательном пространстве. Предлагаемое пособие посвящено рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную практику так называемого метода индивидуального подхода. В краткой и по- пулярной форме в книге изложены подходы ко всем основным вопросам организации деятельности учащихся в условиях индивидуального подхода: как правильно спланировать деятельность на уроке и в масштабах школы работающей на идеях инклюзивного образования, каковы основные проблемы и трудности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья изобразительной деятельности и ручному труду. Отдельно приведено описание работы с такими категориями детей как дети с РАС, ДЦП, синдромом Дауна как ученики требующие большего внимания в обучении рисованию и ручному труду.
    В пособии представлен педагогический опыт учителей, работающих в школах на идеях инклюзивного образования.
    Сборник предназначен для учителей начальной школы, а также методистов, занимающихся вопросами обучения детей с ОВЗ изобразительному искусству, ручному труду и студентов педагогических и художественных специальностей.
    Пособие разработано в рамках проекта «Развитие образовательных стратегий инклюзивной школы в КР» Фонда Евразия Центральной Азии при финансовой поддержке Фонда Сорос-
    Кыргызстан.
    И 4310010000-18
    УДК 376
    ISBN 978-9967-11-675-7
    ББК 74.3

    3
    Введение
    В школе работающей на идеях инклюзивного образования для работы по развитию творчества должен быть кабинет с необходимым оборудованием, материалом и пособиями, школьный фонд с работами детей за прошлые годы. Задача педагога инклюзивного класса состоит в том, чтобы обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения, познакомить с различными видами нетрадиционных техник рисования, аппликации и лепки.
    Изобразительная деятельность или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. В коррекционных целях в инклюзивном образовании следует использовать выполнение работы небольшими частями. Такое деление способствует переключению видов деятельности, повышая их работоспособность, отсрочивая утомление, помогая вовремя включиться в деятельность, нормализуя темп работы. В свою очередь позволяет обеспечивать чередование объяснения с выполнением работы. Специфика построения такого занятия определяется особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Чередование объяснения с выполнением работы решает еще и воспитательные задачи для всех учащихся класса: воспитание выдержки, включение в деятельность, ее темп.
    Одно из условий эффективности процесса обучения ребенка с нарушениями в развитии изобразительной деятельности и ручному труду в общеобразовательной школе – это профессионально-педагогическая подготовленность учителя, его умение владеть коллективом детей, знание их особенностей, выбор рациональной методики работы.
    Большое значение имеет профессиональная компетентность учителя. В данном случае это подразумевает высокий уровень технологических знаний в рамках программы трудового обучения, безупречное владение инструментами, безукоризненное выполнение трудовых и художественных операций. На уроках учитель должен уметь работать с различными видами традиционных и нетрадиционных материалов, знать новые технологии их обработки. Сегодня появилось много новых материалов, видов ручной деятельности и изобразительного творчества, которые должен освоить педагог инклюзивного класса.
    Кроме того, педагог обязан в совершенстве владеть методикой преподавания трудового обучения. При подготовке к урокам труда учитель должен умело пользоваться психолого-

    4
    педагогической и методической литературой, правильно выбирать тип урока, ставить нужные цели и задачи, рационально распределять учебное время. На уроке важно использовать наиболее эффективные методы и приемы обучения, уметь организовать самостоятельную работу учащихся. Учитель должен знать, как необходимо работать с разнообразными пособиями, в какой последовательности обучать детей умению ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, каким образом сформировать у них трудовую программу действий, в какой момент необходимо провести дополнительный инструктаж и т. д. Однако этого недостаточно для реализации главной функции педагога. Первостепенное значение для учителя имеют его личностные качества.
    Хороший учитель всегда добрый, чуткий, вежливый, понимающий. Он любит творчество детей, терпеливо повторяет приемы рисования, ручных действий. Очень часто дети с высокими умственными способностями не могут овладеть художественной графикой и ручным трудом, тогда как напротив, дети отстающие по академическим предметам показывают высокие результаты творчества на уроках труда и ИЗО. Педагог должен обладать педагогической зоркостью, позволяющими ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.
    Уроки трудового обучения и ИЗО несут большую эстетическую нагрузку. Педагог помогает детям понять и почувствовать как естественную красоту окружающего мира, гармонию природы, так и рукотворную красоту. Поэтому знание приемов выразительного показа определенных чувств, умение использовать в своей деятельности выразительные средства языка, жестов являются неоспоримой составляющей педагогического мастерства.
    1. Применение изобразительной деятельности в учебном процессе в школе
    работающей на идеях инклюзивного образования.
    В творческой деятельности ребенка на уроке следует выделять три основных этапа.
    Первый – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена ему. В основном дети часто меняют замысел и, как правило, называя, что хотят нарисовать, затем создают совсем другое. Лишь при условии, если занятия проводятся систематически, замысел и воплощение у детей начинают совпадать. Причина кроется в ситуативности мышления ребенка: сначала ему захотелось нарисовать один объект, вдруг в поле его зрения попадает другой, который представляется ему более интересным. С другой – называя объект изображения, ребенок, обладая еще очень небольшим опытом деятельности, далеко не всегда соотносит задуманное со своими изобразительными возможностями. Поэтому, взяв в руку карандаш или кисть и поняв свое неумение,

    5
    отказывается от первоначального замысла. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
    Второй этап – процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если не регламентировать решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда задавать лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
    Третий этап – анализ результатов – тесно связан с двумя предыдущими – это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности.
    Эмоциональное развитие
    Рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
    Рисование является источником хорошего настроения ребенка, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Для большего эффекта в работе должны быть использованы различные нетрадиционные технологии рисования, пластилинография, тестопластика и мн др.
    Очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его творческий потенциал. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым».
    Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
    Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные
    техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, Дети с ограниченными возможностями

    6
    здоровья учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение заданий.
    Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
    Развитие цветовосприятия
    Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов, наделенных конкретным содержанием, создает колорит изображения. Цвет выступает в живописи как основное изобразительное средство. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относятся к числу существенных признаков. Цвет является в рисунке одним из главных выразительных средств. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать.
    Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме,
    конструкции, которое ребёнок, может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.
    Дети с нарушениями зрения особенно уязвимы при восприятии на расстоянии цвета, формы, контура.
    Упражнения в области зрительного восприятия способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, тонкому различению формы и цвета, к сравнению.
    Особенности восприятия, как основного показателя сенсорного развития ребенка, зависят от различий в состоянии воспринимающего аппарата: зрения, тактильных ощущений и т.д., что способствует развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез – все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования.
    В процессе изо – деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.

    7
    2. Используемые методы при работе по изобразительной деятельности
    Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог и родители, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
    Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, который предполагает целесообразное сочетание общеклассных, групповых и индивидуальных форм обучения.
    Необходимость дифференцированного подхода в инклюзивном образовании обусловлена прежде всего разной степенью интеллекта среди учащихся класса, особенностями моторики, неодинаковой сформированностью графических навыков, специфическими проявлениями в области эмоционально-волевой сферы и другими особенностями детей.
    Разнообразие графических действий, необходимых для рисования, указывает на целесообразность выделения прежде всего групп учащихся с учетом особенностей
    моторики руки, однако должны приниматься во внимание и другие характеристики детей.
    Среди вопросов, связанных с дифференцированным подходом в обучении рисованию, существенное значение имеет содержание выполняемой работы: что касается прежде всего структурной сложности графических заданий.
    Так, например, задание может быть предложено одним учащимся в более простом
    варианте, а другим – в более сложном. Поэтому при подборе учебного материала следует учитывать форму, конструкцию изображаемого объекта, количестве элементов, из которых он состоит, технику выполнения рисунка и т.д.
    Дифференцированным может быть и объем заданий. В этом случае разным детям может быть предложено разное количество упражнений, включающих неодинаковое число изображений, которые отличаются друг от друга размерами и выполняются на бумаге уменьшенного или увеличенного формата. Данный вид дифференциации обучения также не исключает возможности варьировать сложность заданий.
    Однако главное заключается в дифференцированной помощи со стороны учителя и использовании им адекватных способов и средств достижения результата. По мере развития учащихся, совершенствования их графических навыков количество вспомогательных средств, с помощью которых создается изображение, сокращается.
    Изменяются также дозы и характер помощи, что способствует развитию самостоятельности детей в изобразительной деятельности.

    8
    Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают
    систему действий педагога и родителей, организующих практическую и познавательную
    деятельность детей.
    Методы обучения:
     информативно – рецептивный;
     репродуктивный;
     исследовательский;
     эвристический;
     метод проблемного изложения материала.
    В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

    рассматривание;

    наблюдение;

    экскурсия;

    образец педагога;

    показ педагога.
    Словесный метод включает в себя:

    беседу;

    рассказ, искусствоведческий рассказ;

    использование образцов педагога;

    художественное слово.
    Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

    прием повтора;

    работа на черновиках;

    выполнение формообразующих движений рукой.
    Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
    Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
    Метод проблемного изложения, не может быть использован в начальной школе.

    9
    Игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине на
    уроках ИЗО.
    1.
    На столе у учителя – наборы плоских и объемных предметов разной величины: кубики, шары, матрешки, кольца, круги, квадраты и т. п. Действия учащихся должны быть направлены на подбор, расстановку и раскладывание предметов или их частей.
    Даются задания:

    Покажите самый большой кубик.

    Покажите самый маленький шар.

    Сложите башню, начиная с самого большого кубика.

    Сложите пирамиду, начиная с самого большого кольца.

    Расставьте матрешки в ряд величине, начиная с самой большой (с самой маленькой).

    Возьмите самый большой круг, положите на него самый большой кубик, на кубик поставьте самую маленькую матрешку.
    2.
    На столе – три набора трехсоставных матрешек в разобранном виде. Учитель вызывает трех учеников и предлагает им сложить матрешки, а затем поставить их в ряд, начиная с самой большой. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
    3.
    К доске вызывают 5-6 учеников. Каждому из них учитель дает в руки вырезанный из картона круг (квадрат): одним – большой, другим – чуть поменьше. Потом ставит перед ними задачу разделиться на две группы с учетом величины геометрических фигур.
    4.
    К доске прикрепляются две рейки с гвоздиками. На столе сложены 8-10 колец (или кругов с дырочками) двух размеров. Учитель вызывает двух учеников. Один из них получает задание отобрать большие кольца и надеть их на гвоздики. Такая же задача стоит и перед другим учеником, но он должен отобрать кольца меньшего размера. Выполнять задание дети начинают одновременно по команде учителя. Выигрывает тот, кто быстрее и без ошибок наденет кольца на гвоздики.
    5.
    В крышке коробки прорезано три круглых отверстия (большое, поменьше, маленькое). Перед ребенком лежат три шара, размеры каждого из которых соответствуют размерам отверстия. Ученик получает по очереди шары и показывает, в какое отверстие следует бросить шар. Если ребенок зрительно соотносит данные величины, ему разрешается бросить шар в коробку. За выполнение задания ученик получает соответствующую оценку.
    6.
    На большом листе бумаги нарисованы (или наклеены) 3 – 4 одноцветных круга
    (квадрата, треугольника) разной величины. Отличие в диаметрах составляет 2 – 3 см.

    10
    Выполняющий задание ученик имеет у себя вырезанные из плотного картона аналогичные фигуры. Перед детьми ставится задача – установить на основе зрительного восприятия, какой круг (квадрат, треугольник) по своим размерам соответствует нарисованному на листе кругу (квадрату, треугольнику) (на каждой из нарисованных форм имеется цифра или цветная метка, на которую указывает ученик).
    7.
    К доске прикреплены рисунки предметов разной величины или сами предметы.
    Учитель по очереди вызывает учащихся и отрабатывает с ними следующие понятия:
    «большой – маленький» (шар, мяч), «высокий – низкий» (забор, столб), «длинный – короткий» (карандаш, веревка), «широкий – узкий» (ремень, лента), «толстый – тонкий»
    (альбом, дерево). Учащиеся рисуют мелом на доске предметы соответствующей величины.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта