Главная страница
Навигация по странице:

  • Как организовать домашнее занятие по рисованию (советы для родителей)

  • Рисование при диагнозе ДЦП.

  • Изо. Методическое пособие по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования


    Скачать 2.15 Mb.
    НазваниеМетодическое пособие по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
    Дата06.04.2022
    Размер2.15 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаizo-obraz-prog.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #449225
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    Тематическое рисование
    Тематическое рисование в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры занимает более скромное место в учебной программе. Это наиболее сложный вид занятий, поскольку он базируется на представлениях, т. е. на воспринятых ранее наглядных образах объектов. Физиологической основой представлений является оживление, восстановление в коре головного мозга следов от прежних раздражений. Известно, что роль представлений в психической жизни ребенка очень велика: процессы памяти, мышления, воображения, эстетические чувства и волевые действия никогда не происходят без участия представлений. В связи с этим занятия тематическим рисованием имеют особое значение в развитии школьников. Они являются чрезвычайно важной организующей и дисциплинирующей формой деятельности. Рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюжетов из окружающей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков из литературных произведений. Такая работа требует от детей мобилизации опыта, активизации представлений и воображения в соответствии с определенной целью – отразить в графической форме конкретную тему. Ее раскрытие вызывает необходимость припоминания соответствующих образов, их строения, формы, величины, цвета.
    Значительные усилия требуются от детей, чтобы они могли решать задачи по композиции

    59
    рисунка. На качестве тематических рисунков, выполненных без соответствующего обучения, сказываются недостатки наблюдательности, воображения, зрительной памяти.
    Характерно, что все дети, независимо от уровня развития, до 10- лет рисуют те
    предметы, которые они умеют рисовать, а не те, которые необходимы для правильной
    передачи сюжета.
    Дети после выполнения рисунка «исправляют» допущенные ошибки посредством речи. Эти исправления свидетельствуют о том, что речь школьников может регулировать их познавательную деятельность. Такая работа проходит более эффективно в условиях непосредственного восприятия, т. е. тогда, когда перед ребенком находится его собственный рисунок. Качество рисунков, выполненных на заданную тему, находится в прямой зависимости от прошлого опыта учащихся. По этой причине этот вид изобразительной деятельности можно разделить на три категории: 1) рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся и изображавшихся; 2) рисование предметов и явлений, ранее наблюдавшихся, но неизображавшихся; рисование предметов и явлений, которые учащимися никогда не наблюдались и не изображались. Разумеется, что все эти случаи изображения по представлению в значительной степени отличаются друг от друга и каждый из них ставит перед учеником разные по сложности задачи. Учитывая это, развитие представлений на уроках тематического рисования следует проводить в определенной системе с использованием рациональной методики. Сложные задания, подобранные без учета имеющихся у детей представлений о том или ином предмете (явлении), могут оказаться непосильными для выполнения некоторыми учениками. И наоборот, слишком простая работа выполняется без должного напряжения и, что самое главное, теряет свое коррекционное свойство. Задача учителя заключается в том, чтобы подобрать такое содержание, отражение которого в рисунке потребовало бы от учащихся определенных усилий. Не менее важно, чтобы предлагаемые задания вызывали у детей желание выполнить рисунок как можно лучше.
    Рисование на заданную тему следует отличать от так называемого свободного
    рисования, когда учащиеся рисуют по собственному замыслу по инструкции: «Рисуйте,
    что хотите». В этом случае практически отсутствует обучение, а ошибки,
    свойственные детям при передаче изображения, не только не исправляются, а, наоборот,
    закрепляются. Отсюда следует, что свободное» рисование ни в коей степени не должно
    подменять тематическое рисование.
    Рисование по желанию учащихся целесообразно проводить на уроке только в тех случаях, когда учитель не знает состава класса и ему необходимо увидеть детей в процессе

    60
    деятельности, познакомиться изобразительными возможностями своих. Последующий анализ работ позволит ему в определенной степени выявить запас представлений и графическую подготовленность учащихся.
    План работы по изобразительной деятельности должен быть составлен таким образом, чтобы урокам рисования на темы предшествовали уроки рисования с натуры или тщательные наблюдения объекта с установкой на последующее изображение его по представлению. Например, перед рисованием на тему «Весна пришла» целесообразно провести серию уроков, во время которых дети учатся рисовать деревья, скворечники, птиц и т.п. Учитель не должен ограничиваться простым сообщением темы, очень важно разъяснить ее сущность. В противном случае работа будет носить формальный характер.
    Чтобы этого избежать, следует предлагать такую тематику, которая требует от детей припоминания ранее рассматривавшихся и изображавшихся предметов. В 3-4 классах задания усложняются: учащимся предлагается нарисовать такие объекты, которые им приходилось только наблюдать. В отдельных случаях можно дать и такую тему, для раскрытия которой потребуется изобразить объекты и явления, которые ранее ученики никогда не видели и не изображали. Перед школьниками требующими индивидуального подхода обычно ставится более простая задача, в отличие от остальных учащихся класса, нарисовать по представлению какие-либо два-три хорошо знакомых предмета. Стремясь к тому, чтобы задание вызывало познавательную активность детей, учитель кратко характеризует предметы и их части по форме, величине,-цвету и т.п. В качестве примера приведем несколько таких рассказов-описаний: Задание 1. Дети, нарисуйте на одном листе два дома: маленький и большой. У маленького дома – дверь и одно окно, у большого – дверь и три окна. У маленького дома крыша красного цвета, а у большого – зеленая.
    Задание 2. Нарисуйте двухэтажный дом. Слева от дома растут две елочки, а справа – одна.
    Рядом с ней стоит легковая машина. Задание 3. Народной полке стоят три толстые и две тонкие книги, а на другой – две игрушки: матрешка и мяч. Подумайте, как их нарисовать.
    Задание 4. В левой части листа, поближе к краю, нарисуйте маленький домик, справа от домика – большое дерево, под деревом – скамеечку. Справа от скамеечки -качели. Задание
    5. Посередине листа нарисуйте снеговика. В руках у него метла, на голове – ведро. Справа от снеговика- маленькая елочка, а слева – горка, с которой катаются дети. Идет сильный снег. Эти и подобные им задания – важное средство при индивидуальном подходе.
    Результативность такого рода заданий апробирована и рекомендована в качестве одного из рациональных приемов в педагогической практике.

    61
    При иллюстрировании рассказов в начальной стадии обучения тематическому рисованию нельзя ограничиваться только словесным описанием объектов и их расположения в пространстве. Необходимо применять моделирование заданной ситуации.
    С этой целью приготавливаются модели встречающихся в рассказе предметов. Перед началом рисования учащиеся составляют из них соответствующую композицию. На следующем этапе учитель концентрирует внимание детей на припоминании образов предмета, на восстановлении в памяти по словесному описанию пространственных представлений. В тех случаях, когда учащиеся получают задание раскрыть в рисунке какую-нибудь тему, необходимо предварительно всесторонне обсудить сюжет. Так, перед рисованием на тему «Строительство нового дома» учащиеся рассказывают о своих впечатлениях от экскурсии на стройку, которую заранее организовал учитель, о том, какая техника там применяется. Дети по очереди называют объекты, которые могут найти отражение в рисунке: несколько этажей строящегося здания; наверху – строители- монтажники; башенный подъемный кран, стрела которого несет панель; по дороге едут автомашины со строительными материалами (везут бетонные плиты, цементный раствор, песок); недалеко от дома работает экскаватор (ковшом роет траншею); бульдозер засыпает яму; автопогрузчик укладывает плиты и т. п. Для уточнения представлений о внешнем виде предметов на уроке используются таблица с изображением строительных машин и детские игрушки (трактор, самосвал, подъемный кран, автопогрузчик и пр.). Учитель дает указания, как лучше нарисовать задуманное, где целесообразнее расположить отдельные предметы.
    Иногда необходимо показать способ рисования того или иного предмета или каких-нибудь его частей. Для обогащения зрительных представлений школьников важно использовать
    (не для срисовывания) книжные иллюстрации, таблицы с изображением людей и животных, различные репродукции, плакаты, открытки, фотографии и т.п. Не следует забывать и о необходимости применения слайдов. В оборудование уроков тематического рисования должны входить также игрушки, муляжи, чучела птиц и животных и т.д.
    Применение и всестороннее изучение натуральных объектов и наглядных пособий обеспечивает лучшее формирование представлений. Особая роль на уроках тематического рисования принадлежит словесным объяснениям и указаниям. Разумное сочетание слова и наглядности дает особенно хорошие результаты. У учащихся образуются более ясные и точные представления в тех случаях, когда учитель не только демонстрирует предмет или его изображение, но и подробно о нем рассказывает. Один из путей формирования качественных представлений у детей – развитие речи в единстве с организацией наглядно-

    62
    действенного опыта в ходе занятий. Даже самые сложные дети, к которым учитель приходит на помощь, проявляют активность и желание лучше выполнить рисунок.
    Особенно большое внимание приходится уделять композиции рисунка. К сожалению, фронтальное объяснение не всегда дает хорошие результаты. Многим ученикам младших классов надо дополнительно показывать возможное расположение частей рисунка. Лучше всего демонстрировать ребенку выполнение наброска рисунка на отдельном листе бумаги.
    Начиная со 2-го класса задача усложняется и рисунок разрабатывается с двумя планами.
    Учащиеся знакомятся с правилами размещения изображений на переднем и заднем планах.
    Величина изображений, расположенных на разных планах, отличается друг от друга. Чтобы учащиеся поняли эту разницу, стоит рассмотреть картину, изображающую какой-нибудь пейзаж, где хорошо видно, что на переднем плане предметы изображены крупно, а на заднем – мелко. Важно показывать каждому из детей в индивидуальном порядке, как должен выполняться тот или иной рисунок. В результате школьники начинают лучше понимать достоинства и недостатки своих рисунков.
    При оценке работ в целом учитель обращает внимание на следующие моменты: насколько полно раскрыта тема изобразительными средствами; проявил ли ученик творчество в работе или действовал шаблонно; насколько точно передан графический образ тех или иных предметов; насколько правильно ученик расположил части рисунка на плоскости листа бумаги; точно ли соблюдены пространственные характеристики изображенных предметов; соответствует ли цвет рисунков цвету реальных предметов.
    Уроки рисования на заданную тему выполняют коррекционную функцию в том случае, если: а) тематическому рисованию предшествует формирование графических образов предметов; б) уроки тематического рисования носят обучающий характер и включают в себя элементы изучения (обследования) объекта и его воспроизведение по представлению
    (отставленное воспроизведение); в) в связи с обучением тематическому рисованию учащиеся овладевают умением ориентироваться на листе бумаги и ориентировать изображения относительно друг друга; г) учащиеся побуждаются к речевой активности и осуществляют словесную регуляцию изобразительной деятельности; д) наряду с рисованием по представлению практикуется рисование предметов на основе их непосредственного восприятия.
    Целенаправленная организация коррекционно- воспитательной работы на уроках тематического рисования может быть достигнута при условии посильности и конкретности выдвигаемых перед учащимися задач.

    63
    Как организовать домашнее занятие по рисованию (советы для родителей)
    В инклюзивном образовании родителя являются активными участниками процесса обучения ребенка. Любая деятельность детей, а художественная по своему содержанию особенно, требует соответствующей организации предметной – пространственной среды.
    По этому, так важно для домашних занятий рисованием и ручным трудом правильно подобрать необходимый изобразительный материал и создать специально оборудованный уголок творчества.
    В первую очередь родителям необходимо приобрести разнообразный художественный материал: хорошую бумагу разного формата, гуашь, кисти, простые и цветные карандаши, восковые и пастельные мелки, фломастеры. Все материалы должны быть безопасными.
    Для рисования, прежде всего, потребуется бумага – листы из альбомов, листы большого формата: ватман или рулоны обоев. На такой бумаге ребёнку удобно рисовать и карандашами и красками, она не промокает и не коробится. Кроме того, большие листы позволяют ребёнку не ограничивать движение руки.
    Позаботьтесь о форме листа бумаги, это может быть квадрат, прямоугольник, треугольник, круг или вырезанные силуэты каких-либо предметов (посуды, одежды).
    Запаситесь цветной бумагой или затонируйте часть альбомных листов. Для этого возьмите небольшое блюдце с водой и разведите в нём гуашь, интенсивность цвета будет зависеть от количества используемой краски. Затем окуните туда поролоновую губку слегка отожмите её и равномерно нанесите разведённую гуашь на лист бумаги, направляя руку слева на право. Через некоторое время краска высохнет, и вы получите цветные листы. Запас бумаги необходим, чтобы можно было заменить неудачно начатую работу или вовремя предложить второй лист, если ребёнок захочет порисовать ещё.
    Первые краски, с которыми знакомится ребёнок – гуашь. Гуашь выпускается в пластиковых баночках с цветными крышками, для начинающего рисовать ученика это удобно, так как он сам сможет выбирать нужный ему цвет краски.
    Гуашь – это кроющая, непрозрачная краска, по этому при работе с ней можно накладывать один цвет на другой. Если краска очень густая, можно развести её водой, до консистенции сметаны.
    Покупая кисти, обратите внимание на номер на деревянной ручке, чем кисточка толще, тем больше номер. Для рисования гуашью подойдут толстые кисти. Не забудьте о баночке с водой для промывания кисти, очень удобны баночки непроливайки с

    64
    крышечками, льняных тряпочках для удаления лишней влаги с неё, а также подставки, которая позволит не пачкать рисунок и стол, если ребёнок решит отложить рисование.
    Наиболее распространённым изобразительным материалом являются цветные карандаши, в коробке их может быть 6, 12, 24 штуки. Ребёнку лучше рисовать мягкими цветными или графитными (М, 2М, 3М) карандашами. Ему удобно будет брать в руки и удерживать толстые карандаши диаметром 8-12 миллиметров, карандаши всегда должны быть хорошо отточены. Приучайте ребёнка складывать карандаши в коробку или ставить в специальный стакан для рисования.
    Для рисования можно давать и пастель – короткие палочки матовых цветов. В коробке их бывает обычно 24 штуки или чуть больше. Это удобный для рисования материал. Только обращаться с ним надо аккуратно- мелки ломкие, хрупкие требуют повышенной аккуратности и осторожности в работе. Краем мелка можно нарисовать тонкую линию, а боковой поверхностью – закрасить большие плоскости листа. Цвета пастельных мелков легко смешиваются друг с другом прямо на бумаге. Рисунок получается ярким и живописным. Недостаток мелков в том, что они пачкаются, легко облетают, хранят пастельные работы, в папке переложив их тонкой бумагой.
    Более практичны восковые мелки и карандаши. Мелки представляют собой короткие восковые палочки, карандаши тоньше и длиннее. Ими легко и мягко получается широкая фактурная линия. В руке их держат также как и обычные карандаши.
    Для рисования часто ребёнок использует фломастеры. Рисовать ими легко, на бумаге остаются яркие цветные изображения. Но именно это их свойство не позволяет получать смешанные цвета. После рисования фломастеры надо обязательно закрыть колпачками, иначе они быстро высохнут.
    Как правильно подготовить рабочее место.
    Уважаемые родители, вы приобрели весь необходимый для занятий изобразительной деятельности материал, а теперь позаботьтесь о рабочем месте для рисования.
    Комната должна иметь хорошее естественное освещение, если его недостаточно, используйте дополнительное искусственное освещение.
    Помните, свет должен падать с левой стороны – если ваш ребёнок правша (свет с правой стороны, если ваш ребенок левша), чтобы не затенять рабочую поверхность.
    Подберите мебель, соответствующую росту ребенка, постелите на стол клеенку. Посадите его за стол так, чтобы ему было удобно, приучайте его сидеть прямо, не слишком наклоняясь за столом.

    65
    На первых занятиях рисованием предложите только лист бумаги и одну баночку краски на выбор из двух трех цветов. Не открывайте баночки. Когда ребенок выдерет одну из них, покажите, как её открыть. Если, заглянув внутрь, ребенок захочет взять краску, не останавливаете его, пусть экспериментирует. Пофантазируйте вместе с детьми, ищите сходства с уже знакомыми предметами и персонажами. Это будет увлекательным занятием и для вас, и для ребенка. Для знакомства с материалами потребуется 3-5 минут, а сам процесс рисования не должен длиться дольше 20-25 минут. В конце занятия обязательно похвалите и покажите его рисунок всем членам семьи.
    Рисование при диагнозе ДЦП.
    Наиболее трудно рисовать и заниматься ручным трудом детям с детским церебральным параличом.
    В своей работе на уроках ИЗО с детьми с диагнозом детский церебральный паралич
    (ДЦП) необходимо соблюдать принцип дифференцированного подхода к обучению. Это обуславливает необходимость составления индивидуального плана коррекции. Прежде чем составить такой план работы, проводим диагностику (педагогическую и психологическую).
    Полученные сведения фиксируем в комплексной диагностической карте психического и физического развития учащегося в Индивидуальном учебном плане. В содержании карты отражаются анамнестические данные, характеристика познавательной сферы – уровень развития восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; показатели двигательного развития – общая и мелкая моторика, особенности социально-эмоциональной сферы.
    На основе этих данных составляем индивидуальный коррекционно-развивающий план с каждым ребенком находящимся в инклюзивном образовательном пространстве. В плане отражаются основные направления коррекции и конкретные задачи по формированию умений и навыков, темп продвижения и расширения “зоны ближайшего развития” потенциальные возможности на время обучения в классе и работа в домашних условиях.
    Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, то есть карандашом, кистью, ножницами, пластилином, клеем и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.
    Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с ДЦП тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон

    66
    психики, которые составляют основу изобразительной деятельности. Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационно – потребностного плана деятельности.
    В начале, занятия по изо – деятельности проводятся индивидуально с каждым ребёнком (в рамках реабилитации), чтобы учесть возможности и индивидуальные особенности каждого ребенка. После занятий родители также в индивидуальной форме получают консультации по вновь приобретённым навыкам и способам изображения, лепки, аппликации. Большая роль принадлежит графическим упражнениям – специальным тренировочным заданиям, применяемым для развития манипуляционной деятельности.
    Такие упражнения не только способствуют формированию графических навыков, но и производят лечебный эффект: способствуют нормализации нарушенного тонуса мышц рук, служат профилактикой образования контрактур суставов пальцев и кистей. В комплексе работы по обучению рисованию необходимо формировать у детей формообразующие движения руки в воздухе и на плоскости.
    Когда ученик только начинает рисовать, лепить, очень важно, чтобы он с самого начала на уроках усваивал правильные приёмы работы с карандашами, красками, пластилином. Поэтому, мы выполняем все действия на глазах у детей. Часто у ребенка при держании карандаша, кисточки наблюдается вялость пальцев и наоборот, чрезмерное напряжение и малая подвижность. Сидя рядом с ребенком за столом, мы показываем
    (возможна помощь тьбтора) как нужно правильно держать карандаш (установить руку в нужном положении, вложить карандаш в руку ребенка и помочь ему его держать). Затем ребенок выполняет тоже самостоятельно, а педагог(тьютор) направляет руку и пальцы.
    Начав рисовать с вертикальных, горизонтальных, косых линий упражнения постепенно усложняются.
    Для изображения подбираем наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у детей эмоциональный отклик. Изображая те или иные предметы и сюжеты, сопровождаем эмоциональным словесным пояснением, обращением к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагают демонстрировать то, что изображено.
    Следующей задачей обучения изо – деятельности детей с ДЦП является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объёмных предметов, используя зрительно – двигательное модулирование формы. На занятиях лепкой дети впервые начинают чувствовать движения каждого пальца, (когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки), а так же кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком

    67
    пластилина или теста). Часто ребенок, положив комочек пластилина между ладонями, не может придать ему нужную форму. Можно взять ладошки ребенка в свои руки и научить сдавливать комок, чтобы ребенок почувствовал нужное движение и его силу.
    Обследованиея проводятся в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используем
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта