Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.2. Типология учебной игры

  • Игровые технологии. игровые технологии. Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку в школе


    Скачать 268.5 Kb.
    НазваниеМетодика использования игровых технологий в обучении иностранному языку в школе
    АнкорИгровые технологии
    Дата13.07.2022
    Размер268.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаигровые технологии.doc
    ТипДокументы
    #630415
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Методика использования игровых технологий

    в обучении иностранному языку в школе

    Соколова Ольга Михайловна

    учитель английского языка школы № 621 г.Санкт-Петербург

    Оглавление

    Введение………………………………………………………...…....4

    Глава I. Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранным языкам ……………………………………………………………...…………8

    1.1. Анализ основ игровой технологии и игры

    1.2. Типология учебной игры

    Глава 2. Практические аспекты применения игровых технологий………………………18

    2.1. Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков. Определение и методическая структура ролевой игры

    2.3. Использование игрового метода на практике

    2.4. Игровые технологии на основе электронных ресурсов

    2.5 Проблемы, которые могут возникнуть и способы их разрешения

    Заключение…………………………………………………………………….34

    Приложение………………………………………………….……..…………36

    Литература…………………………………………………………..………...41

    Введение

    Изучение иностранного языка - это тяжелый труд. Сколько усилий требуется, чтобы запоминать новые слова, учить грамматические правила, исключения из них. И удерживать все это в памяти нужно долгое время, а точнее – навсегда. А что сегодняшние ученики? Они уверены, что смогут посмотреть нужную информацию в Интернете, и им не нужно запоминать ничего! Это новое «цифровое» поколение в большей своей части интересуется лишь компьютерными играми и своими рейтингами в социальных сетях. Как сложно бывает заинтересовать, объяснить важность изучения английского языка.

    А ведь он превратился в глобальный язык. По оценкам, насчитывается 350 миллионов носителей английского языка в мире и еще 1,2 миллиарда человек, которые говорят на нем в качестве второго языка. То есть на планете более 20% населения могут говорить по-английски. Никакой другой язык, кроме китайского, так не распространен.

    Английский язык понимают почти все ученые и образованные люди. Это язык кино, телевидения, поп-музыки и компьютерного мира. Люди (не говорящие на английском) знают много английских слов, их произношение и смысл.

    Причины такой универсальности хорошо известны и понятны. Сначала английский начал распространяться в 16 веке в Британской империи. Затем в 20-м веке США, в связи с огромным влиянием американских фильмов, продолжили всемирное распространение языка.

    По счастливому совпадению, в связи с вышеуказанными факторами, английский язык, всеобщий язык, является одним из самых простых и легких естественных языков в мире. Конечно, понятие простоты относительно, и зависит от того, какой язык вы уже знаете. Однако концепция простоты неоспорима: английский язык легко учить, понимать и использовать его в речи. Венгерский язык, например, как один из сложных, будет маловероятным кандидатом на универсальный язык.

    Прежде всего, английский язык использует латинский алфавит - самый универсальный, простой и короткий (только греческий алфавит короче и проще). Спряжение глаголов – это достаточно просто и легко. Правильные глаголы имеют только четыре формы: инфинитив в настоящем и прошедшем времени, причастие прошедшего времени, форма 3-го лица единственного числа настоящего времени. Почти нет флексий. У прилагательных, артиклей, наречий нет числа и пола. Английский язык является одним из самых аналитических языков. По этой причине большинство технических и научных работ публикуются на английском языке. Международный бизнес ведется на английском языке. В дипломатии, политике, международных отношениях в приоритете также английский. Поэтому знание этого языка очень важно для многих людей в карьере.

    Конечно, есть и другие веские причины для изучения английского языка. Это красивый и гибкий язык, который постоянно меняется и развивается. Игры помогают и поощряют учеников, поддерживают их интерес.

    Игры также помогают учителю моделировать ситуации, в которых язык является полезным и значимым. Учащиеся хотят участвовать, а для этого необходимо понять, что говорят или пишут другие. Соответственно, все должны уметь говорить или писать, чтобы выразить свою точку зрения, получить информацию и т.д.

    Именно при использовании игровых технологий в процессе обучения появляется потребность в осмысленности в изучении языка. Смысл изучения языка, на котором они говорят, читают, пишут, который они слушают, становится наглядным и, следовательно, новые слова и фразы лучше запоминаются.

    Так как игры могут обеспечить интенсивное и осмысленное практика языка, то они должны рассматриваться как основной инструмент учителя, а не использоваться от случая к случаю в оставшееся время.

    Хорошо подобранные игры являются бесценными, так как они дают ученикам отдохнуть и в то же время позволяют практиковать языковые навыки. Игры очень мотивируют, поскольку они забавные и в то же время могут быть сложными. Кроме того, они используют содержательность языка в реальных контекстах. Они также поощряют и расширяют сотрудничество. Игры могут быть использованы, чтобы дать практику всех языковых навыков.

    Итак, есть много преимуществ использования игровых технологий на уроках:

    1. Игры помогают отдохнуть от обычной рутины школьного урока.

    2. Они мотивируют.

    3. Игры дают языковую практику в различных навыках - говорение, письмо, аудирование и чтение.

    4. Они придают изучению языка осмысленность, практическую направленность.

    5. Дети учатся взаимодействовать и общаться.

    То есть также можно утверждать, что игровые технологии имеют большое воспитательное значение.

    Игры побуждают, развлекают, обучают и поощряют беглость. Если не по любой из этих причин, то они должны быть использованы только потому, что они помогают учащимся увидеть красоту английского языка, а не только проблемы, которые порой кажутся подавляющими.

    Таким образом, можно сформулировать следующие правила при использовании игровых технологий:

    • Игра должна быть не только интересной, но и нести практическую направленность.

    • Игра должна быть соревнованием, но исключительно добрым, товарищеским.

    • Игра должна вовлекать и заинтересовывать всех учеников.

    • Игра должна подчеркивать осмысленность изучения языка.

    • Игра должна дать ученикам шанс изучать, практиковаться, повторять конкретный языковой материал.

    Игра должна соответствовать возрасту и уровню владения языком.

    Используя игровые технологии учитель повышает мотивации к изучению английского языка.

    Таким образом, в наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.

    Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечест­венных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка.

    Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы он используется не достаточно активно.

    Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается мной как актуальная, требующая анализа.

    Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

    Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.

    Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.

    Гипотеза исследования – формирование познавательного интереса школьников к изучению иностранных языков будет более эффективным, если:

    - построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.

    В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

    - изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

    - изучить существующие в практике обучения иностранному языку виды и типы упражнений с использованием различных иг­ровых технологий;

    - классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

    - экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков;

    Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

    Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, философской, исторической, культурологической и методической литературы; социально-педагогический анализ (анализ программ и учебни­ков, учебно-методических пособий).

    Эмпирические: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся); метод самооценки, педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.

    Методологической основой исследования являются основные положения работ отечественных ученых в области:

    - психологии (Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной);

    - психолингвистики (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.А.Зимней);

    - педагогики (лингводидактики (Н.Д. Гальсковой, А.А. Деркача); методики преподавания иностранного языка (И.Л. Бим, И.А. Зимней, А.Н, Утехиной, А.Н. Леонтьева).

    Научная значимость исследования: дано научное обоснование использованию игрового подхода на уроках иностранного языка; конкретизировано понятие «игры» применительно к обучению школьников; отобран дидактический материал для обучения учащихся школы с использованием игровых технологий.

    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в качестве основных подходов к решению проблемы выбраны личностно-ориентированный и личностный подход).

    Практическая значимость исследования заключается в том, что:

    - результаты исследования могут быть использованы в учебной практике средней школы;

    - выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке школьных программ, учебников иностранного языка, методических пособий для учителей.

    Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, приложения, заключения и списка использованной литературы. Список использованной литературы включает 50 наименований.

    Глава 1. Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранному языку

    1.1. Анализ основ игровой технологии и игры

    Повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности – один из актуальных вопросов дидактики. Реальным способом поддержания познавательных мотивов является «включение деятельности по овладению иностранным языком в деятельность, имеющую для учащихся определенной личностный смысл (игра, общение, труд, познание)».

    Мотивация определяет значимость того, что познается и усваивается обучающимися, их отношение к учебной деятельности и ее результатам.

    Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность, то есть деятельность общения, в процессе которой формируются, помимо знаний, иноязычные речевые умения.

    Познавательные мотивы обучающихся, содержащиеся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл. Источником познавательных мотивов является осознанная познавательная потребность обучающихся. Реальные потребности изучающих иностранный язык связаны с желанием общаться на этом языке, выражать свое мнение, пользоваться языком устно и письменно, владеть им. Последнее приводит к необходимости продуманного подбора средств и приемов обучения иноязычной речевой деятельности для поддержания мотивации. В этой связи использование игровых приемов обучения иноязычному общению приобретает особую значимость.

    Проблема использования игровых технологий в организации учебных занятий в дидактике освещена недостаточно и часто носит декларативный характер. Между тем, привлечение игры как приема обучения есть действенный инструмент управления учебной деятельностью (деятельностью по овладению иноязычным общением), активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.

    В психологической концепции игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления.

    По мнению Д.Б. Эльконина, «человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [50.25]

    В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)»[7.58]

    Наиболее приемлемым представляется определение, данное А. А. Деркачом, учебной называется игра, используемая в учебном процессе в качестве задания, содержащая учебную (проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.[12.127]

    Следует отметить, что игровой метод далеко не новый. Возникшая еще в советской системе образования теория воспитывающего обучения активизировала применение игр в дидактике дошкольных систем.

    А. Н. Леонтьев в работе « Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе» определил игровую деятельность следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает « противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (то есть способов действия) – с другой.

    Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.»[28.15]

    На ранних этапах развития общества понятие игры в том смысле как мы понимаем, сейчас не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и «игрой» у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация складывалась из-за простоты мира, науки, общества.

    С развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьезном обучении, появились сложные отношения между людьми, а, следовательно, и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире он прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни.

    В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра понимается, как общенаучная, серьезная категория. В России дидактическое значение игры доказывал еще К. Д. Ушинский.

    Из раскрытия понятия игры педагогами, психологами различных школ можно выделить ряд общих положений:

    1. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.

    2. Игра детей есть самое свободная форма их деятельности, которая осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.

    3. Игра – первая ступень деятельности ребенка, изначальная школа его поведения, нормативная и равноправная деятельность младших школьников, подростков, юношества, меняющих свои цели по мере взросления учащихся.

    4. Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют.

    5. Игра – свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

    6. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.

    Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.

    Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.

    Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.

    Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.

    Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к тому или иному явлению, факту, проблеме.

    Психологическое воздействие игры на разных людей неодинаково, оно определяется индивидуальными особенностями личности.

    Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения (общения) на иностранном (и родном) языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия и действия других, побуждает актуализировать свои знания.

    С психологической точки зрения мотивация, создаваемая игрой, то есть игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивациями.

    Игра по своей природе очень близка к реальным жизненным ситуациям, а иногда и неотделима от них (теория Э. Берна) [3] . Игра благодаря дихотомии – вымышленной проблеме и реальным усилиям по ее разрешению – позволяет моделировать социокультурный контекст, проигрывать различные варианты поведения, корректировать и затем снова проигрывать. То, что в жизни трудно или совсем невозможно исправить (межкультурный конфликт или межкультурный шок), в игре можно проигрывать снова и снова, вырабатывая стратегии, необходимые для избегания данного конфликта.

    Игра ориентирована на групповую активность, что вполне отвечает запросам современной методики. Она также легко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, давая возможность каждому студенту попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальные способности.

    Благодаря знаковой природе игра предоставляет практически неограниченную возможность для создания вымышленных ситуаций, проблем, казусов, конфликтов – всего, что требует вербальной и невербальной активности и что совершенно необходимо для развития навыков межкультурной коммуникации.

    Коммуникативная природа игры также предоставляет возможности для развития коммуникативных навыков. Необходимость комментировать свои и чужие действия, взаимодействовать в пределах группы, возражать, соглашаться, высказывать свое мнение служит базой для развития речевых умений и стратегий общения, что необходимо для инициации и поддержания межкультурного диалога.

    Как следует из определения О.Ю. Болтневой, «условная природа игры, использование драматических приемов – музыки, пения, костюмов – все это способствует формированию иллюзии реальности, того, чего не хватает в языковой аудитории. Возможность активно действовать в иллюзорной реальности способствует развитию различных групп навыков, в том числе и навыков межкультурной коммуникации».[6.75]

    Переводя задачу обучения иностранному языку в задачу иноязычного общения в процессе совместной деятельности, имеющую личностную значимость для каждого участника этой деятельности, мы создаем условия для мощного скачка уровня мотивации овладения языком, речью, общением.

    Методика использования игровых приемов в обучении иностранным языкам разработана, главным образом, в дидактике раннего обучения (для детей дошкольного, младшего школьного возраста). Применение игровых технологий при обучении иностранному языку эффективно не только в школьном возрасте, но и применительно к взрослой аудитории. Следует уделить внимание играм, предполагающим элементы соревнования между отдельными коллективами, интеллектуальным играм (кроссвордам, лото, головоломкам) и ролевым играм.

    Недостаточная разработанность проблемы использования игровых технологий и недооценка их применения в вузовском обучении, требует, серьезного внимания лингводидактов. Речь здесь идет о возможности интеграции приемов и методов, используемых в дидактике раннего обучения иностранным языкам, вузовскую дидактику. Использование игры как приема обучения иноязычной речевой деятельности эффективно как в детской, так и во взрослой аудитории.

    Эффект игры основан на таком механизме памяти как непроизвольное запоминание. В игре обучаемые (взрослые и дети) запоминают неосознанно то, что не стремились запомнить. В этом смысле можно говорить о зависимости запоминания от деятельности, в ходе которой оно совершается. Игра является той самой деятельностью, которая создает эмоционально стимулирующую заинтересованность и способствует непроизвольному запоминанию.

    Дидактическая игра, используемая в обучении, представляет собой ситуацию, моделирующую реальность в целях обучения.

    По мнению С.Т. Занько [18], обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (синтез барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методами непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умение быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным. Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагменты.

    Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность. Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное использование ее на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности.

    Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы. Очевидно, что формирование речевых навыков и умений должно идти в условиях, максимально приближенных к тем, какие могут встретиться при естественной коммуникации, а сам процесс обучения должен строиться на решении системы коммуникативных задач посредством языкового материала. Средством педагогического управления учебной деятельностью являются коммуникативные задания, при помощи которых преподаватель приглашает и вовлекает учащихся в творческую деятельность.

    Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.

    Игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно предварительно прочитать о других.

    Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

    Исходя из этого, можно сказать, что технология игровых методов обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в мире и в жизни, т. е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

    Но следует согласиться с С.Т. Занько [18], который выделяет ряд требований различного характера к применению на уроках игр.

    Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности студентов – характер, темперамент, целеустремленность, усидчивость, организованность, дисциплинированность, воля, состояние здоровья, самочувствие каждого участника игры.

    Требования социально-психологического характера подразумевает создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является социально-психологическая готовность учащихся к такого рода деятельности. Данный вид готовности предполагает, в частности, компетенцию участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обуславливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно опираться на знания, навыки умения, приобретенные на различных занятиях, и обеспечивать возможность обучаемых принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является логическое сочетание игры с практикой реального общения. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.

    Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность.

    Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении болезни говорения (общения) на иностранном языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога.

    Игра формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия, действия других, побуждает анализировать свои знания.

    Благотворное влияние игр на формирование ответственного отношения к учебной деятельности. Повышается требовательность к себе. Развиваются профессиональные качества будущего специалиста, формируются методические умения.

    Основными требования к игре и условиями ее проведения являются:

    Психологические требования. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личностный смысл и значимость для каждого из участников. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней.

    Педагогические требования сводятся к следующему: применяя игру как форму (средство, методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом необходимо учитывать особенности группы ее членов. Педагогические требования подразумевают вплетение оптимальных условий ведения игры в учебном процессе.

    Методы анализа и решения конкретных ситуаций, познавательно-дидактические, ролевые и деловые игры можно представить как своеобразную «матрешку», которая сначала должна быть в разобранном виде. Это означает, что обучающихся нужно постепенно готовить к играм. Начинать следует с анализа и решения конкретных ситуаций, где модели объекта и отношения уже заданы в готовом виде. Затем по сложности следуют познавательно-дидактические игры.

    Познавательные игры могут содержать уже элементы ролевых игр, которые представляют большую сложность для учащихся. Следует согласиться с А.А. Деркачом [12], что наиболее актуально применение ролевых игр на уроках иностранного языка, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого – обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность. Ролевая игра имеет большое значение в развитии механизма детского восприятия, которое является ведущей деятельностью ребенка, в особенности в младшем школьном возрасте.

    После получения опыта разыгрывания ролей ученики достаточно подготовлены к деловым играм. Таким образом, чтобы участники игр действовали компетентно, желательно по определенной теме организовать систему имитационных методов, изучая материал через анализ и решение ситуаций, познавательные, ролевые и деловые игры.

    Таким образом, учебная игра является одним из способов организации учебно-познавательной деятельности. Применение игр в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом. Будучи введенной в систему традиционного обучения, игра позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.

    В соответствии с областью применения игрового подхода в обучении ведутся разработки игр. При этом предметом исследования становятся игры дошкольников, школьников всех возрастных категорий, игры, моделирующие конкретные педагогические ситуации с целью формирования у будущих педагогов общепедагогических умений.

    В настоящее время в педагогике США и Англии разрабатываются социодрамы как ролевые игры, назначение которых научить школьников ориентироваться в жизненных ситуациях, помочь понимать мотивы и чувства других людей, сформировать опыт социально ориентированного поведения. В университетах, колледжах, школах бизнеса и крупных промышленных компаниях широко используется имитационно-игровой подход для моделирования различных сфер профессиональной деятельности.

    В работах последних лет значительное внимание уделяется типам игр, условиям их проведения, приемам организации учебно-игровых взаимодействия. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что развивающие, воспитывающие обучающие функции учебных игр в полной мере еще не выявлены, а сам игровой подход к обучению зачастую оправдывается практическим эффектом, а не завершенными дидактическими методологическими обоснованиями.

    Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.

    1.2. Типология учебной игры

    Анализ учебно-методической литературы [12;19;46;48] по вопросам игрового обучения английскому языку показал, что игры группируются по цели использования (лексика, грамматика, перевод, страноведение), по функциональной значимости (речевые навыки и умения), по сюжетной линии (инструментальные игры, ролевые игры, деловые игры и так далее). Порою в пособиях заметно расхождение между содержанием игры и её авторской классификацией, что приводит к заключению, что игровые задания четче определяются по внутреннему организационному механизму.

    Проведенный анализ научно-методической литературы об использовании игровых приемов в обучении, позволил сделать вывод по организационно- структурным принципам игровых заданий, которые можно разделить на две основные группы:

    1. Игры соревновательного характера, содержащие организационные установки и правила для достижения успеха, величина которого определяется по количественным критериям (кто больше, кто быстрее, кто правильнее, с наименьшим количеством ошибок выполнит задание), а также по качественным критериям (кто, точнее, кто оригинальнее, кто интереснее, кто разнообразнее и тому подобное построит речевое высказывание). Внутри этого типа игр можно выделить различные виды и подвиды в зависимости от обучающих целей задания, языкового наполнения, используемого реквизита, содержания и характера действий, что мы, однако, считаем вторичными признаками, учитываемыми лишь в частных группировках.

    Задания, в которых «проигрываются» различные ситуации. К этой группе относим: моделирование – проигрывание от своего имени ситуаций бытового или условного характера. (В зарубежной методике в рамках моделирования различают социодраму - исследование какого-либо события, случая, и психодраму, имеющую психотерапевтическую направленность.); ролевое исполнение проблемной ситуации бытового или условного характера с заранее заданными параметрами речевых действий; драматизацию – действие по готовому сценарию познавательного характера предполагают формы естественной деятельности, основанной на мотивах инстинктивного поведения и рефлексивного усвоения языковых форм и правил. Игры второй группы требуют исполнения ситуаций в опоре на воображение, социальный и эмоциональный опыт, фоновые знания участников.

    Прежде всего, необходимо дать классифицированное определение данному типу игр.

    Лингвистической обучающей игрой мы называем вид учебной деятельности, предназначенный стимулировать и поддерживать интерес учащихся к предмету, что позволяет им практиковаться в слушании или говорении в целях обучения языку в атмосфере радости и оживления.

    Обучающая игра имеет 3 главные характеристики:

    1) цель (выигрыш);

    2) набор критериев для определения победителей и проигравших (соревнование);

    3) правила, которые управляют действиями игроков. Обучающие цели таких игр заключаются в развитии и закреплении навыков устной (письменной) речи, на основе повторения, тренировки моделей, подлежащих овладению учащимися.

    Подобные игры М.Ф. Стронин [41.59] определяет как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия».

    Отечественные и зарубежные специалисты рассматривают лингвистическую обучающую игру как языковое, речевое упражнение с элементами занимательности и эмоциональной заинтересованности. По форме – это соревнование с набором правил для достижения успеха, что составляет игровую, мотивационную суть задания, отличающую игру от обычного упражнения.

    В учебной игре присутствует лингводидактическое игровое задание. Это способ повышения мотивации и создания занимательности в целях обучения языку и речи, который в форме соревнования предполагает выполнение учащимися комплекса речемыслительных действий на форме игровых. Ценность лингводидактической игры определяется, не по тому, какую реакцию она вызовет со сто­роны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику.

    Существуют группы игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

    I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

    II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

    Также С.Т. Занько [18.55] выделяет несколько видов игр:

    Организационно-деятельные игры, предусматривающие организацию коллективной мыследеятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Задача руководителя (ОДИ) «сделать» группу единицей учебного процесса, но при условии сохранения личной позиции каждого. Ролевые игры, которые характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения.

    Деловые игры, представляющие собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов.

    Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной и т. д.), необходимые знания усваиваются участниками игры в реальном для них процессе информационного обеспечения игровых действий, формировании действенного образа той или иной реальной ситуации.

    Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого в необычный игровой контекст. Следует различать дидактические игры, построенные на внешней занимательности, и игры, требующие действий, которые входят в состав деятельности подлежащей усвоению.

    Многие авторы учебников и трудов по методике обсуждают образовательную ценность игр. Большинство языковых игр заставляют пользоваться языком вместо заучивания правильных форм. Игры могут рассматриваться как центральная, а не периферийная система в программе обучения иностранным языкам. Игры могут снизить волнение, делая введение материала более естественными. Они высокомотивационны.

    Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино». Учебная игра – упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Игра – задание, содержащее учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся.

    Выводы к главе 1

    - игровые технологии значительно повышают мотивацию к изучению иностранных языков;

    - игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим ее актуализации;

    - игра способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, обеспечивает развитие речемыслительной деятельности учащихся.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта