Главная страница

Корнейчук Б.В. - Микроэкономика. Деловые игры (учебное пособие). Микроэкономика деловые игры


Скачать 1.36 Mb.
НазваниеМикроэкономика деловые игры
Дата08.04.2018
Размер1.36 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКорнейчук Б.В. - Микроэкономика. Деловые игры (учебное пособие) .doc
ТипКнига
#40639
страница4 из 20
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


Представим, что Федор съел и второе яблоко. Теперь наибольшее отношение предельной полезности к цене будет у кекса (11/2 против 5/1, 5/1 и 9/2). Итак, равновесный набор состоит из двух яблок и од­ного кекса. Формально он записывается так: (2; 0; 0; 1). Максимальная полезность равна (7 + 6) + 11 = 24. Любой другой набор стоимостью 4 талера даст меньшую полезность (проверьте!).
Правила игры

1. Имеются четыре продукта: гусь, утка, курица и фазан (рассмат­риваются животные, — как у К. Менгера). Каждая из птиц изо­бражается карточкой:

* гусь — красной;

*утка — синей;

* курица — коричневой;

* фазан — зеленой.

2. Цена гуся, утки и курицы — $1, фазана — $2 (фазан — дичь, по­этому он дороже).

3. Каждый студент разводит (или добывает в лесу) птиц одного вида и продает (обменивает) их на рынке. Каждый продавец вы­ходит на рынок, располагая продуктами стоимостью $4 (бюджет потребителя):

* у продавца гусей — 3 гуся и $ 1;

* у продавца уток — 3 утки и $1;

* у продавца кур — 3 курицы и $1;

* у продавца фазанов — 1 фазан и $2.

4. Студентам выдаются соответствующие наборы (птицы плюс дол­лары). Роль доллара у нас выполняет советский «пятак» (можно взять любую монету, вышедшую из обращения).

5. Каждый продавец является и потребителем. Он получает свою таблицу Менгера. Используя ее и учитывая заданный бюджет по­требителя ($4), студент должен определить равновесный набор продуктов и максимальную полезность, т. е. решить задачу, ана­логичную задаче из раздела «Теория».

6. Конечная цель потребителя-продавца — получить равновесный набор в материальной форме (карточка плюс деньги) и предъ­явить его преподавателю. Необходимо особо подчеркнуть, что вместо любой птицы студент может предъявить соответствующее ее стоимости количество долларов. Таким образом, роль доллара в этой игре похожа на роль джокера в картах, который может «превратиться» в любую карту.

Пример. Равновесный набор продавца состоит из двух гусей и двух кур. Он получит максимум полезности, если предъявит пре­подавателю один из следующих наборов:

* 2 гуся, 1 курицу и $1;

* 2 гуся и $2;

* 2 курицы и $2;

* 1 гуся и $3 и т. д.

7. Для того чтобы «добыть» равновесный набор, студент вынужден меняться продуктами с другими студентами. Обычно успеха до­биваются студенты, которые громко объявляют о том, какие про­дукты им нужны и какие продукты они предлагают для обмена. Понятно, что обменять птицу на доллар сложнее, чем доллар на птицу. Это связано с тем, что доллар обладает большей ликвидно­стью, а поэтому он ценнее гуся или курицы.

8. В игре особо выделяется случай, когда студент предъявляет пре­подавателю $4. Этот студент — абсолютный победитель игры, потому что он добился сложной цели, — получил максимально возможный объем ликвидных средств. Для этого, несомненно, нужен предпринимательский талант (возможность рэкета мы ис­ключаем). Мы даже «прощаем» этим студентам ошибки в опреде­лении равновесного набора.

9. Баллы присуждаются по следующим правилам:

* пять баллов. Предъявлены $4;

* четыре балла. Правильно определены равновесный набор и максимальная полезность, причем равновесный набор предъяв­лен преподавателю (если помимо птиц сдаются доллары, то не­обходимо объяснить, какую птицу «заменяет» каждый дол­лар);

* три балла. Правильно определены равновесный набор и мак­симальная полезность, но студенту не удалось совершить нуж­ный обмен и сданный набор не является равновесным (прода­вец обладает экономическими знаниями, но ему не хватило предпринимательских способностей);

* два балла. Равновесный набор определен неверно, предъявлен на­бор стоимостью $4 (продавцу не хватает экономических знаний, и он не продемонстрировал предпринимательского таланта);

* один балл. Предъявлен набор стоимостью меньше $4 (продавца обманули партнеры по сделке, или товар, попросту, украден).

10. Побеждает студент (студенты), получивший наибольшее количе­ство баллов.
Подготовка игры

1. Подготовить карточки четырех цветов и монеты. Число карточек каждого цвета должно быть приблизительно равно числу студен­тов в группе. Число монет должно на 25% превосходить число студентов в группе.

2. Подготовить карточки с таблицами Менгера (по числу студентов группы). На каждой карточке надо указать, каких птиц продает данный потребитель (табл. 2.3).

3. Определить равновесный набор и максимальную полезность для каждой таблицы Менгера, учитывая заданные цены продуктов и ограничения бюджета (табл. 2.4).

4. Подготовить таблицу для регистрации преподавателем результа­тов игры (табл. 2.5).
Порядок проведения игры

1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для поведения игры.

Таблица 2.3

Предпочтения участников игры

1. Гусь

2. Гусь

3. Гусь

Г

У

К

Ф

Г

У

К

Ф

Г

У

К

Ф

27

32

28

59

31

32

34

64

12

11

11

25

26

31

28

58

31

32

33

64

11

10

10

24

25

31

28

57

30

31

. 33

60

10

9

8

20

24

29

28

56

30

29

30

56

10

7

5

15

4. Утка

5. Утка

6. Утка

Г

У

К

Ф

Г

У

К

Ф

Г

У

К

Ф

18

14

16

31

27

28

32

59

20

23

24

44

17

13

16

30

26

28

31

58

19

22

20

40

14

13

12

26

25

28

31

57

18

20

19

38

10

11

9

20

24

20

29

56

18

16

15

34

7. Курица

8. Курица

9. Курица

Г

У

К

Ф

Г

У

К

Ф

Г

У

К

Ф

24

23

20

44

18

16

14

31

14

12

12

25

20

22

19

40

17

16

13

30

13

10

12

22

19

20

18

38

14

12

13

26

6

9

10

21

15

16

18

34

10

9

11

20

6

8

8

15

10. Фазан

11. Фазан




12. Фазан

Г

У

К

Ф

Г

У

К

Ф

Г

У

К

Ф

17

16

17

30

16

16

17

30

14

16

17

30

16

14

15

28

14

15

14

30

14

16

14

30

12

13

15

26

13

14

14

28

13

15

12

29

11

12

14

26

12

13

12

28

13

12

10

25


2. Решить на доске задачу на определение равновесного набора (см. раздел «Теория»).

3. Объяснить студентам цели и правила игры.

4. Выдать каждому студенту:

* карточку с таблицей Менгера, задающей индивидуальные по­требительские предпочтения;

* карточки, заменяющих в игре птиц: для продавцов гусей, уток и кур — три, для продавцов фазанов — одну. Эти карточки должны соответствовать виду птиц, указанному над таблицей Менгера;

* монеты: для продавцов гусей, уток и кур — одну, для продавцов фазанов — две.
Таблица 2.4

Равновесные наборы участников игры

Вариант

Набор

Полезность



Г

У

К

Ф



1

0

4

0

0

123

2

0

1

3

0

132

3

0

0

0

2

49

4

2

0

2

0

67

5

0

0

4

0

123

6

0

1

1

1

91

7

1

1

0

1

91

8

2

2

0

0

67

9

2

0

0

1

52

10

2

1

1

0

66

11

1

2

1

0

64

12

0

3

1

0

64



Таблица 2.5

Результаты игры «Поведение потребителя»




п/п

Студент

Вари­ант

Сдан набор

Полезн.

Опт.

Балл

1

2

3

4

5

6

7

1

Григорьев

3

0, 0, 0, 2

49

+

4

2

Петрова

7

1,1,0,1

91

+

4

3

Антонов

12

0, 3, 1 , 0

64

+

4

4

Сергеева

5

0,1,3,0

122

-

2

5

Дмитриев

2

Неопт.

91

+

3

6

Борисов

1

2,1,1,0

250

-

2

7

Глебова

6

0, 1, 1, 1

91

+

4

8

Иванова

8

2, 2, 0, 0

67

+

4

9

Яковлев

10

$4

$4

$4

5

10

Маринин

4

Неопт.

67

+

3

11

Алексеева

11

3, 0, 0, 0

64

+

1

12

Федотов

9

1, 1,0,1

4

-

2



5. Предоставить студентам 20-30 минут, за которые они должны ус­петь:

* определить равновесный набор и соответствующие максималь­ные значения полезности;

* обменять «ненужных» птиц на «нужные» птицы или монеты и получить равновесный (оптимальный) набор;

* предъявить преподавателю равновесный набор и сообщить ему значение максимальной полезности; либо сдать $4; либо сооб­щить состав равновесного набора и сдать неравновесный на­бор. Одновременно сдать преподавателю карточки с таблица­ми Менгера.

6. Подвести итоги игры, используя таблицу 2.4. Выставить студен­там баллы. Сообщить каждому студенту его равновесный набор и максимальную полезность, используя ту же таблицу. Проанали­зировать ошибки, допущенные при решении задачи равновесия потребителя и обмен! продуктов. Объявить победителя (победи­телей) игры.
Пример игры

1. Исходные данные:

• студентов — 12;

• карточек «Гусь», «Утка» и «Курица» — по 9;

• карточек «Фазан» — 3;

• монет — 15.

2. В результате проведенных студентами расчетов и обменов полу­чены следующие данные (табл. 2.5).

Примечания:

• в первом столбце таблицы указывается порядковый номер сту­дента в соответствии с последовательностью предъявления преподавателю наборов продуктов;

• в третьем столбце указывается номер карточки с таблицей Менгера (номер варианта);

• в четвертом столбце записывается: сданный набор продуктов, если студент считает его оптимальным; либо, в противном слу­чае, сокращение «неопт.»;

• в пятом столбце указывается полезность равновесного набора (по мнению студента). Студенты, полагающие, что сданный ими набор не оптимален, указывают максимальную полезность рас­считанного, но не «добытого» ими равновесного набора;

• в шестом столбце ставится знак «плюс» студентам, правильно определившим равновесный набор, независимо от того, «добы­ли» они его или нет. Студентам, не определившим равновес­ный набор, ставится знак «минус»;

• для студента, сдавшего 4 доллара, в столбцах 4-6 записывается знак «$4».

3. Итоги игры:

• абсолютным победителем игры стал Яковлев, сдавший $4 (5 бал­лов);

• пять студентов также можно признать победителями. Каждый из них верно определил и с помощью обмена «добыл» равно­весный набор: Григорьев, Петрова, Антонов, Глебова, Иванова (4 балла);

• два студента верно определили равновесный набор, но не смог­ли произвести необходимый обмен: Дмитриев, Маринин (3 бал­ла);

• три студента не смогли правильно определить равновесный на­бор: Сергеева, Борисов, Федотов. Это грубая ошибка (2 балла);

• студентка Алексеева верно определила равновесный набор, но в ходе обмена потеряла одну птицу (или доллар). Этот серьез­ный просчет на практике приводит к снижению полезности на большую величину, чем ошибка в определении равновесного набора (1 балл).


  1. Деловая игра «Равновесие монополии»


Цели игры

1. Усвоить понятия «индивидуальный спрос», «рыночный спрос», «монополия», «выручка», «издержки», «прибыль», «равновесие фирмы», «равновесная цена».

2. Осознать сущность закона спроса.

3. Изучить механизм ценообразования на монополизированном рынке.

4. Приобрести элементарные навыки выявления предпочтений по­требителей и рекламирования товара.
Понятия

Индивидуальный спрос — количество товара, которое желает и способен приобрести данный человек за некоторый промежуток времени.

Рыночный спрос — сумма значения индивидуального спроса всех покупателей данного товара.

Закон спроса — убывание объема спроса при увеличении цены.

Монополия — единственный продавец.

Монополия-перекупщик — монополия, которая покупает товар по фиксированной цене на одном рынке (цена покупки), а продает его по произвольной (монопольной) цене на другом рынке.

Выручка — произведение цены и объема продаж.

Издержки монополиста-перекупщика — произведение цены за­купки и объема продаж.

Прибыль — разность выручки и издержек.

Равновесие фирмы — ситуация, когда ее прибыль максимальна.

Равновесная цена — цена, которую должен установить монопо­лист, чтобы максимизировать прибыль.

Теория

Равновесная цена монополии-перекупщика определяется суммой зна­чений индивидуального спроса всех покупателей и ценой закупки. Рассмотрим пример.

На рынке — два покупателя и монополия. При ценах 30,25 и 20 еди­ниц спрос первого покупателя равен 1,2 и 3, а спрос второго покупате­ля — соответственно 0,1 и 1. Цена закупки равна 9. Рыночный спрос Qнайдем, сложив функции индивидуального спроса Q1 и Q2. Общие из­держки ТС в данном случае пропорциональны объему продаж. Учиты­вая это, запишем данные в табл. 3.1 и выполним действия.

Максимальная прибыль — 48 достигается при цене 25. Это — равно­весная цена.

Таблица 3.1

Расчет равновесной цены монополии


Р

Q1

Q2

Q

TR

ТС

П







Q1 + Q2

P x Q1

9 x Q

TR-TC

30

1

0

1

30

9

21

25

2

1

3

75

27

48

20

3

1

4

80

36

44


Правила игры

Несколько студентов (2-3 чел.) выступают в роли монополии-пере­купщика (у каждого продавца свой уникальный товар).

1. Остальные студенты являются покупателями. Каждый студент может предъявить спрос только на один товар.

2. Фактически игра происходит между студентами-«монополиста-ми». Победит монополист, получивший большую прибыль. Зада­ча монополистов заключается в выборе и рекламировании товара с целью формирования высокого рыночного спроса на него.

3. Монополист устанавливает цену закупки товара, ориентируясь на сложившуюся цену на этот товар на реальном рынке. Эта цена су­щественно влияет на прибыль монополиста. Если цена закупки излишне высока, то монополия может оказаться в убытке. Одна­ко цена закупки не должна быть неправдоподобно низкой. Если цена закупки равна нулю, то мы говорим, что монополист «украл» товар.

4. Монополист сообщает цену закупки преподавателю конфиденци­ально, поскольку она не должна влиять на формирование индиви­дуального спроса покупателей (это «коммерческая тайна»).

5. Студенты-«покупатели» участвуют в игре, поддерживая того или иного продавца («голосуя рублем»). Каждый покупатель выби­рает один товар и предъявляет на него спрос.

6. Если покупатель предъявляет спрос, который не подчиняется за­кону спроса, то такой покупатель дисквалифицируется, а его за­явка в игре не участвует. Определенный продавец лишается под­держки этого покупателя.

7. Процедуре заполнения таблиц индивидуального спроса предше­ствует дискуссия в аудитории о возможном диапазоне изменения цены каждого товара. Итогом дискуссии должен стать набор воз­можных значений цены каждого товара (4-5 значений), в кото­рый, по мнению аудитории, входят максимально и минимально возможное значение цены.

8. В дискуссии о диапазоне цены товара не участвует его продавец, поскольку он заинтересован в повышении цены и установлении более высокой равновесной цены.

9. Преподаватель в этой игре выполняет организационные функции и осуществляет необходимые расчеты на доске (расчеты можно поручить студенту).
Подготовка игры

1. Установить количество возможных значений цены для каждого товара (у нас оно равно 4).

2. Подготовить «бланки» для записи индивидуального спроса (табл. 3.2).

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия, необходимые для проведения игры. Решить на доске задачу из раздела «Теория».

2. Объяснить студентам цели и правила игры.

3. Среди активных студентов выбрать двух (или более) человек, ко­торые будут выступать в роли продавцов (желательно доброволь­цев). Дать им время на обдумывание вопроса о том, какой товар в данное время в данной аудитории будет пользоваться наиболь­шим спросом.
Таблица 3.2

Бланк для предъявления индивидуального спроса

Ф. И. О.




товар






цена

спрос

1







2







3







4








Примечание. Предлагаемые для продажи товары должны быть от­носительно недорогими: пирожки, мороженое, авторучки и т. п. Для большей определенности понятия «недорогие» надо условно предположить, что каждый из присутствующих студентов располагает одинаковой небольшой суммой денег (100-200 руб.). Это ограничение студенты-покупатели должны учитывать при предъявлении индивидуального спроса. Предполагаемые затраты покупателя на тот или иной товар при любой цене не должны пре­вышать данной суммы.

4. Предложить студентам-продавцам рекламировать свой товар пе­ред аудиторией.

5. Взять у студентов-продавцов значения цен покупки соответству­ющих товаров, соблюдая при этом конфиденциальность.

Примечание. При дальнейшем обсуждении диапазона цены мо­жет случиться, что заявленная цена закупки окажется больше, чем максимальная цена диапазона. В этом случае прибыль про­давца отрицательна при любой цене диапазона, т. е., продавец тер­пит фиаско как предприниматель, поскольку он приобрел товар по слишком высокой цене.

6. Провести дискуссию о возможном диапазоне цены каждого това­ра. Разбить этот диапазон на три равные части, получить 4 воз­можные значения цены (округлить до целых рублей).

Пример. Студенты-покупатели сошлись на том, что цена мороже­ного «Холодок» может находиться в пределах 12-20 руб. Вели­чина диапазона составляет 20 - 12 = 8 руб. Разница между сосед­ними ценами равна 8 : 3 = 2,7 руб. (округленно — 3 руб.). Тогда возможные значения цены будут: 12,15,18 и 21 руб.

7. Выдать всем студентам «бланки» индивидуального спроса.

8. Предложить студентам выбрать один товар и записать четыре значения индивидуального спроса, отвечающие установленным ранее четырем возможным значениям цены. Студент должен ста­раться дать максимально правдивую информацию о спросе, т. е. указать, сколько единиц понравившегося товара он купил бы по каждой цене, если бы вдруг сейчас в аудитории ему стали прода­вать данный товар. При этом необходимо учитывать действие за­кона спроса и ограниченность средств покупателя. Примечание. Продавцу запрещено выбирать свой товар, так как заявленный спрос на него, скорее всего, не будет объективным, поскольку по условию игры продавец заинтересован в максими­зации суммарного спроса на свой товар.

9. Собрать заполненные бланки и разложить их на две (или более — по числу продавцов) пачки.

10. Не рассматривать бланки, в которых нарушен закон спроса.

11. Произвести на доске необходимые расчеты для определения рав­новесной цены первого товара и максимальной прибыли первого продавца, предварительно «рассекретив» цену покупки.

12. Произвести аналогичные расчеты для определения параметров равновесия второго монополиста.

13. Определить монополиста, прибыль которого максимальна. Он является победителем игры.
Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 6;

* товаров — 2;

* возможных цен — 4.

2. Студент Иван — продавец бубликов. Цена закупки бублика — 2 руб.

3. Студент Лена — продавец дискет. Цена закупки дискеты — 10 руб.

4. Возможные цены бублика: 4, 6,8, 10 руб.

5. Возможные цены дискеты: 8,11, 14, 17 руб.

6. Спрос на бублики предъявили Катя, Лена и Петр. Индивидуаль­ный спрос каждого покупателя и необходимые расчеты представ­лены в табл. 3.3.
Таблица 3.3

Рынок бубликов: расчет равновесной цены

Цена

Катя

Лена

Петр

Q

TR

ТС

П

4

3

1

6

10

40

20

20

6

2

1

5

8

48

16

32

8

1

0

4

5

40

10

30

10

0

0

2

2

20

4

16


* равновесная цена бублика — 6 руб.;

* равновесный объем продаж — 8 бубликов.;

* равновесная прибыль Ивана — 32 руб.

7. Спрос на дискеты предъявили Иван, Надя и Миша. Значения спроса, представленные Мишей, не подчиняются закону спроса: при ценах 8, 11, 14 и 17 руб. они равны соответственно 0, 0, 5 и 0 штук. Поэтому заявка Миши не учитывается.

Индивидуальный спрос Ивана и Нади, а также необходимые рас­четы представлены в табл. 3.4:

* равновесная цена дискеты — 14 руб.;

* равновесный объем продаж — 1 дискета;

* максимальная прибыль Лены — 4 руб.

8. Прибыль у Ивана больше, чем у Лены (32 против 4). Иван — по­бедитель игры.

Таблица 3.4

Рынок дискет: расчет равновесной цены

Цена

Иван

Надя

Q

TR

ТС

П

8

3

2

5

40

50

-10

11

1

2

3

33

30

3

14

0

1

1

14

10

4

17

0

0

0

0

0

0


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


написать администратору сайта