Главная страница
Навигация по странице:

  • Подготовка игры 1. Подготовить карточки по числу участников игры (табл. 10.1). Таблица 10.1 Бланк для записи отобранных претендентов

  • Должность Тип должности Претендент

  • Таблица для самотестирования

  • Вопросы теста 1. Внешний вид

  • Корнейчук Б.В. - Микроэкономика. Деловые игры (учебное пособие). Микроэкономика деловые игры


    Скачать 1.36 Mb.
    НазваниеМикроэкономика деловые игры
    Дата08.04.2018
    Размер1.36 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКорнейчук Б.В. - Микроэкономика. Деловые игры (учебное пособие) .doc
    ТипКнига
    #40639
    страница9 из 20
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20
    Часть IV

    РЫНОК ТРУДА

    ___________________

    10. Деловая игра «Отбор персонала»
    Цели игры

    1. Научиться определять психологический тип личности по методу С. Деллингер и устанавливать соответствие между типом лично­сти и характером труда на конкретном рабочем месте.

    2. Приобрести опыт проведения психологических тестов.

    3. Расширить представление студентов о своих психологических особенностях и психологических особенностях других студентов группы. Помочь студентам сориентироваться в выборе будущего места работы.

    4. Приобрести элементарные навыки отбора персонала.
    Понятия

    Отбор персонала — процесс выбора предприятием из списка претенден­тов наиболее подходящего лица или группы лиц в соответствии с крите­риями вакантного места и с учетом условий реальной обстановки.
    Теория

    Игра основана на теории американского психолога Сьюзен Деллин­гер, согласно которой каждый человек принадлежит к одному из пяти психологических типов: Квадрат, Треугольник, Прямоугольник, Круг и Зигзаг. Каждый тип наиболее подходит для работы, для которой нужны определенные характеристики труда: исполнительность, уме­ние управлять людьми, способности к общению или творчеству.

    Квадрат. Символизирует трудолюбие, усердие, потребность дово­дить начатое дело до конца. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей от­расли. Умение анализировать — сильная сторона Квадрата, он может прорабатывать детали сложных проектов. Квадраты могут быть отличными исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами. Когда приходит время принимать решение, особенно, связанное с риском, Квадраты, вольно или невольно, оттягивают его принятие. Эмоциональная сухость мешает Квадратам контактировать с разны­ми людьми.


    Рис. 10.1. Психологические типы личности
    Треугольник. Символизирует лидерство. Треугольники — энергич­ные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Они сосредоточиваются на главном, на сущности проблемы. Треугольники честолюбивы, стремятся сделать карьеру. Из них получаются великолепные менеджеры самого высокого уровня. На пути к вершинам власти они не слишком щепетильны с точки зрения моральных норм.

    Прямоугольник. Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, человека, неудовлетворенного тем образом жизни, который он ведет сейчас. Основным психическим со­стоянием Прямоугольника является замешательство, запутанность в проблемах и неопределенность. Им просто необходимо общение с дру­гими людьми. Они открыты для новых идей и ценностей, легко усваи­вают все новое. Они любознательны и смелы.

    Круг. Символизирует коммуникативность, общительность. Круг служит тем «клеем», который скрепляет трудовой коллектив. Люди тянутся к Кругам. Они очень популярны среди коллег. Однако это — слабые менеджеры и руководители бизнеса, так как избегают приня­тия непопулярных решений. Круги нерешительны и слабы в «полити­ческих играх», над ними часто берут верх сильные личности. Круг — прирожденный психолог, его мышление — образное, интуитивное, эмоционально окрашенное.

    Зигзаг. Символизирует творчество, образное мышление, интуицию. Для них нет ничего более скучного, чем рутина, шаблон, правила и ин­струкции. Их раздражают строго фиксированные обязанности, они хотят быть независимыми от других в работе. Основное назначение

    Зигзага — генерировать новые идеи. Зигзаг устремлен в будущее, ему больше интересна возможность, чем действительность. Зигзаги не­практичны, нереалистичны и наивны. Они способны мотивировать всех вокруг себя, но им не хватает гибкости: они несдержанны и экс­прессивны. Проработка деталей проекта — не их сильная сторона.
    Правила игры

    1. Игра предназначена для группы студентов, которые достаточно хорошо знают друг друга.

    2. Каждый студент одновременно играет две роли: менеджера по персоналу, отбирающего претендентов (активное участие); и пре­тендента на вакантную должность (пассивное участие).

    3. В качестве менеджера по персоналу студент должен отобрать из числа других студентов группу из четырех претендентов на сле­дующие вакантные должности (в скобках указан желательный психологический тип претендента):

    * бухгалтер (Квадрат);

    * начальник отдела (Треугольник);

    * дизайнер (Зигзаг);

    * пресс-секретарь (Круг).

    4. Отбор персонала производится до того, как будет определен тип каждого студента с помощью тестирования.

    5. Отбор осуществляется следующим образом: напротив каждой ва­кантной должности студент пишет фамилию студента, который, по его мнению, наиболее подходит для нее (всего указывается че­тыре фамилии).

    6. Студент не может включить себя в число претендентов на вакант­ные должности.

    7. После того как отбор персонала завершен и все студенты сдали списки рекомендуемых претендентов, проводится тест для опре­деления психологического типа каждого студента.

    8. В результате анализа результатов теста будет определен домини­рующий (главный) психологический тип, а также дополнитель­ный (скрытый) тип каждого студента.

    Пример. В результате тестирования определена характеристика студента Иванова: Квадрат-Треугольник. Это значит, что он ис­полнитель с задатками руководителя.

    9. Качество отбора, произведенного студентом, оценивается по чис­лу совпадений психологических типов в парах «должность-пре­тендент». Задача студента — добиться наибольшего числа таких совпадений, пытаясь интуитивно (до проведения теста) опреде­лить психологический тип претендента.

    10. Баллы присуждаются по числу совпадений психологических ти­пов в парах «должность-претендент». Максимально возможное число баллов равно четырем, минимально возможное — нулю.

    11. Тест может показать, что в группе студентов отсутствует какой-либо психологический тип. Чтобы заполнить вакансию, отвеча­ющую этой «фигуре», студенты могут принимать на работу пре­тендентов с подходящим дополнительным (скрытым) типом.

    Пример. Студента Иванова (Квадрат-Треугольник) можно при­нять на должность начальника отдела (Треугольник), но только если в группе нет студентов с характеристиками типа «Треуголь­ник». В этом случае регистрируется совпадение психологических типов в паре «должность-претендент» и студент, предложивший такое назначение, получает дополнительный балл.
    Подготовка игры

    1. Подготовить карточки по числу участников игры (табл. 10.1).
    Таблица 10.1

    Бланк для записи отобранных претендентов

    Должность

    Тип должности

    Претендент

    Тип претендента

    Бухгалтер

    KB







    Начальник отдела

    ТР







    Дизайнер

    ЗГ







    Пресс-секретарь

    КР








    Обозначения. KB — квадрат; ТР — треугольник; ЗГ — зигзаг; КР — круг.

    2. Начертить на доске таблицу, необходимую для подведения ито­гов игры (табл. 10.6).

    3. Предложить студентам начертить в тетради таблицу, необходи­мую для проведения теста (табл. 10.2).

    Таблица 10.2

    Таблица для самотестирования




    А

    В

    В

    г

    Д

    1











    2











    3











    4











    5











    Итого:











    4. Составить тест для определения психологического типа лично­сти. В тесте рассматриваются пять типов (зашифрованные буква­ми А, Б, В, Г, Д) и пять характеристик личности:

    * внешний вид (1-я строка в табл. 10.2);

    * речь (2-я строка);

    * движения (3-я строка);

    * работа (4-я строка);

    * психология(5-я строка).

    При проведении теста следует учитывать следующее:

    • По каждой характеристике студенту предлагается пять вари­антов (А, Б, В, Г, Д), среди которых он должен выбрать наибо­лее подходящий для себя. В соответствующем столбце табли­цы ставится единица, остальные элементы строки заполняются нулями.

    Пример. Студент Петров считает, что характеристика его внеш­него вида: «меняющийся, не в тон ситуации» — больше подходит для него. Тогда он ставит единицу в столбце «Б» первой строки («Внешний вид»), остальные ячейки строки заполняет нулями.

    • Для получения результатов теста необходимо сложить элементы всех пяти столбцов таблицы. Столбец с наибольшей суммой отве­чает доминирующему типу личности, а столбец со следующей по величине суммой — дополнительному (скрытому) типу.

    • Вопросы по первой характеристике («Внешний вид») юношам и девушкам задают раздельно. Остальные вопросы — общие для всех.
    Вопросы теста

    1. Внешний вид

    Мужчины

    А — опрятен, коротко подстрижен, чисто выбрит.

    Б — меняющийся, не в тон ситуации.

    В — модный, соответствует ситуации.

    Г — растрепанный, иногда демонстративный.

    Д — неофициальный, небрежный.

    Женщины

    А — сдержанный, неяркий, опрятный.

    Б — меняющийся, небрежный, не в тон ситуации.

    В — модный, элегантный, ухоженный.

    Г — разнообразный, небрежный, экстравагантный.

    Д — неофициальный, неизысканный, женственный.

    2. Речь

    А — логичная, обстоятельная, медленная, с речевыми штампами.

    Б — неуверенная, эмоциональная, быстрая, со словами-паразитами.

    В — логичная, краткая, уверенная, быстрая, с жаргоном и словами-паразитами.

    Г — непоследовательная, яркая, эмоциональная, с жаргоном и ост­ротами.

    Д — непоследовательная, успокаивающая, плавная, с комплимен­тами.

    3. Движения

    А — скованная поза, скупые жесты, медленная походка, бесстраст­ное лицо.

    Б — неловкость, отрывистые движения, неуверенная походка.

    В — уверенные движения, выразительные жесты, энергичная по­ходка.

    Г — оживленная жестикуляция, стремительная походка, живая ми­мика.

    Д — расслабленная поза, свободные движения, доброжелательная улыбка.

    4. Работа

    А — пунктуальность, трудолюбие, профессиональная эрудиция.

    Б — любознательность, избегает конфликтов, не пунктуален.

    В — честолюбие, высокая работоспособность, хороший «политик».

    Г — энтузиазм, недисциплинированность, отвращение к «бумаж­ной» работе.

    Д — плохой «политик», склонность к общественной деятельности, нерешительность.

    5. Психология

    А — рациональность, осторожность, терпеливость.

    Б — доверчивость, забывчивость, смелость, импульсивность.

    В — прагматизм, уверенность в себе, нетерпеливость, смелость.

    Г — мечтательность, непосредственность, одержимость.

    Д — контактность, щедрость, уступчивость, сентиментальность.
    Порядок проведения игры

    1. Изложить студентам основы теории С. Деллингер.

    2. Объяснить студентам цели и правила игры.

    3. Сообщить студентам перечень вакантных должностей и объ­явить, какой психологический тип работника соответствует каж­дой должности (Квадрат, Круг и т. д.).

    4. Раздать студентам карточки (см. табл. 10.1). Предложить запи­сать в таблицу на карточке претендента на каждую должность из числа присутствующих студентов (кроме самого студента). Вы­делить на выбор кандидатур и заполнение таблиц 5-10 мин. Не­обходимо обратить внимание студентов на то, что последний столбец таблицы («Тип претендента») не заполняется студентом. Это сделает преподаватель после того, как соберет карточки и подведет итоги психогеометрического теста.

    Примечание. Согласия студентов на замещение вакантной долж­ности не требуется. Составляется список возможных лучших претендентов на должность, т. е. ограничений в выборе кандида­тов (помимо психологического соответствия) в данном случае нет.

    5. После сбора карточек с фамилиями претендентов проводится тест для определения психологического типа студентов (см. раздел «Подготовка игры»). Подчеркнем, что ко времени проведения те­ста студенты не должны знать, какой буквой (А, Б и т. д.) зашифро­ван тот или иной психологический тип. Это нужно для того, чтобы обеспечить объективность теста, исключив возможность «подгон­ки» данных под желательный психологический тип.

    6. После того как студенты заполнят таблицы в тетрадях и,сумми­руют элементы столбцов, необходимо сообщить им, какой тип за­шифрован той или иной буквой: А — Квадрат, Б — Прямоуголь­ник, В — Треугольник, Г - Зигзаг, Д — Круг.

    7. После тестирования каждый студент в тетради должен нарисо­вать свой доминирующий знак с вписанным в него дополнитель­ным (скрытым) знаком.

    Пример. Итоговая строка таблицы у студента Попова выглядит так: А = О, Б = 3, В = О, Г = 2, Д = 0, поэтому у него следующая психологическая характеристика: Треугольник—Зигзаг, т. е. он является лидером, не лишенным творческих способностей. Его полный знак изображен на рис. 10.2.



    Рис. 10.2. Доминирующий и скрытый типы личности
    Примечание. Суммы элементов в двух строках таблицы могут быть равны. В этом случае студенту надо выбрать тип, который, по его мнению, соответствует ему в большей степени.

    Пример. Итоговая строка таблицы у студентки Сомовой: А = 2, Б = 1, В = 2, Г = О, Д = 0. Доминирующий знак Сомовой — или Квадрат, или Треугольник. Если она считает себя больше испол­нителем, то ее знак — квадрат со вписанным в него треугольни­ком, если же она считает себя лидером, ее знак — треугольник со вписанным в него квадратом.

    8. После того как каждый студент узнал свой психологический тип, преподаватель оценивает качество проведенного студентами от­бора претендентов. Для этого он:

    * на доске напротив фамилии каждого студента чертит соответ­ствующий знак;

    * в карточках студентов (они лежат на столе преподавателя) за­полняет последний столбец: проставляет в них установленные в результате тестирования знаки претендентов. При этом преподаватель сравнивает знак должности и знак претендента и выставляет студенту количество баллов, равное количеству совпавших знаков.

    9. Выставление баллов в этой игре — не завершающий этап. Ин­тересно рассмотреть также три других вопроса, возникающих в ходе игры:

    * Как часто каждого студента выбирали претендентом на какую-либо должность (Какова степень востребованности студента)?

    * Претендентом на какую должность наиболее часто выбирали каждого студента (Какова оценка психологического типа этого студента другими членами группы)?

    * Соответствует ли знак студента знаку той должности, претен­дентом на которую его наиболее часто выбирали (Если не соот­ветствует, — либо теория Деллингер дала сбой, либо студент не дал объективных ответов на вопросы теста о самом себе, либо студенты группы ошибаются в оценке психологического типа этого студента).
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   20


    написать администратору сайта