Корнейчук Б.В. - Микроэкономика. Деловые игры (учебное пособие). Микроэкономика деловые игры
Скачать 1.36 Mb.
|
Подписанные контракты
3. Итоги игры: * Иванов (Бразилия) получает 5 баллов, так как им подписан контракт с наиболее выгодным партнером — Германией; * Власов (Германия) получает 5 баллов, так как им также достигнуто максимально возможное значение коэффициента равновыгодности (4,2). Вместе с тем, он мог бы получить тот же результат, подписав контракт с Италией (Котова); * Петров (Венгрия) получает 4 балла, так как для него наиболее «выгодна» Бразилия, а не Дания (3,5 против 1,7); * Орлова (Дания) получает 5 баллов, так как она подписала контракт с наиболее выгодной для себя страной — Венгрией (1,7); Сидоров (Англия) получает 1 балл, так как коэффициент равновыгодности рассчитан неверно (нужно 1, а не 3,5); * Борзов (Египет) получает 1 балл; Котова (Италия) получает 1 балл, так как она могла подписать контракт с Канадой — другой «лжеодинокой» страной. Коэффициент равновыгодности был бы равен 1 (при подписании этого контракта они получили бы по 3 балла); * Серова (Канада) получает 1 балл; * Жуков (Мексика) получает 2 балла, так как он не мог совершить обмен ни с одной из двух других стран-«одиночек». Из таблицы следует, что данная страна объективно имеет наименьший внешнеэкономический потенциал. Итак, победителями игры стали Власов, Иванов и Орлова. 8. Деловая игра «Общественный выбор» Цели игры 1. Усвоить понятия «общественный выбор», «правило простого большинства», «альтернатива» и др. 2. Убедиться, что нет единственного варианта общественного выбора. 3. Изучить механизм принятия решений с помощью голосования. 4. Научиться формально выражать индивидуальные предпочтения и сравнивать индивидуальные предпочтения различных избирателей. 5. Приобрести элементарные практические навыки участия в принятии коллективных решений. Понятия Общественный выбор — совокупность процессов нерыночного принятия решений через систему политических институтов. Альтернатива (позиция) — один из предлагаемых вариантов решения проблемы. Правило простого большинства — побеждает альтернатива, в поддержку которой высказывается более половины участников выбора (голосования). Теория Предположим, что депутаты Думы решают проблему дополнительного финансирования четырех отраслей: культуры (К), металлургии (М), науки (Н) и обороны (О). Дума должна расположить эти отрасли в порядке уменьшения объемов финансирования. У каждого депутата Думы есть свои предпочтения в отношении финансирования этих отраслей, или своя позиция. Например, предпочтения депутата Явлина задаются формулой «НКОМ», т. е. важнейшей отраслью он считает науку, менее важной — культуру и т. д. Иными словами, «ранг» науки для него равен 1, культуры — 2 и т. д. Предпочтения этого депутата можно записать более развернутой формулой: «Н1К2О3М4». Она более удобна, чем первая, поскольку допускает изменение порядка записи отраслей. Позиции депутатов могут быть похожи или существенно отличаться. Есть способ вычисления «расстояния» между двумя позициями. Во-первых, надо вычислить модуль разности рангов для каждой отрасли. Во-вторых, следует сложить полученные четыре числа. Рассмотрим пример. Предположим, что предпочтения депутата Шандова задаются формулой «М1О2К3Н4». Сравним данную позицию и позицию депутата Явлина, приведенную выше. Ранг отрасли «Наука» у Явлина равен 1, у Шандова — 4. Модуль разности рангов равен 3. Аналогично значение модуля разности рангов отраслей «Культура», «Оборона» и «Металлургия» равно соответственно 1; 1 и 3. Тогда «расстояние» между позициями двух данных депутатов будет равно 3 + 1 + 1 + 3 = 8. Для четырех отраслей максимально возможное расстояние между позициями равно 8. Другие возможные значения расстояния: 0; 2; 4 и 6. Полезно знать, что общее число разных позиций для четырех отраслей равно 24. Правила игры 1. Каждый студент является депутатом Думы. У него есть свои предпочтения в отношении дополнительного финансирования четырех отраслей: культуры (К), металлургии (М), науки (Н) и обороны (О). Депутат выражает свои предпочтения, располагая эти отрасли в порядке уменьшения их значения. Студент «вынимает» карточку (мандат) с фамилией депутата и его позицией. 2. Утверждается та альтернатива (позиция), за которую проголосует больше половины депутатов. Утвержденная позиция должна совпадать с индивидуальной позицией какого-либо депутата. 3. Задача каждого депутата — добиться, чтобы Дума проголосовала за позицию, как можно более близкую к его собственной позиции. Метод вычисления «расстояния» между позициями описан в разделе «Теория». Близкой позицией считается та, расстояние до которой не больше 4. Депутат не может проголосовать за более дальние позиции (это ему не позволит сделать совесть). 4. Абсолютным победителем игры является депутат, личная позиция которого совпадает с позицией, за которую проголосовало большинство Думы. Его мы называем лидером. Для того чтобы стать лидером, депутат должен создать фракцию, т. е. объединить депутатов с близкими позициями. Число депутатов фракции должно составлять более половины состава Думы (в игре — одна фракция, на практике — их больше). 5. Для регистрации фракции ее члены сдают преподавателю список с указанием лидера и «расстоянием» от позиции каждого члена фракции до позиции лидера. Одновременно все члены фракции сдают свои карточки (мандаты). 6. Если депутат теоретически может стать лидером, его называют потенциальным лидером. Не каждый депутат является потенциальным лидером: это зависит от полученной карточки. В нашей игре при 8 депутатах в Думе есть 4 потенциальных лидера, при 9 депутатах - 5, при 10 депутатах — 3 лидера и т. д. 7. В Думе есть несколько потенциальных лидеров, поэтому исход голосования не предопределен. Окончательное решение Думы существенно зависит от их активности, способности быстро находить единомышленников и объединять их вокруг себя. 8. Депутаты, вошедшие во фракцию лидера, утверждают его позицию большинством голосов. Поскольку эта позиция близка позиции каждого члена фракции, всех их можно считать победителями игры. 9. Проигрывают депутаты, не вошедшие во фракцию лидера. Принятое Думой решение не отвечает их предпочтениям. Политическое поражение терпят потенциальные лидеры, которые не смогли «протолкнуть» свою позицию. 10. Баллы присуждаются по следующим правилам: * депутат-лидер — 5 баллов; * депутаты — члены фракции лидера — 4 балла; * депутаты, не вошедшие во фракцию лидера по идейным соображениям (оппозиция), — 3 балла; * депутаты с позицией, близкой к позиции лидера, но не вошедшие в его фракцию, упускают шанс реализовать свою позицию и получают по два балла; * депутаты, незаконно вошедшие в победившую фракцию, т.е. расстояние до позиции лидера рассчитано неверно (в действительности оно больше 4), получают по одному баллу. В результате такого подлога голосование в Думе объявляется недействительным. Подготовка игры 1. Подготовить карточки (мандаты), в которых надо указать: номер мандата, фамилию депутата и четыре отрасли в порядке убывания их важности — по его мнению (табл. 8.1). 2. Надо рассчитать «расстояние» между позициями каждой пары депутатов (табл. 8.2). Таблица 8.1 Позиции депутатов
Таблица 8.2 «Расстояние» между позициями депутатов
3. Определить потенциальных лидеров при возможной разной численности Думы: 8 чел., 9 чел.,..., 15 чел. Напоминаем, что потенциальным лидером является депутат, число единомышленников которого (расстояние между позициями не больше 4), включая его самого, составляет более половины всего состава Думы. Полученные результаты записать в табл. 8.3. Таблица 8.3 Депутаты — потенциальные лидеры
Порядок проведения игры 1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. 2. Вычислить на доске расстояние между позициями депутатов Яв-лина и Шандова (табл. 8.2). 3. Объяснить цели и правила игры. 4. Раздать карточки (мандаты). 5. Дать студентам 10-15 минут на оценку степени близости своих позиций, выделения из своей среды лидеров, создание фракции и ее регистрацию. 6. Объявить состав фракции и ее лидера. Проверить по таблице правильность расчета «расстояний» от позиции каждого депутата до позиции лидера. Выявить ошибки (если они есть). 7. Определить депутатов, позиция которых близка к позиции лидера, но которые не вошли во фракцию (если они есть). 8. Объявить имена депутатов, которые были потенциальными лидерами. 9. Выставить и объявить студентам полученные ими баллы. Подвести итоги игры. Пример игры 1. Исходные данные: * студентов — 9; * мандатов — 9. 2. В результате попарного сравнения студентами индивидуальных предпочтений и «политических консультаций» представлена к регистрации следующая фракция (рядом с фамилией депутата указано «расстояние» от его позиции до позиции лидера): Алфов (лидер), Маков (4), Шандов (2), Говоров (4), Примов (2), Жиров (4). 3. Проверяя представленные студентами данные с помощью седьмого столбца табл. 8.2 (у лидера Алфова мандат номер 7), преподаватель отметил, что фактически «расстояние» между позициями лидера и депутата Шандова равно 6, а не 2. Этот депутат был исключен из фракции за подлог. Во фракции остались 5 официально зарегистрированных депутатов, но этого достаточно, чтобы принять решение большинством голосов. 4. Из табл. 8.2 следует, что депутат Явлин — единомышленник Ал-фова («расстояние» между их позициями равно 4), но он не вошел во фракцию. Избиратели Явлина не могут одобрить его бездействие, поскольку оно не способствует реализации обещаний (предпочтений) этого депутата. 5. Потенциальными лидерами в данной игре помимо Алфова были депутаты Говоров, Маков, Примов и Явлин, т. е. все зарегистрированные члены фракции, кроме депутата Жирова, а также депутат Явлин. 6. Итоги игры: * депутат Алфов — лидер, он получает 5 баллов; * депутаты Говоров, Жиров, Маков и Примов, официально зарегистрированные в члены фракции лидера, — 4 балла; * депутаты Зюгов и Рогозов не вошли во фракцию лидера по идейным соображениям и составили оппозицию — 3 балла; * депутат Явлин потерял доверие избирателей и коллег-депутатов, поскольку не поддержал при голосовании своих единомышленников, — 2 балла; * депутат Шандов совершил подлог — 1 балл. 9. Деловая игра «Медианный избиратель» Цели игры 1. Усвоить понятие «медианный избиратель». 2. Убедиться в справедливости теоремы о медианном избирателе. 3. Приобрести элементарные навыки создания политической партии и выработки ее программы на основе изучения общественного мнения. Понятия Медианный избиратель — избиратель, занимающий среднюю, центристскую позицию по какому-либо вопросу. Пример. Избиратели А, В, С, Д и Е считают, что доля расходов на оборону в госбюджете должна составлять соответственно 10,20,38,40 и 45%. С — медианный избиратель: число избирателей, предлагающих меньшее значение этого показателя, равно числу избирателей, предлагающих большее значение (и тех и других— по два). Теория Рассмотрим ситуацию нечетного количества избирателей и двух партий. Позиция каждого избирателя и каждой партии выражается каким-либо значимым социально-экономическим показателем (минимальная заработная плата, граница пенсионного возраста и т. п.). Избиратель голосует за партию с более близкой ему позицией. «Расстояние» между позициями определяется как обычное расстояние между точками на оси чисел; оно равно модулю разности соответствующих значений рассматриваемого показателя. Пример. Партия предлагает минимальную пенсию 2000 руб., а избиратель считает, что она должна быть 2300 руб. Расстояние между этими позициями равно 300 руб. Теорема о медианном избирателе: на всеобщих выборах выигрывает партия, предложившая позицию медианного избирателя. Правила игры 1. Каждый студент выступает в роли избирателя. 2. Число участников игры должно быть нечетным. Если число присутствующих студентов четное, то можно считать одного студента-добровольца «несовершеннолетним» и «прикрепить» к другому студенту, играющему роль отца или матери. 3. Избирателям объявляют какой-либо значимый социальный показатель, который может установить государство, и предлагают записать его значение, лучшее на их взгляд. 4. Свои позиции (бюллетени) избиратели тайно друг от друга сдают преподавателю. Совокупность этих позиций составляет общественное мнение. 5. Значение позиции избирателя в бюллетене должно состоять не менее чем из четырех цифр, причем без повторений. Это необходимо, чтобы можно было в дальнейшем упорядочить все позиции по возрастанию их значений. Пример. Пусть рассматриваемый показатель — ставка подоходного налога. Нельзя указывать позицию по этому вопросу так: 15%, 20,99% или 13,5%, но можно задавать так; 17,46%, 4,321% и т. д. 6. Бюллетень, в котором позиция избирателя записана неверно (состоит из менее чем четырех разных цифр), считается недействительным. 7. Крайние позиции (наибольшая и наименьшая) объявляются маргинальными. Избиратели-маргиналы получают наименьшее число баллов (согласно соответствующему «Закону»). Исключение делается для членов партии. 8. На втором этапе, после сдачи бюллетеней, создаются партии. Партию создают «рядовые» избиратели по следующим правилам: * партия состоит из трех членов; * позиция партии совпадает с позицией одного из членов (лидера); * партия распадается, если один из членов голосует за другую партию. Члены этой партии терпят политическое поражение. 9. Партия регистрируется после подачи заявки, в которой указаны: название партии (придумывают студенты), три фамилии избирателей и их позиции, подписи этих избирателей и позиция партии. 10. После регистрации первых двух партий дальнейшая регистрация партий не производится. 11. После регистрации партий проводится всеобщее голосование, в котором участвуют как рядовые избиратели, так и члены партий. 12. Процедура голосования начинается с записи на доске позиций избирателей (указанных в бюллетенях) слева направо: от минимального к максимальному. Затем выделяются позиции партий. Позиции избирателей, расположенные ближе к позиции партии «А», отмечаются этой буквой. Соответственно позиции избирателей, расположенные ближе к позиции другой партии, обозначаются буквой «В» (лучше использовать начальные буквы названий партии). 13. На выборах побеждает партия, набравшая большее количество голосов избирателей (недействительные бюллетени не учитываются). 14. Партия распадается, если хотя бы один ее член проголосовал за другую. Победа этой партии выгодна голосовавшим за нее избирателям, достигающим своей цели (в той или иной мере), но не членам партии, потерпевшим политическое фиаско. 15. Если проигравшая партия не распалась в ходе голосования, она выступает в качестве «сильной оппозиции» и сохраняет возможность победы в будущем (но не в этой игре). 16. Баллы присуждаются по следующим правилам: * пять баллов. Лидер партии, которая победила на выборах и не. распалась после них; * четыре балла. Рядовые члены партии, которая победила и не распалась; * три балла. Члены сильной оппозиции, т. е. члены проигравшей, но не распавшейся партии; * два балла. Рядовые избиратели, проголосовавшие за победившую партию; * один балл. Рядовые избиратели, проголосовавшие за проигравшую партию, не маргиналы; * ноль баллов. Члены распавшихся партий, рядовые избиратели-маргиналы, а также избиратели, сдавшие недействительные бюллетени. Подготовка игры 1. Выбрать регулируемый социально-экономический показатель, о котором у студентов к началу занятия уже есть мнение, сформирована собственная позиция. 2. Заготовить бюллетени для голосования — чистые листки бумаги. 3. Заготовить два бланка заявки на регистрацию партии (табл. 9.1). Таблица 9.1 Бланк заявки на регистрацию партии
Порядок проведения игры 1. Повторить понятия и теоретические положения, необходимые для проведения игры. 2. Объяснить студентам цели и правила игры. 3. Обсудить в аудитории сущность и общественное значение выбранного социально-экономического показателя. 4. Обратить внимание студентов на правило записи позиции в бюллетене (п. 5 «Правил»). 5. Раздать студентам бюллетени и предложить написать в них свою фамилию и позицию (число) по уже известным им правилам. 6. Напомнить студентам, что им надо также записать свою позицию в тетрадь (она потребуется в дальнейшем). 7. Собрать заполненные бюллетени. 8. Обратить внимание студентов на условия, при которых партия распадается, а студенты получают минимальные баллы. Студенты должны осознать, что создание партии — рискованное дело: они могут получить либо максимальные баллы, либо минимальные. 9. Дать студентам 10-15 мин на сравнение позиций (исследование общественного мнения), создание партий и оформление заявок на их регистрацию. 10. Зарегистрировать две партии, объявить их учредителей и лидеров. 11. Написать на доске позиции избирателей в порядке их возрастания, поместив их в одной строке. 12. Объявить избирателей, сдавших недействительные бюллетени, избирателей-маргиналов и медианного избирателя. Последнего рекомендуем отметить на доске каким-нибудь особым знаком. 13. Отметить флажками позиции партий. 14. Отметить соответствующей буквой (А или В) избирателей, проголосовавших за ту или иную партию. 15. Определить победившую партию. 16. Проверить, не распалась ли победившая партия. Если, например, все члены партии А отмечены этой же буквой (голосовали за свою партию), то партия не распалась. 17. Проверить (тем же способом), не распалась ли проигравшая партия. 18. Выставить баллы студентам, объявить победителей игры. 19. Проанализировать роль в игре медианного избирателя. Ответить на вопросы: * Является ли он членом победившей партии? * Является ли он лидером победившей партии? * Если он рядовой член победившей, но распавшейся партии, распалась бы она, если бы он был ее лидером? * Если он рядовой избиратель, голосовал ли он за победившую партию? Таблица 9.2 Позиции избирателей
Пример игры 1. Исходные данные: * студентов — 11; * обсуждаемый показатель — стипендия; * число членов партии — 3. 2. В результате голосования выяснены и расположены в порядке возрастания численного значения следующие позиции избирателей (табл. 9.2). 3. Из таблицы следует, что: * избиратели ИИ и ЛЛ сдали недействительные бюллетени (в первом — две девятки, во втором — три нуля); * избиратели КК и ЯЯ являются маргиналами; * избиратель ЕЕ — медианный: сданы четыре действительных бюллетеня с меньшими позициями (КК, ДД, НН, АА) и четыре—с большими позициями (ББ, ЖЖ, ММ, ЯЯ). 4. После завершения этапа создания партий получены следующие две заявки: * партия «Груша». Учредители: КК, ДД, АА, лидер — АА, позиция - 3274; Рис. 9.1. Избиратели: партийные и беспартийные * партия «Бобер». Учредители: ЕЕ, ББ, ММ; лидер — ББ; позиция - 3698. 5. Используя данные таблицы, выясняем, что: * за партию «Груша» проголосуют пять избирателей: КК, ДД, НН, АА и ЕЕ, т. е. она получит большинство голосов. Все учредители партии голосовали за позицию ее лидера АА, поэтому она не распалась; * за проигравшую партию «Бобер» не голосовал избиратель ЕЕ, который является одним из ее учредителей. Вследствие этого данная партия распалась. 6. На рис. 9.1 схематически изображены все избиратели, подавшие действительные бюллетени. Медианный избиратель ЕЕ помечен знаком «М», а члены партий — флажками. 7. Итоги игры: * победитель игры — студент АА. Он — лидер выигравшей партии и получает 5 баллов; * также сделали «политическую карьеру» два других члена партии «Груша»: КК и ДД. Они получают по 4 балла; * сильной оппозиции не получилось, поэтому никто не получил 3 балла; * единственный рядовой избиратель, проголосовавший за победившую партию, — НН. Он получает 2 балла; * рядовые избиратели ЖЖ и ЯЯ проголосовали за проигравшую партию. Однако избиратель ЯЯ — маргинал, поэтому 1 балл получит лишь ЖЖ; * ноль баллов получат: маргинал ЯЯ (в отличие от другого маргинала — КК, он не защищен «партийным» иммунитетом), а также члены распавшейся партии «Бобер»: ЕЕ, ББ, ММ. 8. Проанализируем роль медианного избирателя в этой игре: * во-первых, отметим главное: позиция партии «Груша» была ближе к медианной (3469 - 3274 = 195), чем позиция партии «Бобер» (3698 - 3469 = 229). Именно поэтому первая партия выиграла. Заметим, что ни одна из партий «не нащупала» медианной позиции; * во-вторых, если бы лидером партии «Бобер» вместо ББ был избран медианный избиратель ЕЕ, то она победила бы со счетом 6: 3, т. е. одержала бы убедительную победу. |