Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Сценарий проблемной лекции

  • 2.2 Анализ предложенного сценария проблемной лекции и рекомендации по эффективному использованию проблемной лекции

  • Применение метода проблемной лекции в вузах. Курсовая работа Омельяненко Д.А.. Министерство образования и науки лнр


    Скачать 4.08 Mb.
    НазваниеМинистерство образования и науки лнр
    АнкорПрименение метода проблемной лекции в вузах
    Дата13.04.2022
    Размер4.08 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаКурсовая работа Омельяненко Д.А..rtf
    ТипПояснительная записка
    #470422
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    2. Практический раздел. Реализация метода проблемной лекции в высшем учебном заведении




    2.1 Сценарий проблемной лекции
    Проблемная лекция по предмету "Основы композиции костюма"

    Тема: "Форма и силуэт"

    Цель: Ознакомить студентов с определением формы и силуэта, их связью, взаимодействием, и определить основные виды силуэтов.

    Форма проведения: Проблемная лекция

    Вступление

    (Проблемная ситуация)

    Преподаватель: Пока ничего не записывайте, давайте поймем суть дела. Рассмотрим что же такое форма костюма, а что означает силуэт. Я дам вам два определения, а вы определите к чему они относятся.

    Итак, первое определение: "Это конфигурация костюма, отражает его связь с окружающим миром; это можно назвать его характером".

    Второе определение: "Проекция на плоскость".

    Студенты: Первое определение относится, скорее всего, к форме костюма, а второе к - силуэту.

    Преподаватель: Верно. Форма воспринимается нами не только как "внешность" предмета - его конфигурация, абрис, но и отражает природу самого предмета, его связь с окружающим пространством. Форму можно назвать характером предмета. А вот силуэт - это проекция объемной формы на плоскость. Как правило, форму костюма характеризуют фронтальные и профильные силуэты.

    Учитывая эти два определения, я хочу, чтобы вы посмотрели на доску (на доске висят схемы основных силуэтов одежды (Приложение 1), там изображено 6 рисунков. Среди них есть, трапециевидный, полуприлегающий, прилегающий и силуэт в виде овала. Один из этих силуэтов можно поделить на два типа: силуэт "Х" и "песочные часы". Определите, какой это вид, и назовите какой силуэт, к какому рисунку относится.

    С туденты: а - прямой; б - трапециевидный; в - полуприлегающий; г - в виде овала; д - прилегающий: силуэт "Х"; е - прилегающий: "песочные часы".

    Преподаватель: Все верно. Силуэты не трудно было определить. Именно их форма подсказывает нам название силуэта. Но не думаете ли вы, что при создании формы костюма модельер просто "на глаз" определяет ее? Нет. Существуют опорные линии человеческой фигуры так называемые "конструктивные пояса". Существует 3 основных конструктивных пояса. Как вы думаете, какие это пояса?

    Студенты: Пояс плечевой, пояс по линии талии и по бедрам.

    Преподаватель: Да, они называются: Плечевой; Талевой и Бедренный. Как вы знаете тема сегодняшней лекции: "Форма и силуэт". Давайте работать вместе. На доске вы видите еще два рисунка: "В" и "С" (Приложение 2). На них изображены модификации форм и одежды на основе вышерассмотренных силуэтов. Я хочу, чтобы к концу лекции вы определили, какие это силуэты и какой они модификации.

    Начнем с формы.

    Основной текст лекции

    Все предметы материального мира, в том числе костюм, обладают формой и цветом, между которыми существует тесная связь. Но поскольку цвет не зависит от формы, можно абстрагируясь от него, рассматривать только форму, которая наилучшим образом характеризует любой предмет. Форма воспринимается нами не только как "внешность" предмета - его конфигурация, абрис, но и отражает природу самого предмета, его связь с окружающим пространством. Форму можно назвать характером предмета.

    В опрос формы и формообразования является определяющим в профессиональной деятельности дизайнера. Характер формы костюма в целом и в деталях, проявляющийся как его эстетический облик, является важным свойством, с которого начинается проектирование. Это зримое, комплексное средство, которое выражает образность вещи, ее эмоциональное воздействие. Изменение формы костюма и называют модной. Создание художественно-выразительной формы - главная задача художника-модельера. Выразительность костюма - залог действенности его как предмета социальной культуры. Именно через форму костюма мы узнаем о человеке, его социальной принадлежности, роде занятий и т.д. Форма костюма и его атрибуция дают нам представление об эпохе, ее главных событиях, людях, эстетических канонах.

    В физическом смысле под формой следует понимать объемно-пространственную характеристику предмета, в выразительных проявлениях которой участвуют: ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность); ее пространственные связи (масштаб, устойчивость, подвижность, динамическая направленность, протяженность); средства и способы ее изображения (линейность, плоскостное решение, объемность, фактура).

    Согласование и взаимодействие всех этих качеств - необходимое условие композиции. Можно выделить основные принципы построения предметной формы: конструктивные качества, обусловленные функцией предмета; пропорциональное взаимодействие частей, связанных с конструктивной основой; распределение массы в зависимости от частей и свойств материала; выявление поверхности, ограничивающей форму в зависимости от распределения массы и свойств материала.

    Таким образом, основными законами существования формы являются целостность и организация всех ее элементов. При проектировании формы костюма обязательно нужно учитывать и связь ее с природной данностью - фигурой человека. Костюм - набор элементов той или иной конфигурации, продиктованной строением фигуры. Это обстоятельство определяет строй костюма, не позволяет художнику произвольно распоряжаться размещением его основных фрагментов.

    Х арактер видоизменения костюма как объемно-пространственной структуры находится в прямой зависимости от степени его объемности и от пластических свойств ткани, из которой он изготовлен. Одежда прилегающей формы из жестких тканей при движении одновременно с фигурой почти не изменяет своего вида. Одежда из мягких материалов или имеющая объемные формы в силу сопротивления воздуха и инерции своего движения видоизменяется значительно, создавая особую пространственную игру.

    Плоскостное выражение формы - силуэт. Другими словами, силуэт - это проекция объемной формы на плоскость. Как правило, форму костюма характеризуют фронтальные и профильные силуэты.

    Линии, описывающие контуры плоскостной проекции формы, так и называются силуэтными. Форма костюма создается за счет конструктивного решения, т.е. соединение отдельных частей и объемов в единое целое. Линии, по которым происходит это соединение, называются конструктивными, к ним относятся соединительные швы, рельефы, горизонтальные и вертикальные линии членения формы (кокетки, подрезы, складки и т.п.).

    При создании формы костюма, соответствующей пропорциям тела человека, художник-модельер опирается, прежде всего, на конструктивные пояса - опорные линии человеческой фигуры, от которых начинается та или иная форма деталей или членений в одежде. Основными конструктивными поясами являются: плечевой, талевой и бедренный.

    П лечевой пояс определяет, соответственно, плечевую одежду, т.е. ту, которая крепится на плечах: платья, жакеты, пальто, плащи и т.д.

    Талевой пояс предполагает одежду, развивающуюся от линии талии. Такая одежда называется поясной, к ней относятся брюки и юбки различных видов.

    Бедренный пояс существенно влияет на силуэт костюма в целом, так как от плотного прилегания по бедрам может начинаться расширение формы изделия книзу.

    Конструктивные пояса называются конструктивно-декоративными, если на их уровне располагаются украшения - отделки или бижутерия.

    Итак, как было сказано ранее, силуэт - наиболее точная и исчерпывающая характеристика формы. Как ни разнообразны варианты силуэтов костюмов, их можно свести к нескольким основным видам: прямой, трапециевидный, полуприлегающий, прилегающий (силуэт "Х" и "песочные часы") и в виде овала.

    А теперь подумайте, какие силуэты более характерны для плечевой одежды?

    Студенты: Наверное, прямой силуэт, трапециевидный, полуприлегающий и овальный.

    Преподаватель: А какой подойдет для талевой?

    Студенты: Прилегающий.

    Преподаватель: Правильно. В пределах этих силуэтных форм возможны различные модификации. Например, все они могут удлиняться или сужаться, приобретая более динамичную конфигурацию, или расширяться, становясь статичными и устойчивыми в зависимости от эстетических требований текущей моды.

    Форма костюма содержит в себе определенное взаимодействие всех ее элементов между собой и с пространством. Она представляет собой объемно-пространственную структуру, которая может быть предельно простой или весьма сложной. Независимо от степени сложности структуры костюма система связей всех этих элементов имеет решающее значение для обеспечения подлинной гармонии.

    О бъемно-пространственную структуру костюма определяет не только форма одежды, но и видимые части тема человека. Логика строения фигуры в формообразовании костюма диктует пределы развития определенного участка формы. Например, юбка, удлиняясь, каждый раз создает некую объемно-пространственную структуру. Однако при этом пределом увеличения формы по длине является уровень стопы.

    В момент формирования модного направления одновременно возникает несколько тенденций, из которых сохраняются только более устойчивые, соответствующие объективным требованиям социального и экономического характера. В период становления модной формы элементы костюма вступают в борьбу между собой, в результате которой и происходит отбор более "жизнеспособных", а значит, более целесообразных признаков.

    В процессе формотворчества важной стадией является работа над рисунками-набросками будущего костюма, т.е. эскизами.

    Как видно из наших рисунков, прообразами силуэтов выступают фигуры, близкие по своему начертанию к геометрическим: прямоугольники, трапеции, овалы - что отражено и в самих названиях силуэтов. Замена реальной, как правило, очень сложной формы геометрическим аналогом - прием, который часто используют художники-дизайнеры в своем творчестве, так как сведение задуманной формы или силуэта проектируемого предмета (в частности костюма) к геометрическому прообразу способствует более цельному видению пропорций, ритма отдельных частей относительно целого.

    В работе художника-модельера обращение к геометрии встречается и при композиции форм, и при расчете конструкций, где геометрические понятия выступают как средство построения технического чертежа художественного формообразования костюма. Геометризация формы используется и в графике, при рисовании костюма, начиная от первоначальных форм-эскизов и кончая рекламными выставочными листами.

    З аключительная часть

    В заключение можно отметить, что формотворчество является основным полем деятельности дизайнера-модельера. Форма костюма становится целесообразной и выразительной при эстетически грамотном ее решении: четкости силуэта, точности пропорциональных отношений частей, ясности ритмического строя деталей, соответствии колорита костюма его назначению - т.е. при соблюдении всех композиционных признаков.

    Итак, вернемся к нашим рисункам.

    Прослушав лекцию, назовите типы показанных на рисунках "С" и "В" силуэтов.

    Студенты: "С" - это силуэт "Х", а "В" это прямой силуэт.

    Преподаватель: Правильно! А какие модификации вы видите на этих рисунках?

    Студенты: На этих рисунках разнообразные варианты моделей получены без изменения пропорций силуэта. На основе одной и той же силуэтной формы создаются непохожие друг на друга костюмы за счет использования конструктивных и декоративных линий, деталей и элементов цвета, рисунка и фактуры тканей.

    Преподаватель: Благодарю вас за внимание.
    2.2 Анализ предложенного сценария проблемной лекции и рекомендации по эффективному использованию проблемной лекции
    П редложенная нами лекция по предмету: "Основы композиции костюма", на тему "Форма и Силуэт", цель нашей лекции - ознакомить студентов с определением формы и силуэта, их связью и взаимодействием, а также определить основные виды силуэтов.

    Особенностью нашей лекции является то, что мы взяли обычную лекцию, относящуюся к информационному типу лекций, и сделали из нее проблемную при помощи создания проблемной ситуации в самом начале лекции.

    Наша лекция состоит из трех основных частей:

    1) вступление;

    2) основная часть;

    3) заключительная часть.

    Во вступительной части мы создали проблемную ситуацию. Суть которой, заключается в различии между формой и силуэтом.

    Так как проблемная ситуация - это психическое состояние мыслительного взаимодействия субъекта с объектом познания, характеризующееся потребностью и усилиями студента обнаружить "открыть" и усвоить новое, неизвестное еще для него знание, содержащееся в учебном предмете и необходимое для решения поставленной задачи, то мы избрали новый для студентов материал.

    В основной части мы изложили основной материал для записи студентами в конспекты.

    В заключительной части мы подвели итог лекции и вернулись к теме нашей проблемной ситуации, попросив студентов определить типы силуэтов показанных на рисунках.

    Главная цель проблемной лекции - приобретение знаний слушателями как бы самостоятельно. Мы даем это в начальной части нашей лекции, где они сами определяют типы силуэтов, модификации, изображенные на рисунках. Мы выбрали именно эту часть нашей лекции, так как различие между разными силуэтами является основным в основах композиции.

    В нашей лекции преобладает информационное изложение материала.

    Проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса: не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи. При постановке учебных проблем, вызывающие интеллектуальную активность, мы рекомендуем руководствоваться принципом целесообразности и соблюдать ряд условий.

    1. Преподаватель дает студентам практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме. Задание должно, во-первых, основываться на имеющихся знаниях, во-вторых, знание подлежащее усвоению, должно составлять тот, пока неизвестный способ действия, без нахождения которого выполнение задания оказывается невозможным, в-третьих, выполнение задания должно вызвать потребность в получении недостающего знания, т.е. должен проявиться интерес как мотив действий.

    2. Предлагаемое проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям: быть достаточно трудным, но разрешимым благодаря имеющимся навыкам мышления, владения обобщенным способом действия и достаточным уровнем знаний.

    3. При предъявлении проблемного задания должен учитываться реальный уровень знаний обучаемых. Если нет знаний, достаточных для выполнения задания, то необходимо дать разъяснения для восполнения имеющегося пробела.

    4. Вопрос задания будет для учащегося проблемным только в том случае, когда он совпадет с вопросом, возникшим у него самого при получении условий задания.

    5. Проблемная ситуация по одному и тому же вопросу, подлежащему усвоению, может создаваться разными типами заданий: или учащиеся объясняют известные факты (учатся применять теорию у жизни), или испытывают потребность в получении новых знаний (создается действенный мотив учебной деятельности - интерес).

    6 . Если учащиеся, попав в проблемную ситуацию, оказались не в состоянии из нее выйти (не сумели теоретически объяснить факты или не осознали потребность в новом знании или способе действий), то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать ее, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению учебного материала, необходимого для его решения.

    Таким образом, проблемная ситуация подготовила благоприятную почву для усвоения знаний, так как студенты поняли, что старые знания не позволяют выполнить задание, осознали потребность в новых и заинтересованы в их получении. С этого момента деятельность переходит от стадии создания проблемной ситуации к стадии управления процессом усвоения знаний через организацию мыслительной деятельности. Соблюдение определенных условий необходимо и здесь.

    Первое. Объяснение учебного материала должно следовать за вопросами учащихся, возникшими у них в проблемной ситуации, и тем самым удовлетворять вызванную этими вопросами потребность в новом знании, отвечать познавательному интересу, ставшему мотивом их учебной деятельности.

    Второе. При изложении учебного материала преподаватель должен учитывать уровень знаний обучаемых. Если студенты силой собственного мышления сумели в основном решить проблему, то нет необходимости раскрывать то, что они усвоили. Но если решить проблему не удалось, и проблемная ситуация вызвала потребность в знаниях и готовность слушать объяснение преподавателя, тут, конечно, изложение материала должно содержать не только логические аргументы, но и демонстрацию новой закономерности или нового способа действия на конкретных жизненных фактах, процессах, событиях.

    Т ретье. Если обучение проходит в форме лабораторного или практического занятия, семинара-дискуссии или семинара-практикума, то студенты вначале должны получить, а затем использовать необходимые сведения или способ действия для выполнения проблемного задания.

    Четвертое. Если проблемное задание окажется чересчур трудным, то оно может быть расчленено на ряд частных проблемных заданий, чтобы решение каждого из них стало доступным.

    Таким образом, из условий, относящиеся как к созданию проблемных ситуаций, так и к процессу, составляющего содержание проблемных заданий можно выделить критерии их эффективности - повышение уровня познавательной самостоятельности учащихся, глубина и прочность усвоения знаний, повышение уровня сложности решаемых задач, направленность развития личности и т.д.

    Для эффективного использования технологии проблемного обучения необходимы:

    построение оптимальной системы проблемных ситуаций и способов их осуществления (устных, письменных, мультимедиа способов);

    отбор и использование актуальных, весомых проблем;

    учет особенностей проблемных ситуаций в разных видах обучающей работы;

    исключительное значение имеют личностный подход и мастерство преподавателя, способное вызвать активную познавательную деятельность студентов.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта