Главная страница
Навигация по странице:

  • Джан­кой­ский рай­он - 2022 С О Д Е Р Ж А Н И Е

  • Цель работы

  • План исследовательской работы

  • РАЗДЕЛ 1 Археологические исследования КРЫМСКОГО ПРИСИВАШЬЯ. работа СЕВЕРО-КРЫМСКОЙ археологческОЙ экспедициИ

  • РАЗДЕЛ 2 МАРТЫНОВСКАЯ СТОЯНКА

  • археологии Крыма (МАК)

  • Мартыновские курганы. Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Малая академия наук Крыма Искатель


    Скачать 7.79 Mb.
    НазваниеМинистерство образования, науки и молодежи Республики Крым Малая академия наук Крыма Искатель
    АнкорМартыновские курганы
    Дата21.11.2022
    Размер7.79 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМартыновские курганы .doc
    ТипДокументы
    #804232
    страница1 из 2
      1   2


    Ми­ни­стер­ст­во об­ра­зо­ва­ния, нау­ки и мо­ло­де­жи

    Рес­пуб­ли­ки Крым

    Ма­лая ака­де­мия на­ук Кры­ма «Искатель»


    От­де­ле­ние: ис­то­рия

    Сек­ция: археологии





    Мартыновские курганы




    Джан­кой­ский рай­он - 2022

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    Введение………………………………………………………….............…...……… 4

    Раздел 1 Археологические исследования Крымского Присивашья. Работа Северо-Крымской археологической экспедиции ……………………………………………..6

    Раздел 2 Мартыновская стоянка…………………………………...…………...…...10

    Раздел 3 Пять курганов………………………………………………………………16

    Раздел 4 Современные проблемы археологических памятников Крымского Присивашья и Степного Крыма………………………………………………………......21

    Заключение……………………………………………….….......….…………..........25

    Список использованной литературы………………………………………………...27

    Приложение А…………………………………………………………………...….…29

    Приложение Б…………………………………………………………………...….…31

    Приложение В…………………………………………………………………...….…35

    Приложение Г…………………………………………………………………...….…39

    Приложение Д…………………………………………………………………...….…47

    введение
    Наш Крымский полуостров хранит следы давно канувших в вечность событий. Но о самых древних молчат письменные источники, и только вещи, найденные во времена раскопок курганов Северного Крыма, в зону которых попало огромное количество древних памятников, являются свидетелями столь отдалённого прошлого «рис. 1.1». К сожалению, Северный Крым и Джанкойский район до середины 20 века был изучен недостаточно, чтобы составить полное представление о его древних обитателях.

    Только в 50 – 70-е годы, во время строительства Северо-Крымского канала «рис. 1.2», были проведены археологические раскопки курганов возле сел Целинное, Мартыновка, Светлое, Владимировка и Болотное, которые дали большой материал для изучения истории племён, живших в Степном Крыму от эпохи неолита до позднего средневековья.

    Узнать, что же представляла собой нана планета до того, как возникли древнейшие цивилизации людей, как возводились египетские пирамиды и другие сооружения прошлого, стремиться практически каждый человек. Однако большинство людей делают это с помощью средств массовой информации, которые лишь немного приоткрывают тайны человечества.

    На уроках истории меня очень удивил рассказ учителя об археологических раскопках в моем родном селе Мартыновка, мне захотелось получить более полную информацию об этом удивительном событии. Однако в интернете, нет даже упоминания о поселениях эпохи неолита на территории Мартыновкого поселения. Как, оказалось, имеются только отрывочные данные по этой теме. И я решила выяснить, что об этом знают мои земляки и, по возможности, восполнить пробелы по данной проблеме. Мне хотелось, занимаясь данной исследовательской работой, внести пусть и небольшой, но свой вклад в изучении древней истории моей малой Родины.

    Актуальность работы состоит в изучении истории родного края и необходимости информирования односельчан, о жизни людей древних эпох. Проведение таких работ является неотъемлемой частью программы по формированию гражданского общества и воспитания чувства патриотизма у современной молодежи. Новизна работы заключается в том, что данный проект является первой школьной работой по изучению древней истории Мартыновского поселения.

    Цель работы: изучить историю территории Мартыновского поселения в каменном и бронзовом веке по материалам археологических раскопок.

    Задачи моей работы состоят в том, чтобы:

    1. Осветить историю исследования памятников эпохи неолита, энеолита и бронзы в Мартыновском поселении.

    3. Узнать об ученых-археологах, проводивших эти исследования.

    4. Обратить внимание на сохранение археологических памятников в Джанкойском районе.

    План исследовательской работы:

    1.Изучить материалы из районного краеведческого музея, поиск материалов в Интернете.

    2.Собрать литературу по теме.

    3.Провести опрос школьников, учителей и жителей района для выявления информации о прошлом нашего края.

    Методы исследования: Методы, использованные при написании работы, это анализ отчётов археологических экспедиций, картографических источников, изучение литературы и биографических материалов.

    Практическое значение работы состоит в том, что данные полученные в результате исследования можно использовать для воспитания патриотизма и гражданственности на уроках истории. Краткий обзор литературы и источников позволяет сделать вывод о том, что данная тема раскрыта, не полностью и нуждается в дальнейшей разработке. История нашего края полна самыми разными событиями и явлениями. Но, к сожалению, большая часть этой интереснейшей истории проходит мимо жителей нашего района.

    РАЗДЕЛ 1

    Археологические исследования КРЫМСКОГО ПРИСИВАШЬЯ. работа СЕВЕРО-КРЫМСКОЙ археологческОЙ экспедициИ

    Крым — археологический заповедник, насыщенный самыми разнообразными памятниками старины. Они встречаются повсеместно: в степях, горах, на побережье. Их насчитывается несколько тысяч.

    Территория Джанкойского района на севере Крымского полуострова также насыщена археологическими памятниками. Среди них значительное место занимают курганы «рис.2.1».

    История археологических исследований Северного Крыма и Присивашья фактически бедна. Археологические находки в степном Крыму и в Присивашье были единичны. Внимание большинства исследователей было сосредоточено на предгорных районах Крыма и Керченском полуострове. Археологические исследования историков и археологов были направлены, в первую очередь, на те древности Крыма, которые давали интересный археологический материал. [10.стр.85].

    Археологические исследования на территории Джанкойского района начались в послевоенные годы. Как известно, строительство Северо-Крымского канала началось только в 60-х годах. Именно оно послужило началом многолетних масштабных археологических исследований воссозданной П.Н.Шульцем «рис.2.2» Северо-Крымской экспедиции ИА АН УССР. Её задача - тщательное археологическое исследование той территории, которая попадает в зону действия канала. Экспедицией были раскопаны десятки курганов и сотни погребений. Изучены стоянки каменного века, поселения и могильники эпохи меди, бронзы, железного века. Собрана большая коллекция скифских древностей.

    Традиции экспедиции были заложены такими замечательными учеными, как П.Н.Шульц, А.Шепинским, Е.Н.Черепановой, В.Н.Корпусовой, В.А.Колотухиным, С.Г.Колтуховым. Результаты проведенных полевых исследований позволили в общих чертах охарактеризовать основные археологические культуры и памятники Крымской степи.

    Особенно значительными были результаты работы Аскольда Александровича Щепинского «рис.2.3». В штат Крымского филиала Института археологии АН СССР Щепинский был зачислен в 1954 г. и прослужил в отделе античной и средневековой археологии без малого 40 лет. За это время он обнаружил в Крыму около 800 памятников археологии. Многие из них исследовал. Блестящей страницей в научной биографии Щепинского стали раскопки в 1957 году кургана Кеми-оба в Белогорском районе [5.стр.14].

    Первые поисковые разведки по выявлению стоянок и поселений Крымском Присивашье относятся к 1951-1952 годам. Проводились эти исследования Северо-Крымской историко-археологической экспедицией Украинского филиала академии наук СССР под руководством Павла Николаевича Шульца. Работы были связаны с обследованием трассы будущего Северо-Крымского канала, проводимого вдоль Сиваша, а также на значительном расстоянии от его побережья. Было открыто много стойбищ, поселений, могильников, в том числе и в степном Присивашье.

    Отряд Северо-Крымской историко-археологической экспедиции КФ АН СССР и ИА АН УССР под руководством Колосова Ю.Г. проводил полевые работы в Раздольненском, Первомайском, Джанкойском, Азовском, Нижнегорском, Советском, Кировском районах. В результате были разведаны стоянки: у д. Гусевка, Долинка, Орловка, Красный Октябрь, Ново-Николаевка; селища у д. Островская; городище и курганные могильники у д. Владимировка; поселения у д. Огни, Кумовка, Борисовка; старинное татарское кладбище у д. Апак; курганные могильники у д. Сеткино, Шубино, Софиевка, пос. Нижнегорский, Чуча-Вакуф и др., всего 20 одиночных курганов и курганных групп [11.стр.54].

    В 1953 году Аскольд Александрович Щепинский провел разведку от верховья реки Салгир до Нижнегорского, а в 1954 году – по всей трассе Северо-Крымского канала, во время которой было выявлено значительное количество археологических памятников.

    В 1958-1960 годах, в степном Крыму проводили разведки Ю.Г.Колосов, А.А.Щепинский, А.М.Лесков, которые обследовали много курганов и выявили ряд новых стоянок и поселений неолита, энеолита, бронзы и последующих эпох.

    Начиная с 1961 г. в степной части Крымского полуострова в зоне строительства Северо-Крымского канала работает археологическая экспедиция, получившая впоследствии имя Северо-Крымской (СКЭ). [9.стр.258].

    На территории Джанкойского района были проведены археологические раскопки. Присивашье, как и остальная часть Крымского полуострова, было освоено древнепалеолитическим человеком ещё в плейстоцене в эпоху вюрма.
    Этот вывод, вытекающий из конкретного археологического материала, хорошо подкрепляется и некоторыми палеозоологическими находками [14.стр.13]. Здесь водились такие животные, как мамонты и мелкие настоящие лошади «рис.2.4». Их кости обнаружены возле Джанкоя в 20 м от коренного левого берега р. Победной в лессовидных суглинках на глубине 4,5 – 5 м от поверхности. Эти находки дают основание считать, что в долинах присивашских рек в рассматриваемое время были распространены обширные пойменные луга, на которых произрастали различные луговые травы, злаки и осоки, которыми питались мамонты и другие животные [16.стр.20].

    Также был раскопан и исследован один  из курганов возле села Болотное. Во время археологических исследований села Болотное археологи стремились к одной цели – наиболее полному изучению данной местности. В ходе работы в  кургане № 14 нашли погребение, относящееся к катакомбной культуре.

    Катакомбная культура - индоевропейская археологическая культура эпохи раннего бронзового века, представляющая собой развитие ямной культуры [2. c.99]. Устье погребения было герметично замазано глиной, благодаря чему погребальная камера оказалась лишь слегка заполненной грунтом и в ней хорошо сохранились изделия из растительного сырья (что редко встречается). 

    Погребение оказалось парным, возможно, мужчины и женщины. Умершие лежали в скорченном положении на боку; у груди мужчины обнаружены бронзовая орнаментированная пластина и просверлённый клык собаки. Остальной инвентарь — это высокий сосуд со шнуровым орнаментом вверху, каменное изделие в виде утюжка и растиральники, кусок охры, кремнёвые отщепы, бронзовый листовидный нож и четырёхгранное шило, четыре дубовых колеса и две другие детали от повозки, а также мешок, на изготовление которого пошла ткань полотняного плетения из растительного сырья, с колосьями пшеницы «рис.2.5».

    Погребение принадлежит человеку высокого социального положения. Таким образом, на основании археологических данных мы можем констатировать, что заселение первобытными людьми земель степного Крыма, в том числе и села Болотного произошло в период каменного века [2. c.85].

    И как мы видим из раскопок в III тыс. до н.э. в Крыму уже бытовала повозка с четырьмя колёсами, которые изготовлялись из одного, а затем и из трёх кусков дерева. В неё запрягали быков. Освоение колёсного транспорта явилось предпосылкой появления самих курганов. Ведь возведение насыпи оказалось весьма трудоёмким делом, сопряжённым с доставкой земли, и едва ли было посильным без повозки. Связано оно со сложившимся культом предков и стремлением кочевых племён закрепить за собой занятую территорию. [3.стр.45].

    Начиная с 1962 г. деятельное участие в работе экспедиции принимает Крымский краеведческий музей. Экспедиция состояла из двух отрядов: Каланчакского и Степного.

    Результаты проведённых полевых исследований позволили не только в общих чертах охарактеризовать основные археологические культуры и памятники Крымской степи, но и отметить специфические особенности развития различных регионов древнего Крыма. Изучены стоянки каменного века, поселения и могильники эпохи меди, бронзы, железного века. Собрана большая коллекция скифских древностей. Традиции экспедиции были заложены такими замечательными учеными, как П.Н.Шульц, А.Шепинским, Е.Н.Черепановой, В.Н.Корпусовой, В.А.Колотухиным, С.Г.Колтуховым. Несомненно, что при проведении дополнительного археологического обследования здесь будут обнаружены новые памятники.

    РАЗДЕЛ 2 МАРТЫНОВСКАЯ СТОЯНКА

    Степи, примыкающие к берегам Северного Сиваша, изрезаны многочисленными заливами, степными долинами и балками. Часто их устья, впадающие в Сиваш, заполнены соленой водой, но чем выше по руслу балки, тем она становиться преснее.

    В тех местах, где находится пресная вода, берега балки заросли камышом и другой растительностью. Эти участки являлись любимыми местами человека, начиная от эпохи неолита и заканчивая средневековьем. Степные просторы стали удобны для развития пастбищного скотоводства. По мере истощения пастбищ община использовала соседние участки. При этом возможны были и, вероятнее всего, происходили межобщинные столкновения за участки территории и поголовье скота. На стоянках древних скотоводов находят значительное количество предметов, которые можно было использовать в качестве оружия.

    В настоящее время о том, что 5 тысяч лет тому назад здесь была не засушливая степь, а плодородная земледельческая территория, напоминают лишь балки — русла пересохших рек. [5.стр.54]. В результате вырубки лесов обмелели, а затем пересохли реки. Заливы-лиманы, в которые они впадали, превратились в безжизненные соленые озера, отгородившиеся от моря песчаными косами-перемычками. Изменился климат, соответственно изменились и природные условия.

    В 1960 г. Северо - Крымская экспедиция была воссоздана на базе Отдела археологии Крыма ИА АН УССР. В 1961 и 1964 гг. ее возглавлял П. Н. Шульц, в 1962–1963 гг. работами руководил Е. В. Веймарн, затем, до 1976 г. включительно и в 1979 г., начальником экспедиции был А. А. Щепинский51. С 1977 по 1978 гг. экспедицией руководила В. Н. Корпусова, а с 1980 по 1990 гг. руководителем экспедиции был В. А. Колотухин. С 1991 по 1993 гг. эту должность исполнял С. Г. Колтухов. В связи с системным кризисом, вызвавшим прекращение строительства орошаемых площадей в Крыму, с 1994 г. работы экспедиции не возобновлялись. Дальнейшие исследования курганов в Крыму носили и носят эпизодический характер [6.стр.24].

    В 1964 г. основные работы экспедиции проводились в зоне строительства Северо-Крымского канала между Джанкоем и Красноперекопском. Всего было раскопано 8 курганов, 5 из которых находились на территории Мартыновского поселения. Мартыновский памятник стал первой неолитической стоянкой найденной в Северном Крыму «рис.3.1».

    Памятник был открыт разведкой А.А. Щепинского в 1964 году и в этом же году был исследован. Находится в 1,5 км к северо-востоку от с. Мартыновка Джанкойского района. Стоянка располагается на правом берегу балки, на высоте 0,8 м над уровнем воды в русле, подпруженном Сивашом. Ширина водного зеркала в районе памятника составляет 25-30 м, глубина около 0,6 м. [11.стр.80]. Вода солёная, сивашская. Но в 1 км выше по течению балки, вода становится пресная. Не вызывает сомнений, что на время обитания людей на стоянке, здесь протекал ручей, впадавший в одно из озёр сивашской котловины.

    Археологи обнаружили наличие одной из наиболее ярких культур, с присутствием каменных, медных и бронзовых орудий труда. Захоронения людей того времени представляли собой просто устроенные земляные катакомбы, за что культура той эпохи получила название катакомбной. Название данной культуры получено по своеобразному обряду погребения. Они хоронили своих людей в катакомбах, под курганами. Для катакомбной культуры характерны родовые поселения и погребение в подкурганных катакомбах, покрытие красной краской (охрой), которая символизирует огонь. Инвентарь данной культуры: глиняная посуда с орнаментом, нанесённом веревочными штампами, каменное и бронзовое оружие, костяные и бронзовые украшения. При археологических раскопках были найдены экспонаты неолитической и энеолитической культуры, керамика катакомбной культуры, многочисленные изделия из камня.

    В этот исторический период значительно возрастает роль рыболовства. Об этом свидетельствует отчетливо устанавливаемый факт тяготения поселений к водоемам - озерным системам и рекам, где плотность населения была особенно высокой. До мельчайших подробностей изучив окружающий их мир, племена создали хозяйство, приспособленное к любым сезонным колебаниям. Оседлость и все более интенсивное использование природных ресурсов, накопление знаний об особенностях и полезных свойствах животных и растений, возможность в больших количествах хранить пищевые запасы придавали экономике охотников и собирателей устойчивый характер.

    Археологический материал на поверхности залегал на можно сказать огромной площади. Вдоль берега балки он распространялся, приблизительно до 200 м, при полосе шириной в 50-60 м. Материал, кремнёвые изделия и расколотые кости животных в обнажении берега чаще всего встречались в центральной части залегания подъёмного материала. Здесь, на берегу балки, был заложен археологический раскоп. [11.стр.80].

    Основная часть находок залегала на глубине от 0,3 до 0,6 м. На этой глубине попадались не только кремнёвые изделия, но и мелкие обломки расколотых костей животных, а также отдельные древесные угольки.

    Из общего количества кремнёвого археологического материала, составляющего почти тысячу находок, более 200 составляют материал, собранный на поверхности [16.стр.29]. Остальные получены раскопками. Около 63% всех находок составляют небольшие отщепы, осколки, и чешуйки «рис.3.2». Общее количество кремнёвых находок составляет 984 экземпляра. В коллекции – 17 нуклеусов «рис.3.3», нуклевидный кусок, 228 пластинок и микропластинок, 582 отщепа, 34 чешуйки, 9 краевых сколов, 37 осколков, 110 изделий с вторичной обработкой [16.стр.29].

    Нуклеусы в комплексе этого памятника на удивление многочисленны и очень выразительны, чего не скажешь о наборах нуклеусов всех других неолитических памятников Присивашья. [11.стр.81]. Найдено огромное количество кремневых изделий, преобладают скребки – ими обрабатывали шкуры животных, шили одежду. Наряду с керамикой, ярким индикатором наступления неолитической эпохи является массовое распространение орудий деревообработки. Топоры, тесла, долота из камня были необходимы при строительстве жилищ, конструировании орудий охоты и рыбной ловли, изготовлении средств передвижения и т.п.

    На памятнике была выявлена также керамика, состоящая из 17 фрагментов. Представлена она очень мелкими (до 1х2 см) и невыразительными обломками. Все черепки тёмно-серые, со слегка заглаженной поверхностью, на изломе чёрные, прочные. В глине имеется незначительная примесь зёрен кварца. В раскопе, на глубине до 0,3 м от поверхности, найдено 6 таких обломков, на глубине 0,3 – 0,45 м найден один фрагмент, на глубине 0,45 – 0,6 м выявлено два обломка. Четыре таких же фрагмента найдены на поверхности [16.стр.22]. О форме сосудов судить нельзя, отсутствовал на них и орнамент. По мнению А.А. Щепинского они, вероятнее всего, относятся к материалу неолитической стоянки.

    Также было обнаружно большое количество костей животных. Останки животных являются показательными для установления экономики этого периода. Всего было просмотрено 476 фрагментов костей животных. Из этого количества определению поддаются всего 110 фрагментов, т. е. немногим более 23% общего количества костных остатков. Остальные 366 фрагментов определимы только до группы – крупные или мелкие копытные. [11.стр.85]. Такой высокий процент неопределимых остатков есть результат разбитости костей при их использовании древним человеком. Это, возможно, является отражением особенности, характерной для более раннего, мезолитического времени, когда утилизация охотничьей добычи была максимальной. Известно, что во всех мезолитических стоянках Крыма определимые кости составляют незначительный процент – всего 18-20% [11.стр.85].

    В коллекции встречены исключительно кости копытных животных, представленных 3 видами парнокопытных и 2 видами непарнокопытных. Останков других видов животных таких как хищные, грызуны в Мартыновке не встречено.

    Определимые кости из Мартыновской стоянки распределяются по видам следующим образом:

    Бык крупный – Bos sp. (Тур, или домашний бык) – 59 костей 9 особей.

    Мелкое парнокопытное (баран – Ovis sp.) – 10 костей 2 особей.

    Олень благородный – Cervus elaphus – 6 костей 2 особей.

    Лошадь – Equus caballus (дикая или домашняя) – 24 кости 4 особей.

    Осёл европейский – Equus (Asinus) hydruntinus – 11 костей 3 особей.

    Морфометрическое исследование костей позволяет сделать следующие замечания по отдельным видам животных. [16.стр.37].

    Кости быка, как правило, отличаются крупными размерами и массивностью стенок. По наиболее сохранившимся костям устанавливается их принадлежность к роду Bos. Костей зубра (род Bison) в Мартыновке не встречено. В большинстве кости быка достигают размеров соответствующих костей тура и практически неотличимы от него. Наряду с такими костями имеются более мелкие по размерам кости, отличающиеся также и большой изящностью сложения, неотличимые от костей домашнего быка.

    Таким образом, остатки рода Bos из Мартыновки следует определять как Bos sp., предполагая при этом наличие в Мартыновке тура, а возможно, и домашнего быка, по-видимому, на первых стадиях приручения.

    Очень затруднительно определение в Мартыновке останков мелкого парнокопытного. Костей его мало, и они сильно разбиты. Можно только сказать, что некоторые фрагменты по строению более всего напоминают кости барана.

    Определение останков оленя из Мартыновки не вызывает никаких сомнений. Это типичный представитель вида Cervus elaphus, достигавший наиболее крупных размеров, свойственных этой форме. [16.стр.37].

    По строению зубов и некоторых костей конечностей ос-атки найденных костей лошади отличаются от костей лошади Пржевальского и от тарпана и могут быть отнесены к Equus ca-ballus. Определить принадлежность её к дикой или домашней форме невозможно. Можно рассматривать лошадь из Мартыновки скорее как дикую форму, однако с таким же успехом её можно причислить, и так же условно, к одомашненной лошади. [16.стр.37].

    Большой интерес представляет тот факт, что в Мартыновке найдены останки дикого европейского осла, «рис.3.3» исчезновение которого в фауне Крыма до сих пор приурочивалось к азильскому времени [16.стр.37].

    При определении возраста Мартыновки логично обратиться, прежде всего, к мнению самого исследователя стоянки. Щепинский А.А. отмечал, что для уточнения возраста этого памятника хорошим критерием являются геометрические орудия. О неолитическом возрасте стоянки говорят и нуклеусы, первое место среди которых принадлежит плоским, т. е. типичным для этого времени. [11.стр.83]. В целом весь комплекс этих орудий говорит о сравнительно раннем неолитическом возрасте Мартыновской стоянки. Это стоянка эпохи раннего неолита.

    К этому периоду относятся более 150 памятников, разбросанных буквально по всей территории полуострова, включая его равнинную часть, в том числе и Керченский полуостров [11.стр.87].

    Из вышесказаного можно сделать следующие выводы. Резко увеличивается число стоянок открытого типа. Они, как правило, располагаются вблизи небольших озер или иных значительных источников воды. Укрепляется оседлость. Хотя собирательство, охота и рыболовство продолжают в хозяйстве играть определенную роль, постепенно эти виды деятельности вытесняются земледелием и скотоводством. Об изменениях в хозяйстве крымских племен свидетельствуют усовершенствования кремневых и костяных орудий и техники их изготовления, а также улучшение керамического производства.

    Богаче становится духовная жизнь населения. Усложняются погребальные обряды. Перед погребением многие покойники были обсыпаны красной охрой. Их одежды из шкур были украшены просверленными зубами оленя, бусами из кости. Это обычное рядовое кладбище, использовавшееся год за годом. Положение скелетов и инвентарь могил говорят о том, что наметилось социальное расслоение внутри общины. Начиная с неолита, на территории нашего края просматривается сосуществование различных археологических культур: ямной, срубной, катакомбной.
    РАЗДЕЛ 2 ПЯТЬ КУРГАНОВ

    В 1964 г. основные работы проводились в зоне строительства Северо-Крымского канала между Джанкоем и Красноперекопском. Всего было раскопано 8 курганов, 5 из которых находились на территории Мартыновского поселения. Мартыновский памятник стал первой неолитической стоянкой найденной в Северном Крыму. Были опрошено старшее поколение односельчан. Я хотела больше узнать об этих раскопках. К моему большому сожалению, большинство людей ничего об этом не знают. Скорее всего, это связано с тем, что очевидцы тех событий либо переехали в другие населенные пункты или их уже нет в живых. Есть люди, которые слышали об этой экспедиции, но ничего об этом они не могут сказать. Пришлось по крупицам собирать информацию о этих раскопках.

    Курган № 1 «рис.4.1» находился в 2 км. К юго-востоку от с. Мартыновка. Он имел округлую форму диаметром 54 м. и выстоту 3.5м.

    В верхних слоях насыпи было обнаружено около 50 современных погребений в деревянных гробах. Во многих нз них рядом с умершими встречались монеты конца XIX — начала XX вв. Таким образом, около 100 лет назад этот курган представлял собой сельское кладбище. Под насыпью кургана было обнаружено 26 погребений, из них 8 ямных, 17 катакомбных и 1 позднесредневековое [16.стр.236]. Многих в свое время посыпали охрой - символом крови и жизни, и краска осела на костях. В качестве инвентаря найдены кремневые ножевидные пластины, округлые скребки на отщепах, проколки, трапеции со струганной спинкой и обычные, многочисленные просверленные зубы оленя, очевидно, нашитые на головные уборы и одежду, а также костяные бусинки «рис.4.2».

    Наиболее интересная находка находилась в погребении №7. Под детскими скелетами верхне­го яруса, на горизонтальном дне катакомбы лежал скелет взрослого крупного человека. Положение его было вытянутое, на спине, головой на северо-запад. Кости лежали параллено друг другу. [6.стр.47]. В 0,35 м к юго-запа­ду от правого плеча погребенного, слева от входа в погребальную камеру, находился хорошо отполированный молоток черного цвета ром­бовидной формы длинной 10 см «рис.4.2».

    Курган № 2 «рис.4.3» был расположен в 1.5 км к юго-западу от Мартыновки, примерно в 1.5 км. на запад от кургана № .1 Его диаметр состовлял 47 м., а высота была 2,5 м. Долгое время курган служил местом погребений.

    Всего под насыпью было открыто 53 погребении, среди них 13 ямных, 15 катакомбных, 1 срубное, 21 поэднесрсдненековое, 1 не удалось датировать, 2 было относено к эпохе бронзы [16.стр.252]. Как оказалось, в большинствах погребений отсутствовал инвентарь «рис.4.4». Также было обнаружно большое количество костей животных. Останки животных являются показательными для установления экономики этого периода.

    Курган№ 3 «рис.4.5» относился к эпохе бронзы, его диаметр 45 м, высота 0,5 м. Всего под насыпью было обнаружено 12 погребений, из них 5 ямных,, 3 катакомбных, 1 срубное, 1 скифское, 1 кочевническое, 1 относилось к эпохе бронзы. [16.стр.270].

    Погребение 2 находилось в северо-западной поле насыпи, контур погребального сооружения не прослежен. Костяк взрослого человека лежал в вытянутом положении на спине, головой на юго-запад. У правой руки была положена часть тушки овцы, железный нож и бронзовый трехлопастной наконечник стрелы с выступающей втулкой Погребение может быть датировано V – IV вв. до н. э., наиболее вероятен V в. до н. э. [6.стр.46].

    Самые интересные находки были сделаны в погребении № 3 (кочевническое) «рис.4.6» В погребнии был обнаружен скелет лошади. Под скелетом и на нем лежали железные стрелы, а в зубах – железное кольцо от уздечки. В центре погребения был обнаружен скелет взрослого молодого человека. Сохранность костей была очень хорошой. При нем была обнаружена железная сабля, длинной 1,15 м. В ногах погребенного стоял глинянный плоскодонный горшок. Также был обнаружен бронзовый наконечник стрелы скифского времени. [15.стр.126].

    Но наиболее интересной находкой являются ступицы от деревянных колес. Сохранность ступиц была очень плохой. Длинна, каждой из них – 0,55 м, диаметр отверстий для оси колеса – 0,10 м. На ступице сохранились прорези с остатками деревянных спиц «рис.4.7»

    Освоение колёсного транспорта явилось предпосылкой появления самих курганов. Ведь возведение насыпи оказалось весьма трудоёмким делом, сопряжённым с доставкой земли, и едва ли было посильным без повозки. Связано оно со сложившимся культом предков и стремлением кочевых племён закрепить за собой занятую территорию. [3.стр.45].

    Курган № 4 относился к эпохе бронзы, диаметр 40 м, высота 0,8 м. Находился рядом с курганом № 3, в 200м к юго-западу от него «рис.4.8». Насыпь кургана неоднократно распахивалась, и его высота не превышала 0,80 м. В плане он имеел округлую форму диаметром 40 м. Всего под насыпью открыто 5 по­гребений, среди которых— I ямное, 2 срубных и 2 скифских [16.стр.278].

    Погребение 2 находилось в центральной части насыпи. Контур погребального сооружения не прослежевался. Костяк взрослого человека лежал в вытянутом положении на спине, черепом на юго-запад. На правой стороне грудной клетки лежало коническое лепное пряслице, применявшиеся для утяжеления ручного веретена и крепления пряжи на нём. [6.стр.47].

    Погребение 5 находилось в северо-западной поле кургана. Могильная яма овальная, скорее всего, нижняя часть узкой подбойной могилы, ориентирована с юго-запада на северо-восток. Ее длина 2,2 м, ширина 0,6 м, прослеженная глубина от 0,3 до 0,05 м. Захоронение взрослого человека было совершено в вытянутом положении на спине, головой на юго-запад. Слева от таза находились 19 бронзовых наконечников стрел «рис.4.9», среди которых определяются трехлопастные и трехгранные базисные, трехлопастные с удлиненной втулкой и башневидные с выступающей втулкой. На костях ног от правого бедра влево лежал железный меч (акинак) «рис.4.9» длиной около 60 см, перекрестие бабочковидное, навершие брусковидное. На правой ноге найдены кость от части туши небольшого жертвенного животного и остатки железного ножа. Судя по стрелам, мечу и способу его ношения, погребение относится к V в. до н. э. [6.стр.47].

    Курган № 5 находился в 20 м к северо-востоку от кургана № 3 на участке ров­ного, неоднократно распахиваемого поля «рис.4.10». Диаметр его около 20м, высо­та - 0,40 м. После удаления насыпн выяснилось, что под ней находится ровик, нижняя часть которого углублена в материк «рис. 4.11». В плане очертания ровик напоминает по форме высокую трапецию с сильно закругленными углами. В разных местах ровики встречались отдельные кости быка или лошади, обломки керамической посуды [16.стр.282].

    Курган 5 относился к эпохе бронзы. Было обнаружено 4 погребения. Основное погребение — позднесрубного времени, обнаружена впускная скифская могила, три позднесредневековых.

    Погребение 1 находилось в южной поле кургана. Могила овальная, размером 1,73 х 0,6 м, прослежена на глубину 0,2 м. Захоронение некрупного человека было совершено в вытянутом положении на спине, головой на северо-запад. От крестца по направлению к левому колену лежал небольшой железный меч длиной 45 см, с бабочковидным перекрестием и брусковидным навершием. Судя по описанию, предложенному исследователями кургана: по обеим сторонам акинака находилось по одному бронзовому трехлопастному наконечнику стрел, у локтя левой руки лежали два наконечника стрел, а под локтем правой руки было найдено бронзовое проволочное кольцо. На локте правой руки, были положены костити жертвенного животного, возможно, барана. Все обнаруженные в могиле наконечники могут быть отнесены к трехлопастным и трехгранным базисным, что позволяет датировать погребение V в. до н. э. [6.стр.47].

    Большинство находок из Мартыновских курганов были отправлены в музей археологии Крыма (МАК)народный музей археологии Крыма Симферопольского городского парка культуры и отдыха созданный А. А. Щепинским в 1973 году. Здесь собрано около 5,5 тыс. ценных экспонатов. Судьба музея оказалась печальна. 21 мая 1997 г. после тяжкой болезни Аскольд Александрович ушел из жизни. Вскоре коллекции МАКа были перевезены в фонды Центрального музея Тавриды. Аскольд Александрович Щепинский был выдающимся ученым. Благодаря его неутомимой деятельности для следующих поколений открыт не один заповедный уголок, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек Крымской земли.

    Раскопки 5 курганов возле Мартыновского поселения дали огромный материал для изучения древней истории Крымского полуострова. Участники раскопок обнаружили поселение каменного века, и нашли несколько погребений древних людей с прекрасно сохранившимися останками. Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек начал осваивать нашу территорию еще в каменном веке. Здесь проживали первобытные охотники и рыболовы.

    Древнейшая, дописьменная, история человечества изучается преимущественно археологическимиметодами. На территории Стерного Крыма несколько десятков памятников исследовано археологическими раскопками. Однако результаты раскопок этой небольшой части археологических памятников позволяют сделать определенные выводы.

    Степные земли Крыма были освоены древним человеком с эпохи палеолита, о чем свидетельствуют орудия труда. В это время проходил процесс одомашнивания животных и, в частности быка. Кости этого животного в большом количестве встречались в погребения Мартыновских курганов. На территории могильника встречено большое количество жертвенников с костяками крупного и мелкого рогатого скота, лошадей. Этот обычай распространился с юга на обширные пространства нашей страны и стал господствующим на протяжении многих столетий. Большинство памятников, исследованных экспедицией, относятся к эпохе неолита, энеолита и бронзы. Были распространена срубная, ямная и катакомбная культуры.

    При опросе жителей Мартыновского поселения, было установлено, что они не обладают практически никакой информацией, касающейся появления первых поселений эпохи неолита на нашей территории.

    РАЗДЕЛ 4
      1   2


    написать администратору сайта