Главная страница
Навигация по странице:

  • Упражнение 3. Вечерний обзор событий.

  • Упражнение 4. Разотождествление.

  • хрестоматия по психогигиене. 7 хрестоматія ПГ. Міністерство освіти і науки україни


    Скачать 1.7 Mb.
    НазваниеМіністерство освіти і науки україни
    Анкорхрестоматия по психогигиене
    Дата11.08.2022
    Размер1.7 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла7 хрестоматія ПГ.doc
    ТипПрограмма
    #644357
    страница12 из 26
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   26

    Упражнение 2. "Что есть я?"

    Составлено таким образом, чтобы помочь вам достичь высокого уровня самосознания и открыть свое подлинное "Я". Оно основано на допущении, что каждый из нас подобен луковице, то есть состоит из различных пластов, скрывающих самое главное: нашу сущность. Эти пласты могут иметь положительный или отрицательный характер. Они отражают различные аспекты нашей личности и наши взаимоотношения с окружающим миром. Некоторые из этих пластов, подобны фасаду или маске, скрывающим то, что нам не нравится в самих себе. За другими прячутся какие-то положительные качества, которые мы неспособны осознать до конца. В любом случае где-то за этими пластами, в глубине каждого из нас находится центр творчества и вибрации - наше подлинное "Я", сокровенная сущность нашего существа. Упражнение, заключающееся в ответе на вопрос "Что есть я?", легко и ненавязчиво подводит нас к постижению этой сущности, осознанию себя как личности, тождественности самому себе.

    Техника выполнения.

    1. Выберите место, где вы сможете остаться наедине с собой и где вас никто не потревожит. Возьмите лист бумаги, напишите число и заголовок "Что есть я?" Затем постарайтесь дать письменный ответ на этот вопрос. Будьте как можно более раскованны и откровенны. Периодически останавливайтесь и вновь задавайте себе этот вопрос.

    2. Расслабьтесь, закройте глаза, очистите голову от посторонних мыслей. Снова задайте себе вопрос "Что есть я?" и понаблюдайте за образом, который предстанет перед вашим мысленным взором. Не пытайтесь размышлять или делать какие-то выводы, просто наблюдайте. Затем откройте глаза и детально опишите все, что вы видели. Охарактеризуйте ощущения, испытанные вами в связи с образом, и его значение.

    3. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно свободного места. Закройте глаза и вновь спросите себя: "Что есть я?" Вы почувствуете колебания вашего тела. Доверьтесь его мудрости, движение должно разворачиваться до тех пор, пока у вас не возникнет чувство его завершенности. Возможно, вам захочется сопроводить происходящее каким-то звуком или пением. По окончании изложите на бумаге пережитое вами.

    Рекомендуется выполнять это упражнение в течение какого-то периода времени. Его действие усиливается при повторных занятиях.

    Упражнение 3. Вечерний обзор событий.

    Это упражнение лучше всего выполнять в самом конце дня. Перед засыпанием постарайтесь восстановить все события, прокручивая их как фильм. Однако начните с конца, то есть именно с того момента, как вы решили немного поупражняться. Сначала вспомните все, что происходило поздно вечером, затем после обеда, в полдень и т. д. Дойдите до утра и вашего пробуждения.

    Вечерний обзор событий может быть использован для анализа жизни в целом и себя в ней. Это упражнение может быть модифицировано (см.ниже), тогда оно позволяет заострить внимание на каком-то одном аспекте "Я", на отдельной модели, которую вы бы хотели познать глубже, на специфическом внутреннем процессе. Наиболее важным фактором является настрой, с которым вы выполняете упражнение. "Просматривая" прожитый день, старайтесь, насколько возможно, выступать в роли отстраненного объективного наблюдателя, спокойно и беспристрастно регистрирующего каждое событие. Переходите от одного события к другому, сохраняя невозмутимость, не испытывая чувства радости при успешном его разрешении или тоски и печали в случае неудачи. Цель упражнения - беспристрастная регистрация в сознании смысла произошедшего, а не повторное переживание всех событий.

    Многие люди считают полезным записывать свои наблюдения, впечатления или инсайты в психологическом дневнике (упр. 1). Перечитав записанное по прошествии какого-то периода времени, вы можете уловить что-то новое, незамеченное ранее.

    Анализ субличностей. Данная модификация вечернего обзора событий представляет собой просмотр происшедшего в течение дня с точки зрения заключенных в вас субличностей. Субличности - это множество разнообразных личностей или психологических формаций, которые заключены внутри вас и которые характеризуются самостоятельными нуждами, целями и деятельностью. Некоторые из них совершенно индивидуальны. Другие тривиальны и общеизвестны: ребенок, родитель, искатель, зануда, поэт, одиночка и т. д.

    Перед первым занятием необходим период интроспекции, позволяющий выявить те субличности, которые, по вашему мнению, играют важную или активную роль в данный период жизни. Если вы ведете психологический дневник, то перечитывание записей может оказать вам некоторую помощь.
    Анализ различных аспектов. Данное упражнение - модификация вечернего обзора событий. Оно заключается в просмотре произошедшего с точки зрения вашего тела, чувств и разума.

    Возможно, вам захочется рассмотреть следующие моменты:

    1. С каким из этих трех компонентов я идентифицирую себя большую часть времени?

    2. Какие из этих компонентов доминировали в определенных обстоятельствах, имевших место в течение дня? Какова была активность каждого из них?

    3. Какими ценными качествами или ограничениями характеризовался каждый из компонентов? Как помогал или мешал каждый из них?

    4. Отмечались ли какие-либо конфликты между ними?

    5. Какое участие приняли вы в их гармонизации или управлении ими?

    Вы можете продумать эти вопросы непосредственно во время обзора событий или, если это затрудняет выполнение упражнения, в момент его окончания. Перечисленные выше пункты помогают вам определить возможные перспективы. Вы можете проанализировать некоторые из них, исключив остальные. Однако это не относится к пункту 1, который является фундаментальным. В самом начале не следует усложнять упражнение и отводить на него более 15 мин.

    Во время вечернего обзора событий вы можете также попытаться ответить на следующие вопросы:

    1. Какие субличности доминировали в разное время дня? Какие обстоятельства (внешние или внутренние) заставляли их проявляться или, наоборот, исчезать? Вступали ли они в конфликт между собой?

    2. Какими ценными качествами или недостатками обладала каждая субличность? Как каждая из них помогала или мешала вам?

    3. Чего хотела каждая субличность? На что стала бы похожа ваша жизнь, если бы какая-то из них полностью одержала верх?

    4. Не противились ли подлинности тому, что вы хотели сделать? Какое участие приняли вы в их гармонизации и управлении ими?

    Анализ этих моментов также может быть проведен во время вечернего обзора событий или, если вы испытываете какие-то затруднения, в момент его окончания. Цель ответов на вышеуказанные вопросы - определение возможных перспектив. Главная задача упражнения - хорошо познакомиться с заключенными в вас субличностями. В самом начале не следует усложнять упражнение и отводить на него более 15 мин.

    Упражнение 4. Разотождествление.

    На нас влияет все, с чем идентифицирует себя наше "Я". Мы можем укротить, контролировать и использовать все, с чем мы себя отождествляем.

    Фундаментальный опыт самосознания (открытие "Я") уже заключен в сознании человека. Именно это отличает наше сознание от сознания животных. Однако обычно самосознание скорее скрыто, чем явно. Мы ощущаем его как нечто туманное и искаженное, поскольку оно смешивается с содержанием нашего сознания и вуалируется им.

    Постоянные, различные по характеру воздействия загрязняют сознание и приводят к ложному отождествлению личности не с сознанием как таковым, а с его содержанием. Если мы хотим достичь четкого и ясного самосознания, то первое, что нам предстоит сделать,- не отождествлять себя с содержанием нашего сознания.

    Говоря более точно, привычным состоянием для большинства людей является отождествление с тем, что дает нам ощущение существования в этом мире, реальности или напряженности бытия. Это отождествление с частью самого себя обычно взаимосвязано с ведущей функцией или ролью, которую мы играем в жизни. Оно может принимать различные формы. Некоторые люди идентифицируют себя со своим телом. Они слушают себя изнутри и часто говорят о себе в основном с позиции ощущений. Другими словами, они отождествляют свою деятельность прежде всего с деятельностью тела. Существуют люди, которые отождествляют себя с чувствами. Их опыт и его описание не выходят за этот круг. Они полагают, что чувства являются главной и наиболее сокровенной частью их "Я", тогда как мысли и физические ощущения воспринимаются ими как нечто более далекое и до какой-то степени не связанное с ними. Те, кто идентифицирует себя с разумом, скорее всего склонны говорить о себе с точки зрения интеллекта даже тогда, когда их спрашивают о самочувствии. Такие люди часто рассматривают чувства и ощущения как нечто второстепенное или вообще не осознают их. Многие из них избирают себе какую-то роль и действуют сообразно ей в качестве "матери", "жены", "студента", "бизнесмена", "учителя" и т. д.

    Подобное отождествление с какой-то частью личности может до определенной степени удовлетворять человека, однако оно имеет серьезные последствия: мешает осознать истинное "Я", себя во всей полноте; то, чем человек является на самом деле. Такое отождествление исключает или значительно уменьшает возможность познакомиться с другими составляющими нашей личности и использовать их в полной мере. Таким образом, наше "обычное" выражение себя в тот или иной момент времени ограничено; это лишь часть того, что могло бы быть продемонстрировано. Осознанное или неосознанное понимание, что мы не имеем доступа к большей половине того, что заключено внутри нас, может повлечь за собой разочарование и болезненные ощущения неадекватности и страха.

    Более того, длительное отождествление с ролью или ведущей функцией часто и практически неизбежно приводит к опасной жизненной ситуации, которая рано или поздно заканчивается появлением чувства потерянности и отчаяния. Это часто случается со спортсменами, состарившимися и потерявшими физическую силу; с актрисами, чья красота увяла; с матерями, дети которых выросли и покинули их; со студентами, окончившими учебное заведение и столкнувшимися с новыми обязанностями. Подобные ситуации могут вызывать серьезные и очень болезненные кризисы. Их можно рассматривать как частичную психологическую "смерть". Любые попытки удержаться в прежнем, уходящем качестве обречены на провал. Единственным решением проблемы является повторное "рождение", т. е. новый и более широкий подход к отождествлению. Это иногда требует ломки всей личности, что приводит к новому, более высокому уровню и состоянию бытия. Процесс смерти и возрождения представлен в символической форме во многих мистических обрядах и описан на языке религии многими мистиками. В настоящее время он вновь получил широкое распространение, но уже как трансперсональный опыт и реализация.

    Данный процесс часто протекает без ясного понимания его значения и даже против воли и желания индивидуума. Однако сознательное, намеренное и добровольное сотрудничество может в значительной степени способствовать его развитию и ускорению.

    Этого можно добиться путем выполнения упражнений, известных под названием "разотождествление" и "отождествление", а вернее, "самоотождествление". Они помогают нам достичь свободы и права выбора любого аспекта личности, с которым мы хотим отождествления или разотождествления. Последнее зависит от того, что нам кажется наиболее подходящим в возникшей ситуации. Таким образом, мы можем научиться управлять всеми элементами и аспектами нашей личности и искусно использовать их для достижения всеобъемлющего и гармоничного синтеза. По этой причине упражнения играют главенствующую роль в психосинтезе.

    Они служат средством, помогающим осознать свое "Я" и развить способность последовательно фокусировать внимание на каждом из основных аспектов личности. Оставаясь сторонним наблюдателем, мы получаем возможность познать и исследовать себя.

    Первый этап, состоящий из упражнения "разотождествление" (в том виде, как оно приведено далее) включает в себя три части, ведущие к осознанию физического, эмоционального и ментального аспектов. Результатом их выполнения является самоотождествление. После приобретения некоторого опыта упражнение может быть расширено или видоизменено, о чем будет рассказано ниже.

    Техника выполнения. Примите удобное положение, расслабьтесь, сделайте несколько медленных и глубоких вдохов (в качестве подготовительного этапа можно использовать любую из методик релаксации). Затем медленно и вдумчиво произнесите следующее:

    1. У меня есть тело, однако я не есть это тело. Мое тело может пребывать в различных состояниях: оно может быть здоровым или больным, отдохнувшим или усталым. Однако оно не имеет ничего общего с моим подлинным "Я". Я отношусь к своему телу как к драгоценному инструменту, позволяющему осуществлять какие-то действия во внешнем мире, но это только инструмент. Я хорошо обращаюсь с ним, стараюсь делать все, чтобы оно было здорово. Тем не менее, это не я. У меня есть тело, однако я не есть это тело.

    Теперь закройте глаза и повторите про себя основные моменты произнесенного выше утверждения. Затем сконцентрируйтесь на самом главном предложении: "У меня есть тело, однако я не есть это тело". Постарайтесь по возможности сильнее закрепить этот факт в вашем сознании. Затем откройте глаза и проделайте все в той же последовательности с двумя следующими этапами.

    2. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции. Мои эмоции многообразны, они могут изменяться, становиться своей противоположностью. Любовь может перейти в ненависть, спокойствие в гнев, радость в печаль. При этом моя сущность, мое подлинное "Я" остаются неизменными. "Я" всегда "Я". Хотя волна гнева может на время захлестнуть меня, я знаю, что это пройдет, потому что я не есть этот гнев, поскольку я способен наблюдать за своими эмоциями и понимать их истоки, я могу научиться управлять ими и гармонизировать их. Итак, совершенно ясно, что они - это не я. Я испытываю какие-то эмоции, однако я не есть эти эмоции.

    3. У меня есть разум, но я не есть мой разум. Мой разум - ценное средство познания и выражения, но он не является сущностью меня самого. Приобретая новые знания и опыт, впитывая прогрессивные идеи, он находится в непрерывном развитии. Иногда разум отказывается подчиняться мне, поэтому он не может быть мной, моим "Я". С точки зрения как внешнего, так и внутреннего мира это орган познания, но это не я. У меня есть разум, но я не есть мой разум.

    Теперь начинается этап отождествления. Повторяйте медленно и вдумчиво:

    4. После отделения своего "Я" от ощущений, эмоций и мыслей я признаю и утверждаю, что я - центр абсолютного самосознания. Я - центр воли, способный наблюдать и подчинять себе все психологические процессы и свое тело, а также управлять ими.

    Сосредотачивайте внимание на ведущем положении: "Я - центр абсолютного самосознания и воли". Попытайтесь по возможности глубже проникнуться этой мыслью и закрепить ее в своем сознании.

    Поскольку цель настоящего упражнения заключается в достижении особого состояния сознания, то при овладении им можно значительно изменить технику его выполнения. Так, после определенной тренировки (некоторым людям удается сделать это с самого начала) можно модифицировать упражнение путем быстрого и динамичного прохождения этапов разотождествления, что подразумевает концентрацию только на ведущих положениях:

    У меня есть тело, но я не есть мое тело.

    Я испытываю эмоции, но я не есть эти эмоции.

    У меня есть разум, но я не есть мой разум.

    В подобном случае целесообразно несколько расширить и углубить этап самоотождествления, который будет выглядеть следующим образом:
    5. Тогда что есть я? Что остается после того, как я отделил себя от тела? Мои ощущения, чувства, желания, поступки? Остается моя сущность - центр самосознания. Это постоянный фактор во всегда меняющемся потоке моей личной жизни. Это то, что дает мне ощущение бытия, постоянства, внутреннего равновесия. Я подтверждаю свою идентичность этому центру и осознаю его постоянство и энергию (пауза).

    Я признаю и подтверждаю, что являюсь центром абсолютного самосознания и творческой динамической энергии. Я понимаю, что, находясь в центре подлинной тождественности, я могу наблюдать за всеми психологическими процессами и своим физическим телом, а также управлять ими и гармонизировать их. Я хочу, чтобы осознание этого факта никогда не покидало меня в суете повседневной жизни, помогало мне и придавало ей определенный смысл и направление.

    После того как вы научились концентрировать внимание на состоянии сознания, можно несколько сократить этап отождествления. Главная задача - достижение определенного навыка, позволяющего быстро и динамично пройти все стадии разотождествления, а затем оставаться в состоянии сосредоточения на своем "Я" в течение какого-то периода времени, зависящего от вашего желания. Это даст возможность в любой момент отделить подлинное "Я" от переполняющих эмоций, навязчивой мысли, неустраивающей роли и т. д. и оценить ситуацию, ее значение и истоки, а также наиболее эффективные пути выхода из нее с позиции стороннего наблюдателя.

    Наилучшие результаты приносят ежедневные занятия, которые желательно проводить в самом начале дня, то есть непосредственно после сна. Таким образом, выполнение упражнения можно рассматривать как символическое второе пробуждение. Важно также повторять его в редуцированной форме несколько раз в день, возвращаясь в состояние разотождествленного "Я".

    Упражнение может быть видоизменено и приспособлено к нуждам и целям индивидуума путем добавления этапов разотождествления или включения каких-то других аспектов, кроме трех фундаментальных (физического, эмоционального и ментального). Оно может начинаться с разотождествления, целью которого является отделение себя от чувств и желаний, порождаемых стремлением к накоплению материальных ценностей, или от ролей, играемых нами в повседневной жизни.

    Ознакомьтесь с приведенными ниже примерами:

    а) я испытываю какое-то желание, но я не есть мои желания. Они возникают как следствие внутренних побуждений эмоционального или физического характера или под воздействием других причин. Желания часто меняются, вступают в противоречие друг с другом, меняют свою полярность, сдвигаясь от любви в сторону неприятия или ненависти, и наоборот. Таким образом, мои желания - это не я. Я испытываю какие-то желания, но я не есть эти желания. (Лучше всего использовать данную модификацию упражнения между эмоциональным и ментальным этапами, описанными выше); б) я занимаюсь различными видами деятельности и играю в жизни разнообразные роли. Я должен играть их и стараюсь делать это наилучшим образом, будь это роль сына или отца, жены или мужа, учителя или студента, художника или администратора. Но я есть нечто большее, чем просто сын, отец, художник. Это только отдельные роли, которые я играю добровольно и за исполнением которых я могу наблюдать со стороны. Таким образом, я - это не моя роль. Я тождествен самому себе, я не только актер, но и режиссер спектакля.

    Упражнение можно успешно и эффективно использовать в работе с группой. Проводящий занятия зачитывает все положения, а его участники слушают его с закрытыми глазами, стараясь как можно глубже осознать значимость слов.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   26


    написать администратору сайта