хрестоматия по психогигиене. 7 хрестоматія ПГ. Міністерство освіти і науки україни
Скачать 1.7 Mb.
|
Депрессия В этом разделе речь пойдет о депрессии, связанной с внешними событиями; Мы не будем обращаться к депрессии, вызванной внутренними причинами Мы не делаем акцента на специфическом лечении депрессии. Здесь мы рассматриваем уединенность и депрессию, как две стороны одной медали. Обычно одна сопровождает другую, определение и интервенция обеих почти идентичный) Симптомы депрессии Медленная речь/небольшое разнообразие аффектов Использование слов и фраз наподобие "вниз" и "усталость" Пессимизм Чувство вины и низкая самооценка Ощущение неадекватности ("Я не могу") Нарушения сна - насколько сильно? Недоедание/потеря веса Низкая мотивация/апатия, вялость Потеря интереса к активной жизни, друзьям, семье Низкая энергетика - быстро наступающая усталость Тихий голос, слабые эмоции Потеря памяти/слабая концентрация внимания Телесные жалобы Чувство неприятия Изменение привычек Очень важно понять, что каждый этот симптом будет иметь в каждом конкретном случае свой смысл, например, "проблема со сном" может означать для одного - на пол-часа позже лечь спать, а для другого - три бессонные ночи подряд. Основные действия с одинокими и депрессивными людьми Поскольку они часто имеют низкую самооценку и чувствуют себя отвергнутыми, вам необходимо относиться к ним уважительно и почтительно, чтобы не заставлять их лишний раз переживать подобные чувства. Улучшение их самочувствия в конце разговора не является вашей задачей. Три основные цели: Связать их чувства с причиной. Объяснить клиенту, что именно поддерживает его депрессию. Ставить небольшую, достижимую цель. Оценка каждого звонка на предмет одиночества и депрессии Ведет ли человек себя опрометчиво? Имели ли место в недавнем прошлом события, которые повысили депрессию? Насколько тяжела депрессия? (тяжесть симптомов) Прогрессирует клиент или нет? Какие выгоды видит клиент в одиночестве? Присутствуют ли паттерны? Одиночество — депрессия — одиночество Злоупотребление (например, алкоголем) — депрессивное злоупотребление Нереальные ожидания — депрессия из-за неуспешности Неиспользование систем поддержки — одиночество — депрессия Интервенция 1. Рефлексивное слушание/оценка Это поможет им почувствовать, что их принимают. Это поможет связать чувства с причинами. Укажите образцы. Обучите на подкреплении. Задать вопрос:"Что удерживает Вас от того, чтобы сделать нечто такое, что действительно поможет?" Попытайтесь поставить перед ним одну маленькую цель. Это должна быть небольшая и достижимая цель, в идеале нечто такое, что слегка нарушит депрессивный паттерн, например: • Позвонить старому другу, который может оказать поддержку. Назначить встречу. Выйти вечером из дому. Нанять для ребенка няню. Не пить сегодня вечером. Хроническая депрессия Для нее характерны: Стагнация, высказывания типа: "я прервал все отношение." Человек может считать, что другие (включая вас) должны прийти ему на помощь; он может также не брать на себя ответственность . . . Интервенция: Воодушевлять, придавать силы. Делать больший акцент на плане действия. Не укреплять беспомощность - одобрять чувства, но не укреплять мнение клиента, что другие делают слишком мало. К терапии следует обращаться, если есть следующие признаки: Экстремальные симптомы. Долгая история. Очень низкая самооценка. Стагнация. Лечение Мы не склонны давать медицинские советы. Если у клиента есть вопросы медицинского характера, мы переадресовываем его в соответствующую службу. 1. Вообще говоря, лечение экзогенной (внешне обусловленной) депрессии и должно производиться с большой осторожностью. Экзогенная депрессия - это проблема, которая появляется после неудачной попытки справиться с какой-то ситуацией, неумения управлять ею. Медикаментозное лечение не приводит в этих-случаях к желаемому результату. Лечение может быт порекомендовано при нарушениях сна или аппетита. 2. Если клиент хочет лечиться, посоветуйте ему обратится лучше к психиатру, нежели к психотерапевту. В Metro Crisis поступило великое множество звонков от депрессивных людей. Ниже приводится один пример. Используйте его как упражнение Звонит 45-летний мужчина - беспокойный сон. ощущение подавленности. С чего вы начнете? Подумайте, задайте вопросы, оцените симптомы. В процессе разговора вы обнаруживаете, что засыпает он нормально, но просыпается раньше на 3-4 часа и так уже 2 недели. Насколько серьезен этот симптом? Что еще вам необходимо узнать, чтобы укрепиться в своей гипотезе - является ли состояние мужчины депрессивным или нет? Затем вы узнаете, что он только что получил повышение по службе и чувствует на себе груз ответственности. Как вы поступите с этой информацией? Необходимо связать чувства (давление/стресс) с ситуацией (плохой сон). На чем сделать акцент дальше? (Как он может уменьшить давление) Вы расспрашиваете его как можно больше об этом давлении и для вас становится ясно, что он много берет на себя, не делегируя поставленные задачи подчиненным. Что могли бы вы сказать ему об этом? Используйте при разговоре точные слова и выражения. Он не принимает идею о делегировании, хотя соглашается, что берет на себя очень много. Каким будет ваш ответ? Что-то изменится к лучшему, если вы не будете ничего предпринимать? Что могли бы вы еще сделать, чтобы уменьшить давление? Итак, вместо того, чтобы передать часть своей нагрузки подчиненным, вы предпочтете плохо спать? После того, как он выговорился, ему стало лучше и он благодарит вас. Что можете вы сказ т ь ему на прощание? Может быть "Вы ощущаете подавленность, плохо спите, и я считаю, что если ничего не изменять, то эта проблема и дальше будет вас беспокоить". Резюме Работа с одинокими и подавленными людьми Поскольку эти клиенты обычно имеют низкую самооценку и ощущают себя отверженными, относитесь к ним с уважением и почтением, в противовес этим чувствам.. Цели в работе с этими клиентами: связать чувства с причиной объяснить им, что именно поддерживает депрессию ставить одну или две небольших достижимых цели 3. В процессе разговора нужно оценить: • скорость, темп развития событий тяжесть симптомов в какой стадии находится человек • прогресса или стагнации какие он видит преимущества в состоянии одиночества или депрессии есть ли циклические паттерны, такие как: одиночество — депрессия — одиночество злоупотребление (например, алкоголем) — депрессивное злоупотребление нереальные ожидания — провал — депрессия не использование систем поддержки — одиночество —депрессия 4. Интервенция Рефлексивное слушание и оценка Очень мягко указать на паттерны и выгоды Задать вопрос "Что удерживает Вас от (попыток сделать что-то реальное)?" Поставить одну или две небольшие цели 5. Два правила » Чем более запущена депрессия - на это указывают стагнация и отсутствие попыток улучшить положение - тем более важно сфокусироваться на плане действий. • Когда необходима долгосрочная терапия: крайне низкая самооценка стагнация крайне тяжелые симптомы долгая история. Горе и утрата Определения Горе. Сильные эмоции, переживаемые человеком, когда он лишается близкого, любимого человека в результате его смерти. Это также процесс, при помощи которого человек работает с болью утраты, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горе - процесс функциональной необходимости, но не слабости.. Это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери. Тяжелая утрата. Описывает событие потери, т.е. саму смерть2. Траур. Публичное выражение, утраты; обычно длится с момента извещения о смерти до момента погребения. Сопровождается траур различными ритуальными действиями согласно духовным и культурным традициям. Критические периоды времени Первые 48 часов Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в произошедшее могут быть очень сильными в первые часы. Эмоционально это иногда выражается в страхе потерять членов семьи и друзей. Первая неделя Необходимость проведения похорон и другие хлопоты занимают все мысли, и чувство утраты может переноситься чисто автоматически. Оно может сопровождаться ощущением "упадка" и эмоционального и/или физического истощения. 2-5 недель Здесь преобладает чувство покинутости как семьей, так и друзьями, вернувшимися к своим повседневным заботам после похорон. Что касается работы (службы), то начальство ожидает в этот период, что человек, перенесший тяжелую утрату, вполне справился со своими переживаниями и может, как и прежде, выполнять свою работу. Последствия шока все еще сильны, но могут появляться ощущения, что все не так плохо и жизнь продолжается. 6-12 недель На згой стадии снимаются все последствия шока и осознается реальность потери. Спектр переживаемых в это время эмоций достаточно широк; человек чувствует утрату и плохо контролирует себя. Вот некоторые из переживаний данного периода: Сильное изменение сна. Панический страх, часто паранойя. Изменения в аппетите, сопровождающиеся значительными потерей или приобретением веса. Периоды необъяснимого плачь. Усталость и общая слабость. Мышечный тремор. Резкие смены настроения. Неспособность сосредоточиться и/или вспомнить. Изменения сексуальной потребности/активности. Недостаточная мотивация. Физические симптомы страдания. Повышенная необходимость говорить об умершем. Сильное желание уединиться.3-4 месяца Начинается цикл "хороших и плохих дней". Повышается раздражимость и снижается терпимость в отношении фрустрации. Не исключаются вербальное и физическое выражение гнева, ощущение эмоциональной регрессии, рост соматических жалоб, особенно инфекционного и простудного характера, из-за подавленности иммунной системы. 6 месяцев С наступлением шестимесячного срока начинается депрессия. Тяжесть пережитого ослабевает; но не эмоции. Годовщины, дни рождений, праздники особенно тягостны, они вновь несут с собой депрессию. 12 месяцев Первая годовщина смерти может быть либо травмирующей, либо переломной, в зависимости от последствий пережитых за год страданий. 18-24 месяца Это время "рассасывания". Боль потери становится терпимей и человек, переживший утрату близкого, понемногу возвращается к прежней жизни. Здесь происходит "эмоциональное прощание" с умершим, осознавание того, что поскольку этого человека забыть невозможно, то больше нет необходимости наполнять болью утраты всю свою жизнь. Именно в этот период времени исчезают из словарного запаса слова "тяжелая утрата" и "горе"; жизнь берет свое. Этот календарь, как и стадии переживаемого несчастья, могут меняться. Люди будут двигаться в его пределах, иногда возвращаясь на стадию первых часов, а затем перепрыгивая обратно в реальность. Это нормально и ожидаемо. Предложенный календарь всего лишь справочник, и именно так и должен рассматриваться. Десять стадий горя Предложенные ниже стадии справедливо считаются общими для людей, переживающих горе. Однако, необходимо понять, что все люди разные и сам процесс изменчив, так что большинство необязательно начнет с первой стадии и будет переживать все по очереди вплоть до десятой. Большую роль играет подвижность, что связано с перемещениями между стадиями и внутри них; нередко люди говорят о том, что после недели - двух наметившегося "прогресса" они возвращаются назад, к начальной стадии. Важно помнить, что горе несет в себе эмоциональную иллюзию регрессии, хотя, в действительности, всегда происходит движение вперед. В худшем случае, это движение просто замирает. Одно то, что процесс переживания утраты не ослабевает и не прерывается - уже прогресс. Шок: Потрясение, переживаемое в момент смерти близкого человека, имеет место даже в случае его долгой неизлечимой болезни и длинных месяцев мучительной подготовки к этому событию. Очень часто этот период времени люди описывают, употребляй выражение "автопилот". Наша память сохраняет очень мало подробных деталей происходящего в это время, лишь знание того, что должно быть сделано. Шок обычно проходит через пять-шесть недель, но может длиться и дольше, в зависимости от умения человека защищаться от болезненных ощущений. Всплеск эмоций: Мы можем и не увидеть сильного всплеска эмоций в момент смерти и затем их "иссушения" через несколько недель. Когда шок окончательно рассеивается, человек может переживать сильные эмоции, такие как раздражение, страх, раскаяние и пронзительное одиночество. В этот период пересматривается прожитая жизнь, и люди очень удивляются, обнаружив сколь сильно они зависели от умершего. Осознание этого может привести к потере уверенности в себе и ощущению неадекватности. Депрессия: Депрессия собирает все вышеупомянутые эмоции и усиливает их, добавляя чувство беспомощности и безнадежности. Люди жалуются на то, что "не чувствуют" больше рядом с собой своих любимых или хотят"быть с" ними. Семья и друзья опасаются суицида, но перенесшие утрату обычно выражают это состояние как: "Я не буду с собой ничего делать, но если смерть придет ко мне этой ночью, я не прогоню ее". Физические симптомы страдания: Это общее явление, особенно среди детей. Если причиной смерти явился инфаркт, близкие могут ощущать сдавливание в груди, боль, распространяющуюся от челюсти вниз к левой руке, и другие симптомы, имевшие место у умершего. У одной женщины, чей жених был убит выстрелом из ружья в лицо, лицо было покрыто незаживающими язвами. Когда ей показали, что ранка на одной щеке была зеркальным отражением действительной раны погибшего, они зажили сами, безо всякого лечения. Беспокойство: Людям, потерявшим близких, часто снятся яркие сны (или они грезят наяву), в которых они видят и/или слышат ушедших от них близких людей. Может быть и спиритическое беспокойство, выражаемое, например, такими словами: "Где сейчас мой любимый?" или "Счастлив ли он / она?", "Как может он/она пребывать в мире, зная, что я так страдаю?"или "Будем ли вместе, когда я умру?". Иногда это обретает форму страха перед божьей карой, которая может повлечь за собой дополнительные потери. Многие глубоко обеспокоены возможностью "забвения" своих любимых, что выражается в том, что вряд ли они смогут вспомнить, как этот человек улыбался или его голос. Враждебность: Раздражение обычно начинается на шестой неделе после смерти близкого человека и длится около двух недель. Иногда оно изливается наугад, иногда на кого-то конкретно. Чаще всего мишенями являются бог, врачи, священник и умерший. Обычно человека охватывает смятение от силы нахлынувшего на него раздражения, он считает, что так не подобает вести себя, но избавиться от этого чувства не может. В этом случае бывает полезно отреагировать их. 7. Вина: Иногда она реальна, часто надуманна или преувеличенна, но относиться к ней всегда необходимо с большой серьезностью. Смерть усиливает проблемы, которые когда-либо имели место во взаимоотношении, и малозаметные прежде камешки преткновения превращаются теперь в непреодолимую преграду. Слово "должен" не сходит с уст, превращаясь в заклинание: "Я должен был сделать это" или "Я не должен был этого делать". Со временем рациональное объяснение смягчит чувство вины, но обычно оно возвращается до тех пор, пока не наступит полное избавление от страдания. 8. Страх: Страх многолик. Это может быть и страх спать в той же постели или комнате; боязнь оставить жилье или продолжать жить в том же доме. Люди боятся одиночества, которое приходит вместе со смертью, и в то же время боятся завязать новые отношения. Здесь может быть и опасение никогда больше не испытать радости или веселья так, чтобы оно не сопровождалось чувством вины. Для человека, который чувствует себя очень неуверенно без своего близкого, жизнь полна страхов, и каждый день по сути тяжкое испытание временем. Как сказал один мужчина: "Я только и могу, что идти вперед, т.к. каждый прожитый мною день на шаг приближает меня к ней". Излечение памяти: Все перенесшие тяжелую утрату люди живут между хорошими и плохими воспоминаниями. Временами кажется, что настало время самобичевания, поскольку в памяти воскресают все негативные аспекты взаимоотношения. Однако и более счастливые моменты оказываются слишком болезненными, и так может продолжаться много месяцев, пока не наступит примирение, поскольку излечение кроется в самих воспоминаниях. Когда эти воспоминания станут приносить меньше страданий, человек вновь обретет способность воспринимать окружающий мир всего реальности. Принятие: Существует различие между принятием реальности смерти, здесь же и "эмоциональное прощание", и забвением умершего. Как и любая серьезная травма, смерть близкого человека оставляет на душе рубец, шрам. Со временем боль утихает, и в конце концов к ране можно прикасаться, вспоминать и принять, как уже прожитую, новую часть этой жизни. На это может уйти два и более года, в зависимости от эмоциональной близости денного человека с умершим. Нормальные реакции в состоянии горя Несмотря на то, что горе - нормальное ответное чувство на потерю близкого человека, иногда оно может порождать довольно странные реакции, вызывающие опасения. Каждый человек переносит страдания своим собственным уникальным образом, но если некоторые из приведенных ниже описаний подойдут Вам , не расстраивайтесь: Ваше поведение типично для переживаемого состояния и поэтому с Вами все в порядке. Не все из этих проявлений разумны, некоторые приходится изменять, но все они доступны пониманию и не указывают на "безумие". Гнев на Бога и невозможность найти утешение в своей вере. Раздражение в адрес медицинского персонала, вызванное недостаточной технической оснащенностью или неспособностью их сделать все необходимое для спасения близкого вам человека. Злость на себя, что не заметил вовремя предупреждающие знаки, симптомы и др. Злость на умершего из-за того, что не берег себя; оставил Вас одного; не сделал соответствующих финансовых/юридических распоряжений; умер. Невозможность уснуть без снотворного или повышенная сонливость. Изменение вкусовых привычек, сопровождающееся значительным прибавлением или потерей веса. Повышенная подверженность простудным, инфекционным и прочим заболеваниям. • Неспособность заставить себя сделать то, что необходимо. Трудности с концентрацией внимания и/или памятью. Гораздо большая раздражительность, чем обычно. Непредсказуемые, неконтролируемые приступы плача. Страх остаться одному или среди людей; боязнь оставаться или покидать дом; боязнь спать в этой постели. Желание "наказать" что-нибудь или кого-нибудь за свои страдания. Раздражение из-за того, что никто, как Вам кажется, не понимает, что с Вами происходит; на людей, которые ждут, что Вы "наладите свою жизнь"; что у Вас нет времени, чтобы отдаться своему горю. Расстройство, из-за того, что друзья звонят слишком часто или слишком редко, никуда Вас не приглашают, что создает ощущение подталкивания к социализации прежде, чем вы будете готовы к этому. Покупка ненужных вещей и забывчивость в отношении предметов первой необходимости. Чувство вины, охватывающее Вас при мысли о незначительных шероховатостях имевших место во взаимоотношении, которые, обычно, в проблему не перерастали. Приступы паники, гнева. Желание говорить об умершем, но и опасение "обременить" семью или друзей. Ношение одежды, украшений или других личных вещей, принадлежащих умершему. Ощущение, что одиночество и уединенность не приемлемо для Вас. Чрезмерное увлечение алкоголем, назначенными врачом или "уличным"наркотиком, чтобы "справиться" с ситуацией. Слишком быстрое и небрежное вождение автомобиля. Желание продать дом и уехать; раздать все, что принадлежало умершему ;превратить часть дома в некое подобие святыни (например, ничего не менять в его комнате после смерти). Изменения в сексуальном поведении. Выход на улицу в "поисках приключений". Беспричинные крики-. Гнев на весь мир, на людей, которые могут смеяться, на праздники, которые не отменили, на то, что Вы одиноки в своем горе. Желание общаться с людьми, которые не были знакомы с умершим, что позволяет разделить воспоминания с беспристрастными слушателями. Типичные симптомы горя (нормальные) Нарушение сна. Анорексия / потеря или приобретение веса. Раздражимость. Сложности с концентрацией внимания. Потеря интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т.д. Подавленность. Апатия и отчуждение; уединенность. Плач. Самобичевание. Суицидальные мысли. Соматические симптомы Чувство усталости. Применение медикаментов (снотворных и/или успокоительных). Галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия. Нетипичные симптомы (патологические) Затянувшиеся переживания горя (несколько лет). Задержка реакции на смерть близкого (нет выражения страданий в течение 2 и более недель). Сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания. Появление болезней психосоматического характера, таких как, язвенный колит, ревматический артрит, астма. Нередко бывает ослабление чувствительности, приступы удушья и т.д. Ипохондрия: развитие симптомов, от которых страдал умерший. Сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты. Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах. Не согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение. Может быть полное изменение стиля жизни. Устойчивая нехватка инициативы или побуждений; неподвижность. Слабовыраженные эмоции; неспособность эмоционально чувствовать. Резкие переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени. Возможное вынашивание суицидальных планов. Изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражимость, нежелание надоедать, уход от социальной активности; прогрессирующая уединенность. 13. Разговоры о суициде, воссоединении с умершим, о желании со всем покончить. Клише, которых стоит избегать "На все воля божья". Не настолько всеведущ человек, чтобы определять волю божью, к тому же большинству людей это ни к чему. Такое заявление рисует бога как некую жестокую и порочную силу, отнимающую человека от его любимых без всякого разбора. "Мне знакомы Ваши чувства". Каждый человек уникален, и каждое взаимоотношение единственное в мире. Мы не можем знать, что чувствует другой человек, столкнувшись со смертью, поскольку никогда не сможем пережить его чувства. "Уже прошло три недели с его / ее смерти. Вы еще не успокоились?" Не существует лимита времени, отпущенного страданию. Принято считать, что переживание горя может длиться от шести месяцев до двух лет, хотя не исключены отклонения и в ту, и в другую сторону. "Благодарите бога, что у вас есть еще дети (ребенок)." Даже если в семье есть еще дети, родители тяжело переносят смерть ребенка. Это не уменьшает их любовь к оставшимся детям, а просто отражает потерю того конкретного взаимоотношения. "Бог выбирает лучших". Это означает, что все живущие на земле, включая и этого конкретного человека, не столь хороши в глазах бога. И опять-таки бог не заботится о страданиях, которые причиняет близким. "Он/она прожил долгую и честную жизнь и вот пробил его час". Не существует времени, подходящего для того, чтобы умереть. Сколько бы лет ни прожил человек, смерть это всегда горе. Несмотря на то, что смерть часто несет с собой избавление от страданий, физических или душевных, близкие люди переживают это также сильно. "Извините". Это очень распространенная автоматическая реакция на сообщение о чьей-то смерти. Мы просим прощения за то, что жизнь закончена, что люди переживают горе, за то, что нам напомнили о том, что все мы смертны. Однако, для человека, переживающего утрату близкого, эти слова требуют ответа, который прозвучал бы неуместно. Что можем мы сказать в ответ на "извините", "благодарю", "все в порядке", "понимаю"? В этой ситуации нет адекватного ответа, и когда человек снова и снова слышит "извините", эти слова быстро становятся пустыми и бессмысленными. "Позвоните мне, если что-то понадобится". Если мы выбираем этот вариант, то должны быть готовы ответить на телефонный звонок в любое время дня и ночи. Несправедливо сделать такое заявление, а затем посчитать неуместным звонок, прозвучавший в 3 часа утра. Страдания не регулируются боем настенных часов, и часто самое тяжелое время — между полночью и 6-ю утра. Весь мир спит; не спят лишь скорбь и горе. "Бы должны быть сильными ради своих детей, жены (мужа) и др..." Страдающему человеку нет необходимости быть сильным, ради кого бы то ни было, не исключая и самого себя. Убеждая людей быть сильными, мы тем самым уговариваем их отречься от реальных эмоций. Это может привести к другим проблемам. Одну женщину, пять лет назад потерявшую мать, никогда не видели горевавшей. На вопрос как ей это удается, она ответила: "Это съедает меня живьем". При обследовании у нее обнаружили язвенный колит. Она была для всех сильной, и это сказалось на ее здоровье. Чего хотят от нас люди, перенесшие утрату "Позвольте мне просто поговорить". Эти люди хотят говорить об умершем, причине смерти, и о своих чувствах в связи с произошедшем. Им хочется проводить долгие часы в воспоминаниях, смеясь и плача. Они хотят рассказать о его жизни все равно кому, только бы слушали. В случае насильственной смерти им необходимо еще раз перебрать все мельчайшие подробности до тех пор, пока они перестанут пугать их и оставят их в покое и тогда они смогут оплакивать свою потерю. "Спросите меня о нем/ней". Мы часто избегаем разговоров об умершем, но близкие интерпретируют такое поведение, как забвение или нежелание обсуждать саму смерть. Это демонстрирует уровень нашего дискомфорта, но не нашей заботы о близких умершего. "На кого он / она был похож?", "Есть ли у Вас фотография?', "Что он / она любил делать?", "Какие Ваши самые приятные воспоминания связаны с ним / ней?", "Что Вас сводило с ума?" Это только несколько вопросов, задав которые мы можем проявить свой интерес к прожитой жизни. "Поддержите меня и позвольте мне выплакаться". Нет большего подарка, который мы можем подарить убитому горем человеку, чем сила наших рук, обхвативших его за плечи. Прикосновение - это чудо терапии; так мы выражаем свою заботу и внимание, когда слова нам неподвластны. Даже просто поддержка за локоть лучше, чем холодная изоляция. Люди плачут, им необходимо плакать, и намного лучше делать это в теплой обстановке понимания, нежели в одиночку. Страдающий человек всегда вправе не принять нашу руку; что не мешает нам по меньшей мере предложить ее. "Не пугайтесь моего молчания". Бывают случаи, когда перенесшие утрату люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Мы должны позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовы продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние "здесь и сейчас". Нам не нужно знать где они были и о чем думали; о чем мы должны побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно. Большую часть времени они вряд ли смогут облечь свои воспоминания в подходящие слова и будут благодарны за то, что вы просто были с ними рядом в этой тишине. Используйте это время для восстановления собственных сил в молитве или медитации. Стадии умирания В своей работе д-р Элизабет Каблер-Росс ( Elizabeth Kubler-Ross) описала пять стадий, которые обычно переживают перед смертью неизлечимые больные. Стадии эти имеют различную продолжительность и могут заменять друг друга или существовать параллельно. Кроме того, каждый человек вносит в каждую стадию свои неповторимые особенности. 1. Отрицание и изоляция. Отрицание - это внутренняя реакция пациента на сообщение о неизлечимости болезни, как правило, это выражается следующим заявлением: "Нет, этого не может быть, это не правда". Отрицание выступает в роли буфера, смягчающего неожиданные шокирующие новости, позволяет пациенту собраться и, со временем, мобилизовать остальные, менее радикальные, защитные силы. 2. Раздражение. Когда первая стадия отрицания более не может поддерживаться, ее сменяет раздражение, гнев, злость, возмущение и обида: "Почему я?" Раздражение начинается, когда пациент думает о том, чего сделать не сможет: о спокойной, в свое удовольствие, старости, о том, чтобы увидеть, как растут его дети и еще много другого. 3. Сделка. Это попытка отсрочки; пациент предлагает хорошее поведение в обмен на продление жизни или избавление от физического дискомфорта. Пациент оговаривает в этой сделке крайний срок и обещает не просить последующей отсрочки, в случае дарования первой. 4. Депрессия. Депрессия наступает тогда, когда пациент больше не может отрицать свою болезнь. Раздражение, злость и другие реакции заменяются чувством невыносимой утраты. Существует два типа депрессии. Реактивная депрессия - это реакция на потерю работы, финансовые затраты на госпитализацию, невозможность отправить детей в колледж и прочие практические неурядицы. Подготовительная депрессия связана с тем, что пациенту необходимо подготовить себя к окончательному разрыву с этим миром. 5. Принятие. Если у пациента было достаточно времени и ему помогли проработать описанные выше стадии, то он достигнет той стадии, во время которой он/она ни подавлен, ни раздражен своей "судьбой". Как заявляет д-р Каблер-Росс: "Большинство наших пациентов умирают, находясь на стадии принятия, т.е. существования без страха и отчаяния." В добавление к описанным выше стадиям, д-р Каблер-Росс говорит о надежде, которая пронизывает их почти во всех случаях. Даже наиболее реалистичные пациенты хранят в душе надежду на чудесное исцеление. Психология болезни А.С. Бочаров, А.В. Чернышев. Очерки современной церковной психологии Страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией. 1 Петр. Разные авторы дают довольно отличные друг от друга определения здоровья и болезни, но большинство из них сходятся на мысли, что понятие здоровья "включает в себя не только оптимальное функционирование органов и систем человеческого организма, его физическое благополучие, но и субъективное, психологическое ощущение здоровья..." 379 То есть помимо самой болезни, существует еще и внутренняя картина заболевания. Это чрезвычайно сложная многофакторная система. Мы предложим следующую условную схему. Самый низший уровень восприятия болезни и реакции на нее — физиологический. Это патохимические и патофизиологические процессы, происходящие в организме при заболевании. Они определяют лицо недуга для врача-специалиста. Повышено или понижено давление, сколько гемоглобина в крови, при какой нагрузке возникает боль за грудиной? Почти все это можно "пощупать", измерить, объективно оценить. Этот уровень никогда не функционирует отдельно от других, высших. Субъективная оценка своего состояния осуществляется на другом уровне, психологическом. Хорошее самочувствие, оптимизм, желание работать, достигать жизненные цели - все эти весьма важные для здоровья понятия не исключают скрытой болезни, возможно, очень разрушительной. Но все же единство физического и психологического столь тесное, что в современной психосоматической медицине не представляется возможным их разделить. Следующий пласт — мировоззрение, то есть система принципов, взглядов и убеждений, определяющих жизненные ценности человека. На этом уровне формируется отношение к любой проблеме (в том числе болезни) как таковой, здоровью, семье, работе, обществу, наконец, к смерти, в том числе к собственной. Насыщенность и значимость этого уровня очень велика. Именно здесь формируется ответ на вопрос: что означает болезнь для человека. Во многом этот уровень образуется под влиянием воспитания в семье, местных и этнических традиций, преобладающих в обществе идей и взглядов. Мировоззренческие установки особенно тщательно должны исследоваться психиатрами и психологами для правильного анализа понятий "норма - патология", "бред - суеверие" и т.п. Тенденция советской психиатрии и фрейдизма объявлять всякого верующего человека психически больным исходит из теории грубого материализма, низводящего человека до уровня животного. В настоящее время, под влиянием оккультного "просвещения", мировоззренческие установки настолько изменились, что убежденность человека в том, что его плохое самочувствие связано с "порчей" или "сглазом", уже не рассматривается как проявление болезни, поскольку это расхожее суеверие. Любой психиатр еще десять лет назад по меньшей мере настороженно отнесся бы к рассказам пациента об энергетических вампирах, лечении на расстоянии. Идеи контактов с внеземными цивилизациями и вовсе расценивались как бредовые. Теперь же многие уверены в существовании летающих тарелок и при этом не являются клиентами психдиспансеров. Наиболее отчетливо несостоятельность материалистического мировоззрения заметна в отношении к болезни, смерти как актуальным вопросам бытия. Отождествление своего "я" с физическим телом, его функциями, и, главное, отрицание загробной жизни приводит к отношению к болезни как к катастрофе. На самом деле если у меня нет ничего, кроме этого тела, то нарушения и ограничение функций моего тела (моего "я"!) — досаднейшая вещь. От этого хочется как можно скорее избавиться. Некоторые же, считая любые страдания злом и абсурдом, приходят к выводу об "устранении" тела (и своего "я"?) как причины страданий. Человек с таким мировоззрением вполне способен на эутаназию. Немецкий психолог Теодор Липпс указывал, что первая ступень самоопознания состоит в отличении "я" вместе с его душевной жизнью и телом от внешнего мира ("я" — не просто мыслящий булыжник на обочине вселенной). После такого опознания человек задумывается: кто я и откуда? Куда иду? С этой ступени легко провалиться в крайний эгоцентризм, объявив себя центром вселенной. "Я" человека, "личность" сознает свое бытие, сознает себя центром всего, противопоставляет себя как субъекта всему, что вне его как объекту. Вторая ступень подобной самоидентификации — отделение "я" вместе с душевным состоянием от тела. То есть "я" неизмеримо больше, чем мое тело. От этой точки дорог много: в оккультизм — попытка познания самых темных сторон жизни; в эстетизм — попытка обоготворить культуру и вообще душевную жизнь, признавая ее высшей ценностью для человека; в гедонизм — стремление утвердить господство тела; в восточные культы, в сферу опасных экспериментов над своим сознанием с целью уничтожения "я"; в секты — потакая своему самолюбию и порабощая все естество без остатка. Но существует и более высокий уровень самоосознания, суть которого в том, что человеческое "я" не сводится ни к явлениям внешнего мира, ни к телесным действиям, ни к душевной жизни. С этой ступени начинается подлинно духовная жизнь с приоритетом велений совести. Это сфера мировоззренческая. Следует отметить, что, признавая приоритет духовной жизни, христианство отводит достаточно почетные места и душевным проявлениям, и телу. В традициях индуизма и буддизма, наоборот, тело воспринимается как темница души, безусловное зло. А если тело — это враг, то его болезни — наказание для врага. На самом деле тело — часть единого целого. Другое вопрос, что тело должно быть служанкой, а не госпожой, конем, а не всадником. Итак, четвертый и самый высокий пласт в целостном восприятии человеком болезни — духовный. Не стоит его смешивать с мировоззрением, которое формируется во многом под воздействием духовной жизни человека. Тело и душу человека нельзя считать полностью свободными, свобода доступна лишь духу. Духовная практика (независимо от своего знака и направленности), способна изменить мировоззрение, а следовательно, и отношение к болезни. Б.С. Братусь дает схожее с приведенным выше деление на уровни, не выделяя особо мировоззренческий пласт. Этот уровень при рассмотрении психического здоровья человека включается им в высший, "личностно-смысловой", "ответственный за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношение к другим людям и к себе". Внутренняя картина болезни Отношение человека к заболеванию психологи называют внутренней картиной болезни. Выше мы описали, на каких уровнях человек оценивает значимость заболевания. Берется в расчет многое: возраст, перспективы, семейные и личные отношения. Формируется реакция на болезнь в виде эмоционального переживания, выбора дальнейших действий, происходит духовное осознание происходящего. Как уже было сказано, внутренняя картина болезни начинает формироваться на физиологическом уровне, но моментально подключаются более высокие сферы. Идет сложная многоплановая оценка. Ведущими физиологическими факторами при этом считаются наличие боли и дискомфорта. Впрочем, не менее важно ограничение функций отдельных органов, что заставляет перестраивать привычный стиль жизни. Например, человек вынужден долго лежать, ограничиться в передвижении, изменить питание, отказаться от многих привычных вещей.389 Немаловажно то, как влияет болезнь на творческую активность, режим работы. Это заставляет вносить коррективы в ближайшие и отдаленные жизненные цели, способы их осуществления. Меняются отношения с окружающими. Например, некогда активный "кормилец семьи" внезапно превращается в тяжелого больного, за которым требуется сложный уход. Живой, энергичный любитель "здорового образа жизни" становится малоподвижным инвалидом. Авторы считают целесообразным выделение на основе духовных критериев двух вариантов отношения к болезни: пассивного и активного. Человеку прежде всего предстоит ответить на несколько глобальных вопросов, и определиться, что делать дальше. Пассивное отношение к болезни При выборе пассивного отношения к болезни события могут развиваться по нескольким направлениям. Иногда болезнь воспринимается как кара или наказание, но при этом обязательно незаслуженные. Человек раздражен на свой недуг, всячески старается подчеркнуть свою безвинность, истероиды и вовсе делают свои страдания демонстративными, преувеличивая тяжесть симптомов. Другой пассивный вариант — отношение к недугу как назиданию другим: "Вот, вы не ценили меня, и я заболел". Или: "Я же говорил, что мне надо больше отдыхать!" Ипохондрики и истероиды любят погружаться в мир болезни и всевозможных врачебных обследований, третируя при этом окружающих. Их гипертрофированное самолюбие и в болезни находит подпитку. Еще вариант — восприятие болезни как расплаты за грехи предков, как "кармы" и т.п. Как и в предыдущих случаях, ведется поиск виновников заболевания, будь то люди или законы космоса. Уход в болезньтакже относится к этой группе реакций. Оговоримся, что в критерий активности-пассивности мы вкладываем отношение не к лечебному процессу (лечиться — где и как? обследоваться — не обследоваться? и т.п.), а к самому своему бытию, сопряженному с болезнью. В чрезмерно активном, суетливом поиске разрешения своей проблемы (заболевания) можно усмотреть бессилие человека перед лицом ситуации, требующей активного выбора. Великие мыслители и врачи М.Я. Мудров и СП. Боткин утверждали, что надо не противопоставлять болезнь больному, а рассматривать их как единое целое. Отсюда и мудрый закон: помогать больному, а не просто лечить заболевание. Мифологизированное сознание нашего современника все чаще находит причину заболеваний в окружающих недоброжелательных людях. Их козни видны во всем: они неустанно наводят порчу, "подсыпают" и чародействуют. Все чаще наивно-мистическая концепция происхождения болезни носит характер убежденности, перерастая в мировоззренческий стереотип целых поколений постсоветского общества. Остается лишь удивляться широте арсенала околомедицинских суеверий. "Энергетический вампиризм" воспринимается так же просто, как радио и телефон. Пассивное отношение к болезни вполне может маскироваться за терпеливым ее перенесением. При этом недуг воспринимается частью людей как неизбежность или даже следствие собственной ошибки. У других доминирует внешняя сторона: активные походы по врачам, целителям. Но ни у тех, ни у других нет главного: духовного анализа происшедшего, желания исправить свою жизнь в связи с онтологическим осмыслением болезни. Известно, что человек чаще приходит к духовности в горе и болезни, чем в радости и здоровье. Закосневшие в греховной жизни люди порой серьезно задумываются над вечными ценностями только во время тяжкого недуга. Великий хирург Н.И. Пирогов колебался в выборе между атеизмом и пантеизмом, и только постигшая его болезнь послужила толчком для того внутреннего поворота, который уже созревал в его душе. Подобных примеров множество. Но не всех болезнь отрезвляет и приводит к вере. Переступающие ее порог также ведомы разными причинами. Среди этих побудительных мотивов можно назвать следующие. |