хрестоматия по психогигиене. 7 хрестоматія ПГ. Міністерство освіти і науки україни
Скачать 1.7 Mb.
|
Часть людей приходят в храмы, в силу традиций, или по чьей-то подсказке. Они надеются: "А вдруг поможет?" Они порой и не знают, в каком месте должно стать лучше, поскольку не отделяют симптомы заболеваний от своего душевного состояния, общего "разлада" жизни, неустроенности. Огромная масса людей приходит в Церковь "исцеляться". Часто не с мольбой и просьбой, а с требованием. Бытует мнение, что исцеление подается само собой, в обмен на какие-нибудь внешние действия (ритуализация): поставил свечку, выпил святой воды, "сходил" к Причастию, итог — исцеление. Когда подобная схема не срабатывает, возникают досада и недоумение: "ходила — не помогает". В данном случае Церковь приравнивается к одному из вариантов целителей. Еще одной причиной можно считать поиск утешения, психологической поддержки. На этом стоит остановиться подробнее. С целью психологической реабилитации в Церковь, а точнее к священнику или в общину, приходят довольно часто. Расхожей фразой стало сравнение священника с психотерапевтом в рясе. Действительно, болезнь ставит перед человеком много проблем, обостряет его переживания и чувства. Большую роль играют так называемые преморбидные черты личности (то есть особенности характера и мировоззрения, существовавшие до болезни). Всегда есть место для влияния самой болезни на характер реагирования на нее, включение человека в процесс лечения, поиск средств помощи. При этом отмечено, что типичность реакции на заболевание "зависит от параметров болезни в такой же мере, как и от индивидуально-психологических особенностей человека". Приходилось встречать больных, которые до болезни легкомысленно относились к возможности впасть в недуг, презирая больных, считая их самих виновными в своем заболевании. Вместо христианского подхода — принять человека с любовью таким, каков он есть, в единстве с болезнью и другими недостатками, начинается процесс рационального анализа, облекаемый в цитаты из Священного Писания и книг Святых Отцов. Наши современники, искушенные в народных методах лечения, начитавшиеся журналов и книг типа "Помоги себе сам", готовы предложить множество рецептов и снадобий, и даже церковных "методов" лечения, но без соучастия и сострадания. "Уж коль заболел, значит, виноват", — мыслим мы о своих ближних, но только когда это касается других, а не нас самих. Особенности xaрактера и отношение к болезни "Профессиональных" жалобщиков немало приходит в Церковь. Они прекрасно адаптируются в ней вместе с букетом своих болезней, не помышляя о духовном росте. Встречающиеся за порогом Церкви типы реагирования на болезнь можно, с учетом некоторых особенностей, встретить и внутри нее. Чем меньше включен человек в подлинную духовную традицию, тем более отчетливо проявляются его психопатологические черты. Из патологических типов психического реагирования, выделенных известным исследователем А.Е. Личко, рассмотрим в интерьере приходской жизни несколько наиболее часто встречающихся и показательных. Людей тревожноготипа в Церковь может приводить поиск новых способов лечения и свежей информации. Основные их черты — тревожность, мнительность, сосредоточенность на своей болезни. Их мучает страх за будущее, опасение, что болезнь пришла надолго и существенно изменит привычный жизненный уклад. Болезнь, призванная изменить отношение больного к жизни, к себе самому, привести к пересмотру ценностей, сама становится объектом особого внимания, центральной проблемой личности. Придя в Церковь, наряду с повышенным интересом к медицинской литературе и придирчивостью к лечебному персоналу, они проявляют особую требовательность к духовенству, прихожанам. Этот тип всегда желает поставить свою болезнь в центр внимания окружающих. Ипохондрическийтип также зациклен на своем заболевании. Его отличает большая демонстративность и сосредоточенность на субъективных переживаниях. Такие люди ищут поддержки, морального участия. Им нужен внимательный собеседник для подробного изложения своих симптомов. Здесь также налицо гипертрофированное самолюбие и эгоцентризм. В любой беседе представители этого типа стремятся перевести разговор на свою болезнь. Они красочно описывают свои заболевания, акцентируя внимание на собственных переживаниях (это типично для людей истероидного склада). Резкое облегчение ипохондрик чувствует, когда его внимательно, с участием выслушивают. Следует отметить, что сама по себе ипохондрия явление не однородное, хотя все ее проявления имеют в основе чувство саможаления и страха перед неприятностями. Многие боятся за свою жизнь: "А я не умру? А это не опасно? А вдруг у меня рак?" Страх смерти является одной из составляющих так называемых панических атак. Здесь особенно ярко проявляет себя тотальный психологический дискомфорт. Панические атаки часто обнаруживают себя дрожью, бледностью, блуждающими тонами в сердце, удушьем и т.п. При этом больной всегда находится в страхе перед возможной смертью. Другой же сосредоточен на здоровье вообще, предъявляет неопределенные жалобы, боится любых болей, при появлении которых его охватывает суетливое желание обследоваться или срочно госпитализироваться. Желание быть здоровым может перерасти в сверхценное психологическое увлечение. Психологи называют это "паранойей здоровья" Железные нервы, здоровые почки, Гимнастика, йога, трусца! И так ежедневно. До ручки, до точки, И так без конца до конца! —Строки из песни В. Высоцкого. таков девиз людей, фанатично преданных здоровому образу жизни. Само по себе здоровье — дар. Но иногда средства его достижения сами становятся целью (Феномен сдвига мотива на цель.). Почему-то среди фанатов здорового образа жизни нам чаще всего попадались люди надменные, выпячивающие свои способности, готовые ежеминутно проповедовать оздоровительные методы и рассказывать о своих достижениях. Бездуховное коммунистическое общество в середине 80-х породило своеобразную реакцию — "уход в здоровье". Этот бум теперь хоть и локализовался, но масштаб его все еще довольно велик. Он поддерживается хлынувшими с американского континента "фитнессами", "билдингами" и т.п. Формирование у человека сверхценной идеи здоровья обусловлено глубокими духовными и психологическими проблемами. Чтобы заглушить голос совести, люди уходят на службу кумиру, идее, ритуалу, музыкальному идолу. А причастность к какой-либо тайне и возможность стать "не как все" толкают вперед по этому пути. Уход в здоровье или в болезнь - одинаково вероятные варианты для духовно несостоятельного человека. Выбор зависит лишь от особенностей личности. Вернемся к ипохондрии. Третий ее вид — "страх за свою красоту".397Это и боязнь уродств, деформаций, и панический страх испортить цвет лица, набрать лишний вес. На этой почве процветает косметическая хирургия, которая поначалу имела своей задачей реконструкцию и пластику органов после травм, ожогов или же врожденных уродств. Теперь же косметические хирурги срезают лишний жир, подтягивают бюсты, вздергивают носики Нередко можно услышать о том, что человек, серьезно заболев, впадает в депрессию. И хотя существует прямая связь между частотой и выраженностью депрессий и тяжестью заболевания, все же ведущее значение имеют личностные особенности. Психологами выделяется меланхолическийтип реагирования. Он характеризуется удрученностью болезнью399, погруженностью в нее и неверием в выздоровление. Исход болезни видится в темных красках, присутствует недоверие к врачам, методам лечения. Напомним, что нередко исходом депрессии бывают попытки самоубийства. Тем более что современный мир предложил способы "безболезненного" ухода из жизни для тяжелых и безнадежных больных, известные под названием эвтаназии и ятротаназии. При этом суицидальные попытки у депрессивных личностей значительно отличаются от подобных же действий других психологических типов, например истероидов. Для последних возможность ухода из жизни служит лишь способом привлечь внимание к своей особе, вызвать сочувствие. По литературным данным, вероятность ухода из жизни в результате суицидальной попытки у депрессивных личностей примерно в 16 раз выше, чем у личностей с другими стилями. Вновь повторим, что человек с не ориентированным на духовность сознанием воспринимает болезнь как нечто инородное и спешит всеми средствами от нее освободиться. А если долго ничего не получается, в силу психологического механизма фрустрации ("крушение надежд") возникает раздражение, неверие в исцеление и даже нежелание дальше жить. Человек церковный, хотя и стремится к исцелению, старается извлечь максимум духовной пользы от болезни. Сам процесс лечения и хождения по врачам можно обратить себе на пользу, даже не получив выздоровления. Лечение может не помогать в телесном отношении, но "для души приносит большую пользу, — во-первых, смиряет человека, а во-вторых, напоминает о будущей жизни и переходе в оную. И болезнь переносить составляет немалый труд" Наиболее частым типом реагирования на болезнь считается неврастенический. Это состояние определяют как "раздражительная слабость". При любых трудностях типичной реакцией является желание поныть, пожаловаться, найти сочувствие. Когда агрессия выходит наружу, она изливается на первого попавшегося, но более всего страдают близкие. Доминирующим свойством неврастении можно считать нетерпеливость. На ней базируются повышенная требовательность к окружающим, вспышки гнева. Все это может заканчиваться осознанием своих ошибок и раскаянием. Налицо противоречивость черт характера. С точки зрения аскетики, эти люди способны мыслить критически в отношении себя, сознают свои ошибки. Но если их система ценностей далека от евангельской, раскаяние (не путать с покаянием!) возникает по пустяковым поводам. Мотивы переживаний здесь самые банальные: "Я так плохо выглядел в этой ситуации! Что подумают люди!" Раскаиваясь в приступах гнева, они осуждают себя не за совершенный грех, а за то, что высказали свои претензии слишком резко. При этом они продолжать считать себя правыми по существу, достойными жалости и особого внимания. Если человек застревает в таком состоянии, то его самоугрызения приводят к глубокой невротизации. Говоря о "поиске смыслов" личности, мотивации поступков, отметим, что у людей невротизированных, особенно у неврастеников, преобладает внешний уровень мотивации. Они зависимы от мнения окружающих, конформны, тщательно следят за своим поведением: вызывает ли оно одобрение круга знакомых. Все это создает постоянный тревожный фон. Только в процессе духовного роста происходит постепенный перенос целей в область нравственно-религиозную. Крайним вариантом болезненного самолюбия можно считать эгоцентрическийтип реагирования. Здесь налицо обостренное желание выставить напоказ свои страдания и завладеть вниманием близких.404 Этот тип реагирования ближе всего истероидным личностям. Они разыгрывают целые спектакли, аггравируют (преувеличивают) тяжесть симптомов. Жалобы они описывают красочно, эмоционально. Терпеливое перенесение болезни чаще всего лежит именно в психологической плоскости и не является сверхсложной задачей. Предпринятое рассмотрение некоторых типов взаимодействия человека и телесного недуга, естественно, не охватывает всех известных психологии вариантов. Мы и не ставили себе такую задачу, а пытались показать связь патопсихологических черт человека с греховностью его природы в применении к конкретной проблемной ситуации — болезни. На пороге смерти Перерождение и изменение человека может произойти под воздействием мощного внешнего фактора, помноженного на внутренние чувства, но может и не сопровождаться раскаянием. Под влиянием тяжелой болезни человек может круто изменить взгляды на жизнь, стать лучше и добрее, но подлинного преображения при этом может и не быть. У героя Ф.М. Достоевского Раскольникова произошло "перерождение" без покаяния, когда он глядел на ослепительную степь. Один наш знакомый после тяжелейшей автомобильной аварии перенес клиническую смерть. Это сильно отразилось на его мировоззрении. По его же признанию, он стал добрее к людям, материальные интересы отодвинулись на задний план, сквозь пелену суеты более отчетливо стали проглядывать вечные ценности. Как правило, смертельная болезнь приходит к человеку в пожилом возрасте. Обычно у перешагнувшего семидесятилетний рубеж такой недуг воспринимается как нечто должное. Но если тяжелое заболевание поражает человека более молодого, отношение к недугу будет совсем иным. Вероятность летального исхода — один из основных параметров, оцениваемых больным при постановке ему диагноза. Следовательно, возможная смерть и будет являться тем глобальным фактором, который заставляет человека переоценить все свои жизненные достижения, иначе взглянуть на итоги пройденного пути. Все, что радовало и интересовало раньше, становится незначительным, скучным и пошлым, потрясая своей пустотой. "В лесу жечь костер — не хочется. Оказаться в Париже не хочется. Все осталось там, где-то, опустился занавес, и я очутился по эту сторону... Ничего больше не хочется, как только лечь, закрыть глаза и лежать ни о чем не думая", — так говорит герой В.Солоухина, узнавший о своей неизлечимой болезни413. Часто первой реакцией на такое известие бывает состояние, близкое к оцепенению. Находящиеся в постоянном движении воля и чувства застывают в параличе на некоторое время, не зная, куда же двигаться. Мужчина средних лет рассказывал нам, что первой реакцией на известие о тяжелом заболевании крови у него было состояние, похожее на анабиоз. На некоторое время, порядка двух дней, в душе образовалась необычная пустота. Пропал интерес ко всему, но где-то глубоко в душе совершалась работа, не контролируемая сознанием. Как образно выразился сам человек, это совесть выбиралась из завалов и нагромождений, чтобы возвысить свой голос. Далее последовала уже мыслительная работа, сопровождаемая чувством тоски, холода и одиночества. Побуждаемый голосом совести и верой, человек сделал правильные выводы, поборол свой страх и начал осознанно готовиться к смерти. Он признавал, что, хотя считал себя верующим, но всю жизнь провел в суете, редко бывая в храме, не прибегая к Таинствам. Предсмертная болезнь приоткрыла суть всех вещей в мире, оставляя главное и безжалостно отметая второстепенное. Один протестантский автор, перенесший тяжелейшую болезнь и терминальное состояние, впоследствии утверждал, что время недуга было счастливейшим временем его жизни. Исчезли мелкие заботы, амбиции, суетные желания, поиск славы и почета. Каждый день был наполнен духовной радостью. Серьезным препятствием для человека в подобной ситуации бывает привычка к комфортному сосуществованию со страстями и теплохладность. Таким людям труднее мобилизовать все силы даже на последнем отрезке жизни, не размениваясь на жалобы и саможаление. Без права на ошибку Предсмертная болезнь — распутие, на которое выходит человек. Тут он должен выбрать правильный путь, и права на ошибку у него нет. Покаяние должно подействовать на одно из неотъемлемых свойств человека — страх перед смертью, преобразив его в подлинно христианский страх смертный. Даже многие светские психологи отмечали, что страх является неотъемлемым качеством душевной жизни человека. "Надежда на возможность прожить без страха является иллюзией, он содержится в нашем существовании и является отражением нашей зависимости и нашего знания о неизбежности смерти", — пишет немецкий психиатр Ф.Риман.418 Страх смертный является не душевным, но духовным качеством человека, преображенным свойством его падшей природы. Его свойства необыкновенны и спасительны. "Посвящение себя Богу и любви, исследование законов природы, аскетический образ жизни и философские познания едва ли устраняют страх, но помогают его переносить и, может быть, делают более плодотворным наше развитие' '.419 В указанной ситуации психология переживания должна подчиниться духовным целям, поскольку времени на "раскачку" не отпущено. И если человек следует влечениям своей неустроенной души, то в комплексе с психической и физической астенией (Т.е. истощением.), всегда вызываемой глубоким недугом, это приведет к нарастанию разрушительных тенденций. Астению вызывают такие факторы, как прием токсических препаратов, оперативное вмешательство, интоксикация. Проявляется она слабостью, повышенной утомляемостью, угнетением настроения. Само по себе это состояние не играет решающей роли в возникновении душевного кризиса. Но если человек следует греховным влечениям, то в комплексе с астенией разрушительные тенденции нарастают в геометрической прогрессии. Некоторые люди в такой ситуации становятся деспотами для окружающих, тираня их своими капризами, другие обращают агрессию внутрь. Иногда возникает мысль о самоубийстве. Стадії умирання У своїй роботі д-р Элизабет Каблер-Росс ( Elizabeth Kubler-Ross) описала п'ять стадій, що звичайно переживають перед смертю невиліковні хворі. Стадії ці мають різну тривалість і можуть заміняти один одного чи існувати паралельно. Крім того, кожна людина вносить у кожну стадію свої неповторні особливості. 1. Заперечення й ізоляція. Заперечення - це внутрішня реакція пацієнта на повідомлення про невиліковність хвороби, як правило, це виражається наступним заявою: "Ні, этого не може бути, це не правда". Заперечення виступає в ролі буфера, що зм'якшує несподівані новини, що шокують, дозволяє пацієнту зібратися і, згодом, мобілізувати інші, захисні сили. 2. Роздратування. Коли перша стадія заперечення більш не може підтримуватися, її переміняє роздратування, гнів, злість, збурювання й образа: "Чому я?" Роздратування починається, коли пацієнт думає про те, чого зробити не зможе: про спокійну, у своє задоволення, старість, про те, щоб побачити, як ростуть його діти і ще багато іншого. 3. Угода. Це спроба відстрочки; пацієнт пропонує гарне поводження в обмін на продовження життя чи рятування від фізичного дискомфорту. Пацієнт обмовляє в цій угоді крайній термін і обіцяє не просити наступної відстрочки, у випадку дарування першої. 4. Депресія. Депресія настає тоді, коли пацієнт більше не може заперечувати свою хворобу. Роздратування, злість і інші реакції заміняються почуттям нестерпної втрати. Існує два типи депресії. Реактивна депресія - це реакція на втрату роботи, фінансові витрати на госпіталізацію, неможливість відправити дітей у коледж та інші практичні безладдя. Підготовча депресія зв'язана з тим, що пацієнту необхідно підготувати себе до остаточного розриву з цим світом. 5. Прийняття. Якщо в пацієнта було достатньо часу і йому допомогли проробити описані вище стадії, то він досягне цієї стадії, під час якої він/вона не подавлений, не роздратований своєю "долею". Як заявляє д-р Каблер-Росс: "Більшість наших пацієнтів умирають, знаходячись на стадії прийняття, тобто існування без страху і розпачу." У додавання до описаних вище стадій, д-р Каблер-Росс говорить про надію, що пронизує їх майже у всіх випадках. Навіть найбільш реалістичні пацієнти зберігають у душі надію на чудесне зцілення. Как отмечает исследователь, эти фазы в неизменном виде могут быть применимы лишь к неверующему человеку.421 Но если в классическую схему вторгается глубокая духовная работа (или она уже проделана в течение жизни), все подобные построения окажутся неверными. Человек, который в полную грудь дышит живительным воздухом Православия, не вписывается в условные рамки, ибо "на таковых нет закона" (Гал. 5, 23). Для того, кто внутренне решился преодолеть кризис, выйти из него (в жизнь или в вечность) в ином духовном качестве, можно предположить иную схему. |