Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Защита чести, достоинства и тайны частной жизни граждан в ходе уголовного процесса

  • 2. Этические принципы уголовного процесса

  • ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ План

  • 3. Категория моральной ответственности. 1. Категории «добро» и «зло», их диалектика применительно к служебной деятельности сотрудника.

  • 2. Общее и особенное в этических категориях «честь» и «достоинство личности».

  • 3. Категория моральной ответственности.

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации Краснодарский университет Кафедра философии и социологии утверждаю


    Скачать 157.38 Kb.
    НазваниеМинистерство внутренних дел Российской Федерации Краснодарский университет Кафедра философии и социологии утверждаю
    Дата07.06.2022
    Размер157.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMetod_rekom.docx
    ТипМетодические указания
    #574617
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    ТЕМА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ

    И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ

    ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

    План

    1. Понятие профессиональной деонтологии.

    2. Этические принципы уголовного процесса.

    3. Защита чести, достоинства и тайны частной жизни граждан в ходе уголовного процесса.
    1. Понятие профессиональной деонтологии

    Деонтология (от греч. – учение о должном) – раздел этики, который рассматривает проблемы долга, сферу надлежащего (того, что должно быть), все формы моральных требований и их соотношение. Термин «деонтология» как учение о надлежащем поведении, поступках, образе деятельности ввел английский юрист, социолог и философ Иеремия Бентам в 1834 г. Изначально это понятие носило довольно узкий смысл – обязанность верующего перед Богом, религией, религиозной общиной. Впоследствии оно употреблялось для обозначения теории нравственности в целом. Постепенно понятие «деонтология» стало употребляться в несколько другом смысле – в качестве термина, определяющего надлежащее поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста.

    С формированием деонтологии этика по морали дружелюбного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует необходимое, обязательное в определенных максимумах, правилах.

    Деонтология рассматривает деятельность, преимущественно профессиональную, с точки зрения надлежащего, обязанности и, конечно, нормы, что фиксирует должное, необходимое поведение.

    Общественная полезность и характер деятельности профессиональных юристов, в том числе сотрудников правоохранительных органов, важность сферы их деятельности (цель, средства и конечный результат), безусловно, предполагают специфически профессиональные нравственные требования. В этом отношении особенность профессиональной морали юристов является результатом специфического преломления общих принципов и норм морали в их служебной деятельности и неслужебном поведении и выражается в следующих чертах:

    1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степени обязательными и определенными.

    2. Моральные нормы юриста, как и сотрудника правоохранительной системы, юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством.

    3. Нормы и принципы профессиональной этики сотрудника ОВД и юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения.

    4. Действия профессиональных юристов и сотрудников ОВД при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство.

    5. Отношения профессиональных юристов и сотрудников правоохранительной системы с гражданами требуют индивидуального подхода, внутренней культуры и такта.

    6. При применении права юристам и сотрудникам ОВД необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий.

    Из всех этих особенностей складывается во всей полноте профессиональная этика сотрудников правоохранительной системы, его нравственная культура в целом. Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.
    2. Этические принципы уголовного процесса

    Многогранная деятельность сотрудника ОВД регулируется не только правовыми нормами, она опирается также на нормы, принципы и требования нравственности, сформировавшиеся в обществе на основе представлений о справедливости и порядочности, о добре и зле, о правом и неправом, о должном и сущном.

    Для уголовного судопроизводства проблема построения законодательства и правоприменительной практики на основе норм нравственности и морали всегда имела и имеет особое значение в силу того, что данный вид государственной деятельности связан с вторжением в личную жизнь граждан, применением мер принуждения вплоть до лишения свободы, возможностью ограничения прав и свобод граждан.

    В связи с этим выдающийся русский юрист конца XIX – начала XX в. А.Ф. Кони писал: «В каждом судебном действии наряду с вопросом, «что» следует произвести, возникает вопрос о том, «как» это произвести»1. Нужно настойчиво желать, подчеркивал он, чтобы «в выполнение форм и обрядов, которыми сопровождается правосудие, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа»2.

    Нормы нравственности и уголовно-процессуального права тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Сферы их действия во многом совпадают, поэтому в большинстве случаев общественным сознанием дается одинаковая правовая и нравственная оценка уголовно-процессуальной деятельности. Она направлена на достижение позитивной цели, т. е. на защиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений, а также на защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ), поддержание справедливости в обществе в целом.

    Общность целевых установок уголовно-процессуального права и нравственных норм приводит к тому, что многие требования морали включаются в содержание процессуальных норм, регулирующих предварительное расследование и судебное производство, создавая и укрепляя, таким образом, нравственные основы уголовного процесса.

    Нравственные основы уголовного процесса предполагают такое построение уголовно-процессуального законодательства и практики его применения, которые базируются на уважении чести и достоинства личности, других принципах, нормах и требованиях нравственности и направлены на достижение справедливости в обществе.

    Уголовно-процессуальные нормы, противоречащие нормам нравственности, воспринимаются общественным сознанием как несправедливые.
    3. Защита чести, достоинства и тайны частной жизни граждан в ходе уголовного процесса

    В уголовном процессе в интересах обеспечения правильного хода и исхода дела приходится применять меры принуждения в отношении не только обвиняемого и подозреваемого, но и потерпевшего, свидетеля и других лиц; выяснять обстоятельства личной жизни граждан. В связи с этим необходим особенно прочный механизм гарантий от неосновательного стеснения этих ценностных личных благ. Такую охранительную функцию выполняет принцип, основанный на комплексе правовых норм и выражающий обязанность суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, при выполнении процессуальных действий и вынесении решений не допускать унижения чести и достоинства участвующих в деле лиц и применять к ним меры процессуального принуждения только в случаях действительной необходимости и не иначе как на основании, в порядке и пределах, предусмотренных законом. Более того, органы государства обязаны принимать необходимые меры к охране безопасности, чести и достоинства участвующих в деле лиц, членов их семей или близких родственников от возможных на них посягательств со стороны кого бы то ни было. Названный принцип служит преградой для выполнения действий, которые могут причинить личности физический, моральный или иной ущерб. Конституционное право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени должно гарантироваться в уголовном процессе.

    При проведении освидетельствования, экспертиз, других процессуальных действий не подлежат разглашению сведения частной жизни граждан, а равно другие сведения личного характера, которые лицо считает необходимым сохранить в тайце (например, тайну усыновления).

    В связи с этим участники следственных действий могут быть предупреждены о недопустимости разглашения указанных сведений, ставших им известными в ходе следствия, о чем у них отбирается подписка. Такого рода сведения могут рассматриваться судом в закрытом судебном заседании.

    В законе следует предусмотреть правило о том, что личная переписка и личные телеграфные сообщения граждан, если они имеют отношение к делу, могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия их авторов и лиц, которым они адресованы. При отсутствии такого согласия они должны оглашаться в закрытом судебном заседании. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений гарантируется законом.

    Ограничение этого права путем наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и изъятие, прослушивание телефонных переговоров допускаются только на основании судебного решения. Соответственно, все вышеизложенные принципы работают, прежде всего, на защиту чести, достоинства и тайны частной жизни граждан в ходе уголовного процесса.
    Литература
    1. Этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. / под ред. Г.В. Дубова. М., 2004. С. 38–46.

    2. Егорышев С.В., Ростовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика сотрудников ОВД: курс лекций. М., 2005. С. 61–67.

    ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    План

    1. Категории «добро» и «зло», их диалектика применительно к служебной деятельности сотрудника.

    2. Общее и особенное в этических категориях «честь» и «достоинство» личности.

    3. Категория моральной ответственности.
    1. Категории «добро» и «зло», их диалектика применительно к служебной деятельности сотрудника.

    Разделяя добро и зло, особо следует выделить нравственные проблемы, возникающие в результате непосредственного контакта с преступным миром. Специфика профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов обусловлена тем, что они постоянно находятся в пограничной зоне между добром и злом. Именно они становятся барьером, который встречает напор агрессивности и злобы.

    При оценке целого ряда методов работы криминальной полиции с точки зрения общепризнанной морали непосвященному они могут показаться похожими на те методы, которые свойственны преступнику.

    Достаточно перечислить специфические черты методов и приемов оперативной работы по раскрытию совершенных и выявлению готовящихся преступлений:

    конспиративность (скрытность);

    оперативная комбинация (ложь, дезинформация);

    моральная маскировка (притворство);

    вербовка (склонение к содействию на конфиденциальной основе);

    скрытое наблюдение и разведка (негласное получение необходимых сведений)

    внедрение в преступную группу (скрытое выведывание чужого замысла под личиной соучастника).

    Контактирование с лицами, оказавшимися способными «переступить черту», разделяющую добро и зло, действует крайне отрицательно. Зло, как чума, заразно, поэтому многие работники правоохранительных органов нуждаются в постоянном подтверждении правильности выбранной ими ценностной ориентации, в моральном оправдании сделанного профессионального выбора, наконец, в нравственной самозащите, «иммунитете» к злу во всех его проявлениях.

    Для разрешения этой проблемы необходим более творческий подход в плане профессиональной подготовки, этический разбор конкретных практических задач и четкое установление нравственных границ своего существования как личности.

    Добро и злопонятия высокой степени обобщения, это предельные, полярные характеристики человеческого мира, выражающие фундаментальные установки морального сознания.

    Добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. Добро, таким образом, уже в первом приближении ассоциируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действительностью. Добро – это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.

    Понятие добра соотносится с двумя другими понятиями – доброта и добродетель. Добрым мы называем человека, который несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Добрый не бывает агрессивным и никогда насильно не навязывает благ, давая другим возможность свободного решения. Доброта – качество, отражающееся в практической жизни, в поведении людей; она характеризует целостность личности. В связи с этим нельзя быть «добрым в душе», но жестоким, грубым, авторитарным в поведении. Такое поведение разрушает доброту. Доброта связана со способностью поступиться собственными интересами и амбициями ради блага другого человека, она принципиально неэгоистична.

    Если добро ассоциируется у нас с жизнью, процветанием и благоденствием для всех людей (а шире – для всех живых существ), то зло представляет собой то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло – это всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга, от животворящих истоков бытия, к гибели. Говоря об эмпирической жизни человека, следует отметить, что зло, существующее в мире, может быть, по крайней мере, разделено на три вида: физическое, социальное и нравственное зло.

    Третий вид зласобственно нравственное зло. Разумеется, в реальности оно далеко не всегда существует в чистом виде, но мы обязаны говорить о нем. Нравственным злом называется то зло, которое совершается при непосредственном участии человеческого внутреннего мира – сознания и воли. Это зло, происходящее и творимое по решению самого человека, по его выбору.

    Современные исследователи выделяют два основных вида морального зла: враждебность и распущенность. Они раскрываются в целом «букете» человеческих пороков – нравственно осуждаемых качеств. К враждебности относят агрессию, насилие, гнев, ненависть, желание гибели, стремление к подавлению других. Это зло активное, энергичное, стремящееся к уничтожению чужого бытия и благополучия. Оно направлено во вне. Враждебный к другим человек сознательно стремится нанести другим вред, ущерб, страдание, унизить их. Специфика деятельности сотрудников правоохранительных органов заключается в противодействии агрессивному злу.

    2. Общее и особенное в этических категориях «честь» и «достоинство личности».

    Категории «честь» и «достоинство» отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот моральный статус, который и отражен в понятиях «достоинство» и «честь». Близкие по значению, они имеют важные смысловые различия.

    Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Именно поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.

    Достоинство – это прежде всего внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И только потом достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

    Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Именно поэтому понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит (честь офицера, врача, дворянина).

    Понятие достоинства безразлично к ним: человеческое достоинства бомжа ничуть не меньше, чем человеческое достоинство представителя высших социальных слоев, хоть осознание и чувство достоинства у них могут быть разными. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности.

    Итак, честьэто оценка с позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества. Достоинствооценка с точки зрения человечества его общего предназначения. Чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми.

    Если право на достоинство человек обретает с момента появления на свет уже только потому, что он человек (человеческое достоинство), то честь приобретается им в процессе всей жизни. Это то, что человек должен завоевывать, чего он должен добиваться.

    3. Категория моральной ответственности.

    Категория долга – одна из важнейших в этике вообще и cpеди категорий профессиональной этики в частности. Долг – общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, осознает их и реализует в своей деятельности. Областью, в которой категория долга получила особенно большое признание, издавна были сферы военной и правоохранительной деятельности.

    Долг сотрудника правоохранительных органов – это высокая и почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями. Совпадение доминирующего желания с долгом есть своеобразный апофеоз нравственности. Долг и желание – не исключающие друг друга противоположности. Они могут очень сильно сближаться или расходиться, но никогда практически не исключают друг друга. Долг – это требование общества, коллектива, желаемый атрибут личности.

    Профессиональная честь это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности самоотверженного выполнения своего долга.

    Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства – дело самой личности. Дорожить честью – долг и повседневная обязанность. Необходимо честно и добросовестно выполнять должностные обязанности на любом порученном участке, эффективно и профессионально действовать по раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка.

    Честь это отношение к службе, к коллективу, поддерживающим его традициям, а также внешний вид сотрудника.

    Совесть есть самооценка личности своих помыслов, чувств, поступков через призму высших нравственных ценностей. Суд совести считается одним из самых суровых. Совесть является важным механизмом утверждения добра, справедливости. Данная категория характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Таким образом, должное становится могучим, несокрушимым желанием, превращается из внешнего во внутреннее побуждение личности. Разлад между долгом и устремлениями, соблазнами личности, между долгом и чувством самосохранения ведет не только к провалу порученного дела, но и к самым серьезным последствиям для сотрудника ОВД, вплоть до собственной гибели.

    Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он подчинен решению высоких задач: защите прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреплению правопорядка. Однако потенциальные возможности служебного долга проявляются в том случае, если они дополняются нравственным отношением к нему, когда общественные обязанности воспринимаются и осознаются как личные, как глубинная потребность и убеждение в справедливости и правоте дела, которому служишь.

    Долгвысокая почетная обязанность, вытекающая из объективных потребностей защиты личности, общества и государства, освященная государственно-правовыми требованиями и внутренними нравственными побуждениями. Следует уделять первостепенное внимание долгу как непосредственному регулятору деятельности сотрудников ОВД.
    Литература
    1. Этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. / под ред. Г.В. Дубова. М., 2004. С. 47–67.

    2. Егорышев С.В., Ростовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика сотрудников ОВД: курс лекций. М., 2005. С. 36–51.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта