Главная страница
Навигация по странице:

  • Краснодарский университет

  • Цели и задачи дисциплины

  • Основные задачи дисциплины

  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖИНИЕ ТЕМ КУРСА ТЕМА 1. ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА О МОРАЛИ План

  • 3. Моральное измерение личности и общества. 1. Философия как методологическая основа общей и профессиональной этики.

  • 2. Общечеловеческое, социокультурное, классовое и конкретно-историческое в морали.

  • 3. Моральное измерение личности и общества

  • ТЕМА 2. МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА План 1. Внутриличностные регуляторы человеческих поступков.

  • 2. Роль искусства в формировании нравственного облика личности

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации Краснодарский университет Кафедра философии и социологии утверждаю


    Скачать 157.38 Kb.
    НазваниеМинистерство внутренних дел Российской Федерации Краснодарский университет Кафедра философии и социологии утверждаю
    Дата07.06.2022
    Размер157.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаMetod_rekom.docx
    ТипМетодические указания
    #574617
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    Министерство внутренних дел Российской Федерации

    Краснодарский университет

    Кафедра философии и социологии
    «УТВЕРЖДАЮ»

    начальник кафедры

    философии и социологии

    подполковник полиции

    С.Ф. Самойлов

    «__» _________ 2016 г.
    Методические рекомендации по изучению

    дисциплины слушателями заочной

    формы обучения

    г

    Специальность: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности; 40.05.02 Правоохранительная деятельность

    Дисциплина: «Профессиональная этика и служебный этикет»


    обсуждена и одобрена

    на заседании кафедры

    Протокол № ___

    от « ___» ________ 2016 г.




    Подготовил:

    Преподаватель кафедры

    майор полиции

    Ю.В. Стригуненко




















    Краснодар

    2016


    Методические указания разработаны на кафедре философии и социологии и предназначены для самостоятельной работы по курсу «Профессиональная этика и служебный этикет» для слушателей заочной формы обучения Краснодарского университета МВД России, обучающихся по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, специализация «Уголовно-правовая», узкая специализация «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

    Предлагаемые методические указания разработаны на основе учебной программы рабочей дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего образования.

    Введение

    Под профессиональной этикой принято понимать исторически сформировавшуюся совокупность нравственных принципов, норм, предписаний, заповедей, кодексов, научных теорий о должном поведении представителя определенной профессии и обусловленных ее спецификой профессиональных обязанностях.

    Особенности социально-политической обстановки в стране, ухудшение состояния духовно-нравственной атмосферы в целом, разрушение многих социальных идеалов и идеологических ориентиров, утрата многих подлинно культурных традиций, бытовые трудности и неустроенность, усиление социальной напряженности, падение служебной дисциплины, текучесть кадров, конфликтные ситуации в служебных коллективах, профессионально-нравственная деформация сотрудников вызывают необходимость усиления гуманитарной направленности в подготовке молодых кадров органов внутренних дел.

    Целевое назначение курса «Профессиональная этика и служебный этикет» состоит в том, чтобы глубоко изучить и усвоить особенности профессиональной морали, систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития профессионала, сформировать нравственную культуру личности, дать обучаемым возможность получить представление о возможных путях (способах) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности.

    Основными задачами изучаемого курса являются выработка у курсантов, слушателей и студентов Краснодарского университета МВД России понимания сущности ценностного отношения к человеку и его жизнедеятельности, изучение основных категорий и норм профессиональной этики, усвоение нравственного содержания труда сотрудников полиции, соотношения моральных, правовых и организационно-управленческих норм в деятельности сотрудников ОВД, получение навыков нравственного самовоспитания, изучение основных требований этики служебных отношений и служебного этикета, выработка умения создать должный морально-психологический климат в служебном коллективе, нейтрализовать проявления профессионально-нравственной деформации, а в конечном счете, использовать усвоенные профессионально-этические знания в решении оперативно-служебных задач, направленных на бескомпромиссную борьбу с преступностью.

    В связи с этим нравственная воспитанность сотрудников, приобретение ими нравственно-этических знаний и превращение их в устойчивые моральные убеждения превращаются в одно из главных направлений подготовки личного состава органов внутренних дел, формирования профессиональных качеств сотрудников. Важнейшим элементом решения этой задачи является изучение курсантами, слушателями и студентами дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» с целью выработки у них навыков и умений самостоятельно анализировать сложные, противоречивые процессы духовной жизни современного общества, нравственную атмосферу в служебных коллективах, а также традиции коллектива, сложившиеся в процессе служебной деятельности.

    Рабочая программа курса «Профессиональная этика и служебный этикет» предназначена для курсантов, слушателей и студентов Краснодарского университета МВД России, изучающих профессиональную этику на различных курсах в зависимости от специализации и в соответствии с учебным планом.

    Программа курса рассчитана на 60 часов учебного времени. Она предусматривает ознакомление курсантов и слушателей с основными понятиями и ценностями профессиональной морали, усвоение системы профессиональных этических знаний, специфических особенностей профессиональной морали сотрудников ОВД. Смысл изучения данной дисциплины заключается в том, чтобы сформировать у обучаемых культуру нравственного мышления, научить их оценивать факты и явления профессиональной деятельности не только с правовой, но и с нравственной точки зрения, а также правильно использовать моральные факторы в выполнении ими своих служебных обязанностей.

    Структура и содержание учебного курса «Профессиональная этика и служебный этикет», изучаемого в Краснодарском университете МВД России, соответствует требованиям государственных образовательных стандартов по юридическим наукам. Курс разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «О полиции», Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, приказами и указаниями Министерства внутренних дел России.

    Учебная дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» тесно связана с философией, юридическими и специальными дисциплинами, с общей психологией, педагогикой и культурологией.

    Основными формами изучения курса являются прослушивание лекций, участие в работе семинаров, просмотр тематических фильмов, подготовка контрольной работы, подготовка и написание докладов и рефератов по предлагаемой тематике.

    Завершается изучение курса сдачей экзамена.

    Цели и задачи дисциплины

    Целевое назначение дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» состоит в том, чтобы глубоко изучить и усвоить особенности профессиональной морали, систему этических знаний, необходимых для нравственного становления и развития профессионала, сформировать нравственную культуру личности, дать обучающимся возможность получить представление о возможных путях (способах) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в своей профессиональной деятельности.
    Основные задачи дисциплины:

    Дать теоретические знания в областиоснов теории этики, этикета сформировать основы этической и этикетной культуры, изучить содержание основных этических категорий, в том числе применительно к служебной деятельности сотрудников ОВД, сформировать основные представления о роли и значении правил поведения в служебной деятельности, усвоить систему профессиональных этических знаний, понимание сущности ценностного отношения к человеку, его морального облика.

    Сформировать следующие практические навыки: формирование способности морального анализа служебных ситуаций, критического восприятия нравственных коллизий, возникающих в общении с коллегами, гражданами и правонарушителями; умений организовывать свою повседневную служебную деятельность в соответствии с нормами служебного этикета на основании высоких моральных требований.


    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖИНИЕ ТЕМ КУРСА

    ТЕМА 1. ЭТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА

    О МОРАЛИ
    План

    1. Философия как методологическая основа общей и профессиональной этики.

    2. Общечеловеческое, соцкультурное, классовое и конкретно-историческое в морали.

    3. Моральное измерение личности и общества.
    1. Философия как методологическая основа общей и профессиональной этики.

    Основу предмета этики составляет учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания, отражающиеся в категориях этики. Аристотель утверждал, что целью этики являются не знания, а поступки людей. Этика призвана решать те нравственные проблемы, которые возникают перед каждым человеком в жизни: как следует поступать в том или ином случае, что следует считать добром, а что злом, в чем смысл жизни. В связи с этим этику называют часто «практической философией», в отличие от теоретического знания о мире.

    Этикаобласть философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения, это специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека

    Мораль одна из форм общественного сознания, способ духовного существования личности, один из рычагов духовного развития общества.

    Мораль (от лат. mores – характер, нрав, проявляющийся в общении) – форма общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. В отличие от права, мораль носит в основном неписаный характер, представляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.

    Нравственность – практическая воплощенность моральных идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними. Ряд ученых рассматривает понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы.

    Философия как методологическая основа общей и профессиональной этики.

    Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись в лоне становящейся философии, т. е. этика была слита с философией. В литературе отмечается, что с определенными оговорками можно утверждать: к концу XVIII в. завершился подготовительный (предварительный) этап в развитии этической мысли. Именно к этому времени философы (прежде всего Кант) осознали, что мораль не сводима ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-нибудь другим явлениям культуры и имеет свои принципы, понятия, играет специфическую роль в жизни личности и общества

    2. Общечеловеческое, социокультурное, классовое и конкретно-историческое в морали.

    Исследование бытия общечеловеческого в духовной сфере предполагает рассмотрение общечеловеческого в морали, так как мораль занимает особое положение в структуре человеческой духовности. С. Анисимов, в частности, считает, что «Нравственность – первоценность, первооснова духовной жизни людей… является абсолютно необходимым условием всей человеческой духовности, более того, она – единственное абсолютно необходимое ее условие»1. Ведь человек может отличаться любыми отрицательными качествами, но лишь аморальность ставит под сомнение его принадлежность к человеческому роду. Можно сказать, что проблема общечеловеческого в отечественной философии была поставлена, прежде всего, как проблема общечеловеческого и классового в морали. Эта проблема оказывалась и в центре ряда дискуссий в советской философии, особенно с конца 50-х гг. XX в.

    Акцентирование на проблеме общечеловеческого связано с особенностями морали. Мораль – сложное, многомерное образование, единого понятия морали в этике нет (О. Дробницкий). Существуют различные концепции морали в зарубежной и отечественной этике, что затрудняет исследование общечеловеческого в морали. В философской этике одни отождествляют мораль и нравственность, другие – Г. Гегель, О. Дробницкий – различают. В последнем случае к нравственности относят нравственные действия и нравственные отношения, с моралью связывается моральное сознание. В целом же мораль представляет собой единство указанных трех составляющих, однако в отечественной (советской) этике выделялись различные подходы к пониманию нравственных отношений.

    Мораль – это одна из форм общественного сознания, способ духовного существования личности, один из рычагов духовного развития общества.

    Мораль можно рассматривать как духовно-практическое освоение мира. Моральное сознание нельзя рассматривать как отражение общественной реальности. Оно одновременно творит этот мир, задавая нормы, эталоны и идеалы нравственных действий. В нравственных нормах, требованиях, ценностях в концентрированной форме запечатлен опыт человечества, моральное сознание содержит в себе всеобщее начало, но общее и всеобщее в морали имеет, как представляется, более глубокую и сложную природу.

    Так, в этике отмечается всеобщность нравственных норм и требований, в самой структуре нравственного требования содержится отнесение ко всему человечеству. Давая моральную оценку или предъявляя моральное требование к другому человеку, люди относятся к нему не как к гражданину или субъекту политики и права, а как к члену человеческого рода вообще, «социально-исторический субъект выдвигает свои требования не от собственного лица, а от имени человечества». Общечеловеческое, таким образом, содержится в морали.

    3. Моральное измерение личности и общества

    Нравственность уже с греческой античности понимали как меру возвышения человека над самим собой, показателем того, в какой степени человек отвечает за свои поступки, за то, что он делает. Этические размышления зачастую возникают в связи с потребностью человека разобраться в проблемах виновности и ответственности.

    Мораль, как показывает этимология слова, связана с характером человека, его темпераментом. Она является качественной характеристикой его души. Если человека называют душевным, то имеют в виду, что он отзывчив к людям, добрый. Когда же, наоборот, о ком-то говорят, что он бездушный, то подразумевают, что он злой и жестокий. Значение морали как качественной определенности человеческой души обосновал Аристотель.

    Мораль можно рассматривать как способность человека ограничивать себя в желаниях. Она должна противостоять чувственной распущенности. У всех народов и во все времена мораль понимали как сдержанность в отношении эгоистических страстей. В ряду моральных качеств одно из первых мест занимали умеренность и мужество, которые свидетельствовали о том, что человек умеет сопротивляться чревоугодию и страху, самым сильным инстинктивным желаниям, а также способен управлять ими.

    Царствовать над своими страстями и управлять ими не значит подавлять, так как сами страсти также могут являться «просветленными», быть связанными с верными суждениями разума. Таким образом, необходимо различать два положения: наилучшее соотношение разума и чувств (страстей) и то, как достигается такое соотношение

    Литература
    1. Этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. / под ред. Г.В. Дубова. М., 2004. С. 7–15.

    2. Егорышев С.В., Ростовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика сотрудников ОВД: курс лекций. М., 2005. С. 3–28.


    ТЕМА 2. МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    План

    1. Внутриличностные регуляторы человеческих поступков.

    2. Роль искусства в формировании нравственного облика личности.

    3. Мораль и религия.
    1. Внутриличностные регуляторы человеческих поступков.

    Поступокэто такое действие личности, социальное значение которого ей самой понятно. Наиболее полным и адекватным определением поступка является следующее.

    Поступок социально оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами. В отличие от импульсивных действий поступок, совершается в соответствии с принятым намерением.

    Поступок как элемент поведения подчинен мотивам и целям человека. В нем проявляется личность человека, его ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент.

    Совокупность поступков составляет деяние. В деянии как элементе социального поведения личности реализуется активность, имеющая высокую социальную значимость. Ответственность за эту активность несет сам субъект даже в том случае, если она выходит за пределы его намерений. Ответственность личности выражается в ее способности предвидеть социальные и психологические последствия собственной активности.

    Цель социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности (мира), осуществлении социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека.

    Результатом социального поведения, в широком смысле слова, являются формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми, с общностями разного масштаба. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежит общению. Недаром некоторые авторы называют общение атрибутом поведения.

    Личностьявление социальное. Ее социальность многопланова. Многообразие форм социальных связей и отношений личности обусловливает виды ее социального поведения. Классификация этих видов осуществляется по разным основаниям. Самым широким основанием классификации видов социального поведения является определение сфер бытия, в которых оно проявляется. Среди них – природа, общество, человек.

    2. Роль искусства в формировании нравственного облика личности

    Процесс формирования, становления любой личности сложный и длительный. Понятие личности подразумевает многое и ко многому обязывает. С одной стороны, это лицо, обладающее уникальными качествами, с другой – это компонент социума, который раскрывается не только в индивидуальном проявлении, но и в социальных отношениях.

    Если личность будет обладать сильными качествами, (например, такими, как честность, достоинство, красота и гармоничность внутреннего мира, гуманизм, позитивное мировосприятие, свобода мышления, целеустремленность, ответственность, желание самосовершенствоваться), то и общество, в котором эта личность живет, будет двигаться по прогрессивному пути развития.

    Одна из важных ролей в решении вопроса формирования личности принадлежит художественной культуре, в том числе ее духовной составляющей – искусству.

    Образцы музыкальных произведений, литературы, живописи, архитектуры – это отражение многовекового стремления наших предков к красоте, идеалу, мудрости. Таким образом, рождая систему ценностной ориентации человека, духовная культура полностью оправдывает свою изначальную трактовку – «возделывание». Личность, которая старается формировать себя в процессе созидательной деятельности, облагораживая свой облик, воспитывая свою сущность, «возделывает», окультуривает свое «Я». Стоит заметить, что произведения искусства оказывают влияние не только на область человеческих чувств, они одновременно воздействуют и на сознание человека, целостно преобразуя его. Диадность проявляется в характере общения личности и культуры, в двустороннем их взаимодействии.

    Искусство, выстроенное по законам добра и красоты, очищает, просветляет, открывает новые горизонты. Именно обращение к искусству становится импульсом к сотворчеству, причиной зарождения желания создать что-то свое, неповторимое – и личность расцветает, становится уникальной. Например, художник М. Сарьян замечал: «Каждый из них – это цельный мир, цельное восприятие мира. Это цвет, свет, тень, перспектива, музыка, через которые видит художник мир. Но на что был бы похож мир, если бы на земном шаре возник лишь один тип цивилизации и один тип живописи. Искусство любит многообразие как с исторической, так и с национальной точки зрения»1.

    3. Мораль и религия

    Поскольку в течение всей человеческой истории религии не только предлагали представление об идеальной жизни, но и устанавливали правила следования ей, мораль часто смешивают с религиозными правилами.

    В широком спектре моральных традиций религиозная мораль сосуществует с современными формами светской морали, такими как консеквенциализм, свободомыслие, гуманизм, утилитаризм и др. Имеется много типов религиозной морали. Современные монотеистические религии, такие как ислам, иудаизм, христианство, а также в определенной степени другие, каксикхизм и зороастризм, определяют хорошее и плохое законами и правилами, формулируемыми их священными книгами и толкуемыми религиозными лидерами в рамках веры. Например, в буддизме намерения человека и внешние обстоятельства учитываются при оценке моральности поступка. Другие различия между религиозными традициями морали рассматривались Барбарой Миллер (Barbara Stoler Miller), которая отмечала, что в индуизме «на практике хорошее и плохое определяются в соответствии с общественным положением, родством, и возрастом. Для современного человека на Западе, взращенного на идеалах универсализма и эгалитаризма, эта относительность ценностей и обязательств – наиболее трудный для восприятия аспект индуизма»1.

    Религии предлагают различные пути решения моральных дилемм. Например, в индуизме нет абсолютного запрета на убийство, там признается, что «при определенных обстоятельствах этого невозможно избежать и это становится действительно необходимо». В монотеистических традициях определенные действия рассматриваются как однозначно неприемлемые, как например аборт или развод. Религия не всегда положительно ассоциируется с моралью. Среди религиозно значимых ценностей следует отметить прямоту, честность, благожелательность и справедливость. Высказывается мнение, что данные ценности могут быть ресурсом для нахождения общего языка между верующими и неверующими.

    Литература

    1. Этика сотрудников правоохранительных органов: учеб. / под ред. Г.В. Дубова. М., 2004. С. 15–37.

    2. Егорышев С.В., Ростовский А.Н., Сулейманов Т.Ф. Профессиональная этика сотрудников ОВД: курс лекций. М., 2005. С. 29–51.

      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта