Главная страница

Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


Скачать 306.39 Kb.
НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
АнкорВопросы философия
Дата09.09.2021
Размер306.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы философия.docx
ТипДокументы
#230759
страница24 из 29
1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

Философская герменевтика.

  • Философский смысл проблемы бытия.


    Один из центральных разделов Ф., изучающий про­блему бытия, наз. онтология, а сама проблема бытия — одна из главных в Ф. Становление Ф. начиналось именно с изучения проблемы Б. (которая освещена до Ф. в религ. и миф. мировоззрении).

    С категорией Б. связаны след. проблемы: Что такое Б.? Какое бывает Б.? Одинаково ли все существует?

    Чтобы понять Б. была выработана целая система категорий, в частности, категория небытия. Уже 1-е философы рассматривали проблему Б. в связи с категорией Н.

    В1-ые вопрос о Б. и Н. поставили элеаты. Парменид: Б. существует, а Н. нет, т.к. его нельзя помыслить.

    Ряд философов затем отказались от трактовки Н. как абсолютного, считая, что есть относительное Н.

    Атомисты использовали др. понятия: «атомы» (роль Б.) и «пустота» (роль Н.). Пустота разделяет атомы, это почти Н., она лишь существует, но не обладает никаким свойством.

    Платон использовал понятия «идеи» (Б.) и «хора» (Н). Хора – абсолютная изменчивость и неопределенность, ее нельзя почувствовать, лишь помыслить, она ничто, но существует как причина индивидуации вещей, это почти Н. Платонтакже рассм. и проблему того, как можно существовать: сущ-ть можно в > или < степени. В наиб. степени существование присуще идеям (они вечны), в < степени оно присуще вещам (преходящи), вещи, созданные человеком – 3й род существования (они зависят от людей, это копии копий).

    Нов. поворот в трактовке Б. связан с учением Аристотеля. В нем в роли Н. выступает 1-я, неоформленная материя. Ее нельзя увидеть, в отличие от других материй, которые уже обрели формы, она почти ничто. Будучи почти Н., она в то же время потенциальное Б. Во всем реальном Б. мы также находим и бытие в возможности. При этом, чем > действительно данное Б., тем оно < возможно (как дитя и старик).

    Последователи Аристотеля попытались найти то, что связывает Б. и возможность. Это вероятность (мера возможности бытия).

    Система Аристотеля включает также категорию сущности. Сущность есть суть бытия. Ф. Аквинский (XIII в.) полагал, что в основе человека лежит бог, т.е. бог есть сущность человека. Бог существует, но нет предшествующей ему сущности.

    Разработке категории Б. в связи с другими категориями уделил внимание Гегель в «Логике». По Гегелю, Б. вообще - лишенность определения, пустое понятие. Объем понятия огромен, но содержание его ничтожно. В этом оно равняется Н. Мы не можем его определить также как и Н. Б и Н существуют лишь как абстракции, мы лишь полагаем их различающимися. Гегель соединил понятия Б. и Н. через понятие «становление». Становление – движение от Н. к Б. Процесс становления содержит в себе Б. и Н. Результат этого пр-сса – наличное Б. Категории кач-ва и кол-ва определяют наличное бытие. Кач-во – тождественная с бытием определенность (что нельзя оторвать от объекта, чтобы он не утратил бытийность). Количественную определенность можно изменить, не отнимая бытийности.

    Сущность – также хар-ка Б. Она отражается в другой категории – явление. Всякая сущность отражается в явлении, а всякое явление содержит сущность. Они неразрывны. Сущность – то, что пребывает в объектах во всех их изменениях. Познавая явления, мы движемся от явления к сущности, познавая его колич. и качеств. св-ва.

    После Гегеля было 2 тенденции в трактовке Б.

    Позитивистское направление (а, значит, и > часть Европы) отвергло онтологию как метафизическое направление, которое не помогает науке.

    В марксистском диалектическом материализме категория Б. присутствовала имплицитно. В соответствии с данным направлением, существовать можно материально (это объективное, подлинное Б.) и в сознании (субъективная реальность). Субъективная реальность отражает объективную (теория отражения). Материя – вечное Б., а духовное преходяще (нет человека, общества, нет и духовного). Н. присутствует как относительное Н. Это есть изменение материальной формы: умирая, человек утрачивает Б., но как материя продолжает существовать.

    Экзистенциализм вновь стал пользоваться категориями Б. и Н. (экзистенциализм и позитивизм – 2 антипода). Экзистенциализм проводит черту между Б. вещей и человека. Вещи просто присутствуют в мире, а человек создает свое Б. (экзистирует). У человека сущность не предшествует существованию, а наоборот (считал Сартр в противоположность Аквинскому), т.к. человек изменяет свое Б. Н. по Хайдеггеру, - противоположность человеческого существования, и оно обнаруживается страхом смерти. Сартр: человек есть и Б., и Н., т.к. он не является законченным бытием, ставшим раз и навсегда.
    1. 1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29


  • написать администратору сайта