Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 306.39 Kb.
|
Логическое познание и его формыИстина и ее критерии.Что считать истиной? Каков ее критерий? (Беркли: «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая — холод. Какая же вода на самом деле?») Классич. концепция истины (идущ. от Аристотеля): соответствие знания об объекте самому объекту, т.е. соотв. субъективного образа предмета самому предмету. Кант поставил вопр. о том, что такое объект сам по себе, вне нашего восприятия: чел. не может знать, что есть объект сам по себе, и наше познание не отражение объективно существующей вещи, а конструирование предмета познания. Это сократило число сторонников классической концепции. Прагматическая конц. (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи): истинное знание – то, которое ведет к успешному действию, достижению цели. Сомнение вредит действию, его может обеспечить только вера → истина – верование, способное стимулировать успешное действие. Конвенционалистская конц. (А. Пуанкаре, П. Дюгем): те или иные аксиомы, теории не могут рассматриваться как истинные или ложные; они явл. конвенциями - соглашениями ученых (критерий выбора – удобство использования). Диалектико-материалистическая конц. строится на классич. пр-пе соотв-я. Объективная истина – истина, к-я не зависит ни от чел., ни от чел-ва. Абсолютная истина – знание, к-е не может быть опровергнуто в дальнейшем, исчерпывающее знание (реально не достижимо, но стимулирует научный поиск). Относительная истина - неполное знание предмета. Истина как процесс, движение от относит. И. к абсолютн., но не достижимой. Критерии истинности В рационалистической традиции (Декарт) гл. критерий истинности – очевидность; истинное – то, что невозможно подвергнуть сомнению.Развитие рационалистической тенденции выразилось в поиске внутренних критериев истинности знания (логическая непротиворечивость, самосогласованность знания). Сенсуалистическая традиция в качестве критерияистины называет ощущения. При этом, в отличие от материалистического, идеалистический сенсуализм на основании соответствия знания (понятия) ощущениям не делает вывода о соответствии знания действительности. В эмпирической традиции роль критерия истины выполняет опыт. Признание большинствомА.А. Богданов (Малиновский) (1873 — 1928) представил истину как "организующую форму коллективного опыта", а критерием истины общезначимость – то, с чем согласно большинство работающих в данной сфере. Полезность. (прагматизм). В философии неопозитивизма (главные представители М.Шлик (1882 – 1936), Р.Карнап (1891 – 1970) , Л.Витгенштейн (1889 – 1951), Б.Рассел (1872 – 1970) получил статус критерия истинности высказывания принцип "верификации"- возможность сопоставления высказывания с непосредственными данными чувственного опыта. Принцип фальсификации (Поппер): потенциальная опровержимость. Выяснение несостоятельности принципа верификации привело представителей неопозитивизма, прежде всего О. Нейрата (1882—1945) и Р.Карнапа, к созданию концепции когеренции, согласно которой истинным надо признавать высказывание внутренне логически непротиворечивое и не противоречащее другим высказыванием в составе данной теории. диалектический материализм: практика (обществ., материально-преобразующую деятельность людей). Общественный характер практики выражается в том, что даже в тех случаях, когда речь идет о деятельности отдельного человека, он рассматривается как носитель опр. типа социальных отношений. Отличительными чертами практики являются целенаправленность, предметно-чувственный характер (практика прямо или косвенно связана с чувственно воспринимаемыми предметами), преобразовательный характер (активное вмешательство в природную или социальную среду). Причина, по которой практика может рассматриваться в качестве критерия истины, заключается в том, что, являясь деятельностью субъекта, практика невозможна без объекта. Она выступает в роли общего звена между субъектом и объектом и связывает их в единую систему. Поскольку знание невозможно непосредственно сопоставить с объектом, необходимо опосредующее звено, функцию которого выполняет практика. Наука, ее особенности и социальные функции.Наука — сф. человеческой деятельности, функцией которой явл. выработка и систематизация знаний о действительности. Научные дисциплины а) фундаментальные (познание закономерных отн-й между явлениями действит-ти); б) прикладные (применение результатов фундаментальных наук). Роль науки стала быстро возрастать начиная с научной революции XVI–XVII вв. Сциентизм (лат. scientia наука, знания) — сис-ма убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику. Сциентизм ставит науку в главенствующее положение в идейной и культурной жизни общества. Антисциентизм: возможности науки в решении проблем человеч-ва ограничены; крайнее проявл.: наука враждебна человеческому существованию. Наука утилитарна, не способна понять истинные проблемы мира и человека. Просвещение: усиливается поток предостережений против науки. Ж.-Ж. Руссо: в научных исследованиях возникает множество опасностей и ложных путей, перед тем, как достичь пользы, которую принесёт истина, приходится пройти множество ошибок. Н. Бердяев: «Вера в бога науки ныне пошатнулась, доверие к абсолютной науке, к возможности построить научное мировоззрение, удовлетворяющее природу человека, подорвано… Науки нет, есть только науки [= дисциплины]. <…> Наука есть лишь частная форма приспособления к частным формам бытия». Позицию интисциентизма занимает экзистенциализм (реакция на позитивизм, на мировую войну), экологисты, франкфуртская школа (апофеоз точного знания привел к созданию атомной бомбы, торжеству нацизма). Г. Маркузе (франкф. шк.), «Одномерный человек»: современный человек, в частности технический специалист, подвержен большому кол-ву перегрузок и напряжений, не принадлежит себе, эти обстоятельства указывают на болезненное и ненормальное состояние совр. общ-ва. Не только специалисты технических специальностей, но и гуманитарии сдавлены тисками нормативности и долженствования. |