Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 306.39 Kb.
|
Сознание: его происхождение и сущность.До 2-й пол. XIX в. (появл. психологии) сознание рассматривалось только в Ф. В психологии более дифференцированный и конкретный подход к сознанию (оно разделяется на мышление, память, волю, воображение, восприятие и т.д.), Ф. рассматривает сознание в целом. В психологии сознание рассматривается как часть психики, в Ф. > широкий подход. Гл. отличие философск. подхода в том, что он мировоззренческй: отвлекаясь от конкретных характеристик психических процессов, Ф. старается определить что есть сознание, какова его сущность, как сознание (в понимании «все духовное, идеальное») связано с телесным, материальным, каково его происхождение. Существуют разные точки зрения на то, каким образом сознание связано с мозгом. XVIII в. Ламетри (фр. врач и ф-ф): человек подобен механизму, душевные явления можно свести к механике и химии. XIX в. Карл Фохт: мозг – орган сознания, а сознание его функция; мысль выделяется мозгом так же, как желчь печенью. Среди сторонников «врачебно-материалистического» понимания сознания И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Такая позиция, возможно, отчасти верна, но ее ошибочность состоит в редукционизме – сведении сложного к простому, качественных различий к количественным. Носителем сознания выступает не мозг, а человек, при этом не как индивид, а как член общества. Без общества нет и сознания («маугли»). Ответ на вопр. о соотношении сознания и бессознательного зависит от того, признается ли существование бессознательного и, если да, то, как оно понимается. Первое представление о бессознательным связано с учением Платона об анамнесисе – припоминании душой созерцавшихся ею до вселенения в тело всеобщих истин в мире идей. В Нов. вр. Лейбниц различал досознательное восприятие (малые перцепции) и сознательное (апперцепцию). Трактовку бессознательного как неактуализированной психической деятельности продолжили в XIX в. нем. психологи Гербарт, Фехнер и Вундт. Субстанциализация бессознательного свойственна иррационализму. Шопенгауэр: суть всего сущего – бессознательная мировая воля к жизни, которая объективируется в виде природы и человека. Наиб. распр. концепцию бессознательного создал Фрейд. Он различал собственно бессознательное (то, что никогда не осознается) и предсознательное (то, что может осознаваться). Структура и функции сознания.Сознание и язык. Проблема бессознательногоДо 2-й пол. XIX в. (появл. психологии) сознание рассматривалось только в Ф. В психологии более дифференцированный и конкретный подход к сознанию (оно разделяется на мышление, память, волю, воображение, восприятие и т.д.), Ф. рассматривает сознание в целом. В психологии сознание рассматривается как часть психики, в Ф. > широкий подход. Гл. отличие философск. подхода в том, что он мировоззренческй: отвлекаясь от конкретных характеристик психических процессов, Ф. старается определить что есть сознание, какова его сущность, как сознание (в понимании «все духовное, идеальное») связано с телесным, материальным, каково его происхождение. Существуют разные точки зрения на то, каким образом сознание связано с мозгом. XVIII в. Ламетри (фр. врач и ф-ф): человек подобен механизму, душевные явления можно свести к механике и химии. XIX в. Карл Фохт: мозг – орган сознания, а сознание его функция; мысль выделяется мозгом так же, как желчь печенью. Среди сторонников «врачебно-материалистического» понимания сознания И.М. Сеченов, И.П. Павлов. Такая позиция, возможно, отчасти верна, но ее ошибочность состоит в редукционизме – сведении сложного к простому, качественных различий к количественным. Носителем сознания выступает не мозг, а человек, при этом не как индивид, а как член общества. Без общества нет и сознания («маугли»). Ответ на вопр. о соотношении сознания и бессознательного зависит от того, признается ли существование бессознательного и, если да, то, как оно понимается. Первое представление о бессознательным связано с учением Платона об анамнесисе – припоминании душой созерцавшихся ею до вселенения в тело всеобщих истин в мире идей. В Нов. вр. Лейбниц различал досознательное восприятие (малые перцепции) и сознательное (апперцепцию). Трактовку бессознательного как неактуализированной психической деятельности продолжили в XIX в. нем. психологи Гербарт, Фехнер и Вундт. Субстанциализация бессознательного свойственна иррационализму. Шопенгауэр: суть всего сущего – бессознательная мировая воля к жизни, которая объективируется в виде природы и человека. Наиб. распр. концепцию бессознательного создал Фрейд. Он различал собственно бессознательное (то, что никогда не осознается) и предсознательное (то, что может осознаваться). |