Главная страница
Навигация по странице:

  • Гносеологический оптимизм

  • Чувственное познание

  • Рациональное познание

  • Более корректно рассматривать чувств. и рац. как познават. способности человека, а не как самост. сп-бы П.

  • Вера и знание.

  • Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 306.39 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    АнкорВопросы философия
    Дата09.09.2021
    Размер306.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы философия.docx
    ТипДокументы
    #230759
    страница27 из 29
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29

    Проблема познаваемости мира, ее решение в истории философии.


    Проблема познаваемости мира: соответствует ли наше знание о мире самому миру? существует ли принципиально непознаваемое?

    2 осн. позиции – гносеологический оптимизм и агностицизм.

    Т-н агностицизм происх. от греч. «недоступный познанию». Позиция агностицизма классическом виде сформулирована И. Кантом. Он разделял мир на явления и сущнсоти. Человек может познать явления, но не сущности. Кант ставил вопрос о возможностях научного познания, а не познания вообще.

    К агностицизму можно отнести софистику (истины нет), скептицизм (сомнение как универсальный философск. принцип, идея о недостоверности всякого знания; Пиррон: нельзя доверять органам чувств; нам свойственно образовывать причинно-следств. связи там, где их нет (дым ассоц. с огнем, а он м.б. результатом хим. реакции) и конвенционализм. Все эти направления признают ограниченность познания и существование принципиально непознаваемого.

    Как разновидность агностицизма можно рассматривать фаллибилизм (от лат. fallible – подверженный ошибкам, ненадежный). Эту позицию разделяли прагматики и постпозитивисты: все накопленное человечеством знание – собрание заблуждений, нельзя ошибиться только в том, что наше знание ошибочно.

    .

    Гносеологический оптимизм: не существует принципиальной ограниченности познания, объективный мир познаваем. Эту точку зрения разделяют гл. обр. материалисты. Так, диалектический материализм исходит из материалистического понимания познания как отражения объективного мира и на диалектический метод. Если в агностицизме явление и его сущность противопоставляются, то в диалектическом материализме разрабатывается позиция их единства: сущность является, явление существенно.
    1. Чувственное познание и его формы.


    Чувственное познание – ощущения, восприятие, представления.

    Ощущение - это чувств. образ отдельного св-ва предмета - его цвета, формы, вкуса и т.д. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Восприятия образуются на основе ощущений, представляя собой их комбинацию. Представление — сохранившийся в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшийся человеком раньше. Представление — результат прошлых воздействий предмета на органы чувств, воспроизведение и сохранение образа предмета при его отсутствии в данный момент. Важную роль в формировании представления играют память и воображение.

    Рациональное познание (= теоретическое) – суждение, умозаключение, синтез, анализ, аналогия (по сути, дедукция).

    Традиция противопоставления чувств. и рац. П. базируется на принципиальной разнице между ощущением и понятием, которую отмечали уже античн. ф-фы. Ощущения принадлежат конкретному субъекту и относятся лишь к отдельным свойствам объектов, они изменчивы и преходящи. Понятия явл. общими для ряда субъектов, в них зафиксированы общие свойства предметов, в силу чего они > устойчивы.

    Противопоставление чувств. и рац. привело к вопр. от том, какой из двух видов П. явл. достоверным. Эта дилемма выразилась в противостоянии сенсуализма и рационализма Нового вр. Сенсуалисты: все знание производится на основе ощущений, поэтому чувств. П. достоверно. Рационалисты не отрицали роль ощущений в П., но считали, что именно разум придает знанию хар-р всеобщности и необх-ти, достоверным поэтому явл. рациональное, а не чувств. П.

    Одна из осн. проблем, возникших в Ф. в связи с исследованием чувств. способности П. – вопр. о соответствии ощущений источникам, их вызывающим. Материалистич. сенсуализм (Ж.Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах): ощущения – отражение свойств предметов. Идеалистический сенсуализм (Д. Беркли, Д.Юм): невозможно доказать, что ощущения достоверно отражают свойства предметов. Развивая эту идею, Г.Гельмгольц предложил трактовать ощущения как знаки предметов, значениями которых являются сами предметы; подобно знаку, ощущения не отображают, а обозначают предмет.

    В соотв. с совр. представлениями, по меньшей мере часть ощущений формируется под влянием лингво-понятийной структуры сознания, поэтому противопоставление чувств. и рац. П. и описание процесса П. как перехода от чувственного П. (созерцание) к рациональному (абстрактное мышление) – упрощение картины познават. процесса. Более корректно рассматривать чувств. и рац. как познават. способности человека, а не как самост. сп-бы П.

    Сверхчувственное познание – интуиция, инсайт, медитация (остановка сознания на самом себе).

    Интуиция – приобретение не опосредуемого знания, прямое усмотрение истины. Интуиция может быть стандартизованной (используется профессионалами, напр. врач не суммирует симптомы механически, а, глядя на человека, сразу предполагает диагноз) и эвристическая (пример: то, как ребенок осваивает компьютер).

    К иррациональному относят также научное творчество такого рода, когда человек уже был готов познать, но не мог выстроить (как Менделеев).

    Вера и знание.

    Античн., а затем ср-вековая Ф. подняли вопрос об отличии знания от веры. Знание связывалось с доказательством, В. же не требует доказательств.

    Вера как религиозная и как доверие, уверенность. А. Кентерберийский: я не стремлюсь понять, чтобы уверовать, но верю, чтобы понять.

    Когда речь идет о неявном, вера – способ приблизиться к нему.

    Прагматическая В. – В. в единичный случай (завтра солнце встанет).

    Доктринальная В. – В. в частное положение, к-е чел. не может проверить.

    Моральная В. – В. в себя.
    1. 1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   29


    написать администратору сайта