Главная страница
Навигация по странице:

  • Чертами мифа являются

  • Философия как мировоззрение

  • Антропоцентризм

  • Философия общества

  • Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 306.39 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    АнкорВопросы философия
    Дата09.09.2021
    Размер306.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы философия.docx
    ТипДокументы
    #230759
    страница2 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

    Исторические типы мировоззрения.


    Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

    В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:

    • мифология; • религия; • философия.

    Мифология форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

    Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

    • происхождение Вселенной, Земли и человека;

    • объяснение природных явлений;

    • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

    • вопросы чести, долга, этики и нравственности.

    Чертами мифа являются:

    • очеловечивание природы;

    • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

    • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

    • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

    • однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

    Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

    Религия исследует вопросы те же, что и миф:

    • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

    • объяснение природных явлений;• поступки, судьба человека;• нравственно-этические проблемы.

    Основными мировыми религиями являются:

    • христианство;• ислам;• буддизм.

    Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:

    • синтоизм;• индуизм;• иудаизм.

    Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

    • объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

    • культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

    • нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

    Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

    • основано на знании (а не на вере либо вымысле);

    • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

    • логично (имеет внутреннее единство и систему);

    • опирается на четкие понятия и категории.

    Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

    Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

    • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм.

    Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

    Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

    Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

    научно-философское мировоззрение - от других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину, а как весь совокупный опыт развития человека.
    1. Сущность и структура философского знания.


    В структуре философского знания принято выделять:

      • онтологию – наука о бытие;

      • гносеологию – учение о познании;

      • антропологию – учение о человеке;

      • аксиология – учение о ценностях;

      • праксеологию - учение о практике.

    Структура философского знания. Ф. знание интегративно по своей сути, т.к. Ф. исследует Универсум, т. е. то, что в каждой вещи универсально, что прикрепляет каждую вещь к целому. Отмечая эту черту философии, М. М. Бахтин характеризовал ее как «ме­таязык всех наук». В фило­софском знании слиты 2 парадигмы - научная (стремление к познанию объективной истины и открытость для критики всех полученных результатов) и ценностная - постулирование целей для человеческой деятельности, исходных оснований мировоззрения.

    Как правило, фил. исследование нач. с онтологии и антpoпологии, развивается через гносеологию и далее через социальную философию в широком смысле слова.

    Онтология (гр. ontos — сущее, logos — учение) – раздел Ф., посвященный изуч-ю всеобщих законов и пр-пов разв-я мира. К отнологич. вопр. относятся вопр. о соотношении бытия и небытия, объективного и субъективного бытия, об уровнях бытия (существующее в возможности и сущ-е в реальности).

    Гносеология (гр. gnosis — знание) – раздел Ф., в к-м изуч-ся природа познания, его возможности, условия достоверности истины и т.п. Гл. гносеологич. катег. – истина, гл. проблема – можно ли достоверно познать что-либо?

    Философия общества (Ф. истории, философская социология, антропология, аксиология, этика и др.) – раздел Ф., связанный с познанием всеобщих законов и пр-пов развития общества и человека. Проблемы: природа общ-ва, его специфика, стадии и движущ. силы человеч. истории и т.п.
    Данные разделы философского знания - при всей их автономности - связаны друг с другом, составляют в своей совокупности современную философскую картину мира и представляют философию как сложноорганизованный феномен духовной культуры.

    Сущность философского знания заключается в универсальности. Оно оперирует понятиями и категориями и имеет очень высокий уровень обобщения. Структура философского знания, кратко описанная, является формой осмысления человеком самого себя и действительности вокруг. Философское знание – это знание обо всем мире, в отличие от науки, которая аккумулирует информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта