Главная страница
Навигация по странице:

  • Аксиологическая ф-я.

  • Методологическая ф-я

  • Гносеологическая

  • Социальная ф.

  • Прогностическая

  • Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 306.39 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    АнкорВопросы философия
    Дата09.09.2021
    Размер306.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы философия.docx
    ТипДокументы
    #230759
    страница3 из 29
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29

    Функции философии


    См 5 вопрос
    1. Место и роль философии в культуре. Функции философии.


    Ответ на вопр. о роли Ф. в культуре тесно связан с определением сущности Культуры (К). С точки.зрения. деятельностного подхода К. – сис-ма исторически развивающихся внебиологических программ человеческой деятельности (сис-ма традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение к-х делает человека человеком).

    Аксиологическая ф-я. Ф. решает проблему обоснованности ценностей. В отл. от науки она ставит перед собой задачу оценки того, что должно быть, а не того, что есть. Вследствие этого Ф. выступ. в роли хранителя идеалов Культ. (Маркс: Ф. должна быть ср-вом изменения общ-ва к лучшему).

    Методологическая ф-я (соотнесение разл. способов видения объектов, м-дов познания) и мировоззренческая (выработка упорядочивающих схем деятельности и поведения, гармонизирующих отнош-я чел. и мира) взаимосвязаны. Ф. – это методология, являющаяся мировоззрением, и мировоззрение, явл. методологией.

    Ф. учит концептуально мыслить и теоретизировать.

    Гносеологическая — одна из основополагающих ф-й Ф. — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

    Роль критической ф. - подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности.

    Социальная ф.: Ф. призвана объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.

    Воспитательно-гуманитарная ф. Ф. сост. в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най­ти смысл жизни.

    Прогностическая: прогнозирование тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества на осно­вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания.
    1. Основные направления философии.


    Среди основных направлений философии выделяются: материализм, идеализм, рационализм и эмпиризм

    Онтологическую сторону основного вопроса философии(вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия к мышлению(сознанию))представляют

    · Материализм
    · Идеализм

    Материализм (так называемая "линия Демокрита") - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

    Следовательно:
    · материя реально существует;
    · материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
    · материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
    · материя существует и развивается по своим внутренним законам;
    · сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
    · сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
    · сознание определяется материей (бытием).

    Идеализм("линия Платона") - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

    В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
    • объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
    • субъективный идеализм (Беркли, Юм).

    Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

    реально существует только идея;
    • идея первична;
    • вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";
    • "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
    • "мир вещей" - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";

    •каждая единичная вещь - воплощение идеи (Эйдоса) данной вещи (например, лошадь - воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль- идеи корабля и т. д.); ,
    • большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;
    • отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.

    В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

    • все существует только в.сознании познающего субъекта (человека);
    • идеи существуют в разуме человека;
    • образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
    • вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

    Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

    Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
    Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").

    Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   29


    написать администратору сайта