Главная страница
Навигация по странице:

  • Важнейшие принципы хр. миропонимания

  • Основные проблемы. 1).

  • Периодизация

  • Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 306.39 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    АнкорВопросы философия
    Дата09.09.2021
    Размер306.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы философия.docx
    ТипДокументы
    #230759
    страница8 из 29
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   29

    Особенности философии Средневековья


    Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Периодизация этой эпохи имеет различные варианты. Наиболее устоявшийся и принятый период в современном мире – II-XIV вв. Поскольку он пересечен с христианством, логично считать его началом периода время появления Библии. В отличии от античной философии, изучающей на протяжении трех этапов своего развития первоздание и человеческую природу, философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии:


    1. Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром.


    2. Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью.


    3. Размышления о сверхъестественном начале изменяют мировоззрение человека. Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни.


    4. Ретроспективность мышления – «чем древнее, тем настоящее, чем настоящее, тем истиннее».


    5. Традиционализм – акцент средневековой философии сделан на отрицании новаторства, использование которого считалось гордыней и грехом. Ценностью была не креативность и индивидуализм, а приверженность традициям.


    6. Авторитарность – обращение к Библии.


    7. Комментаторство. Комментаторский жанр в средние века преобладал над остальными жанрами.


    8. Источник философских знаний (священное писание) – не поддается анализу или критике, разрешено только его толкование.


    9. Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества.


    Помимо теоцентризма, для средневековой философии характерны и следующие особенности:


    1. Монотеизм – Бог не только един, но и отличен от всего сущего.


    2. Креационизм – понимание мира, как сотворение Богом из ничего.


    3. Провиденциализм – непрерывное осуществление божественного замысла – спасение мира и человека, на протяжении истории.


    4. Эсхатологизм – учение о конце исторического процесса, и представление человека особым существом, который уподобен Богу в безгрешности, святости и любви.


    Философия средних веков нашла свое яркое выражение в учениях Августина, прозванного Блаженным. Августин – выходец из северной Африки, отец его атеист, а мать – верующая христианка. Благодаря матери, Августин с детства впитывал христианские знания. Размышление, поиски истины – главные черты учений Августина Блаженного. Философ был склонен к отказу от своих взглядов, которых он придерживался ранее. Признание собственных ошибок и заблуждений – его путь к совершенству. Самые знаменитые работы философа: «Исповедь», «О граде Божием», «О Троице». Фома Аквинский – философ, теолог, доминиканский монах, систематизатор схоластики и учений Аристотеля. Получил хорошее образование в области теологии, чему противилась семья философа. Несмотря на это, на протяжении своего становления как философа, он достигал цель за целью, и получал желаемое. Фома Аквинский известен тем, что в своих учениях ему удалось объединить догматы церкви и знания Аристотеля. Он провел четкую границу между верой и знанием, создал иерархию законов, поставив во главе Закон Божий. Известные работы: «Сумма философии», «Суммы теологии», «О правлении государей».

    Аль-Фарби – существуют сведение, что до философских учений, Аль-Фарби занимал должность судьи. Натолкнуло на философствование его учения Аристотеля, которым он заинтересовался, изучая огромные литературные труды своего времени. Будучи выходцем восточной культуры, Аль-Фарби много времени проводил в раздумьях, самопознании и созерцании. Известен он был также в области математики, филологии, естественных наук и астрономии. После себя, оставил огромное литературное наследие и учеников, продолжающих его учение.

    Яркими и известными философами средневековья, на которых основывалась философия того периода, являлись:


    • Альберт Великий, благодаря работам которого, общество восприняло идеи и методы аристотелизма;


    • Тертуллиан, изучавший и толковавший практичные темы: отношение христиан к язычеству, христианскую мораль;


    • Дунс Скот, оказавший влияние на церковную и светскую жизнь;


    • Мейстер Экхарт, утверждающий, что в каждом человеке есть «божественная искорка».


    Средневековая философия – господство религиозного сознания, период обслуживание веры философией. Этот период подарил миру неповторимый по содержанию и форме духовный мир. Философия повлияла на формирование университетов и научных дисциплин.

    Назначение философии: «Ф. должна служить Священному Писанию, как служанка св. госпоже» (Петр Дамиани, XI в.). Зад. Ф. – системно и рационально выстроить мировоззрение, к-е бы поддерживало христ. устои, догматику, пропагандировало истины веры, опираясь на достижения предшеств. культуры, но включая опыт хр. веры.

    До 12-13 вв. Ф. и теология не разграничивались, опирались на догматы христ-ва. Предметы размышлений: Бог, душа, мир в их взаимосвязях.

    Ортодоксальность (нет индивид. свободы ф-фа), универсализм мышл-я, демократизм.

    Традиции от античности: рационализм, индивидуализм (вопросы личности), социальный активизм, юридизм.

    Периоды: 2-3 по 8 вв. – патристика – учения «отцов церкви» (1) апологеты: гонения, защита хр-ва Ориген, Тертуллиан; 2) зрелая: ведущ. полож. хр-ва, утверждение догматики, переработка античности – Августин; 3) поздняя: размышл. над каноническ. материалом – Максим Исповедник);

    9-15 вв. схоластика а) зарождение (9 – 10 вв.)

    б) ранняя (11 – 12 вв.): платоновско-августиновское направление (Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр)

    в) зрелая (13 в.): аристотелизм (доминиканцы Альберт Великий, Фома Аквинский) ↔ августинианский волюнтаризм (францисканцы Роджер Бэкон, Иоанн Дунс Скот)

    г) поздняя (14 – 15 вв.): кризис, противопоставления философии и теологии, разума и веры, воли и интеллекта, религии и науки, номинализм (Уильям Оккам)

    Важнейшие принципы хр. миропонимания (Майоров Г. Г.):

    1) Теоцентризм. В центре мировидения – Бог, вневременный и внепространств., средоточие всех ценностей, все бытие и благо – от него. 2) Креационизм. Бог – Творец, создавший мир из ничего. Мир как осуществление замысла Божьего. 3) Провиденциализм. история – исполнение Божественного предначертания. События земной жизни имеют высший, Божественный смысл. 4). Персонализм. Каждый человек и Бог – личность, отношения между Богом и людьми, между самими людьми – личностные, высшее из них – любовь. 5). Ревеляционизм. Пр-п откровения: Бог открывает человеку свою волю, истины бытия в Свящ. Писании.

    Основные проблемы.

    1). Проблема соотношения веры и разума. Как соотносятся истины религиозные (откровения) с теми, которые человек добывает собств. разумом?

    Божеств. позиция выше человеч. разума (если между ними конфликт, то чел. ошибся). Вера – истина без док-ва, она вкл. в себя доверие источнику божеств. знаний, верность ему и уверенность в его истинности.

    3 позиции:

    а) верую, чтобы понимать (Аврелий Августин) – догматы без критики и обоснования, б) понимаю, чтобы верить (Пьер Абеляр) – истины веры получают рац. обоснование и фил. истолкование; относится к истинам, идущ. от отцов церкви, но не от писания.

    в) верую, ибо нелепо (Тертуллиан + Уильям Оккам) – концепция двух истин, их расхождение: разуму нечего делать в истинах веры и наоборот.

    2). Доказательства бытия Бога. Бытие Бога как истина веры несомненно, споры о возможности подтверждения разумом.

    а) рац. док-ва невозможны, можно только верить (Оккам)

    б) онтологические: Бог как высшее существо, абсолютно совершенная реальность → его бытие как составная высшего совершенства (Августин, Ансельм Кентерберийский)

    в) космологические: относительность и обусловленность всего в мире → есть бытие его абсолютного начала, безусловно необходимой сущности – Творца

    г) телеологические: целесообразность и порядок в мире → есть его совершенный, мудрый устроитель (Фома Аквинский «доводы от мира»)

    3). Проблема универсалий. Проблема содержания общих понятий (универсалий)

    Постановка проблемы у неоплатоника Порфирия:

    - существуют ли роды и виды самостоятельно или только в мышлении

    - если самостоятельно, то тела это или бестелесные вещи

    - обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же сущ-т в телесных вещах.

    Платон: общее (идеи) существует до вещей; киники: общего нет.

    Реализм. Существуют самостоятельно, вне вещей (Ансельм Кентерберийский, Ф. Аквинский) или в вещах как их сущности (Августин).

    Номинализм. Возникают в человеч. уме и закрепляются названиями (nomen), не сущ-т вне человеч. ума. Крайняя позиция – унив. сущ. только в звуках: Иоанн Росцелин, Оккам.

    Концептуализм. Общим понятиям соотв-т нечто в самих вещах, но это нечто не имеет самост. сущ-я, а выявляется человеч. разумом (Абеляр, Иоанн Дунс Скот).

    4). Проблема теодицеи. Если Бог благ и всемогущ, то почему в мире есть зло?

    - нет абсолютного зла, но разные уровни благого (Августин), разное совершенство мира как его разнообразие, разноступенчатость, зло – необх. составляющая блага

    - это из-за несовершенства человека, рез. злоупотребления свободой выбора, грех непочитания, гордыни, ценностная беспорядочность; зло наказывается, что тоже благо

    - мир сотворен из ничего, и прорехи, его разреженность создает зло

    Периодизация (см. вопрос 43).
    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   29


    написать администратору сайта