Главная страница
Навигация по странице:

  • Докритический период

  • Всеобщее и необходимое знание не может вытекать из опыта, быть а posteriori (последующим по отношению к опы­ту), оно должно быть доопытным, а priori.

  • Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 306.39 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    АнкорВопросы философия
    Дата09.09.2021
    Размер306.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы философия.docx
    ТипДокументы
    #230759
    страница16 из 29
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29

    Особенности немецкой классической философии.


    Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.

     Эпоха Просвещения, создавшая культ разума, поставила задачу разумного преобразования природы и общества. Однако практическое осуществление этих идей в ходе социальных преобразований Великой французской революции показало, что общественные идеалы просветителей не реализуются в реальных процессах. Стало ясно, что идеалы просвещения нуждаются в нелицеприятной критике. Эту задачу и выполнила немецкая классическая философия. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ  не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.

    Немецкая классическая философия представлена учениями Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля.

    Все они – очень разные философы, но тем не менее их творчество принято оценивать как единое духовное образование. Философские системы немецких классиков объединяют следующие основания:

    1. сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры;

    2. вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам онтологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии и пр.;

    3. общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм, диалектика, историзм;

    4. концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д.

    В характеристике немецкой классической философии как единого течения важны две особенности – преемственность  по отношению к идеям эпохи Просвещения и новаторство. Немецкие классики наследуют главное достижение философов-просветителей - рационализм, а также критическое отношение ко всем социальным установлениям и гуманистические ценности.

    Принципиальная же новизна идей немецкой классической философии может быть представлена в следующих положениям:

    1. идея познавательной активности субъекта (Кант);

    2. обоснование моральной и правовой автономии личности       (Кант);

    3. идеи единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг);

    4. принцип единства противоположностей (Шеллинг, Гегель);

    5. систематика принципов и категорий диалектики (Гегель);

    6. идея исторической закономерности (Гегель);

    7. принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель).

    Впоследствии эти новации стали действительными инструментами философского анализа реальности.
    1. Философское учение И. Канта.


    Важная роль в истории философии принадлежит классиче­ской немецкой философии конца XVIII - первой половины XIX в. Она представлена именами таких выдающихся мыслите­лей, как И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

    Особенности немецкой философии тесно связаны с социально-исторически­ми условиями страны. Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась экономически и политически отсталой страной, раздробленной почти на 300 небольших самостоятельных государств. Неспособность немецкой буржуазии решительно выступить против прогнивших феодальных отношений в стране явилась причиной того, что общественно-политические вопросы полу­чали свое отражение не в открытой идейно-политической борьбе, как это было в Англии и Франции, а в абстрактно отвлеченной, зачастую искусственно услож­ненной форм* философских систем и теорий. Идеологи немецкой буржуазии предпочитали компромисс между новыми и старыми общественно-политически­ми взглядами. В то же время прогресс науки, опыт буржуазных революций в Европе (особенно французской революции 1789 - 1794 гг.) создавали предпосыл­ки для развития философско-теоретического мышления, результатом чего и яви­лась выработка в рамках классической немецкой философии идеалистической диалектики.

    И. Кант (1724 - 1804) является родоначальником классиче­ской немецкой философии. В его философском учении отчет­ливо проявляются два этапа - докритический и критический. В первый период философия Канта характеризуется в основ­ном как стихийно-материалистическая. Он выдвигает космо­гоническую гипотезу образования солнечной системы из диф­фузной газопылевой материи, тем самым пробивая брешь в ме­тафизическом мировоззрении, господствовавшем в естество­знании XVIII в. Столь же важна его идея о замедлении враще­ния земли вследствие морских приливов. Кант является выда­ющимся естествоиспытателем, обогатившим науку важными идеями и открытиями.

    Начиная с 1770 г. Кант развивает свою так называемую критическую философию. По Канту, имеются два ствола чело­веческого познания - чувственность и рассудок, руководи­мый разумом. Тем самым он во многом преодолевает крайности предшествующих ему эмпиризма и рационализма.

    В теории познания Кант, по существу, совершает „коперниканский переворот. Если до него материалисты считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то Кант процесс познания рассматривает как активный, творческий процесс ; своеобразного конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта. Поэтому наши представления о вещах всегда отличаются от „вещи в себе, вернее, „самой по себе, хотя бы в силу относительности нашего знания. Таким образом, „вещь для нас, т. е. непосредственно воспринимаемый нами мир, есть сторона „вещи самой по себе.

    Однако наши отношения к внешнему миру не сводятся к, чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, т. е. ценностные, включающие веру, нравственные убеждения. Отсюда три вопроса Канта: что я могу знать? на что я смею надеяться? что я должен делать? На первый вопрос отвечает метафизика (философия), на второй - религия, на третий - мораль. К сожалению. Кант не сумел полностью избежать элементов агностицизма, априоризма и даже, дуализма.

    Заслугой Канта является и то, что он, в частности в работе „Критика практического разума, преодолевает концепцию европейских просветителей: (Руссо, Локка) о естественно-природном человеке и пытается раскрыть специфику человече­ской сущности. В соответствии со своей критической филосо­фией, он разделяет мир человека и человеческих отношений на сферу явлений, где человек под влиянием чувственных воздействий и склонностей проявляет себя как природно-чувственное существо, и сферу умопостигаемых процессов и отно­шений, где человек рассуждает и совершает поступки в соот­ветствии с высшими принципами разума. Последняя сфера, по Канту, и есть специфически человеческая сфера моральности, культуры, самой социальности. Именно в этом мире умопости­гаемых отношений свободная воля практического разума при­нуждает действовать индивида не в силу эгоистически-себялюбивых стремлений к чувственному удовольствию, а в соответствии с так называемым категорическим императивом, по требованиям долга и адекватно выдвигаемым свободным разумом целям.

    Продолжая и доводя до наиболее полного выражения идею общественно-договорной концепции государства, Кант считал, что именно такой индивид может стать субъектом государства и общества как объединения множества людей подчиненных правовым законам. Кантовская концепция человека и его принцип категорического императива, требующий рассматривать человека как высшую цель (а не как средство), являются основой его гуманизма и учения о правах личности и уже потому заняли свое достойное место в современной культуре. С этих же позиций он формулирует идею вечного мира между народами как принцип международного права, идею отказа от насилия в отношениях между государствами и народами.

    Следуя Канту и также называя свою философию критиче­ской, И. Г. Фихте (1762- 1814), отбросив, однако, кантовскую „вещь в себе, пошел по пути субъективного идеализма, и волюнтаризма, считая, что не-Я (внешний мир) целиком суть про­дукт деятельности познающего субъекта-Я. Столь же идеалис­тически он строит и свою концепцию человека и общества.

    КАНТ Иммануил (1724–1804) — немецкий философ, родоначальник немецкого классического идеализма. Основатель “критического”, или «трансцендентального», идеализма. Всю жизнь прожил в г. Кенигсберге – тогдашнем центре Восточной Пруссии (ныне г. Калининград), где окончил университет и впоследствии стал профессором. В философском развитии Канта выделяют два периода: «докритический» (до 1770) и «критический». Докритический период отмечен мощной работой естественнонаучного характера. Он формирует смелую по тем временам «небулярную» космогоническую гипотезу, в которой возникновение солнечной системы выводится из некой распыленной материи (первоначальной «туманности») под воздействием только природных сил. Кант предполагает возможность скопления материи в шарообразную массу, которая под влиянием гравитации начинает вращаться, разогреваться, образуя ядро и кольца материи вокруг. Он исключил идею сотворения мира!

    Естествознание убедило Канта, что на многие предельные вопросы средствами естественных наук окончательного ответа дать нельзя. Эти проблемы – «метафизические», выходят за рамки опыта. Кант считает, что метафизик должна превратиться в науку о пределах человеческого разума. Он ставит для этого вопросы: Что я могу знать? Что я должен знать? На что я смею надеяться? Тут начинается критический период – основной для творчества Канта. Под «критикой» он понимает исследование возможностей и границ познавательных способностей человека. Решению обозначенных вопросов посвящены три главные произведения Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

    Гносеология Канта. Как возможно научное знание? Научное – значит закономерное (т.е. всеобщее и необходимое). Знание постигается в опыте. Но опыт всегда ограничен и, значит, в принципе не может дать всеобщего и необходимого. А вне опыта нет знания. Значит, наука невозможна? Пытаясь спасти возможность научного знания, Кант строит свою гносеологическую систему. Он выделяет в человеке три познавательные способности: чувственность, рассудок (способность оперировать категориями) и разум (способность к умозаключениям, доходящим до идей). Знание – это синтез чувственности и рассудка. Но когда мы разбираем качества предметов по показателям органов чувств, остаются «неразобранными» две характеристики – пространство и время (они не даны в ощущениях). Откуда эти категории? Кант: они априорны. Априорные формы нашей познавательной деятельности как бы изначально встроены в наш разум. Значит, наука возможна, но не любая. Кант приходит к выводу, что наука имеет границы, дальше которых она не может и не должна идти: она в силах познать только «вещи для нас» (т.е. чувственно воспринимаемые); сущность же «вещей в себе» или вещей как они существуют сами по себе, до их восприятия человеком, для науки остается непознаваемой. Кант говорит: научное знание о Боге, душе, мире в целом невозможно. Но они все равно нужны. Как только разум начинает истолковывать свои идеи (Бог, душа, мир) как предметные, он тут же запутывается в противоречиях – антиномиях (парных, взаимоисключающих суждениях). Кант – агностик, он считает, что человек не может рассчитывать на абсолютное знание в силу ограниченности априорными формами рассудка.

    В этике Кант провозгласил категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли стала основой всеобщего законода-тельства». В эстетике Кант выводит прекрасное из «незаинтересованного» удовольствия, доставляемого созерцанием формы предмета.

    Иммануил Кант (1724-1804) – нем. философ, основа­тель школы нем. классич. идеализма. Гл. произв-я Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

    Кант создал фил. систему, именуемую критическая философия или трансцендентальный идеализм.

    Центр. задача Канта – нахождение всеобщих и необх. оснований человеч. познания и гум. ценностей, прежде всего, свободы личности. Кант: гл. вопрос Ф. антропологический – Что такое челвоек? →1. Что я могу знать? (гносеологический). 2. Что я должен делать? (моральный). 3. На что я смею надеяться? религиозный).

    Кант критикует предшеств. метафизику, опиравшуюся на умозрительное постижение вечных и неизменных благих первосущностей. ←Их объективное су­ществование теоретич. недоказуемо; идеи прежн. метафизики - Бога, бессмертия души, свободы - от­носятся не к обл. сущего, а должного. Им придается ста­тус регулятивных идей, высших целей. Кант развел ценности и бытие, до него миропонимание покоилось на вере в то, что существование высших ценностей абсолютно.

    В докритический п-д (до нач. 70-х гг.) Ф. Канта разв. под влиянием идей Лейбница. Кант еще не сомневается, что порядок и связь идеи соответствуют порядку и свя­зи вещей. Он разрабатывает философию как умозрительное знание в областях онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии природы. Применяет идею развития в естествознании. Выдвигает гипотезу о возникн. Солнечной системы, а возможно, и Вселенной естеств. путем из облака разреженных частиц, из их вращающихся масс. Намечает идеи гене­алогич. классиф-и животных, естеств. истории человеч. рас.

    В критический период (с нач. 70-х гг. о конца жизни) Кант предпринимает систематическое и критическое исследование способностей души.

    В рез. размышлений над основоположениями метафизики и доводами скептицизма Юма Кант, «пробуждается от догматического сна» и совершает «коперниканский переворот» от метафизических абсолютных 1-начал к человеч. субъекту. (Коперник: в движении нах. не звезды, а наблюдатель →Кант: не субъект вращается вокруг объекта, а наоборот). Наше сознание придает предмету ту форму всеобщего и необходимого знания, в какой он только и может познаваться. Независимо от субъекта, вне его предмет существует как непознаваемая «вещь в себе». Сознанию доступны только явления вещи (феномены), представленные в заданных субъектом всеобщих и необх. формах.

    След. отл. феномены от ноуменов - умопостигаемых предметов, не данных в опыте, но таких, какие мы можем помыслить.

    Всеобщее и необходимое знание не может вытекать из опыта, быть а posteriori (последующим по отношению к опы­ту), оно должно быть доопытным, а priori.

    Кант наз. св. Ф. трансцендентальной (от лат. transcendere – переходить), т.к. исследует переход данных опыта в образуемую наш. сознанием систему, в рез. чего сущ. всеобщее и необх. знание.

    Кант исп. и т-н трансцендентное для обозначения того, что находится за пределами сознания и непознавае­мо, трансцендентальное же внутренне присуще сознанию и познаваемо. Чел. как субъект, способный конструировать в сознании свой объект, называется трансцендентальным субъ­ектом. Его характеризует субъективное и объективное единство самосознания. Субъективное - трансцендентальное единство самосознания - сознание «я мыслю», сопровождающее много­образие представлений об объекте, т. е. сознание целостности своего Я.

    Чис­тая математика возможна, поскольку основана на априорных формах чувственности – простр-ве и вр.

    Рассу­док - способность к понятиям и суждениям - основа теор. естествознания.

    Априорные понятия рассудка образуют систему из 4 групп: качество - реальность, отрицание, ограничение; количество - единство (единица меры), множество (величина), цельность, совокупность (целое); отношение - субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие; модальность - возможность и не­возможность, действительность и недействительность, необхо­димость и случайность.

    Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка. Научное ес­тествознание возможно, так как в основе всех суждений естеств. наук лежат всеобщие и необходимые априорные законы: 1. Закон сохранения субстанции. 2. З-н причинности. 3. З-н взаимодействия субстанций.

    Но возможна ли метафизика как наука? Кант рассмат­ривает три идеи, центральные для традиционной метафизики: души; мира; Бога. Эти идеи внутренне противоречивы, их нельзя ни рациональ­но доказать, ни опровергнуть, пытаясь их обосновать, разум впадает в противоречия. Бог, мир, душа - в качестве безусловного целого мыслимы, умопостигаемы - ноуменальны и рационально не верифицируемы. Метафизика как теор. наука возможна только в качестве критики чистого разума. Научное знание о предмете идей чистого разума невозможно, они не имеют конститутивного применения, но зато имеют регулятивное применение. Они дают рассудку системное единство, побуждают его к бесконечному движению к совершенствованию, достижению полного знания. Идеи Бога, мира, души несут ценностный смысл, необх. для утверждения безусловного достоинства личности, её свободы. Данные идеи не подлежат рациональной проверке, они - предмет.

    Исходная реальность для Канта - всеобщие и необходимые формы сознания субъекта. Ведущая ценность сферы чувства удовольствия и неудовольствия - красота, эта область пересече­ния феноменального и ноуменального миров - предмет эстетики Канта. Ведущая ценность сферы способности желания - добро, эта область ноу­менов - предмет этики и онтологии Канта.
    1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29


    написать администратору сайта