Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 306.39 Kb.
|
Философия эпохи Просвещения. Французский материализм XVIIIв.XVIII в. вошел историю как эпоха Просвещения. Основные черты философии Просвещения наиболее ярко и последовательно проявились во Франции в преддверии Великой французской буржуазной революции 1789 года. Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культуры в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являлись: Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ф. Вольтер, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Для философии Просвещения было характерно признание приоритета разума в решении всех проблем, критицизм и антиклерикальная направленность, деизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм. Органической частью философского мировоззрения эпохи Просвещения являлись социальные идеи. Усилия просветителей были направлены на разработку программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе. Ими была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущей силой которого являлось развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию. После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи П. стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало. Круче всех была механика. Так, ее строгие математич. законы попытались обобщить уровень природы, упрощая естественные з-ны жизни. Так и появился механистический мат-зм, человечество старалось систематизировать полученные знания, выделяя в каждом объекте его отличительные черты, отвлекая или не обращая своего внимания на тот факт, что сам изучаемый объект может меняться. В этом и состояла сущность ММ. После открытия Дарвином его эволюционной теории стало ясно, что каждый объект или природа в целом должны быть изучены в процессе их развития. Французский материализм 18в. - идейное движение, представляющее новый, высший этап в развитии материалистической мысли, не только в национальном, но и во всемирном масштабе. В отличие от английского материализма 17в., котрый во многом отражал компромисс буржуазии и дворянства, Ф.м. был мировоззрением прогрессивной франзузской буржуазии, его учение имело целью просвещение и идейное вооружение широкой части общества: буржуазии, ремесленников, буржуазной интеллигенции и передовой части аристократической интеллигенции. Корифеи Ф.м. - Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах излагали сою философские взгляды не в форме философских трактатов на лат. языке, а на фр. языке в форме широкодоступных изданий - словарей, энциклопедий и т.д. Идейными истоками Ф. м. были национальная материалистическая традиция, представленная в 17 в. Гассенди, а также - и гл. обр. механистическим материализмом физики Декарта, и англ. материализм. Особенное значение для Ф. м. получили учение Локка об опытном происхождении знания, критика декартовского учения о врожденных идеях, а также материалистическое в целом понимание самого опыта. Не меньшим было влияние педагогических и политических идей Локка, согласно к-рым совершенство личности обусловливается воспитанием и политическим устройством об-ва. Однако Ф. м. не просто усвоил локковскую теорию материалистического сенсуализма и эмпиризма, но и освободил ее от колебании в сторону декартовского рационализма. Гл. научной опорой для фр. материалистов наряду с сохраняющей свое ведущее значение механикой становятся также медицина, физиология и биология. В силу этого в учениях фр. материалистов был развит ряд новых по сравнению о материализмом 17 в идей. Наиболее значительными из них были элементы диалектики в учении о природе у Дидро. Еще более оригинальны этические и общественно политические теории Ф. м. Продолжая и в этой области дело Гоббса, Спинозы, Локка, Ф. м. освобождает в значительной мере их этически учения и общественно-политические воззрения об абстрактно-натуралистической узости: в отличие, напр., от Гоббса, у к-рого руководящее человеком стремление к самосохранению выводится из аналогии о механической инерцией физического тела, у Гельвеция и Гольбаха «интерес» рассматривается уже как специфически человеческий двигатель поведения. Ф. м. отверг компромиссные формы пантеизма, деизма и выступил с открытой пропагандой атеизма, основанного на выводах из науки о природе и человеке. Яркая, остроумная критика фр. материалистами религии получила высокую оценку у Ленина, к-рый рекомендовал использовать образцы этой критики в совр. атеистической пропаганде. Сжатый, чрезвычайно богатый мыслями очерк истории Ф. м. дал Маркс в книге «Святое семейство», Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» показал, как велика была роль Ф. м. в выработке общих для всякого материализма философских основ, а также разъяснил его теоретическую ограниченность: метафизичность его метода и идеализм в объяснении явлений общественного развития и прогресса. Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма. Яркими представителями Просвещения были: Руссо, Дидро, Монтескье, Гельвеций, Гольбах, Кондильяк. Отличительные черты философии французского Просвещения: 1) приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, четкая антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбах) до антитеологической, атеистической; 2) неразрывная связь с достижениями естествознания 18 века; 3) гуманистическая ориентация философии; доминирование антропо-социальной проблематики; 4) социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах прогресса и гражданского общества. Просветители осуждали культ и тиранию церкви. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от догм католической церкви. Только путем избавления просвещенного разума от религиозных предрассудков можно перестроить общество на разумных началах. Религиозному фанатизму они противопоставляли концепцию «естественной религии» – та религия, которая не противоречит природе человека и включает общечеловеческий принцип нравственности. Материалистическую концепцию природы развил Гольбах. Природа – это великое целое, получающееся из соединения различных веществ, сочетаний и движений, наблюдаемых во Вселенной. В основе всех процессов природы лежит материя. Гольбах выдвигает идею о субстанциальности материи, ее неразрывной связи с движением. Материей он называет все то, что влияет на чувства. Причины движения материи в самой материи (движение – это способ существования материи). Движение универсально, т.е. присуще всем телам Вселенной. Понимая причинность как взаимодействие, Гольбах подчеркивает объективный характер причинности. Вселенная – закономерная, взаимосвязанная цепь причин и следствий. При этом в природе все необходимо и фатально. Фатальность – вечный, необходимый установленный в природе порядок. Случайности нет. Человек воспринимается как ступень биологической эволюции живой материи; он суть физическое, природное, материальное вещество. Преимущества человека: 1) организация – человек особым образом организованная машина; 2) воспитание – извлекает человека из низкого состояния и возносит его выше животных; 3) сознание – свойство высокоорганизованной материи; 4) душа – она материальна, смертна, погибает вместе с телом; 5) цель человека – просвещение и развитие гражданского общества. Ф. Просвещения – ф. Европы и США XVIII – сер. XIX в. Франция: Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри; Англия: Дж. Локк, Шефтсбери; Германия: Лейбниц, Вольф, Лессинг, Гредер, Гёте; Россия: Новиков, Радищев; США: Франклин, Пейн. Осн. черты Ф. Просвещения: прогрессизм, просветительство, историзм, социальность, демократизм, эволюционизм, радикализм, антиклерикализм. Высшей ценностью считается прогресс, который понимается как историческое совершенствование человеч. рода на основе расширяющегося применения разума. Ф-фы приходят к выводу, что важнейшее воздействие на состояние общ-ва оказывает общественное мнение (Вольтер, Гольдбах). Главные препятствия на пути прогресса – невежество, заблуждения, предрассудки, а также поддерживающие их общественные установления, прежде всего церковь. Вольтер: уничтожить власть церкви над общ-вом, «раздавить гадину». Перестроить обществ. отнош-я в соотв. с требованиями разума – одна из задач Просвещения. Для этого необходима разработка, систематизация опытно-практических и теоретических знаний по всем областям жизни и распространение их, просвещение народа и воспитание его в духе нового мировоззрения. Просвещенный индивид – носитель прогресса, духа развивающегося общества. Опора на собств. просвещенный разум делает человека независимым и самостоятельным. Кант: Просвещение – эпоха совершеннолетия человечества, когда отдельный человек должен иметь мужество пользоваться собственным рассудком («Дерзай быть мудрым). Видя св. гл. роль в распространении света разума, ф-фы пишут худ-философск. произведения, словари, энциклопедии (напр., Фр. энциклопедия наук, искусств и ремесел Дидро и Д‘Аламбера). Прогресс становится альтернативой богу как ценностному абсолюту. Правда, большинство ф-в-просветителей признает бога в каче-ве абсолютного начала и высшего источника прогресса (Локк, Вольтер, Лейбниц, Радищев), обычно с позиций деизма. Но во 2-й пол. XVIII в. растет число ф-в, отказывающихся от идеи бога. Для них ценность развивающегося человечества самодостаточна. Ф. Просвещения утверждает историзм и исторический оптимизм: разум - благотворная сила, определяющая прогресс, ведущая к свободе и братству людей, всеобщ. счастью. Будущее одинаково для всего человеч-ва, т.к. принципы разума едины для всех. Идею разв-я применяют к природе, формируется эволюционизм. Существенно укрепляются позиции материализма, ориентированного на достижения естествознания (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри). Идеал человека – просветитель-философ, т.ж. просвещенный монарх или простой, но просвещенный человек, развивающий с помощью разума свои природные силы. Свободная, деятельная, общественно активная, культурно совершенствующаяся личность. |