Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 306.39 Kb.
|
Философская система Г. Гегеля.Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - создатель философской системы, названной им "абсолютным идеализмом". Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т.е. постижимо в понятиях (такая концепция называется еще и панлогизмом: "всё действительное разумно, всё разумное действительно"). Философская система Гегеля состоит из трех частей: 1) Логики, 2) Философии природы и 3) Философии духа. Логика понимается Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования этой науки (т.е. начиная с Аристотеля). Происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление. Но это - рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим источником ее является противоречие. Гегель сознательно отверг аристотелевский закон непротиворечия ("Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же"), а логика у него совпадает с диалектикой. Диалектика мыслится Гегелем как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития "чистого понятия" (идеи) составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы), Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала - субстанции-субъекта (поэтому его систему называют абсолютной, а его идеализм - объективным). Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определённой схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В результате примирения противоположностей в синтезе возникает новое качественное образование. Каждое понятие и идея, и, следовательно, каждое явление в природе (поскольку природе есть отражение логики, разумности), обществе и духовной жизни человека проходит такой тройственный цикл развития. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключён в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Универсальная схема творческой деятельности "мирового духа", "философия духа" раскрывается у Гегеля на основе процесса саморазвития "Абсолютной идеи". Она существует вечно и содержит в скрытом, "свернутом" виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития "Абсолютная идея" проходит различные стадии в виде последовательного движения от абстрактного - общих определений к определениям, обогащенным конкретным содержанием. Первым этапом самораскрытия "Абсолютной идеи" является логика. Логика, по Гегелю, - это научно-теоретическое осознание "Абсолютной идеи". Через логику "Абсолютная идея" раскрывается в ее всеобщем содержании в виде системы категорий, начиная от самых бедных - бытия, небытия, наличного бытия, качества, количества и т.д., и кончая конкретными, многообразно определяемыми понятиями - химизма, биологизма, познания и т.д. Гегель характеризовал категории как текущие, находящиеся в состоянии непрерывного самопроизвольного движения чистые мысли. Как по форме, так и по содержанию категории не нуждаются в чувственно-воспринимаемом материале. Как чистые мысли и ступени развития идеи они, сами по себе, содержательны и поэтому составляют сущность вещей. Следующий этап саморазвития - природа - наиболее слабая часть его системы. Гегель плохо знал естествознание и поэтому в "философии природы" можно встретить много неточностей, ошибок. Гегель очень низко оценивает природу. Природа, по Гегелю, это необходимое в процессе развития "Абсолютной идеи", но все же вспомогательное средство. Создавая природу, или, точнее, превращаясь в природу, "Абсолютная идея" опредмечивает себя, и, тем самым, отчуждается от своей истинной сущности и предстает в виде конечных чувственных, телесных единичностей. По Гегелю, Бог создает природу с той целью, чтобы из при роды возник человек и вместе с ним человеческий дух. Теперь наступает время "философии духа". Философия духа - это философия культуры. Первой стадией развития человеческого духа является, по Гегелю, субъективный дух. Субъективный дух рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропологии, феноменологии и психологии. Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - само сознание - разум, психология показывает теоретические и практические способности духа. Второй стадией развития человеческого духа является объективный дух. Объективный дух охватывает у Гегеля сферу социальной жизни и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Объективный дух разворачивается в праве, морали, нравственности, государстве. Высшей формой самореализации Абсолютной идеи является Абсолютный дух. Под Абсолютным духом Гегель разумеет совокупную духовную деятельность человечества на протяжении тысячелетий развития всемирной истории. Иначе говоря, - это духовная деятельность, сменяющих друг друга человеческих поколений (к ней Гегель относит искусство, религию и философию). Таким образом, Абсолютный дух - это та же Абсолютная идея, скрыто работающая в человеческих целях и делах, в деятельности всех человеческих поколений, это их внутренняя идеальная сущность, скрытая причина всех деяний и познаний. В Абсолютном духе осуществляется полное совпадение идеи мышления и бытия. Мировое развитие, по Гегелю, есть самопостижение, самопознание Абсолютной идеи. Идея познает бытие во всем многообразии его определений. Так Гегель разрешает поставленную Кантом проблему согласования субъекта и объекта, мышления и бытия. Абсолютная идея и учение о духе Гегеля. Гегель — создатель последовательной и развернутой сис-мы объективного идеализма. Понимает реальность (бытие) как абсолютную идеальную сущность — Мировой разум, к-ю он называет Абсолютом. Важнейшее св-во Абсолюта — творч. активность. В своем разв. он проходит 3 стадии: 1) идея эволюционирует в виде чистого мышления; 2) идея воплощается в природу и познает себя в инобытии; Природа – инобытие духа, она не развивается, в ней есть лишь многообразие; есть развитие духа в природе. Дух спит в природе (в неживой – в глубоком сне, в органике начинает просыпаться, окончательное пробуждение духа происх. в общ-ве и истории). 3) идея возвращается к самой себе в качестве Абсолютного духа. Дух есть одновременно и конечный, и начальный этап развития, проходящего по кругу. Дух составляет триаду: Субъективный дух, Объективный дух, Абсолютный дух. Чел. история понимается им как «самораскрытие Духа во времени», как реализация замысла, к-м обл. Мировой разум. Пр-сс развертывания Абсолюта носит хар-р вневременного - находящегося в вечности. Отсюда вывод о вечном существовании природы; о протекании во вр. можно говорить только относительно событий человеческой истории, связанных с развитием Духа. Поэтому пр-сс разв-я Абсолюта – разв-е по кругу: вечная и непрерывная борьба противоположностей — Абсолютной идеи и Природы, и вечный результат (синтез) этих противоположностей — Дух. Важнейшая идея Гегеля состоит в том, что конечный результат (синтез) не может рассматриваться в отрыве от процесса его порождения. Абсолют, проявляющий себя как Абсолютная идея и как ее инобытие - Природа, и тождествен, и не тождествен себе. С т. зр. Гегеля, тождество и различие не сущ. отдельно, сами по себе, они всегда взаимосвязаны, это 2 стороны единого отнош-я. Поэтому, говоря о тождестве, необх. иметь в виду и различие, говоря о различии — тождество. Абсолют - источник и творец всего существующего, но не является личностью, не обладает волей и сознанием, все это он обретает только в человеке (на стадии Духа). Первоначальная же деятельность Абсолюта не является свободной, она протекает по внутренне присущим ему законам. Только благодаря человеческой деятельности в длительном процессе развития человеческого духа, высшее проявление которого –разв. Ф., Абсолют осознает свою сущность (и обретает свободу). Человеку же философия позволяет подняться над уровнем обыденного сознания и встать на точку зрения самого Абсолюта. Во вр. Гегеля логика считалась наукой о законах и формах только человеческого мышления. Признавая значение этой научной дисциплины (классической, аристотелевской или формальной логики), Гегель отмечал ее недостатки: 1) необх. поставить вопр. о законах и формах мышления как такового, мышления, представляющего собой деятельность Абсолюта; 2) формальная логика имеет дело только с застывшими формами мышления, тогда как сущностью Абсолюта является движение, развитие → задача создания новой диалектической логики, которая стала бы наукой о сущности всех вещей, т.е. наукой о законах развития Абсолюта. И в силу исходного тождества бытия и мышления в философии Гегеля эта диалектическая логика оказывается одновременно онтологией, гносеологией и логикой. |