Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 306.39 Kb.
|
Основные этапы развития русской философии.Русская философия глубоко самобытна и занимает особое место в мировой культуре. Существует две основные точки зрения на возникновение русской философии. Представители первой из них считают, что философия на Руси существует с Х века, и характеризуют средневековую мысль как целостный культурный феномен, включающий в себя совокупность представлений философского, религиозного, этического, художественного характера. Сторонники другой точки зрения определяют данный период как предфилософский и считают, что русская философия как самостоятельное явление духовной жизни сложилась в середине ХIХ века. В любом случае русская философия прошла длительный путь формирования и развития, основные этапы которого совпадают с этапами развития гражданской истории России. 1) Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.). Важнейшими событиями, определившими формирование философски на Руси, стали создание славянской азбуки, христианизация Руси и влияние византийской духовной культуры. После принятия христианства в Киевской Руси начали распространяться произведения греческих авторов, сочинения византийских богословов - отцов церкви. 2) Философия эпохи Просвещения (ХVIII – первая четв. ХIХ вв.). ХVIII век в России – это время глубочайших преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. Наиболее существенное влияние на развитие философии в этот период оказало творчество представителей «Ученой дружины Петра I» Ф. Прокоповича, В. Татищева, А. Кантемира (научный кружок), взгляды А.Н. Радищева и М.В. Ломоносова. Представители «Ученой дружины» разрабатывают философские проблемы на основе освоения идей западной философии Возрождения и Нового времени. В центре их внимания следующие философские вопросы: разделения философии и теологии как разных форм познания действительности, вопрос о роли чувственного познания, идеи дуализма и деизма. Советский период характеризуется развитием материалистической традиции в философии. Он связан с развитием марксистского учения в работах В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, Н.И. Бухарина. В центре внимания этих мыслителей – проблемы бытия и развития, теория познания, логика, вопросы общественного прогресса и проблема личности. Со 2-й половины 50-х гг. на первый план здесь выходят абстрактно-логическая и историко-философская области. Крупнейшими представителями этого этапа являются А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, Э.В. Ильенков, Ю.М. Лотман и др. Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт. 1) антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии. 2) Нравственный аспект. Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления, что дало основание В.В. Зеньковскому говорить о панморализме русской философии. Следует заметить, что русские философы рассматривали нравственность не просто как особую сферу духовной жизни, то есть область идеального, но как особую реальность. Классическим примером в данном отношении является категория Добра в системе нравственной философии В.С. Соловьева, где Добро трактуется как некая онтологическая сущность, высшее основание, на которое опирается жизнь всего человечества. 3) Глубокий интерес к социальной проблематике. русская философия всегда развивалась в условиях острых социальных, политических, экономических процессов в России. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране. 4) Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли. 5) Религиозный характер. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении. 6) Синтез философского и литературно-художественного творчества. Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций. В этом плане она достигла своих высот в ХIХ столетии в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, а имена Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого называются в ряду основоположников классической религиозной философии в России. Необходимо добавить, что в сокровищницу «золотого» века русской культуры вошло не только философское наследие великого русского мыслителя В.С. Соловьева, но и его поэтическое творчество, оказавшее огромное влияние на целое поколение поэтов. 7) Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, с человечеством в целом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной. Наиболее яркое выражение эта тенденция нашла в философии всеединства В.С. Соловьева и его последователей, которая послужила естественным выражением идеалов и ценностей русской философии. 8) эта особенность стала основанием космического мироощущения русской философской мысли в целом и формирования своеобразного ее течения, получившего название «русский космизм». Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире. Проблема начала РФ (с 19 в. – Лосский или с 11 в. – Зеньковский). Специфическая нац. традиция мысли; история становления самобытного мировидения и тесная связь с европ. ф., принятием или критикой ее. Периодизация. 11 – 17 века: зарождение, связь с эллинизмом, античной диалектикой платонизма, византийским христ-вом и вост. патристикой; осн. проблемы: соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, Ф. и теологии, идеала аскетического и мирского, осмысление духовности православия в условиях русской нац. жизни и становление личностного самосознания; культ книжников; митрополит Илларион «Слово о законе и благодати» (11 в., правда перед Богом важнее, стремление к высшему) + старец Филофей «Москва – третий Рим» (16 в., поиск культ. идентичности, особое историч. назначение, верность идеям православия, роль объединителя христ. сил и их распространение); нестяжательство (Нил Сорский, 15 в., молчаливая молитва, отказ от монастырской соб-ти и т. п., отстранение церкви от гос-ва) ↔ иосифляне (Иосиф Волоцкий, центр-ция религ. жизни, церковь + гос-во) 18 век: дифф-ция философ. мысли на антропологию, гносеологию, соц. взгляды; идеи просветительского гуманизма (Г. С. Сковорода, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев и А. Д. Кантемир; «весна русского Просвещения»); становление русской метафизики с характ. интересом к проблеме Бога, человеч. души; усердное ученичество у Запада + поиск своего пути 19 век: самост. фил. мысль; выраженный обществ. акцент, спор западников и славянофилов об ист. судьбе России; материалистич. взгляды (Чернышевский, Писарев). 1870-е – 1917: народническая идеология (Бакунин, Лавров, Михайловский); В. С. Соловьев (основа русской религ-философ. мысли); Н. А. Бердяев, Л. Н. Толстой, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский, С. Л. Франк → русская религ. Ф; марксизм (Плеханов, Ленин) После 1917: диамат как госуд-идеологич. доктрина, секулярная, научно ориентированная мысль + постсоветский этап (становление, активный поиск новых парадигм и расширение проблемного круга) Характерные черты. онтологизм – придание бытийного статуса гносеологическим и этическим понятиям (онтология «Добра» В. С. Соловьева и «Непостижимого» Франка); утверждение реальности как динамического единства Бога, человека и космоса, мессианская роль чел. в деле спасения мира; акт познания как развертывание идеи воссоединения бытия метафизичность – связь мира тварного с миром нетварным, рассуждения о Боге, о чел. душе, связь с православной теологией и лит-рой и народной мифологией; мистическая интуиция; Ф как синтез для обретения полноты жизни интуитивизм и гносеологический реализм – отсутствие схоластики, интуиция как высшая форма познания, как опыт непосредств., живого чувства реальности; стоит выше рационального познания, синтетична по своей сути, ее предмет – целостность мира во всей его сложности и трагичности антропологизм – в центре фил. рассуждений человек, его творч. и нравств. силы; особое внимание соборным качествам чел., его духу и жизни, проблемы этики историософичность – поиск глубинных духовно-культ. и религ. архетипов истории, ее софийности (Соловьев, Булгаков, Флоренский), выявление смысла истории, места и роли России антиутилитарный, антисциентистский, нравственно-гуманистич. х-р ценностей; акцент на «больные» нравственные вопросы акцент на соц. проблематику (особо 20 век); отзывчивость на «больные» вопросы об-ва, истории нет философских систем (кроме Соловьева); предпочтение статьям, худож. лит-ре, мало терминологии |