Главная страница
Навигация по странице:

  • Средства производства

  • Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


    Скачать 306.39 Kb.
    НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
    АнкорВопросы философия
    Дата09.09.2021
    Размер306.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы философия.docx
    ТипДокументы
    #230759
    страница19 из 29
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   29

    Основные идеи философии марксизма


    Карл Маркс (1818-1883) – основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии.

    Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия. М. наиболее последовательно отстаивал и в теории и на практике революционно-демократическую позицию. В 1841 г. оставаясь еще идеалистом делает радикальные и атеистические выводы из философии Гегеля. Практическая деятельность и теоретические исследования приводят его к столкновению с гег. фил, из-за примирительных тенденций, консервативных политических выводов, несоответствия теор. положений реальным общественным отношениям и задачам их преобразования. Это вылилось в переход на материалистические позиции. На что существенно повлияло знакомство с реальными экономическими отношениями и фил. Фейербаха. В 1844 г происходит окончательный переворот в мировоззрении М. Он меняет классовую позицию и переходит от революционного демократизма к научному коммунизму. Это обусловлено нарастанием классовой борьбы в Европе. Раскрывает историческую роль пролетариата. Приходит к выводу о неизбежности социальной революции. Сближается с Энгельсом.

    Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы (сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма – "ранний" и "поздний". Для "ранего" – характерны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний" – здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и социальной структуры общества

    Марксистская Ф. была создана совместно Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во 2й пол. XIX в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с Ф. вкл. в себя экономику (политэкономию) и со­ц-политическую проблематику (научный коммунизм).

    Философия марксизма получила широкое распространение в мире и завоевала большую популярность в конце XIX - первой половине ХХ вв. В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возве­дена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

    Гл. произведениями основателей марксизма являются: "Тезисы о Фейербахе", "Капитал" К. Маркса; "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Эн­гельса; "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", "Происхождение семьи, частной собст. и гос-­ва" Ф. Энгельса.

    Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материа­лизм). На каждом этапе общественного развития люди для обеспе­чения своей жизнедеятельности вступают в особые, объек­тивные, не зависящие от их воли производств. отноше­ния. Производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является бази­сом для институтов гос-ва и общества, обществ. отношений. Они выступают в кач-ве надстройки по отношению к экономич. базису. Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга.

    В зависимости от уровня развития производительных сил и про­изводств. отношений, опр. типа базиса и над­стройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовла­дельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский; феодальный; капиталистический; коммунистич.

    Рост уровня производственных сил приводит к изменению про­изводственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя. Уровень экономики, материальное производство, производ­ственные отношения определяют судьбу гос-ва и обще­ства, ход истории.

    Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: средства производства; отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация чел. человеком.

    Средства производства - уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необхо­дима сила, обслуживающая их, - так называемая "рабочая сила".

    В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчужде­ния основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар - средства производства - сосредоточиваются в руках немногих собствен­ников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств про­изводства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обра­щаться к собственникам средств производства в качестве наем­ной рабочей силы за заработную плату.

    Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ни­ми, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые сред­ства производства для получения в будущем еще большей при­бавочной стоимости.

    Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (комму­нистических) общественно-экономических отношений, при которых будет ликвидирована частная собственность на средства произ­водства, эксплуатация человека человеком и при­своение результатов чужого труда (прибавочного продукта) уз­кой группой лиц; частная собственность на средства производства будет заме­нена общественной (государственной), произведенный продукт, результаты труда будут делиться ме­жду всеми членами общества благодаря справедливому рас­пределению.

    В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на материалистических принципах. Основные положения диалектического материализма:

    • бытие опр. сознание, сознание не самостоятельная сущность, а св-во материи отражать саму себя;

    • материя находится в постоянном движении и развитии, она вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы существования;

    • Бога нет, Он является плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству утешение и надежду;

    • важный фактор развития - практика (преобразо­вание человеком окружающей действительности и самого человека);

    • развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.
    1. 1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   29


    написать администратору сайта