Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль
Скачать 306.39 Kb.
|
Система методов научного познания.Познание – сбъект-объектное отношение. Начинается ли познават пр-сс с субъекта? Простое понимание: субъект – человек, воспринимающий и отражающий свойства объекта – вещей, реально существующих в действительности. (созерцательный материализим,Фейербах). (субъект пассивен) Субъективн. идеализм (Беркли, Юм, Фихте): то, с чем оперирует субъект в пр-ссе познания – его ощущения → объект познания создается субъектом и зависит от него. Солипсизм: субъект познает лишь собств. ощущения, не имея никакого представления о внешнем мире. (субъект активен) Агностицизм (И.Кант): сознание субъекта формирует объект познания на основе ощущений и априорных форм сознания → познаются не предметы, существующие в действительности, а их модели, созданные субъектом познания. (-//-) Диалектич. материализм: соц. действительность, природа преобразуются человеком, в пр-ссе деятельности формируется и сам человек → в практике создается как субъект, так и объект познания. Индивид. сознание развивается в общ-ве → субъект познания имеет обществ. природу → субъект познания – не только индивид, о и научное сообщ-во, реализующее себя через деят-ть отдельных ученых, а в конечн. счете все общ-во. Вопр. об активности субъекта познания стал еще более актуальным с возникн. неклассич. физики. Явл. ли познание в гум. науках субъективным творч-вом или в нем отобр. объективные св-ва и закономерности? Понятие общества. Общество как саморазвивающаяся системаСтруктура общества и его типология.В XX в. утвердился системный подход к исследованию общ-ва (рассмотрение общ-ва как сис-мы). В рамках системн. подхода большое значение приобр. вопр. о соц. структуре общ-ва. Соц. стр-ра общ-ва - устойчивые, функциональные связи между элементами общ-ва, в кач-ве которых выступ. индивиды с их соц. статусом и функциями, соц. группы (касты, сословия, классы, слои) и социально-территориальные, а т.ж. этнические общности. Теория социальной стратификации (Питирим Сорокин), доминирует в зап. Ф.: в люб. общ-ве права и привилегии, ответственность и обязанности, власть распределены неравномерно. Неравенство экономич. статуса → расслоение по ур-ню жизни; нерав-во полит. статуса → полит. дифференциация на управляющих и управляемых; профессиональная дифференциация, основанная не просто на различии видов проф. деятельности, но и на том, что одни виды престижнее др. Разл. слои каждой из форм соц. стратификации не полностью совпадают др. с др. В общ-ве существует соц. мобильность (изменение соц. статуса). Между разл. соц. слоями или группами существует лишь координационная, но не субординационная зависимость. Чел., который утратил прежниц соц. статус и не способен исполнять роль, соотв. нов. статусу – маргинальная личность. Рост числа маргиналов – показатель нестабильности общ-ва. Классовая структура общества Понятие «класс» (латинское — classis) означает «разряд». Деление людей на классы впервые было произведено римским императором Сервием Туллием, в VI в. до н.э. Он разделил население Рима на пять классов в соответствии с имущественным положением для удобства создания армии. Позже понятие «класс» получило широкое распространение, им обозначались большие группы людей, на которые разделилось общество. А. Смит и Д. Рикардо:основа деления на классы – способ получения дохода (землевладельцы - рента, капиталисты — прибыль с капитала, рабочие — зарплата). Марксистская концепция соц. стр-ры: основа деления на классы – производственно-экономические отношения, владение или нет объектами собственности соединаяются у классов с опр. функциями в организации обществ. жизни людей; вместе с ликвидацией разделения труда исчезнут и классы. Классы и отнош-я между ними определяют сущность соц. стр-ры общ-ва и ход обществ. развития. Связи между отдельными подсистемами общества имеют субординационный характер. лозунг о стирании различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней, как условии перехода к бесклассовому обществу. Свобода и ответственность личности.Свободна ли личность в своих поступках? Если рассматривать человека как индивида, выбирающего один из вариантов своего действия, то человек всегда свободен. Так, экзистенциализм считает, что человек всегда свободен, даже в тюрьме он имеет возможность выбора: жить или умереть. Природа и общество. Проблема экологии.Общ-во - часть природы. В организме каждого чел. протекают природные хим., биол. и др. процессы. Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. Ж.Ж.Руссо: выделение человечества из природы и переход его к цивилизации – источник. всех бед и несчастий. Нов. вр. Ш.Монтескье, А.Тюрго – геогр. детерминизм: природа истолковывается как геогр. среда жизни общества – осн. причина происходящих в обществе явлений; она опр. не только направление хоз. жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды, формы гос. правления и законодательства = всю обществ. и личную жизнь. Со вр. ГД переродился в геополитику, т.е. теорию и политическую доктрину, согласно которым, гл. усл. развития страны - расширение ее территории, жизненного пространства, сфер ее жизненных интересов. Роль природы во всех напр. деятельности совр. человечества весьма значительна и постоянно повышается. Повышается и степень воздействия общества на природу, особенно в последнее столетие в связи с бурным развитием науки и техники. Среда обитания человечества становится средой активного воздействия человеческого разума — ноосферой (от греческого noos — ум, разум). Понятие ноосферы ввел в 20-е гг. ХХв. фр. ученый Э.Леруа. У истоков этой концепции — работы В.И.Вернадского и фр. мыслителя П.Тейяра де Шардена. Они показали, что совр. эпоха являет собой принципиально новый хар-р взаимодействия общ-ва и природы: чел. более активно, чем когда-либо, проникает в тайны природы и овладении ее закономерностями. В результате она все больше ставится на службу человеку и одновременно требует защиты от некомпетентного вмешательства в ее процессы. Чел. разум рассматривается как специфический компонент природного мира, значение которого постоянно возрастает. В.И.Вернадский: по мере того, как связь общества с природой становится > глубокой и органичной, человеческая история все > совпадает с историей природы, и наоборот, история природы все > совпадает с историей человечества, испытывает на себе возрастающее воздействие последней. Понятие культуры, ее структура и функции.Термин «культура» (от латинского «возделываю») имеет в литературе около 1000 определений. Можно выделить следующие группы этих определений: Описательные. Культура — это сумма всех видов человеческой деятельности. Она включает в себя: язык, книги, картины, обычаи, религии. Следовательно в музеях мы храним образцы деятельности человека. Исторические. Культура — это все то, что люди произвели искусственно. Нормативные. Культура — все то, что составляет ценности. Идеологические. Культура — это поток идей, переходящих от поколения к поколению. Многочисленность определений свидетельствует о том, что культура сложное явление, и каждое определение подчеркивает какую-либо сторону культуры. Основные подходы к определению. 1). Эмпирический: описание совокупности предметов и ценностей, созданных человеком. 2). Аксиологический: система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного обществ. организма; особо творческий и личностный аспекты; мера гуманизации об-ва и человека. 3). Деятельностный: специфический способ человеч. жизнедеятельности; «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян); духовная и предметная деятельность (регуляция, сохранение и развитие общества). 4). Семиотический (Лотман): система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, и средства его фиксации; транслирует программы поведения, общения и деятельности (включая предметы материальной культуры). Язык и речь (коммуникация) как ср-ва К, раскрывающие тайны идеального. К. как абсолютная ценность, задающая главные ориентиры всем сферам человеч. деят-ти. Передается по принципу множества «социальных эстафет» (М. А. Розов), форма соц. наследования (опыт). Осн. вопрос Ф культуры (термин немец. романтика нач. 19 века А. Мюллера) – культурные универсалии. Неокантианцы (Риккерт, Виндельбанд) – общезначимые ценности (логические, эстетические, нравственные). Психоанализ (Юнг) – задаются психобиологическим единством человеч. рода. Маркс – сам процесс человеч. жизнедеятельности, а не только совокупность его результатов, в связи с обществом и трудом. Основные сферы общественной жизниДуховная жизнь общества. Структура общественного сознанияПонятие цивилизации, развитие идеи цивилизацииЦенности в жизни человека и обществаГлобальные проблемы современности.Глоб. проблемы отличаются от всех др. тем, что они затрагивают интересы всего населения нашей планеты, а решение их возм. только при условии международного сотрудничества и объединения челов-ва во всемирном масштабе. Специалисты насчитывают более двух десятков глобальных проблем: экологические: загрязнение природной среды, истощение минеральных, сырьевых и биологических ресурсов земли, нарушение энергетического баланса планеты, проблемы мира: опасность накопления атомного оружия и задача его ликвидации, необходимость устранить угрозу атомной войны и ядерной катастрофы, опасность «столкновения цивилизаций», задача предупреждения и предотвращения вооруженных конфликтов, особенно с применением оружия массового уничтожения, проблема информационного «перегрева» научные и нравств.: опасности, связанные с генной инженерией, проблемы здоровья населения: порча генофонда человечества, пр. сохр. здоровья населения, доступности медицинской помощи, б-бы с эпидемиологическими болезнями, соц.-экономич.: разрыв между процветающими и бедствующими регионами. Глоб. проблемы взаимосвязаны. Обострение одной из них осложняет решение др. Ср-ва, способствующие позитивным сдвигам в отношении одной проблемы, могут негативно сказаться на состоянии др. Глоб. проблемы многоуровневы. Их приходится решать и на местном, региональном, общенациональном и гос. ур-не, на ур-не междунар. сообществ и всемирных орг-й. Наиб. значимыми в настоящее время считаются проблемы экологического и военно-политического характера. Сложилось несколько различных подходов к оценке ожидающих человечество экологических перспектив. Экологический пессимизм. Техническая цивилизация зашла в тупик. Гибель природы неизбежна. Неоруссоизм. Руссо б. прав, утверждая, что разв. науки челов-ву счастья не принесет. Необх. отказаться от технической цив-и, перейти к простой естеств. жизни на природе. Экологический оптимизм: нужно ограничить вредные последствия технического прогресса, усилить охрану природы, разработать меры против загрязнения среды и т.д. Это может б. сделано в пр-ссе дальнейш. продолжения техн. прогресса и на его основе. Технократический утопизм: Техн. прогресс остановить невозможно, и масштабы человеческого воздействия на природу будут увеличиваться возрастающими темпами. Это рано или поздно сделает прир. усл-я на земле непригодными для жизни. Но человечество на осн. достижений техники сумеет создать для себя искусств. технич. среду и будет жить в новых условиях не хуже, чем теперь. В последнее вр. получает все большее признание концепция коэволюции человека и природы — их совместного, сопряженного, взаимосогласованного развития. Человечество должно не противопоставлять себя природе, а составлять с ней единую целостную систему. Разумная деятельность человека становится в такой системе фактором, обеспечивающим ее сохр-е и дальнейшую эволюцию, результатом которой является возникновение на Земле ноосферы (В.И.Вернадский), новой, высшей стадии развития биосферы на земле, возникающей на основе разумной деятельности человечества. |