Главная страница

Вопросы философия. Мировоззрение сущность, структура, социальная роль


Скачать 306.39 Kb.
НазваниеМировоззрение сущность, структура, социальная роль
АнкорВопросы философия
Дата09.09.2021
Размер306.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВопросы философия.docx
ТипДокументы
#230759
страница23 из 29
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   29

Русская религиозная философия


Русская религиозная философия ХІХ – начала ХХ вв. представляет собой уникальное явление в истории русской и мировой философской мысли, которое органично соединило основы религиозного, православного мировоззрения с попытками найти ответы на наиболее жгучие вопросы новой эпохи через критическое осмысление опыта классической и новейшей (на то время) западной философии. По мнению современных ревнителей православия: «Религиозная философия – это рациональное познание сущего путем осмысления религиозного опыта, то есть опыта Бога. Русская религиозная философия – познание сущего на основе русского религиозного опыта, опыта верующих РПЦ. В этом познании необходим теологический момент и его нельзя исключить, вынести за скобки. Иначе это будет уже не религиозная философия, но некое искусственное абстрактно-теоретическое образование – философия вообще.

Вся история русской религиозной философии демонстрирует противоестественную искусственность отделения рационально-философского момента от религиозно-теологического. Русская религиозная философия руководствуется идеалом синтетического, целостного, соборного, органического, живого знания. Это знание противостоит знанию философскому – частному, мертвому, искусственному, отвлеченному, аналитическому, но противостоит не отрицая, но включая его в себя как подчиненный момент. Русская религиозная философия стремится вернуть западную философию, определяемую антропоцентристско-гносеологической установкой, к универсальному синтезу установки теоцентрической или теологической. Теологическая парадигма должна быть иерархическим синтезом всех философских парадигм – онтологической, гносеологической и культурологической (современность)».

Эта удивительная по своей самобытности и напряжению личностного сопереживания вселенских проблем ветвь осмысления взаимоотношений Бога, человека и мира оказала и продолжает оказывать огромнейшее влияние на всю последующую русскую и мировую культуру, а ее идеи на социальные, политические, религиозные процессы современности. Помимо прочих вопросов волновавших представителей русской религиозной философии, одним из важнейших для них был вопрос о месте и роли России в мировой истории, о ее особом духовном предназначении. На фоне продолжительных дискуссий «западников» и «славянофилов» отдельным представителям русской философии удалось подняться до гораздо более высокого уровня осмысления означенной проблемы. Их духовное наследие послужило творческим ферментом для возникновения многих современных геополитических доктрин. 
  1. Феноменология как направление современной философии.

  2. Философские идеи фрейдизма

  3. Экзистенциалистский тип философствования.


Экзистенциализм (от лат. «existentia» — «существование») 30 гг. и до 60-70 XX в.

Мартин Хайдеггер, Карл Яспер, Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар

Одним из ее источников была Ф. жизни.

Центральное место в философии экзистенциализма заняла проблема человеческого существования (экзистенция).

Существование предшествует сущности (экзистенция предшествует эссенции): отрицание того, что всякий предмет, явление обладает некоторой сущностью, которая изначально присутствует в нем; наоборот: сначала нечто существует, а затем обретает или не обретает св. сущность. Нет заранее заданной сущности.

Человек обретает сущность через испытание (пограничная ситуация – ситуация выбора между жизнью и смертью). Сущность нельзя обрести раз и навсегда, однажды пройдя испытание, в следующий раз его можно не пройти, не решиться на риск и потерять свою сущность. Жизнь человека – постоянный выбор.

Понять человеческое бытие невозможно рациональными методами и тем более методами естественных наук, оно постигается только интуитивно. Как и в Ф. жизни, человеческое бытие предстает перед взором исследователя в виде потока переживаний, в который вовлечен и сам исследователь, а значит, он не только его созерцает, но и сам живет в нем. Для анализа человеческой жизни экзистенциалисты используют ряд понятий, описывающих определенные состояния человека: «страх», «надежда», «отчаяние», «решимость» и т.д.

Важнейшая особенность человека — его смертность. Неизбежность, неотвратимость смерти заставляет нас по-другому взглянуть на жизнь и оценить ее, в частности посмотреть на нее не с «начала», а с «конца», что позволяет нам глубже понять ее сущность.

Человек переживает экзистенциальное одиночество – невозможно передать св. внутр. мир др. человеку и не дано понять, что переживает др. человек.

Каждый индивид существует только в рамках определенной культуры и конкретной ситуации. Наличие тех или иных биологических и психологических задатков, принадлежность к той или иной социальной группе и этносу, нахождение в определенной историко-культурной ситуации и т.п. — все это объективные характеристики и условия, которые навязаны человеку извне и помимо его желаний.

Одно из центральных мест в экзистенциализме занимает проблема свободы. Ее сущность объясняется на базе понятия «экзистенция» и такой ее важнейшей характеристики, как «направленность» («интенциональность») на трансцендентную сущность.

Религиозный экзистенциализм: свободу можно обрести только в Боге.

Атеистический экзистенциализм (Сартр): свобода - возможность для человека выбирать самого себя, т.е. свою сущность, которая не зависит ни от чего в этом мире. Свобода оказыва­ется при этом тяжелым бременем, которое вынужден нести человек, если он выбрал себя как личность. Но человек может и отказаться от этого выбора, тогда он перестает быть самим собой и становится «как все». При этом он погружается в мир обезличенности, анонимности, где никто ничего не решает и не несет ни за что никакой ответственности, человек превращается «в винтик» в общественном механизме.

В религиозный экзистенциализм (Бердяев, Марсель, Ясперс, поздний Хайдеггер) включает в св. систему бога, а атеистический (Сартр, Камю) нет (его не отрицают, просто его существование никак не оговаривается).
  1. 1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   29


написать администратору сайта